рабочие программы по биологии
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Рабочие программы по биологии по УМК Пономаревой И.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_6.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с.Полом Фаленского района Кировской области

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  Биология

  6 класс

Базовый уровень

на 2013-2014 учебный год

Учитель: Шумилова Наталья Леонидовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

6 класс

Базовый уровень (2 часа в неделю, 68 часов)

УМК И.Н.Пономаревой

 Рабочая программа  соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования. Рабочая  программа составлена на основе:

  • Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений.- М., изд.  центр "Вентана-Граф», 2010 год
  • Авторская  программа « Природоведение. Биология. Экология. 5-11 Авторы: Т.С.Сухова, В.С. Строганов, И.Н. Пономарева и др.».  Издательский центр «Вентана- Граф,  2010 г.»   к учебникам биологии И.Н.Пономаревой  общеобразовательных учреждений (базовый уровень).

Нормативно-правовая основа рабочей программы:

1.Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3.Федеральный базисный учебный план для начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2011г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта  2004г. № 1312».

6.Приказ Минобрнауки от 19.12.2012 г.№ 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего  образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год».

7. Приказ департамента образования Кировской области от 13.06.2012г. №5-1204 «О региональном компоненте в структуре федерального базисного учебного плана».

8.Учебный план муниципальной казённого общеобразовательного учреждения  основной общеобразовательной школы с.Полом Фаленского района Кировской области на 2013-2014 учебный год.

9.Годовой календарный учебный график муниципальной казённого общеобразовательного учреждения  основной общеобразовательной школы с.Полом Фаленского района Кировской области на 2013-2014 учебный год.

Образовательная деятельность осуществляется на основании  лицензии от 21.03.2011 года 43 № 000268 (рег. № 0094), свидетельства о государственной аккредитации от 12.03.2013 года серия 43 А01 № 0000138 (рег. № 686).  

Изучение биологии направлено на достижение следующих  целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
  •  овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями; оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

С принятием нового образовательного стандарта возникла необходимость при изучении биологии в 6 классе сократить число учебных часов в неделе и в году вдвое. Но для полноценного изучения данного предмета из школьного компонента ОУ выделен 1 час для расширения содержания программы по биологии (68 часов в год, 2 часа в неделю).

Требования к уровню подготовки

В результате изучения биологии  ученик 6-ого класса должен

Знать/понимать

-признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

-сущность  биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.

Уметь

-объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Кировской области

-изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений,  влиянием факторов среды на живые организмы; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

-распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

-выявлять приспособления  организмов к среде обитания;

-сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе сравнения;

-определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

-проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника  отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках знания биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для соблюдения мер профилактики заболеваний , вызываемых растениями, бактериями, грибами;

-оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

-соблюдения правил поведения в окружающей среде;

-выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Тематическое планирование.

№ п/п

Название темы

Количество часов.

Лабораторные работы

Экскурсии

1

Введение

7

1

1

2

Клеточное строение растений

5

1

3

Органы цветкового растения

18

6

1

4

Основные процессы жизнедеятельности растений

11

1

-

5

Основные отделы царства растений.

10

4

-

6

Историческое развитие многообразия растительного мира на земле

4

-

-

7

Царство Бактерии

2

-

-

8

Царство Грибы. Лишайники.

4

1

-

9

Природные сообщества.

5

-

1

10

Заключение.

2

-

-

Итого

68

14

3



Рабочая программа ориентирована на использование

УМК по биологии.

1.Биология в основной школе: Программы  :5-9 классы.

     /Сост. Т.С.Сухова ,В.И.Строганов, И.Н.Пономарева и др.-М.:Вентана-Граф,2007.-72 с.

2.Пономарева И.Н., Корнилова  О.А., Кучменко В.С.

Биология: Растения. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы/Под ред.проф.И.Н.Пономаревой.-М.:Вентана-Граф,2010.

3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.

Биология:Растения.Грибы.Лишайники:.Биология:Растения.Бактерии.Грибы.Лишайники.6 кл.: Методическое пособие.-М.:Вентана-Граф,2002.

4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.

Биология: растения. Бактерии. Грибы .Лишайники: Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений в двух частях.-М.:Вентана-Граф,2009.

 5. Пономарева И.Н., орнилова О.А., Кучменко В.С.

Биология:Растения.Грибы.Лишайники:6 класс: Дидактические карточки. -М.: Вентана -Граф ,2002.

а также методических пособий для учителя:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2005;

Т.А. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва. Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72с.;

дополнительной литературы для учителя:

Былова А.М.Экология растений :6 класс:учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2009.

Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы);

Лернер Г.И.Ботаника. Поурочные задания ,тесты, контрольные работа для 6-7 кл.,-М.:1998.

Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. -127с.;

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии .6(7) класс.-М.,2005.

Попова Л.А. Открытые уроки: Природоведение. Биология:5-8 классы.-М.,2009.

для учащихся:

Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.

Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.

Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.

Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.

Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.

Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.

Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.

Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.

Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.

Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с.: ил.

Книга для чтения  по  ботанике /сост.  Д.И.  Трайтак. -   М., Просвещение, 1985.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ П/П

Наименование разделов, тем уроков

Тип урока

Содержание урока

Дата проведения

план

факт

Введение.

1.

Наука о растениях - ботаника.

Изучение нового материала

Царства органического мира: бактерий, грибов, растений, животных,  и место растений в нем. Наука о растения - ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Основные направления применения ботанических знаний.

2.

Мир  растений.

Комбинированный

Многообразие мира растений:  культурные и дикорастущие, однолетние и многолетние, лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений. Признаки растений.

3

Строение растений.

Комбинированный

Основные органы растений. Цветковые растения. Распознавание органов растений.

4

Семенные и споровые растения.

Комбинированный

Лабораторная работа № 1. «Изучение семенных и споровых растений».

5

Растение- живой организм

Комбинированный

Растение - живой организм, или биосистема.

Экскурсия «Мир растений осенью». Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. 

6

Условия жизни растений на Земле.

Комбинированный

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Жизнь растений осенью.

7

Среды жизни растений.

Комбинированный

Среды жизни растений. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.

Клеточное строение растений.

8

Микроскоп и лупа- приборы для изучения строения растений.

Комбинированный

Увеличительные приборы. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Культура труда и техника безопасности в работе. Клетка- основная структурная единица организма растения.

9

Особенности строения  растительной клетки

Изучение нового материала

Строение  растительной клетки. Разнообразие растительных клеток по форме и размерам.

Лабораторная работа № 2. «Приготовление микропрепаратов растительных клеток» и рассматривание их под микроскопом.

10

Жизнедеятельность  клетки.

Изучение нового материала

Жизнедеятельность клеток. Органические вещества в клетке. Запасные питательные вещества  и отложение их в клетке

11

Ткани растений и  их виды.

.

Изучение нового материала

Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений. Клеточное строение органов растения. Растение- многоклеточный организм.

12

Обобщение знаний по теме «Клеточное строение растений».

Обобщение и систематизация знаний и умений

Увеличительные приборы. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Культура труда и техника безопасности в работе. Клетка- основная структурная единица организма растения. Приготовление микропрепарата растительных клеток и рассматривание их под микроскопом.

Органы цветковых растений.

13

Семя. Внешнее и внутреннее строение семени.

Комбинированный

Семя. Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольного и однодольного растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян.

Лабораторная работа № 3. «Изучение семян двудольных и однодольных растений».

14

Условия прорастания семян.

Комбинированный

Прорастание семян. Условия прорастания семян. Опыты по изучению процессов жизнедеятельности растений и объяснение результатов опытов.

15

Значение семян.

Комбинированный

Значение семян для растения. Значение семян в природе и в хозяйстве человека.

16

Корень и его внешнее строение.

Комбинированный

Корень: внешнее строение. Ветвление корней. Виды корней. Типы корневых систем. Опыты по изучению процессов жизнедеятельности растений

Лабораторная работа № 4. «Изучение внешнего строения корней  и корневых систем».

17

Внутреннее строение корня.

Комбинированный

Внутреннее   строение. Зоны корня. Корневые волоски и их роль.

18

Значение корней и их разнообразие.

Комбинированный

Разнообразие корней у растений. Видоизменений корней в связи с выполняемыми функциями.

19

Побег. Строение и значение его для растения

Изучение нового материала

Побег: строение и значение  побега. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения растения.

Опыты по изучению процессов жизнедеятельности растений

20

Развитие побегов из почек растения.

Комбинированный

Почка- зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. 

Лабораторная работа № 5. «Изучение строения почек и расположения их на стебле».

21

Лист-часть побега.

Изучение нового материала

Лист: внешнее и внутреннее строение. Устьица. Опыты по изучению процессов жизнедеятельности растений

Лабораторная работа № 6. «Изучение строения листа, простые и сложные листья».

22

Значение листа для растения.

Комбинированный

Разнообразие листьев и их значение для растений. Видоизменения листа.

23

Стебель-часть побега. Его внешнее и внутреннее строение.

Изучение нового материала

Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца. Побеги растений в зимнее время.

24

Видоизменения подземных побегов.

Изучение нового материала

Опыты по изучению процессов жизнедеятельности растений

Лабораторная работа  № 7. «Строение клубня и луковицы»

25

Многообразие стеблей.

Комбинированный

Многообразие стеблей.

26

Цветок. Его строение и значение для растения.

Изучение нового материала

Цветок, его значение и строение. Околоцветник, мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий. Оплодотворение у растений и развитие плода.

Опыты по изучению процессов жизнедеятельности растений

Лабораторная работа № 8.  «Изучение строения цветков и соцветий».

27

Цветение и опыление растений.

Комбинированный

Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых, самоопыляемых растений.

28

Плод. Значение и многообразие плодов.

Изучение нового материала

Разнообразие плодов. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.

29

Растительный организм как живая система.

комбинированный

Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.            

30

Обобщение знаний по теме «Органы цветковых растений».

Обобщение и систематизация знаний и умений

Домашняя экскурсия «Мир растений на подоконнике».

Основные процессы жизнедеятельности растений.

31

Корневое питание растений.

Изучение нового материала

Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения.

Опыты по изучению состава почвы, 

32

Воздушное питание растений.  Фотосинтез.

Комбинированный

Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Автотрофы и гетеротрофы.

33

Космическая роль зеленых растений.

комбинированный

Космическая роль зеленых растений. Роль растений как автотрофов

34

Дыхание растений и обмен веществ.

Комбинированный

Дыхание растений. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа. Зависимость процесса дыхания от условий окружающей среды.

35

Значение воды в жизни растений.

Комплексное применение знаний, умений.

Значение воды в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к воде.

36

Размножение и оплодотворение растений.

Комбинированный

Размножение растений: половое и бесполое. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности.

37

Вегетативное размножение растений.

Комбинированный

Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе.

38

Использование вегетативного размножения человеком.

Комбинированный

Приемы выращивания и размножения растений, уход за ними.

Наблюдение за ростом и развитием растений, использование  приобретенных знаний в выращивании культурных растений.

Домашняя лабораторная работа № 9.  «Черенкование комнатных растений».

39

Рост и развитие растительного организма

Комбинированный

Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Этапы развития растений. Продолжительность жизни растений.

40

Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.

Комбинированный

Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.

41

Обобщение знаний по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений».

Обобщение и систематизация знаний, умений.

Основные процессы жизнедеятельности растений.

Основные отделы царства растений.

42

Понятие о систематике растений.

Комбинированный

Понятие по систематике растений. Основные систематические категории. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды.

Определение  принадлежности  растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей.

43

Водоросли и их значение.

Изучение нового материала

Подцарство  Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Распознавание  растений  разных отделов.

44

Многообразие водорослей

Комбинированный

Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

45

Моховидные. Общая характеристика и значение в природе.

Комплексного применения знаний.

Отдел  Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.

Распознавание  растений  разных отделов.

Лабораторная работа № 10. «Изучение внешнего вида моховидные».

46

Папоротниковидные. Общая характеристика и значение в природе.

Комплексного применения знаний.

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротниковых растений. Их былой расцвет. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений

Распознавание  растений  разных отделов.

Лабораторная работа № 11.  «Изучение внешнего вида папоротниковидные»

47

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение в природе.

Комплексного применения знаний.

Отдел  Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения. Семенное размножение. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и хозяйстве человека. Охрана леса.

Распознавание  растений разных отделов.

Лабораторная работа  № 12. «Изучение внешнего вида хвойных растений»

48

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение в природе.

Комплексного применения знаний.

Отдел  Покрытосеменные растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых на классы, семейства. Распознавание  растений  разных отделов и важнейших сельскохозяйственных культур.

Лабораторная работа  № 13. «Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений».

49

Семейства класса Двудольные.

Комбинированный

Семейства класса Двудольные.

50

Семейства класса Однодольные.

Комбинированный

Семейства класса Однодольные.

51

Обобщение знаний по теме «Основные отделы царства растений».

Обобщение и систематизация знаний, умений

Основные отделы царства растений.  Распознавание  растений  разных отделов и важнейших сельскохозяйственных культур.

Историческое развитие растительного мира на Земле.

52

Понятие об эволюции растительного мира.

Изучение нового материала

Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.

53

Эволюция высших растений.

Изучение нового материала

Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.

54

Многообразие и происхождение культурных растений.

комбинированный

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений.

55

Дары Старого и Нового Света.

Комбинированный

Дары Старого и Нового Света.

Царство Бактерии.

56

Царство Бактерии. Общая характеристика и строение.

Изучение нового материала

Бактерии как древнейшая группа организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах. Разнообразие бактерий.

57

Значение бактерий в природе и жизни человека.

Комбинированный

Распространение, значение. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Царство Грибы. Лишайники.

58

Царство Грибы. Общая характеристика.

Изучение нового материала

Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, споровое размножение. Плесневые грибы. Одноклеточные грибы.

Лабораторная работа  № 14. «Изучение внешнего строения плесневых грибов»

Демонстрация внешнего вида плодового тела гриба-трутовика.

59

Многообразие и значение грибов.

Комбинированный

Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы, съедобные и несъедобные грибы. Оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами. Многообразие грибов. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Возбудители и переносчики заболеваний растений. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

60

Лишайники. Общая характеристика и значение в природе.

Комбинированный

Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Индикаторная роль лишайников.

Демонстрация строения слоевища лишайника.

61

Обобщение знаний по теме «Царство Бактерии. Грибы. Лишайники».

Обобщение и систематизация знаний и умений.

Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.

Природные сообщества.

62

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме.

Комбинированный

Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме, его характеристики.

63

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.

Комбинированный

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Ярусность. Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Понятие об экосистеме.

Наблюдение за сезонными изменениями в живой природе, распознавание растений  разных отделов , наиболее распространенных растений своей местности.

64

Смена природных сообществ

Комбинированный

Смена природных сообществ

65

Многообразие природных сообществ.

Комбинированный

Многообразие природных сообществ.

 Экскурсия «Весна в жизни растений».

66

Жизнь организмов в природе.

Комбинированный

Роль человека в природе. Красная книга

Повторение изученного за курс 6 класса

67

Обобщение знаний за курс 6 класса.

Обобщение и систематизация знаний и умений.

Распознавание растений разных отделов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур.

68

Подведение итогов года.

Обобщение и систематизация знаний и умений.

Роль растений, бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...