Создание здоровьесберегающего пространства в средней школе
проект по биологии по теме

Скворцова Елена Сергеевна

Школа является местом активной деятельности ре­бенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные перио­ды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим социальным этапом детства — получением среднего образования. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс социально-гигиенических, эколо­гических и других факторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА  ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Проект на тему

«Создание здоровьесберегающего пространства в средней школе»

 Курс: «Деятельность классного руководителя по воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни у школьников»

      Слушатель

Скворцова Е.С.,

Плюхина О.А,

Фролова Е.А.

                                       

                                                        Научный руководитель

                                                                             К.п.н.  Чернова И.И.

Москва 2012

Актуальность темы

Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим социальным этапом детства — получением среднего образования. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс социально-гигиенических, экологических и других факторов.

 Рассматривая здоровье подростка как высшую ценность, мы говорим, прежде всего, о создании комфортной среды для ученика, в которой он может реализовывать все свои возможности, а именно: сохранять свое здоровье, развивать индивидуальные способности, склонности, интеллект, самостоятельность, а также умение осуществлять управление и контроль над собственной здоровьесберегающей деятельностью. Таким образом, определилась приоритетная цель - формирование культуры здоровья подростков в здоровьесберегающем образовательном пространстве.

Здоровьесберегающее пространство представляет собой многокомпонентную систему гармоничного развития подростка, которым является специально организованная образовательная среда, направленная на сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья каждого школьника и на формирования у них культуры здоровья

Правильная организация пространства по сбережению здоровья подростка может дать эффективные результаты, только при условии активного взаимодействия всех компонентов среды, так как ребенок является не только объектом, на которого влияют, но и субъектом, со своим интересом, мнением, мотивом, поднимаясь на качественно новый уровень сознания - формированию культуры здоровья.

В связи с этим нужно отметить, что создание и формирование здоровьесберегающего образовательного пространства зависит от профессионализма и компетентности педагогов, именно они являются генератором в формировании этого пространства и примером для подражания учащихся.

Г.Ш. Азитова отмечает, что понятие «здоровьесберегающая педагогика» органически входит в структуру понятия «здоровьесберегающее пространство», и выделяет основные функции этой педагогики:

  • педагогика, не носящая ущерба здоровью ученика, учитывающая его резервы и пределы познавательных способностей, способствующая расширению диапазона переносимых эмоциональных, физических и информационных факторов учебного труда;
  • формирование потребностей и мотивации подрастают ей личности для построения личной стратегии здоровьесберегающей деятельности;
  • системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с учащимися является индивидуально-дифференцированный подход;
  • ориентация коллектива педагогов в содружестве с родителями на создание условий для становления личности творческой, интеллектуальной, духовной, ориентированной на ценности здоровья;
  • построение образовательного процесса с учетом развития и расширения психофизиологических возможностей школьников;
  • признание всеми субъектами педагогического процесса положения о том, что здоровый ребенок школьного возраста является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития;
  • любое педагогическое воздействие (в современном понимании - взаимодействие) должно стремиться на динамическое состояние сохранения и развитии здоровья подрастающего человека, его физических, психических, социальных и духовных функций сообразной природе, обществу и самому себе как в сиюминутном состоянии, так и в будущем.

Основными компонентами рассматриваемого здоровьесберегающего пространства выступают: здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса, семья, культурно-образовательное учреждение, организованное детское общественное движение, органы местного самоуправления и администрация образовательного пространства сельской школы, санитарно-просветительский общественный орган.Таким образом, грамотно продуманное моделирование здоровьесберегающего пространства может способствовать решению многих задач:

  • созданию благоприятных условий для формирования личности школьника, способствующих конструированию его индивидуального воспитательно-образовательного пути;
  • формированию новых ценностных установок на здоровый образ жизни, умения и навыками вести такой образ жизни;
  • разработка воспитательно-образовательных подходов для каждого учащегося; привлечению родителей к здоровьесберагающей работе в  школе;
  • согласованные действия педагогического коллектива, медицинского персонала, психологической службы, детских спортивных организаций и воспитанников на основе гуманистического и оптимистического подхода к обучению и воспитанию.

К основным показателям здоровьесберегающего образовательного пространства средней школы можно отнести:

-гуманистическую направленность эмоционально-поведенческого пространства;

- учет индивидуально-возрастных особенностей обучаемых;

-всемерное развитие творческой личности;

-организацию лечебно-профилактических и информационно-просветительских мероприятий;

-содействие самореализации самоутверждению субъектов образовательного процесса; соблюдение санитарно-гигиенических норм; коррекцию нарушений соматического здоровья, включающая использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от образовательного процесса;

-оздоровительную систему физического воспитания;

-разработку и реализацию дополнительных образовательных программ по формированию культуры здоровья, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек.
Особенности здоровьесберегающего простраснства
1.Позитивная основа ЗПШ, направленность на те процессы и ресурсы, организационные и содержательные возможности педагогической системы, которые способствуют  не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья учащихся. Вытеснение негативных воздействий и производимых ими эффектов, позитивные, переориентациями, благодаря этому, суммарного вектора направленности внешних воздействий  системы образования, в отношении здоровья учащихся, с негативного на позитивный, и составляет важную отличительную особенность ЗПШ.
2.Инновационно-творческая основа формирования и реализации всех усилий, направленных на повышение эффективности здоровьесбережения, с максимально возможным использованием индивидуального подхода к каждому учащемуся.
3. Направленность на вовлечение самих учащихся в  деятельность по оптимизации этого пространства, что представляет воспитательную программу, способствующую превращению школьников из пассивных и безответственных объектов, которых взрослые защищают от вредных  для их здоровья воздействий, в субъектов процесса здоровьесбережения, с совершенно другим  чувством ответственности, наделенных  собственными правилами и обязанностями. В их числе - необходимость обретения багажа знаний, обязательного для грамотной заботы о своем здоровье и здоровье своих близких.

Технологии взаимодействия с обучающимися в рамках создания здоровьесберегающего пространства школы:

  • Технологии личностно-ориентированного обучения, нацеленные на индивидуальное развитие личности ребенка (одаренного, способного, «обычного», нуждающегося в коррекции), на право ученика и родителей выбирать уровень обучения с точки зрения здоровьесбережения;
  • технологии проектирования и моделирования, основанные на субъект-субъектных принципах взаимодействия ученика и учителя;
  • технологии действенного метода;
  • технологии парной и групповой работы;
  • тренинговые формы занятия;
  • проведение уроков на природе;
  • технологии психологического сопровождения образовательного процесса;
  • использование технологий игровых форм обучения, развивающих эмоционально-чувственную сферу ребенка и учитывающих его индивидуальные психологические особенности;
  • проектная деятельность. Необходимо отметить, что в ходе работы над проектом развивается творческий потенциал учащихся, навык анализа собственной деятельности. Происходит осмысление собственного опыта и опыта сверстников в решении задач здоровьесбережения. Ученик оценивает собственный ресурс здоровья, находит и обучается приемам безопасности жизнедеятельности, улучшения экологии школьной среды. Приобретенный опыт он может транслировать и вне стен школы.

Здоровьесберегающие мероприятия:

1. Консультации приглашенных специалистов.

2. Лекции для обучающихся:

  • «Физическое развитие школьников в школе и дома»
  • «Утомляемость школьника. Как с ней бороться»
  • «Мы в ответе за собственное здоровье»
  • «Формирование Я - концепции»
  • «Социально-позитивные ценности личности»
  • «Профилактика и преодоление отклонений в психологическом здоровье обучающихся (выявление условий, содействующих сохранению здоровья школьников)»
  • «Обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей»

3. Собеседования (по запросам родителей и учителей).

4. Тренинги:

  • «Формирование у ребенка поведения с ориентацией на здоровье»
  • «Формирование собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье»
  • «Формирование молодежной субкультуры, базирующейся на социально позитивных ценностях личности, ценности культуры здоровья»
  • «Формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию»
  • «Обучение подростка отстаивать свою точку зрения с позиций формирования и сохранения здоровья»
  • «Основы личной безопасности и профилактика травматизма»
  • «Предупреждение употребления психоактивных веществ»

5. Рисуночная диагностика

6. Классные часы:

  • «Как не стать жертвой преступления»
  • «Режим дня подростка»
  • «Какой я?»
  • «Я и моя семья»
  • «Гигиенические правила и нормы»

7. Коррекционно-диагностические мероприятия (тестирование): «Анализ ценностных ориентацией иерархии ценностей» (Здоровье, друзья, признание, семья, любовь, материальное положение).

8. Тематическая выставка детских рисунков.

9. Фотоколлажи «Мы счастливы, потому что мы вместе».

10. Стенгазеты

11. Конкурс песен, частушек (здоровьесберегающая тематика)

 Требования к уроку с позиций здоровьесбережения

1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4 - 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная  норма – 7-10 минут. Комментарии здесь аналогичные.
4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.
6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно  превращаются из  «потребителей знаний» в  субъектов действия по их получению и созиданию. Это  такие методы как
метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на  самопознание и развитие  (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
7. Место и длительность применения  ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать  их как  возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли  учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии  с видом работы).
9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных  моментов на уроке физминутки, динамические  паузы,  минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия  в классе для проведения  таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из  3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа  безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т.д.
11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке:
между учителем и учениками ( комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет  возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).
13. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.
14. Момент наступления  утомления учащихся  и снижения их  учебной активности. Определяется в ходе  наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.

Рекомендуемые оздоровительные моменты на уроке для учащихся средней школы:

  • Гимнастика для глаз.
  • Динамическая смена поз. · Дыхательная гимнастика.
  • Массаж активных точек.
  • Самомассаж.
  • Специальные упражнения, рассчитанные на исправление нарушения осанки.
  • Релаксирующие упражнения на снятие психоэмоционального и психофизического напряжения.
  • Комплекс упражнений на развитие чувства ритма и ориентации в пространстве.
  • Динамические паузы (физминутки) с использованием музыкального сопровождения, с использованием стихотворных форм, комплекс общеразвивающих упражнений.
  • 15. Темп окончания урока:
    - быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы  учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;
    - спокойное завершение урока, учащиеся  имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом  задание, учитель и учащиеся прощаются.
    - задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).

 Мониторинг школьного здоровьесберегающего пространства

Доля здоровых детей неуклонно уменьшается, особенно эта тенденция характерна для детей школьного возраста. Ведущей проблемой реализации мероприятий по улучшению состояния здоровья учащихся является внедрение действенного мониторинга (системы слежения, контроля и наблюдения). Мониторинг здоровья и развития – это реальная основа сотрудничества органов здравоохранения, образования и родителей и местом их совместной деятельности является школа.
Мониторинг школьного здоровьесберегающего пространства включает:

-диагностику условий обучения детей;

-изучение условий проживания в семье;

-контроль заболеваемости;

-гармоничность и дисгармоничность физического развития;

-изучение уровня адаптивности психического состояния обучающихся.


Методы исследования (методология оценки) состояния здоровьесберегающего пространства школы: анкетирование, опрос, тестирование, наблюдение, собеседование.

 

Ожидаемые результаты
Наличие сформированных навыков и стереотипов здорового образа жизни у учащихся

  • Обеспечение каждому ученику уровня образования в зависимости от состояния здоровья, индивидуальных способностей, склонностей и потребностей учащихся.
  • Замотивированность на здоровый образ жизни детей и подростков.
  • Сформированность ценностного отношения к культуре здоровья учеников школы.
  • Квалифицированные педагогические кадры, осуществляющие работу школы, связанную с оздоровлением обучающихся.
  • Скоординированные действия школы и семьи в организации по созданию здоровьесберегающего пространства.

 

Список литературы:

1. Аллакаева Л.М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников. Автореф. канд. дис. Нижний Новгород. 2004 г.

2. Антропова М.В. Физиолого-гигиенические рекомендации по нормализации учебной нагрузки учащихся 8-10 классов. -М., 1985.- 33с.

3. Башвец, Н.А. Проблемы здоровьесбережения [Текст] / Н.А. Башвец // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: сб. докладов международной науч. заочной конф., Липецк, 28 октября 2009 года / [отв.ред. А.В. Горбенко] . – Липецк : Издательский центр «Де-факто», 2009 . – C.90–92.

4. Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. / Под ред. И.И. Брехмана. СПБ.: Наука, 1993, 269с.
5. Вершинина, А.А. Реализация здоровьесберегающего подхода в педагогике школы : монография [Текст] / А. А. Вершинина, И. В. Власюк, Е. В. Гривко, Н. Ф. Демополова / под ред. А.В. Кирьяковой. – М. : 2000 . – 239 с.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991, с. 324 – 341.
7. Пирогова О.В. Моделирование в образовании // Инновации в образовании, 2004. - № 5. 8.Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. – М.: АРКТИ, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровьесберегающего пространства школы

Проблема сохранения и укрепления здоровья, а главное формирования особого отношения  к здоровью как к самостоятельной ценности имеет огромное значение. Важнейшим звеном социализации  подраст...

Педсовет "Создание здоровьесберегающего пространства в условиях общеобразовательного учреждения"

Педагогический совет по теме "Создание здоровьесберегающего пространства в условиях общеобразовательного учреждения". Данная разработка может быть полезна как администраторам школ, так и отдельн...

Создание здоровьесберегающего пространства урока

В статье анализируются основные ошибки в создании здоровьесберегающего пространства урока, даются рекомендации в создании здоровьесберегающего урока....

Программа "Создание здоровьесберегающего пространства"

Данная программа включает систему мероприятий по выявлению и развитию способностей обучающихся, созданию условий для воспитания мотивационно-ценностного отношения к сохранению здоровья....

Создание этнопедагогического пространства в современной школе

Предлагаю вашему вниманию статью, написанную мною для научного журнала "Academy" (№3, 2016)...