Программа "Создание здоровьесберегающего пространства"
методическая разработка по физкультуре
Данная программа включает систему мероприятий по выявлению и развитию способностей обучающихся, созданию условий для воспитания мотивационно-ценностного отношения к сохранению здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 594 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СШ №18
Программа
«Создание здоровьесберегающего пространства
на основе личностно-ориентированного подхода
к обучению и воспитанию учащихся».
Учитель физической культуры:
Сарочка А.С
I категория
Личная программа
«Создание здоровьесберегающего пространства на основе личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся».
1. Актуальность
Сами мы утверждаем, что человек – двигатель прогресса. В таком случае при исполнении столь глобальной миссии он должен располагать нравственным, психическим, соматическим и физическим здоровьем. Кое-кому это может показаться ерундой, значит, этот человек никогда ещё серьёзно не болел, и слава богу. Мы не замечаем своего здоровья, пока что-нибудь в нашем организме не даст сбой, только порой бывает уже поздно. Главная же цель медицины и педагогики – здоровье. Цели этой можно достичь двумя путями: сохранением и укреплением потенциала здоровья и – излечением заболеваний. По душе – первый путь. Каждый человек должен приучиться и самое главное – научиться заботиться о своём здоровье, и обучение это нужно начинать с детства, когда закладывается мировоззрение, образ жизни маленького человека.
Что заставило меня задуматься о применении эффективных здоровьесберегающих технологий в практике своей работы?
Факты, которые не могут оставить равнодушным ни одного педагога.
- За последние 10 лет выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей, посещающих образовательные учреждения. Число детей с хронической патологией увеличилось в два раза. По данным Центра здоровья детей РАМН, около 85% детей имеют отклонения в состоянии здоровья – от лёгкой степени выраженности, до тяжёлой патологии.
- За прошлое столетие, по мнению учёных, вес непосредственной мышечной работы человека снизился больше, чем в 10 раз. Главными пороками XXI века становятся: накапливание отрицательной энергии без физической разрядки, переедание и гиподинамия.
Диаграмма роста количества учащихся с группой здоровья «корригирующая»
- В результате исследования, проведенного среди учеников 8-11 классов, здоровье как жизненная ценность ставится лишь на 9 место.
- Результаты сформированности у школьников 5-7 классов целевых установок, мотивов оздоровительной деятельности в 20012-2013 уч. году.
Данные факты просто заставляют задуматься о системно-организованном на едином методологическом фундаменте сочетании принципов педагогики сотрудничества, эффективных педагогических приёмов, проявлений педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, на сохранение его здоровья и воспитание у него культуры здоровья.
И урок физической культуры как главный урок здоровья должен быть не просто спортивной тренировкой, а обращением к огромному и разнообразному миру движений, черпающим в них новые возможности укрепления здоровья человека.
2. Теоретический блок
Тезаурус понятия «Образовательные технологии педагогики здоровьесбережения»
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении образования, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий:
- Образовательные (направлены на формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания, обучение знаниям, методическим, двигательным умениям и навыкам, повышение функциональных возможностей, включение в активную двигательную деятельность)
- Воспитательные (направлены на воспитание нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, эстетическое и эмоциональное развитие личности)
- Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности)
- Прикладные (направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности)
Формы занятий:
- с использованием профилактических методик
- с применением функциональной музыки
- с чередованием занятий высокой и низкой двигательной активности
- в виде реабилитационных мероприятий
Принципы здоровьесберегающих технологий
1. принцип «Не навреди!»
2. принцип сознательности и активности
3. непрерывности здоровьесберегающего процесса
4. принцип систематичности и последовательности
5. принцип доступности и индивидуализации
6. всестороннего и гармоничного развития личности
7. системного чередования нагрузок и отдыха
8. постепенного наращивания оздоровительных действий
9. возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса
10. комплексного междисциплинарного воздействия (тесное взаимодействие педагогов и медработников; осуществление преемственности между возрастными видами деятельности)
11. принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей
12. принцип акмеологического подхода к учебно-воспитательному процессу (позволяет сделать обучение увлекательным и лёгким как для педагога, так и для учащихся)
13. принцип аксиологического подхода (базируется на том, что человек является высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей, среди которых основная категория – здоровье)
Образовательная технология педагогики здоровьесбережения – это процесс воспроизведения педагогических действий в рамках связи «педагог-учащийся», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учётом целей и задач педагогики здоровьесбережения.
Педагог – важнейшее лицо в учебно-воспитательном процессе современной школы. Человек высокой культуры, он воспитывает культуру личности, в том числе и физическую, прививает осознанное отношение к своему здоровью, сам стремится к совершенствованию, учит детей быть более совершенными как физически, так и духовно.
3. Целевой блок
Цель: создание условий, направленных на сохранение, поддержание и укрепление здоровья обучающихся.
Задачи:
- Формирование системы оздоровления учащихся
- Диагностика состояния здоровья
- Создание и развитие системы оздоровительных мероприятий
- Приобретение навыков ЗОЖ
- Формирование системы развития способностей
Общие параметры эффективности:
Показатель | Мониторинг | Моё поле ответственности |
Состояние здоровья | Мониторинг состояния здоровья | Как руководитель МО |
Оздоровление (на примере корригирующей группы) | Мониторинг уровня корригирующей группы | Как руководитель МО |
Индивидуальное развитие | Мониторинг индивидуального развития на основе тестограмм по соматотипированию | Как учитель-предметник |
Интерес и мотивация | Мониторинг уровня интереса Мониторинг уровня мотивации | Как учитель-предметник |
Ценностно-мотивационное отношение к ЗОЖ | Мониторинг уровня сформированности мотивационно-ценностного отношения к ЗОЖ | Как классный руководитель |
Охват досуговой деятельностью спортивной направленности | Мониторинг уровня участия в досуговой деятельности спортивной направленности | Как классный руководитель |
Уровень физической подготовленности | Мониторинг уровня физической подготовленности | Как руководитель МО |
Уровень развития физических качеств | Мониторинг уровня развития физических качеств | Как учитель-предметник |
4. Содержание деятельности и механизмы реализации
1. Создание системы оздоровления участников образовательного процесса
Задача: содействие оздоровлению участников образовательного процесса посредством системного использования эффективных форм обучения и применения современных педагогических технологий
Содержание деятельности | Ожидаемые результаты | Методы и формы | Мониторинг (или практический выход) |
Общеоздоровительные мероприятия
| Соблюдение единых требований к сохранению и поддержанию здоровья всеми участниками образовательного процесса |
Учебные занятия по реализации санитарно-гигиенических норм и требований к организации учебного процесса Своевременное проведение медицинских осмотров Медицинский контроль | Методические рекомендации Проверка состояния кабинетов Заполнение медицинских карт состояния здоровья |
Работа с педколлективом
| Внедрение оздоровительных моментов в образовательное пространство школы | Медико-реабилитационный практикум Семинары Методический вестник Практическая лаборатория | Методический банк школы Методические рекомендации Анализ урока с позиции здоровьесбережения |
Внедрение ЗОТ
| Стабилизация и улучшение показателей состояния здоровья Снижение количества учащихся с группой здоровья «+ корригирующая» Принятие для самостоятельного использования в целях оздоровления комплексов оздоровительных методик | Составление отчётов о состоянии здоровья учащихся Сравнительный анализ Мониторинг состояния здоровья Занятия с применением оздоровительных методик | Мониторинг состояния здоровья (показатели распределения по группам здоровья; показатели корригирующей группы) Контроль уровня заболеваемости Оформление отчёта об использовании оздоровительных методик Комплексы оздоровительной гимнастики |
2. Реализация личностно ориентированного подхода на уроках ФК
Задача: организация образовательного процесса на основе предоставления одинакового доступа к основам физической культуры детям с разным уровнем развития способностей.
Содержание деятельности | Ожидаемые результаты | Методы и формы | Мониторинг (или практический выход) |
Совершенствование форм и методов индивидуальной работы с учащимися, основанной на диагностике
| Стабильное физическое развитие обучающихся в соответствии со своими возможностями Повышение результативности участия в спортивных соревнованиях | Индивидуальная работа Метод соматотипирования Составление тестограмм Сравнительный анализ Карта роста | Мониторинг индивидуального развития Фиксирование результатов участия в соревнованиях различной направленности |
Осуществление дифференцированного подхода с учётом темпов развития школьника, их склонностей и интересов
| Повышение заинтересованности учащихся и мотивированности к предмету Воспитание самостоятельности, дисциплинированности, навыка сотрудничества Осознанное отношение к самостоятельным занятиям оздоровительной деятельностью | Дифференциация Метод круговой тренировки Организация работы в группах Методика смены лидера Привлечение обучающихся к разработке практических заданий | Навыки сотрудничества Анализ выполняемого упражнения Самоконтроль Организованное позитивное взаимодействие в группе Распределение обязанностей |
Использование эффективных форм обучения и современных педагогических технологий для формирования положительной мотивации у школьников | Формирование положительной мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой | Анкета выявления интереса к уроку физической культуры | Интерес к уроку физической культуры |
Соблюдение единых требований в сохранении и укреплении здоровья школьников всеми участниками образовательного процесса | Создание здоровьесберегающей среды | Методические рекомендации Методический вестник | Мониторинг здоровьесберегающей среды |
3. Система выявления и развития способностей
Задача: формирование системы мероприятий по выявлению и развитию способностей детей путём проведения диагностики и на основе реализации принципа личностно-ориентированного подхода в целях гармоничного развития личности как субъекта деятельности.
Содержание деятельности | Ожидаемые результаты | Методы и формы | Мониторинг (или практический выход) |
Выявление способностей
| Развитие системы выявления у школьников способностей к деятельности (спортивной, творческой, исследовательской) Самореализация школьников в соответствии с интересами и способностями | Педагогическое наблюдение Тестирование уровня физической подготовленности Выполнение домашних заданий исследовательского характера Постановка и решение проблемных вопросов | Уровень физической подготовленности Пополнение методической копилки учителя Корректировка тестов и адаптация их под особенности учеников школы |
Развитие способностей
| Улучшение показателей уровня физической подготовленности Улучшение уровня развития физических качеств и двигательных способностей Повышение уровня участия в предметных олимпиадах по предмету, спортивных соревнованиях различной направленности; творческой и научно-исследовательской деятельности Повышение уровня преемственности дальнейшего совершенствования и профориентации | Стимулирование и мотивирование Педагогическое наблюдение Организация системы работы со спортивно-одарёнными школьниками Участие в различных формах спортивной деятельности Участие в Дне науки Проектная деятельность Индивидуальная работа по совершенствованию двигательных способностей и дача рекомендаций по профориентации | Уровень развития физических качеств и двигательных способностей Сравнительный анализ Фиксирование результатов предметных олимпиад, выявление проблем и проектирование направлений деятельности Фиксирование спортивных результатов и достижений Отслеживание профессионального определения выпускников |
4. Система создания безопасного и комфортного пространства
Задача: обеспечение чёткого и целенаправленного управления деятельностью в вопросах организации безопасного пространства.
Содержание деятельности | Ожидаемые результаты | Методы и формы | Мониторинг (или практический выход) |
Охрана здоровья
«Профилактика травматизма на уроках ФК» «Первая помощь при травмах» «Способы разрешения конфликтных ситуаций» | Отсутствие или снижение уровня травматизма Снижение возникновения конфликтных ситуаций Принятие способов конструктивного разрешения конфликтных ситуаций Осознание ответственности за сохранность здоровья | Разработка инструкций по технике безопасности Проведение с учащимися инструктажа по ТБ под роспись (4 раза в год –основное, и по ситуации) Проведение с учащимися тематических бесед Тренинги сотрудничества Студия релаксации | Уровень травматизма на уроках физической культуры Отслеживание причин, приводящих к травмам на уроках, фиксирование, анализ, проектирование Выступления на ШМО Методические рекомендации |
Организация мероприятий, направленных на безопасность
| Соответствие состояния спортивного зала, спортивных площадок, подсобных помещений уровню технической безопасности Принятие участниками образовательного процесса основ безопасности и охраны труда | Учебные занятия по охране труда и по охране здоровья Систематическая проверка инвентаря и спортивного оборудования Обход спортивных площадок па предмет повреждений конструкций Разработка соответствующих документов | Мониторинг безопасности образовательной среды Проверка кабинетов комиссией по охране труда, составление отчётности Технические испытания спортивного оборудования Оформление на списание спортивного инвентаря |
5. Формирование ценностно-мотивационных установок на ЗОЖ
Задача: создание условий для осознания социальной и личностной ценности здоровья, готовности к осуществлению деятельности по реализации принципов ЗОЖ.
Содержание деятельности | Ожидаемые результаты | Методы и формы | Мониторинг (или практический выход) |
Общешкольные спортивные мероприятия
| Повышение уровня участия в общешкольных спортивных и тематических мероприятиях Повышение уровня участия школьников в досуговой деятельности спортивной направленности | Участие в общешкольных и городских мероприятиях Разработка положений об организации физкультурно-оздоровительной работы в каникулярное время Отслеживание результатов и их оформление в соответствии с положением о проведении школьной спартакиады | Результативность участия в спортивных соревнованиях Уровень охвата участия школьников в общешкольных мероприятиях Выявление активных участников согласно положению о проведении школьной спартакиады |
Формирование мотивации
| Повышение мотивации к учебному предмету и самостоятельным занятиям физической культурой Рост индивидуальных показателей физического развития Самореализация в соответствии с интересами, способностями | Изучение уровня мотивации к предмету Учебные занятия с применением современных образовательных технологий Педагогическое наблюдение Оформление карт индивидуального роста | Мониторинг уровня мотивации Мониторинг лучших результатов по итогу тестирования двигательных способностей Мониторинг индивидуального развития карт индивидуального роста |
Формирование ценностного отношения к ЗОЖ
| Принятие и осознание ценности здоровья как основополагающей ценности в жизни Сформированность отношения к ЗОЖ как к имиджу современного человека Снижение уровня приверженности к вредным привычкам Повышение уровня участия в досуговой деятельности спортивной направленности | Анкетирование Практикум Тренинг Мозговой штурм Социально-психологическая поддержка Популяризация досуговой деятельности | Мониторинг отношения к ЗОЖ Фиксирование активности участников тренингов и практикумов для выявления участников исследовательской деятельности Мониторинг уровня учащихся, подверженных употреблению ПАВ Охват учащихся досуговой деятельностью спортивной направленности |
Список литературы
1. Лях В.И., Зданевич А.А.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - М.: Просвещение, 2011
2. Л.С. Нагавкина Л.Г. Татарникова «Валеологические основы педагогической деятельности» СПб.: Каро, 2005.
3. В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии» М.: Вако, 2007.
4. Н.И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья»
М.: Вако, 2007.
5. Каштанова «Медицинский контроль за физическим воспитанием школьников» М.: Аркти,2007.
6. Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» М.: Аркти, 2003.
7. Л.И. Кесаревская «Комплексы оздоровительных упражнений для школьников» М.: Чистые пруды, 2007
8.Менхин Ю.В. Менхин А.В. «Оздоровительная гимнастика: теория и методика» Ростов на Дону: Феникс, 2002.
Интернет-ресурсы
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=224.
http://festival.1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.
В специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением слуха, наряду с общеобразовательными уроками, существуют и специфические формы организации учебной деятельности, которые отсутствую...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/28/picture-29675-1556472103.jpg)
Кабинет -здоровьесберегающее пространство
Выступление на заседании кафедры естественных наук. Задача здоровьесберегающей педагогики – обеспечить ученикам школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья. Немаловажная...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/11/picture-216600-1397180926.jpg)
Статья "Школа как здоровьесберегающее пространство"
Роль школы в формировании здорового образа жизни учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/01/picture-171598-1357056076.jpg)
"Организация здоровьесберегающего пространства в школе - интернате"
Статья о том, как создается здоровьесберегающее пространство в Харабалинском интернате....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/08/picture-305612-1381202878.jpg)
Создание модели здоровьесберегающего пространства для детей младшего дошкольного возраста.
в работе раскрыто создание модели здоровьесберегающего пространства для детей младшего дошкольного ваозраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/07/picture-357629-1546886301.jpg)
Создание здоровьесберегающего пространства в средней школе
Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь,...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/11/picture-216600-1397180926.jpg)
ШКОЛЬНЫЙ ДВОР КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО
ое цеЭта работа составляет единое целое с санитарно – гигиеническими мероприятиями. С целью формирования экологической культуры у учащихся в школе №25 г. Благовещенска была создана экологическая тропа...