проект и творчество
материал по биологии по теме

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий ,нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу ,выработку навыка самостоятельной работы ,формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем –профессиональной деятельности , самоопределения ,повседневной жизни. Актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов ,которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний ,сбора необходимой информации ,умение выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_i_tvorchestvo.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с.Полом Фаленского района Кировской области

Организация проектной деятельности по биологии для развития креативных способностей

                                                                                                Работу выполнила

                                                                                                учитель биологии

                                                                                                II квалификационной  

                                                                                                категории                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                Шумилова Наталья

                                                                                                Леонидовна

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. с.3

I Проектная деятельность как один из способов развития творческих способностей ………………………………………………………………………...с.5

1.1. Место технологии проектного обучения в современной школе……………..с.6

1.2. Сущность понятия  «проектная деятельность»……………………………….с.8

1.3. Что такое креативность? ……………………………………………………….с.9

1.4. Проект и творчество…………………………………………………………...с.12

1.5. Учебный проект………………………………………………………………..с.15

II  Организация проектной деятельности на уроках биологии………………….с.18

2.1. Проблемные моменты проектного метода………………………………… ..с.20

2.2. Виды проектов…………………………………………………………………с.21

2.3. Преимущества проектов………………………………………………………с.23

III Заключение………………………………………………………………………с.26

IV Приложение……………………………………………………………………...с.27

V  Библиография…………………………………………………………………....с.30

Введение

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий ,нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу ,выработку навыка самостоятельной работы ,формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем –профессиональной деятельности , самоопределения ,повседневной жизни .Очень важным становится воспитание подлинно свободной личности,  формирование у детей способности мыслить , добывать и применять знания ,тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия ,эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для контактов и культурных связей.

 В Концепции модернизации российского образования  на период до 2010 года ставилась задача по формированию «целостной системы универсальных знаний , умений ,навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся ,то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования».Происходит перевод системы образования из системы ,осуществляющей процесс «прохождения программ» и усвоения совокупности предметных знаний ,в систему, работающую на результат , на формирование определенных качеств личности обучающихся ,задаваемых на данном этапе развития общества.

 Для такого строительства необходимы «чертежи» , «стройматериалы»,и специалисты. Общество, школа, осознав проблемы образования ,не может ждать фундаментальных разработок науки ,интуитивно ,эмпирически ищет способы решения проблем ,осмысление и обобщение оставляя теоретической науке.         Важнейшие задачи современного общего образования в школах РФ можно сформулировать следующим образом:

  1. Научить организовать свою деятельность :определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике , взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей , оценивать достигнутые результаты;
  2. Научить объяснять явления действительности ,т.е. выделять их существенные признаки ,систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи ,оценивать их значимость;
  3. Научить ориентироваться в мире социальных ,нравственных и эстетических ценностей: различать факты и их оценку, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;
  4. Научить решать проблемы ,связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, жителя определенной местности и т.д.) ,сформировать умение анализировать конкретные жизненные ситуации  и выбирать способы поведения , адекватные этим ситуациям;
  5. Сформировать ключевые навыки ,имеющие универсальное значение для различных видов деятельности :навыки решения проблем ,принятия решений ,поиска, анализа и обработки информации ,коммуникативные навыки ,навыки измерений, навыки сотрудничества ;
  6. Подготовить к профессиональному выбору ,т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда, в системе профессионального образования ,в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональных учебных заведениях, сформировать знания и умения ,имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.

Очевидно ,что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов ,которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний ,сбора необходимой информации ,умение выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии .

Проектная деятельность как один из способов развития креативных способностей

  В период школьного обучения сформированная проектная деятельность даже на элементарном уровне позволяет организовать самостоятельную работу детей как целенаправленную и содержательную ,наполнить ее личностно значимым смыслом , придать организационные рамки всем видам деятельности ,выполняемым в проекте. Для формирования какой-либо компетентности возможно подбирать или разрабатывать проект ,который послужит организационной рамкой необходимой деятельности.

Кроме решения проблем и задач собственно образования в современном обществе проектный подход широко применяется для решения проблем, принятия решений. Современный уровень развития техники и технологий таков ,что все и всё взаимосвязано ,человечество находится в большем ,чем прежде взаимовлиянии. Деятельность современного человека может быть небезвредна , результаты ее необходимо предвидеть ,гарантировать безопасность для человеческого сообщества и природы. 

Место технологии проектного обучения в современной школе

В настоящее время метод проектов приобрел довольно широкую популярность .Это обусловливается ,прежде всего ,наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни ,включая сферу образования, нашей неспособностью целенаправленно и оперативно решать острые социальные вопросы. Разрушение прежней системы образования ,централизованной , ориентированной на выполнение исключительно государственного социального заказа ,привело в условиях разгосударствления общественной жизни к состоянию растерянности многих педагогов ,образовательных учреждений ,органов управления образованием. Ведь теперь ,освобождаясь от необоснованных иллюзий или же потребительского отношения ,надо многое учиться делать самим :понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи ,продумывать способы их осуществления и многое другое ,что входит в содержание проекта. А ведь этому специально не учили. Вот возникает насущная потребность обучения проектированию .Не случайно в Базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования –способность проектировать.

Анализ мирового опыта позволяет констатировать широкое распространение метода проектов в системах образования разных стран. Причина в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире ,необходимо не только передавать ученикам сумму тех или иных знаний , сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно ,уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными новые области профессиональной деятельности ,отходят на задний план и постепенно отмирают устаревшие.Это требует от людей высокой мобильности. Каждый выпускник школы должен быть готов к тому ,что ему  всю жизнь придется учиться :изучать новые материалы, новую технику ,новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.

         Таким образом, внедрение метода проектов в учебный процесс школы позволяет создать условия для полноценного проявления и развития личностно значимых качеств учащихся ,а не заниматься формированием личности с заданными свойствами. Учащиеся ,выполняя проект ,приобретают не только необходимые знания ,умения, навыки, но развиваются как личности, получая необходимый заряд для самоопределения в будущей взрослой жизни.

Сущность понятия  «проектная деятельность»

        Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными понятиями и категориями как «проект», «деятельность», «творчество»,имеющими разноплановый характер ,как с точки зрения различных отраслей научного знания , так и с точки зрения разных уровней методологии науки.

Понятие «проектная деятельность школьников» находит свое отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин- педагогической и психологической науки .Обучение проектной деятельности предполагает учет ,как основных закономерностей педагогического процесса ,так и ее психологического содержания.

Рассмотрим понятие «проектная деятельность» с точки зрения педагогики и психологии.

По мнению Н.В.Матяш, проектная деятельность является интегративным видом деятельности ,синтезирующим в себе элементы игровой ,познавательной , ценностно-ориентационной ,преобразовательной ,учебной, коммуникативной ,а главное творческой деятельности. И.Сасова считает ,что проектирование (процесс создания проекта)-это особый, творческий вид деятельности ,который нравится школьникам ,потому что помогает им реально раскрыть свои творческие возможности ,заложенные в них природой.

Таким образом, проектная деятельность –это педагогическая технология ,в которой видна самостоятельная ,творческая работа учащихся над разрешением проблемы по желаемому изменению объекта или процесса. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся , умений самостоятельно конструировать свои знания ,умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления .

Что такое креативность?

В современном обществе вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения стоит очень остро. Это связано с тем, что обществу требуются высокопрофессиональные ,творчески мыслящие специалисты, способные незамедлительно реагировать на происходящие изменения.

 Творчество –это процесс ,присущий деятельности человека. В той или иной степени творчество присуще каждому. Творчество означает созидание нового ,под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении субъекта ,так и порождаемые им, но и не отчуждаемые от него продукты.

К. Роджерс пишет : «Я понимаю под творческим процессом создание  с помощью действия нового продукта ,вырастающего ,с одной стороны ,из уникальности индивида, а с другой- обусловленного материалом ,событиями, людьми обстоятельствами жизни».

Результатом творчества является некий новый продукт:идея,материальный объект ,способ действия или поведения.

Процесс творчества связан с особым видом мыслительной деятельности .

Творческое мышление –один из видов мышления ,характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.

Способность человека к творческому мышлению ,а значит ,к творчеству называют креативностью.

Креативность- характеристика полноценно функционирующего человека , способность продуцировать уникальные идеи, результаты ,способы решения проблем.

Креативность -способность человека к конструктивному нестандартному мышлению ,а также осознанию и развитию своего опыта.

Креативность может рассматриваться как внутренний ресурс человека , проявляющийся в любом виде деятельности  и позволяющий человеку выходить за рамки общепринятых представлений о сути вещей ,создавая новое.

Креативность –это те самые творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении ,чувствах, общении ,характеризовать или личность в целом, или продукт ее деятельности.

Можно выделить особенности ,без которых невозможно никакое творчество:

  • Беглость-способность генерировать максимальное количество идей ;
  • Гибкость-способность к созданию широкого многообразия разноплановых идей;
  • Оригинальность-способность генерировать нестандартные идеи;
  • Точность –способность придавать завершенный вид продуктам мышления .

Зачем развивать креативность? Может показаться ,что креативность обычному человеку не очень нужна ,а творчество –удел художников , композиторов, артистов, музыкантов, поэтов –людей ,от природы одаренных этим качеством. Однако в современном мире ,который меняется со все увеличивающейся скоростью, человек, не обладающий достаточной креативностью, просто обречен жить в ситуации постоянного душевного дискомфорта.

Можно смело утверждать ,что креативность –качество, необходимое каждому современному человеку. Причем поле применения этого качества практически не ограничено. Креативность -весьма существенный фактор в современном понимании профессионализма.

Креативный человек ,как правило, более успешен во всем- от простого общения до профессиональной деятельности .Он терпим к окружающим ,всегда готов признать, что привычный для него способ поведения ,может быть, не самый лучший,  а только принят именно в силу привычки ,что каждый человек живет в своем мире  и видит этот мир по-своему ,самостоятельно, а не так ,как ему диктуют окружающие.Таким образом, креативный человек более привлекателен в общении.

Креативность помогает человеку находить оригинальные решения сложных проблем, как организационно-бытовых, так и научно-технических, помогает создавать яркие художественные произведения.

Креативность является серьезным фактором –движущей силой развития личности ,она обеспечивает такие качества человека ,как уверенность  в себе , открытость новому опыту, критичность и самостоятельность восприятия и мышления.

Проект и творчество

Одно из условий создания системы развития творческих способностей детей- поиск новых технологий ,форм и средств обучения. Метод проектов не является новым в педагогической практике ,но тем не менее относится к педагогическим технологиям XXI века. Метод проектов -это система обучения ,при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий –проектов.

Учебный проект с точки зрения учащихся –это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала .Это работа, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе ,попробовать свои силы ,приложить свои знания , принести пользу ,показать публично достигнутый результат .Эта деятельность направлена на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самим учащимся в виде задачи, когда результат этой деятельности –найденный способ решения проблемы- носит практический характер ,имеет важное прикладное  значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя-это интегративное дидактическое средство развития ,обучения и воспитания ,которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся ,учить многим нужным и важным вещам.

Творческая учебная деятельность –это субъективная сторона учебного труда школьника, отражение потребностей, интересов, способностей, волевых усилий, эмоционального отношения .Системообразующий элемент творческой активности- мотивационно- потребностное ядро личности учащегося.Важнейшие условия формирования творческого потенциала учащихся –содержание изучаемого материала ,характер деятельности. Формирование творческого потенциала взаимосвязано с развитием самостоятельности .Творческая активность предполагает максимальное проявление индивидуальности.

Развитие творческого потенциала обеспечивает накопление системы знаний , фонда умственных приемов, операций: операции мышления  (анализирующее наблюдение, сравнивание, анализ и синтез, абстракция ,обобщение и конкретизация);приемы осмысленного запоминания  (смысловая группировка , составление плана, тезисов); общие способы учебной работы  (умение работать  с книгой, умение слушать ,наблюдать , планировать, контролировать);перенос усвоенных знаний ,умений и навыков на решение новых задач.

          Метод проектов предполагает совокупность исследовательских ,поисковых , проблемных методов ,творческих по самой своей сути. На основании этого , Н.В.Матяш утверждает ,что творческая проектная деятельность школьников –это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной ,имеющих личностную или общественную значимость.

Попробуем сделать краткий сравнительный анализ процесса творчества и процесса проектной деятельности  .Так В.А.Моляко выделяет следующие этапы творчества:

  1. возникновение проблемы (постановка задачи);
  2. подготовка к решению;
  3. формирование замысла;
  4. проверка и проработка.

Для сравнения этапов творчества с этапами проектной деятельности возьмем этапы работы над учебным проектом ,предложенные Н.Ю.Пахомовой :

1.   погружение в проект;

2.   организация деятельности;

3.   осуществление деятельности;

4.   презентация результатов.

Итак, погружение в учебный проект иными словами можно обозначить как этап формулирования темы и проблемы проекта, что соответствует начальному этапу творчества. Этап организации учебной деятельности ,как полагает Н.Ю.Пахомова , представляет собой постановку цели и задач по решению проблемы проекта и осуществление исследования ,а это не что иное ,как подготовка к решению. На этапе осуществления деятельности учащиеся «добывают» недостающие знания ,подготавливают презентацию результатов. А проверка результатов необходима и учащемуся и учителю для оценки и соответственно самооценки.

Таким образом, сравнительный анализ процесса творчества и процесса проектной деятельности показал значительное совпадение этапов и их направленности ,что позволяет нам утверждать ,что проектная деятельность ,в целом, и учебный проект ,в частности и есть процесс творчества или творческая деятельность.

К творческой деятельности учащихся надо готовить .Так ,В.А.Моляко принадлежит аспект трансформации творческой деятельности ,что позволяет предполагать динамику ее развития в процессе проектной деятельности школьников.

По К.М.Кантору проект –это проявление творческой активности человеческого сознания .

Проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса  и единство обучения ,воспитания  и развития учащихся.Поэтому есть основание говорить о методах обучения проектной деятельности ,под которыми мы понимаем целенаправленные и организованные способы и приемы выполнения учебных творческих проектов. Ведущим методом проектного обучения является метод проектов, позволяющий включить школьников в проектную деятельность.

Учащиеся выполняют учебные проекты ,под которыми следует понимать самостоятельно разработанные и изготовленные изделия ,от идеи до его выполнения,обладающие субъективной или объективной новизной и выполненные под контролем и с консультированием учителя. По мнению Н.В.Матяш ,учебное проектирование можно рассматривать как учебно-производственный эксперимент, связывающий две стороны процесса познания .С одной стороны, оно является методом обучения ,с другой- средством практического применения усвоенных знаний и умений.

Учебный проект

Велико разнообразие учебных проектов :от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных. Учебные проекты настолько разные, что задача кратко и односложно ответить на вопрос ,в чем сущность понятия «учебный проект» кажется невыполнимой Тем не менее мы постараемся это сделать.

Проект называется учебным ,тогда в чем же заключается его педагогическая направленность ,его воспитывающее ,обучающее и развивающее воздействие ?Они есть в каждом учебном проекте ,но завуалированы от учащихся .Учителю учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся ,но и как задание ,сформулированное в виде проблемы ,и их направленная деятельность ,и форма организации взаимодействия учащихся  с учителем и учащихся между собой,     и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся , инициируя деятельность. Нет проблемы нет деятельности. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности ,направленной на ее решение. Целью проекной деятельности становится поиск способов решения проблемы ,а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике ,которая реализуется  в последовательности ее этапов .Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы, проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач ,организация групп, распределение ролей ,затем выбор методов , планирование работы и собственно ее осуществление проектной работы.

Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная , то именно во время презентации мы и узнаем, что было сделано во время самостоятельной проектной работы.

Таким образом, учебный проект с точки зрения учителя –это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Педагогическим результатом проектной деятельности является ,прежде всего , сама деятельность .И с точки зрения детей тоже. Они что-то делали ,у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами , преодолели их, узнали много нового ,использовали свои знания. Продукт-это одно из воплощений замысла.

Полезность проекта заключается в том, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта.

Идя к этой цели ,он сталкивается с тем ,что ему приходится добывать знания ,а затем соединять разрозненные сведения ,нанизывать их на некую свою цель .Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности ,которая ему интересна.

Метод проектов –это набор техник и приемов ,позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы .Метод имеет ряд преимуществ :

  1. он дает возможность организовать учебную деятельность ,соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
  2. успешно интегрируется в образовательном процессе;
  3. легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой ,стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики , психологической технологии, частных методик;
  4. этот метод гуманистический ,обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала ,но и интеллектуальное и нравственное развитие детей ,их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу;
  5. проекты сплачивают детей ,развивают коммуникабельность ,желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;

           Проект –это шесть «П»:проблема-проектирование (планирование)-поиск информации –продукт- презентация- портфолио. Портфолио- это папка ,в которую входят :паспорт проекта ,планы выполнения проекта и отдельных его этапов , промежуточные отчеты группы ,вся собранная информация по теме проекта, в том числе и необходимые ксерокопии и распечатки из Интернета ,результаты исследований и анализа, запись всех идей ,гипотез ,решений ,отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, краткое описание всех проблем, с которыми приходилось столкнуться ,эскизы ,чертежи ,наброски, материалы к презентации.

           Таким образом , ценность каждого проекта заключается в том, что практически все знания учащееся добывают самостоятельно или посредством общения между группами.

Научная деятельность помогает формировать творческую личность , стимулирует «поисковую активность»,упорство детей в достижении поставленной цели. На новом этапе обучения и развития у школьников появляется потребность поделиться своими поисками ,научными открытиями. Приобщение детей к ранней научно-исследовательской деятельности ,поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе ,позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные ,так и потенциальные творческие способности , причем индивидуально у каждого ребенка.

Организация проектной деятельности на уроках биологии

        В настоящее время ,когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен. Используя проектную технологию в своей работе , приоритетным ставлю процесс познания ,для того чтобы подготовить ученика , способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания ,умело применять их на практике для решения возникающих проблем .При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи:

  1. развитие познавательных умений и навыков учащихся ,творческих способностей ,умение ориентироваться в информационном пространстве ;
  2.  самостоятельно конструировать свои знания ;
  3. интегрировать знания из различных областей наук ;
  4. умение критически мыслить .

   Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся  (индивидуальную ,парную ,групповую) , которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель ,а иногда и месяцев).Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью ,а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей , изучаемых в школе наук.

        Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания» , сколько создания условий для расширения  познавательных интересов детей , развития творческих способностей ,и на этой базе –возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний .

         Метод проектов -гуманистический ,обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала ,но и интеллектуальное и нравственное развитие детей , развивает коммуникабельность ,желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

Механизмы ,виды, приемы проектной деятельности  отрабатываются в организации урочной и внеклассной работы по предмету. На первом этапе организации проектной деятельности необходимо научить учащихся формулировать несколько проблем ,выбирать вид проекта  и организационную форму его выполнения.В теме проекта должна быть заключена значимая проблема. Выполняя творческие проекты от идеи до ее воплощения ,учащиеся учатся самостоятельному принятию решения ,ответственности за его реализацию. Ученику предоставляется право выбора  способа  и пути деятельности .Он сам (на первых порах при участии учителя) анализирует каждый шаг своей деятельности ,определяет свое незнание ,ищет причины и пути исправления  своих ошибок. Его участие в проектной деятельности заключается не в принятии готового образца ,а в постановке предположений ,гипотез ,коллективном обсуждении наиболее целесообразных путей решения. Чувство свободы  выбора делает деятельность сознательной , продуктивной. Учитель должен стремиться к предоставлению  как можно большей самостоятельности ученикам в работе на всех этапах проекта ,но всегда помнить о необходимости постоянного контроля их деятельности. Проектная деятельность способствует формированию субъект- субъектных отношений между учителем и учениками .Учитель вступает как равноправный участник процесса добывания , обработки, анализа и представления знаний школьникам.

     Работаю по методу проектов три года. Цель моей работы:

1.Помочь учащимся найти мотивацию для обучения ;

2.Включить их в активную, вполне реальную деятельность;

3.Позволить ученику осмыслить личностную значимость этой деятельности и ее результатов;

4.Оценить свои склонности и возможности в выполнении деятельности с определенными характеристиками .

Проблемные моменты проектного метода.

-наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом;

-всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить процесс;

-главная опасность при выполнении исследовательского проекта- превращение его в констатацию фактов;

-реализация воспитательных задач в ходе проектной деятельности. Здесь моральные принципы –отзывчивость, верность, ответственность за принятые решения –основываются на действии, они должны быть прожиты.

      В процессе проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время учащиеся ,начиная с 6 класса получают навыки работы с различным раздаточным материалом ,проводят фенологические наблюдения ,находят и определяют растения,  животных, описывают место их произрастания и обитания, их морфологические особенности ,составляют план и программу наблюдений . Также используют приобретенные знания и умения в повседневной жизни ,то есть для ухода за растениями и животными ,заботы о собственном здоровье ;оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму ,здоровью других людей. Ведь с детства все знают о правилах профилактики различных заболеваний ,о вредных привычках ,без запинки их называют, но грубо нарушают в жизни. Так что основной задачей учителя является не просто дать учащимся знания о строении человеческого организма ,а научить использовать их в повседневной жизни и убедить их в том ,что здоровье –это самая большая ценность. Продуктом их проектов являются коллекции, гербарии, рекомендации ,листовки по охране растений и животных, буклеты, плакаты по здоровому образу жизни.

Виды проектов

          В своей практике использую несколько видов проектов:

  1. информационно-поисковые, предполагающие сбор и анализ информации ,подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете накапливается материал в виде докладов, рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, олимпиадам;
  2. исследовательские проекты нацеливают на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения ,выдвижение гипотез. Проекты такого рода позволяют сформировать и развивать у учеников научный  тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению;
  3. продуктивные проекты дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании буклета, газеты, плаката.

         При использовании метода проектов в обучении школьники включаются в творческую деятельность .Отношения учитель-ученик в корне меняются .Если в традиционном образовании учитель работал по схеме :учитель-учебник-ученик ,то теперь:

  • ученик определяет цель деятельности- учитель помогает ему в этом;
  • ученик открывает новые знания- учитель рекомендует источники знаний;
  •  ученик экспериментирует -учитель помогает организовать познавательно-трудовую деятельность;
  • ученик выбирает -учитель содействует прогнозированию результатов выбора ;
  • ученик активен -учитель создает условия для проявления активности; ученик –субъект обучения- учитель- партнер;
  • ученик несет ответственность за результат своей деятельности –учитель помогает оценить полученные результаты  и выявить способы совершенствования деятельности.

         Совместная деятельность обеспечивает накопление знаний ,а ученикам интегрирования знаний  и умений ,применяемых в практической деятельности ,расширение образовательного пространства. Идея проекта должна созреть в головах учащихся ,они должны осознать необходимость такого вида деятельности –тогда результат будет получен с большим эмоциональным откликом. Никогда не надо будет заставлять ,убеждать в необходимости работать ,очень быстро формируется проектная группа. Убеждена ,что совместная работа ученик-учитель –наиболее перспективная форма деятельности сегодня и в будущем.

Как правило, над проектом работают один или несколько учеников. Преимущество индивидуальных проектов в том ,что формируется чувство ответственности ,а при выполнении групповых проектов- навыки сотрудничества.

Преимущества проектов

Преимущества индивидуальных проектов:

*План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.

*У учащегося формируется чувство ответственности .

*Приобретение опыта деятельности на всех без исключения этапах выполнения  проекта- от рождения замысла до итоговой рефлексии.

*Формирование общеучебных умений и навыков (исследовательский , презентационный, оценочный).

Преимущества групповых проектов:

          *Формируются навыки сотрудничества.

          *Проект может быть выполнен глубоко и разносторонне.

          *В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы ,идеи, гипотезы. Этот соревновательный элемент повышает мотивацию.

 Необходимо соблюдать условия для успешной реализации проекта:

1.Наличие социально значимой задачи ,проблемы- исследовательской , информационной ,практической.

2.Пооперационная разработка проекта ,в которой указан перечень конкретных действий  с указанием выходов ,сроков и ответственных.

3.Результатом работы над проектом должен быть продукт .Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. Подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убедительно ,как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

4.Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Что достигается данным опытом :внешний результат можно увидеть , осмыслить , применить в реальной практической деятельности ;внутренний результат –опыт деятельности –становится бесценным достоянием  учащегося ,соединяя в себе знания и умения ,компетентности и ценности.  

         Вместе с учащимися вырабатываются правила успешной проектной деятельности:

  • В команде нет лидеров, все члены команды равны.
  • Команды не соревнуются.
  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  • Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе .
  • Все должны проявлять активность и вносить вклад в общее дело .Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
  • Ответственность за конечный результат несут все участники команды, выполняющие проектное задание.

У учащихся появляется возможность проявить свои лучшие качества .

 Стоит вспомнить и учителю о правилах:

  • Правило всеобщей талантливости: нет бесталанных ,есть занятые не своим делом.
  • Правило взаимопревосходства: если у кого-то что-то получается хуже чем у других ,значит что-то должно получаться лучше.
  • Правило неизбежности перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

         Таким образом, создается ситуация успеха для каждого, кто принял участие в работе.

         Проектная деятельность –педагогическая технология ,ориентированная не на интеграцию фактических знаний ,а на их применение  и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога ,подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю ,для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить»,-эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

         Проект ценен тем, что в процессе его выполнения учащиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности .Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты ,делать выводы и заключения ,то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию ,будет жить творческой жизнью.

Заключение

         Рассмотрев некоторые общие вопросы ,связанные с методом проектов , попытаемся определить ,в чем состоит его педагогическая эффективность и целесообразность.

Во-первых он основан на принципе индивидуального сконцентрированного обучения.

Во-вторых, реализует дятельностный подход в обучении .

В-третьих, построен на принципах проблемного обучения.

В-четвертых, способствует развитию внутренней мотивации к учению.

В-пятых, способствует развитию конструктивного критического мышления школьников.

В-шестых, обеспечивает формирование основных компетенций учащихся:

-проблематизации;

-целеполагания;

-планирования деятельности;

-самоанализа и рефлексии;

-сравнения, анализа, синтеза ,прогнозирования;

-самостоятельного поиска, хранения и практического применения необходимой информации (в т.ч. использованием электронных носителей);

-презентация хода самостоятельной деятельности и ее результатов;

-коммуникативности и толерантности.

Таким образом ,метод проектов –это новый подход к организации школьного обучения ,при котором познание строится не на запоминании отобранной учителем информации ,а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребенка.Высшая задача педагога состоит в том,чтобы дать детскому «я» возможность проявлять потребность быть самим собой и развивать его возможности самореализации.

Приложение 1

Проект «Несуществующий живой организм».

По предложенной памятке учащиеся работают над индивидуальными проектами по теме «Несуществующий живой организм».

Учитель: Вы изучили живой организм ,много знаете об особенностях его строения и функционирования. Представьте себя исследователями ,которые обнаружили на другой планете или потаенном уголке нашей планеты какое-то неизвестное до сих пор живое существо .Ваша задача узнать все об этом живом организме и рассказать ребятам. Используйте следующий план исследования:

  1. Определите, в каких условиях обитает ваш организм.
  2. Опишите его внешний вид в соответствии со средой обитания. Как он передвигается?
  3. Опишите особенности строения и функционирования живого существа :как дышит, питается,  как происходят у него процессы выделения?
  4. Придумайте еще вопросы для более полного и подробного описания живого организма.
  5. Приготовьте проект к защите в классе.  Используйте известные вам

различные варианты представления и оформления.

6.Оцените свой проект по следующим критериям:

Оценка работы:

- полнота описания неизвестного живого организма-10 баллов;

-уровень самостоятельности-10 баллов;

-качество оформления-10 баллов.

Оценка защиты:

-представление проекта-10 баллов;

Ответы на вопросы-5 баллов.

Требования к оформлению:

Материалы должны состоять из описания живого организма  и рисунков . Рисунки ,схемы должны быть четкими ,цветными

Проект «Ах, пеларгония!»

         Алгоритм выполнения проекта.

Для прививки используют высокорослую пеларгонию не моложе одного года.

  1. Острой бритвой обрезать стебель на нужной высоте и на 3 см ниже междоузлия.
  2. В стебле сделать клинообразный вырез,в который вставить прививаемый черенок.
  3. В качестве привоя взять побег с 3-4-мя листьями .
  4. На стебле привоя под вторым узлом сделать бритвой два перекрещивающихся косых надреза .
  5. Полученный привой с одним взрослым листом и верхушечной почкой вставить в вырез на подвое.
  6. Место прививки обвязать тонкой полиэтиленовой лентой.
  7. На привитый стебель надеть прозрачный полиэтиленовый пакетик так, чтобы не сминался лист.
  8. Спустя 8-10 дней пакет снять.

Библиография

  1. Майорова Н.П.,Чепурных Е.Е.,Шурухт С.М.Обучение жизненно важным навыкам: Пособие для классных руководителей/Под ред.Н.П.Майоровой.-СПб.:Издательство «Образование-Культура»,2002.
  2. Организация проектной деятельности в школе: система работы /авт.-сост. С.Г.Щербакова и др.-Волгоград:Учитель,2009.
  3. Тяглова Е.В.Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод.пособие/Е.В.Тяглова.-М.:Глобус,2008.
  4. Школьная проектная лаборатория /авт.-сост. Н.В.Кашлева и др.-Волгоград:Учитель,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Радуга творчества"

Первой ступенью в выполнении творческого проекта стала основная проблема. Без неё не было бы и смысла что-либо выполнять. Ведь, что нас толкает к действию? Конечно же, возникновение проблемы. Пе...

Открытый урок -проект по творчеству Ф. Карима в 7 классе

“Татарстан Республикасы Буа шәһәре  М.М. Вахитов исемендәге гимназия”гомуми белем муниципаль учреждениесе   Фатих Кәрим – шагыйрь һәм солдат.( Фатих Кәримнең тормышы һәм иҗаты буен...

Презентация учителя к работе над учебным проектом по творчеству Н. В. Гоголя

Презентация-приглашение к работе над проектом по повести Н. В. Гоголя  "Ночь перед Рождеством" в 6 классе по Программе литературного образования под ред. Г. И. Беленького...

Проект по творчеству Б.Ш.Окуджавы "Каждый пишет, как он слышит..."

Проект по творчеству Б.Ш.Окуджавы "Каждый пишет, как он слышит..."...

Урок - проект по творчеству Н. А. Некрасова

Урок - проект по творчеству Н. А. Некрасова...

«Через метод проектов - к творчеству ученика и учителя»

Мир творчества – это та среда, в которой человек живет и действует повседневно. Этот мир не только существенно влияет на становление и развитие личности, способствует адекватной адаптации человека в т...

Педагогический проект "Театральное творчество как способ социализации личности ребёнка".

Дополнительная образовательная программа рассчитана на детей 8-14 лет и включает следующие разделы: «Техника речи», «Выразительность речи», «Культура общения», «Литературное творчество», «Основы сцени...