рабочие программы по биологии
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с.Полом Фаленского района Кировской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Биология
6 класс
Базовый уровень
на 2013-2014 учебный год
Учитель: Шумилова Наталья Леонидовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
6 класс
Базовый уровень (2 часа в неделю, 68 часов)
УМК И.Н.Пономаревой
Рабочая программа соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования. Рабочая программа составлена на основе:
- Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений.- М., изд. центр "Вентана-Граф», 2010 год
- Авторская программа « Природоведение. Биология. Экология. 5-11 Авторы: Т.С.Сухова, В.С. Строганов, И.Н. Пономарева и др.». Издательский центр «Вентана- Граф, 2010 г.» к учебникам биологии И.Н.Пономаревой общеобразовательных учреждений (базовый уровень).
Нормативно-правовая основа рабочей программы:
1.Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
3.Федеральный базисный учебный план для начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2011г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 1312».
6.Приказ Минобрнауки от 19.12.2012 г.№ 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год».
7. Приказ департамента образования Кировской области от 13.06.2012г. №5-1204 «О региональном компоненте в структуре федерального базисного учебного плана».
8.Учебный план муниципальной казённого общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с.Полом Фаленского района Кировской области на 2013-2014 учебный год.
9.Годовой календарный учебный график муниципальной казённого общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с.Полом Фаленского района Кировской области на 2013-2014 учебный год.
Образовательная деятельность осуществляется на основании лицензии от 21.03.2011 года 43 № 000268 (рег. № 0094), свидетельства о государственной аккредитации от 12.03.2013 года серия 43 А01 № 0000138 (рег. № 686).
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями; оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
С принятием нового образовательного стандарта возникла необходимость при изучении биологии в 6 классе сократить число учебных часов в неделе и в году вдвое. Но для полноценного изучения данного предмета из школьного компонента ОУ выделен 1 час для расширения содержания программы по биологии (68 часов в год, 2 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки
В результате изучения биологии ученик 6-ого класса должен
Знать/понимать
-признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
-сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.
Уметь
-объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Кировской области
-изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений, влиянием факторов среды на живые организмы; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
-распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
-выявлять приспособления организмов к среде обитания;
-сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе сравнения;
-определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
-проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках знания биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для соблюдения мер профилактики заболеваний , вызываемых растениями, бактериями, грибами;
-оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
-соблюдения правил поведения в окружающей среде;
-выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Тематическое планирование.
№ п/п | Название темы | Количество часов. | Лабораторные работы | Экскурсии |
1 | Введение | 7 | 1 | 1 |
2 | Клеточное строение растений | 5 | 1 | |
3 | Органы цветкового растения | 18 | 6 | 1 |
4 | Основные процессы жизнедеятельности растений | 11 | 1 | - |
5 | Основные отделы царства растений. | 10 | 4 | - |
6 | Историческое развитие многообразия растительного мира на земле | 4 | - | - |
7 | Царство Бактерии | 2 | - | - |
8 | Царство Грибы. Лишайники. | 4 | 1 | - |
9 | Природные сообщества. | 5 | - | 1 |
10 | Заключение. | 2 | - | - |
Итого | 68 | 14 | 3 |
Рабочая программа ориентирована на использование
УМК по биологии.
1.Биология в основной школе: Программы :5-9 классы.
/Сост. Т.С.Сухова ,В.И.Строганов, И.Н.Пономарева и др.-М.:Вентана-Граф,2007.-72 с.
2.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.
Биология: Растения. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы/Под ред.проф.И.Н.Пономаревой.-М.:Вентана-Граф,2010.
3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.
Биология:Растения.Грибы.Лишайники:.Биология:Растения.Бактерии.Грибы.Лишайники.6 кл.: Методическое пособие.-М.:Вентана-Граф,2002.
4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.
Биология: растения. Бактерии. Грибы .Лишайники: Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений в двух частях.-М.:Вентана-Граф,2009.
5. Пономарева И.Н., орнилова О.А., Кучменко В.С.
Биология:Растения.Грибы.Лишайники:6 класс: Дидактические карточки. -М.: Вентана -Граф ,2002.
а также методических пособий для учителя:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2005;
Т.А. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва. Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72с.;
дополнительной литературы для учителя:
Былова А.М.Экология растений :6 класс:учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2009.
Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы);
Лернер Г.И.Ботаника. Поурочные задания ,тесты, контрольные работа для 6-7 кл.,-М.:1998.
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. -127с.;
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии .6(7) класс.-М.,2005.
Попова Л.А. Открытые уроки: Природоведение. Биология:5-8 классы.-М.,2009.
для учащихся:
Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.
Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.
Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.
Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.
Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.
Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с.: ил.
Книга для чтения по ботанике /сост. Д.И. Трайтак. - М., Просвещение, 1985.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ П/П | Наименование разделов, тем уроков | Тип урока | Содержание урока | Дата проведения | |
план | факт | ||||
Введение. | |||||
1. | Наука о растениях - ботаника. | Изучение нового материала | Царства органического мира: бактерий, грибов, растений, животных, и место растений в нем. Наука о растения - ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Основные направления применения ботанических знаний. | ||
2. | Мир растений. | Комбинированный | Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие, однолетние и многолетние, лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений. Признаки растений. | ||
3 | Строение растений. | Комбинированный | Основные органы растений. Цветковые растения. Распознавание органов растений. | ||
4 | Семенные и споровые растения. | Комбинированный | Лабораторная работа № 1. «Изучение семенных и споровых растений». | ||
5 | Растение- живой организм | Комбинированный | Растение - живой организм, или биосистема. Экскурсия «Мир растений осенью». Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. | ||
6 | Условия жизни растений на Земле. | Комбинированный | Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Жизнь растений осенью. | ||
7 | Среды жизни растений. | Комбинированный | Среды жизни растений. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни. | ||
Клеточное строение растений. | |||||
8 | Микроскоп и лупа- приборы для изучения строения растений. | Комбинированный | Увеличительные приборы. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Культура труда и техника безопасности в работе. Клетка- основная структурная единица организма растения. | ||
9 | Особенности строения растительной клетки | Изучение нового материала | Строение растительной клетки. Разнообразие растительных клеток по форме и размерам. Лабораторная работа № 2. «Приготовление микропрепаратов растительных клеток» и рассматривание их под микроскопом. | ||
10 | Жизнедеятельность клетки. | Изучение нового материала | Жизнедеятельность клеток. Органические вещества в клетке. Запасные питательные вещества и отложение их в клетке | ||
11 | Ткани растений и их виды. . | Изучение нового материала | Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений. Клеточное строение органов растения. Растение- многоклеточный организм. | ||
12 | Обобщение знаний по теме «Клеточное строение растений». | Обобщение и систематизация знаний и умений | Увеличительные приборы. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Культура труда и техника безопасности в работе. Клетка- основная структурная единица организма растения. Приготовление микропрепарата растительных клеток и рассматривание их под микроскопом. | ||
Органы цветковых растений. | |||||
13 | Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. | Комбинированный | Семя. Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольного и однодольного растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Лабораторная работа № 3. «Изучение семян двудольных и однодольных растений». | ||
14 | Условия прорастания семян. | Комбинированный | Прорастание семян. Условия прорастания семян. Опыты по изучению процессов жизнедеятельности растений и объяснение результатов опытов. | ||
15 | Значение семян. | Комбинированный | Значение семян для растения. Значение семян в природе и в хозяйстве человека. | ||
16 | Корень и его внешнее строение. | Комбинированный | Корень: внешнее строение. Ветвление корней. Виды корней. Типы корневых систем. Опыты по изучению процессов жизнедеятельности растений Лабораторная работа № 4. «Изучение внешнего строения корней и корневых систем». | ||
17 | Внутреннее строение корня. | Комбинированный | Внутреннее строение. Зоны корня. Корневые волоски и их роль. | ||
18 | Значение корней и их разнообразие. | Комбинированный | Разнообразие корней у растений. Видоизменений корней в связи с выполняемыми функциями. | ||
19 | Побег. Строение и значение его для растения | Изучение нового материала | Побег: строение и значение побега. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения растения. Опыты по изучению процессов жизнедеятельности растений | ||
20 | Развитие побегов из почек растения. | Комбинированный | Почка- зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Лабораторная работа № 5. «Изучение строения почек и расположения их на стебле». | ||
21 | Лист-часть побега. | Изучение нового материала | Лист: внешнее и внутреннее строение. Устьица. Опыты по изучению процессов жизнедеятельности растений Лабораторная работа № 6. «Изучение строения листа, простые и сложные листья». | ||
22 | Значение листа для растения. | Комбинированный | Разнообразие листьев и их значение для растений. Видоизменения листа. | ||
23 | Стебель-часть побега. Его внешнее и внутреннее строение. | Изучение нового материала | Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца. Побеги растений в зимнее время. | ||
24 | Видоизменения подземных побегов. | Изучение нового материала | Опыты по изучению процессов жизнедеятельности растений Лабораторная работа № 7. «Строение клубня и луковицы» | ||
25 | Многообразие стеблей. | Комбинированный | Многообразие стеблей. | ||
26 | Цветок. Его строение и значение для растения. | Изучение нового материала | Цветок, его значение и строение. Околоцветник, мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий. Оплодотворение у растений и развитие плода. Опыты по изучению процессов жизнедеятельности растений Лабораторная работа № 8. «Изучение строения цветков и соцветий». | ||
27 | Цветение и опыление растений. | Комбинированный | Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых, самоопыляемых растений. | ||
28 | Плод. Значение и многообразие плодов. | Изучение нового материала | Разнообразие плодов. Приспособления у растений к распространению плодов и семян. | ||
29 | Растительный организм как живая система. | комбинированный | Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды. | ||
30 | Обобщение знаний по теме «Органы цветковых растений». | Обобщение и систематизация знаний и умений | Домашняя экскурсия «Мир растений на подоконнике». | ||
Основные процессы жизнедеятельности растений. | |||||
31 | Корневое питание растений. | Изучение нового материала | Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения. Опыты по изучению состава почвы, | ||
32 | Воздушное питание растений. Фотосинтез. | Комбинированный | Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Автотрофы и гетеротрофы. | ||
33 | Космическая роль зеленых растений. | комбинированный | Космическая роль зеленых растений. Роль растений как автотрофов | ||
34 | Дыхание растений и обмен веществ. | Комбинированный | Дыхание растений. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа. Зависимость процесса дыхания от условий окружающей среды. | ||
35 | Значение воды в жизни растений. | Комплексное применение знаний, умений. | Значение воды в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к воде. | ||
36 | Размножение и оплодотворение растений. | Комбинированный | Размножение растений: половое и бесполое. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. | ||
37 | Вегетативное размножение растений. | Комбинированный | Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. | ||
38 | Использование вегетативного размножения человеком. | Комбинированный | Приемы выращивания и размножения растений, уход за ними. Наблюдение за ростом и развитием растений, использование приобретенных знаний в выращивании культурных растений. Домашняя лабораторная работа № 9. «Черенкование комнатных растений». | ||
39 | Рост и развитие растительного организма | Комбинированный | Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Этапы развития растений. Продолжительность жизни растений. | ||
40 | Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. | Комбинированный | Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. | ||
41 | Обобщение знаний по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений». | Обобщение и систематизация знаний, умений. | Основные процессы жизнедеятельности растений. | ||
Основные отделы царства растений. | |||||
42 | Понятие о систематике растений. | Комбинированный | Понятие по систематике растений. Основные систематические категории. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей. | ||
43 | Водоросли и их значение. | Изучение нового материала | Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Распознавание растений разных отделов. | ||
44 | Многообразие водорослей | Комбинированный | Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. | ||
45 | Моховидные. Общая характеристика и значение в природе. | Комплексного применения знаний. | Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений. Распознавание растений разных отделов. Лабораторная работа № 10. «Изучение внешнего вида моховидные». | ||
46 | Папоротниковидные. Общая характеристика и значение в природе. | Комплексного применения знаний. | Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротниковых растений. Их былой расцвет. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений Распознавание растений разных отделов. Лабораторная работа № 11. «Изучение внешнего вида папоротниковидные» | ||
47 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение в природе. | Комплексного применения знаний. | Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения. Семенное размножение. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и хозяйстве человека. Охрана леса. Распознавание растений разных отделов. Лабораторная работа № 12. «Изучение внешнего вида хвойных растений» | ||
48 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение в природе. | Комплексного применения знаний. | Отдел Покрытосеменные растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых на классы, семейства. Распознавание растений разных отделов и важнейших сельскохозяйственных культур. Лабораторная работа № 13. «Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений». | ||
49 | Семейства класса Двудольные. | Комбинированный | Семейства класса Двудольные. | ||
50 | Семейства класса Однодольные. | Комбинированный | Семейства класса Однодольные. | ||
51 | Обобщение знаний по теме «Основные отделы царства растений». | Обобщение и систематизация знаний, умений | Основные отделы царства растений. Распознавание растений разных отделов и важнейших сельскохозяйственных культур. | ||
Историческое развитие растительного мира на Земле. | |||||
52 | Понятие об эволюции растительного мира. | Изучение нового материала | Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции. | ||
53 | Эволюция высших растений. | Изучение нового материала | Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции. | ||
54 | Многообразие и происхождение культурных растений. | комбинированный | Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. | ||
55 | Дары Старого и Нового Света. | Комбинированный | Дары Старого и Нового Света. | ||
Царство Бактерии. | |||||
56 | Царство Бактерии. Общая характеристика и строение. | Изучение нового материала | Бактерии как древнейшая группа организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах. Разнообразие бактерий. | ||
57 | Значение бактерий в природе и жизни человека. | Комбинированный | Распространение, значение. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. | ||
Царство Грибы. Лишайники. | |||||
58 | Царство Грибы. Общая характеристика. | Изучение нового материала | Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, споровое размножение. Плесневые грибы. Одноклеточные грибы. Лабораторная работа № 14. «Изучение внешнего строения плесневых грибов» Демонстрация внешнего вида плодового тела гриба-трутовика. | ||
59 | Многообразие и значение грибов. | Комбинированный | Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы, съедобные и несъедобные грибы. Оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами. Многообразие грибов. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Возбудители и переносчики заболеваний растений. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. | ||
60 | Лишайники. Общая характеристика и значение в природе. | Комбинированный | Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Индикаторная роль лишайников. Демонстрация строения слоевища лишайника. | ||
61 | Обобщение знаний по теме «Царство Бактерии. Грибы. Лишайники». | Обобщение и систематизация знаний и умений. | Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. | ||
Природные сообщества. | |||||
62 | Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. | Комбинированный | Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме, его характеристики. | ||
63 | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. | Комбинированный | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Ярусность. Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Понятие об экосистеме. Наблюдение за сезонными изменениями в живой природе, распознавание растений разных отделов , наиболее распространенных растений своей местности. | ||
64 | Смена природных сообществ | Комбинированный | Смена природных сообществ | ||
65 | Многообразие природных сообществ. | Комбинированный | Многообразие природных сообществ. Экскурсия «Весна в жизни растений». | ||
66 | Жизнь организмов в природе. | Комбинированный | Роль человека в природе. Красная книга | ||
Повторение изученного за курс 6 класса | |||||
67 | Обобщение знаний за курс 6 класса. | Обобщение и систематизация знаний и умений. | Распознавание растений разных отделов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур. | ||
68 | Подведение итогов года. | Обобщение и систематизация знаний и умений. | Роль растений, бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...