Программа "Создание здоровьесберегающего пространства"
методическая разработка по физкультуре

Сарочка Анжелика Станиславовна

Данная программа включает систему мероприятий по выявлению и развитию способностей обучающихся, созданию условий для воспитания мотивационно-ценностного отношения к сохранению здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchaya_sreda.doc594 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СШ №18

Программа

«Создание здоровьесберегающего пространства

 на основе личностно-ориентированного подхода

 к обучению и воспитанию учащихся».

                                     Учитель физической культуры:                       

                                                                 Сарочка А.С

                                                             I категория

                                                                                                   

Личная программа

«Создание здоровьесберегающего пространства на основе личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся».

1. Актуальность

Сами мы утверждаем, что человек – двигатель прогресса. В таком случае при исполнении столь глобальной миссии он должен располагать нравственным, психическим, соматическим и физическим здоровьем. Кое-кому это может показаться ерундой, значит, этот человек никогда ещё серьёзно не болел, и слава богу. Мы не замечаем своего здоровья, пока что-нибудь в нашем организме не даст сбой, только порой бывает уже поздно. Главная же цель медицины и педагогики – здоровье. Цели этой можно достичь двумя путями: сохранением и укреплением потенциала здоровья и – излечением заболеваний. По душе – первый путь. Каждый человек должен приучиться и самое главное – научиться заботиться о своём здоровье, и обучение это нужно начинать с детства, когда закладывается мировоззрение, образ жизни маленького человека.

Что заставило меня задуматься о применении эффективных здоровьесберегающих технологий в практике своей работы?

Факты, которые не могут оставить равнодушным ни одного педагога.

  • За последние 10 лет выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей, посещающих образовательные учреждения. Число детей с хронической патологией увеличилось в два раза. По данным Центра здоровья детей РАМН, около 85% детей имеют отклонения в состоянии здоровья – от лёгкой степени выраженности, до тяжёлой патологии.
  • За прошлое столетие, по мнению учёных, вес непосредственной мышечной работы человека снизился больше, чем в 10 раз. Главными пороками XXI века становятся: накапливание отрицательной энергии без физической разрядки, переедание и гиподинамия.

    Диаграмма роста количества учащихся с группой здоровья «корригирующая»

  • В результате исследования, проведенного среди учеников 8-11 классов, здоровье как жизненная ценность ставится лишь на 9 место.
  • Результаты сформированности у школьников 5-7 классов целевых установок, мотивов оздоровительной деятельности в 20012-2013 уч. году.

Данные факты просто заставляют задуматься о системно-организованном на едином методологическом фундаменте сочетании принципов педагогики сотрудничества, эффективных педагогических приёмов, проявлений педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, на сохранение его здоровья и воспитание у него культуры здоровья.

И урок физической культуры как главный урок здоровья должен быть не просто спортивной тренировкой, а обращением к огромному и разнообразному миру движений, черпающим в них новые возможности укрепления здоровья человека.

2. Теоретический блок

Тезаурус понятия «Образовательные технологии педагогики здоровьесбережения»

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении образования, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • Образовательные (направлены на формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания, обучение знаниям, методическим, двигательным умениям и навыкам, повышение функциональных возможностей, включение в активную двигательную деятельность)
  • Воспитательные (направлены на воспитание нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, эстетическое и эмоциональное развитие личности)
  • Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности)
  • Прикладные (направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности)

Формы занятий:

- с использованием профилактических методик

- с применением функциональной музыки

- с чередованием занятий высокой и низкой двигательной активности

- в виде реабилитационных мероприятий

Принципы здоровьесберегающих технологий

1. принцип «Не навреди!»

2. принцип сознательности и активности

3. непрерывности здоровьесберегающего процесса

4. принцип систематичности и последовательности

5. принцип доступности и индивидуализации

6. всестороннего и гармоничного развития личности

7. системного чередования нагрузок и отдыха

8. постепенного наращивания оздоровительных действий

9. возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса

10. комплексного междисциплинарного воздействия (тесное взаимодействие педагогов и медработников; осуществление преемственности между возрастными видами деятельности)

11. принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей

12. принцип акмеологического подхода к учебно-воспитательному процессу (позволяет сделать обучение увлекательным и лёгким как для педагога, так и для учащихся)

13. принцип аксиологического подхода (базируется на том, что человек является высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей, среди которых основная категория – здоровье)

Образовательная технология педагогики здоровьесбережения – это процесс воспроизведения педагогических действий в рамках связи «педагог-учащийся», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учётом целей и задач педагогики здоровьесбережения.

Педагог – важнейшее лицо в учебно-воспитательном процессе современной школы. Человек высокой культуры, он воспитывает культуру личности, в том числе и физическую, прививает осознанное отношение к своему здоровью, сам стремится к совершенствованию, учит детей быть более совершенными как физически, так и духовно.

3. Целевой блок

Цель: создание условий, направленных на сохранение, поддержание и укрепление здоровья обучающихся.

Задачи:

  1. Формирование системы оздоровления учащихся
  2. Диагностика состояния здоровья
  3. Создание и развитие системы оздоровительных мероприятий
  4. Приобретение навыков ЗОЖ
  5. Формирование системы развития способностей

Общие параметры эффективности:

Показатель

Мониторинг

Моё поле ответственности

Состояние здоровья

Мониторинг состояния здоровья

Как руководитель МО

Оздоровление (на примере корригирующей группы)

Мониторинг уровня корригирующей группы

Как руководитель МО

Индивидуальное развитие

Мониторинг индивидуального развития на основе тестограмм по соматотипированию

Как учитель-предметник

Интерес и мотивация

Мониторинг уровня интереса

Мониторинг уровня мотивации

Как учитель-предметник

Ценностно-мотивационное отношение к ЗОЖ

Мониторинг уровня сформированности мотивационно-ценностного отношения к ЗОЖ

Как классный руководитель

Охват досуговой деятельностью спортивной направленности

Мониторинг уровня участия в досуговой деятельности спортивной направленности

Как классный руководитель

Уровень физической подготовленности

Мониторинг уровня физической подготовленности

Как руководитель МО

Уровень развития физических качеств

Мониторинг уровня развития физических качеств

Как учитель-предметник

4. Содержание деятельности и механизмы реализации

1. Создание системы оздоровления участников образовательного процесса

Задача: содействие оздоровлению участников образовательного процесса посредством системного использования эффективных форм обучения и  применения современных педагогических технологий

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

Методы и формы

Мониторинг (или практический выход)

Общеоздоровительные мероприятия

  • обеспечение выполнения санитарно-гигиенических норм и требований к организации учебного процесса
  • организация медосмотров и заполнение медицинских карт здоровья

Соблюдение единых требований к сохранению и поддержанию здоровья всеми участниками образовательного процесса

 

Учебные занятия по реализации

санитарно-гигиенических норм и требований к организации учебного процесса

Своевременное проведение медицинских осмотров

Медицинский контроль

Методические рекомендации

Проверка состояния кабинетов

Заполнение медицинских карт состояния здоровья

Работа с педколлективом

  • разработка и внедрение режима смены динамических поз и системы физкультминуток
  • медико-реабилитационные практикумы
  • День Здоровья для учителей

Внедрение оздоровительных моментов в образовательное пространство школы

Медико-реабилитационный практикум

Семинары

Методический вестник

Практическая лаборатория

Методический банк школы

Методические рекомендации

Анализ урока с позиции здоровьесбережения

Внедрение ЗОТ

  • Разработка и апробация модифицированной программы на основе использования корригирующей гимнастики
  • Разработка и ведение факультативного курса «Корригирующая гимнастика» (основной задача- исправление недостатков физического и психического развития посредством коррекционных и специальных упражнений
  • Внедрение в практику работы оздоровительных методик (элементы йоги, пилатеса, стретчинга и т.д. 

Стабилизация и улучшение показателей состояния здоровья

Снижение количества учащихся с группой здоровья «+ корригирующая»

Принятие для самостоятельного использования в целях оздоровления комплексов оздоровительных методик

Составление отчётов о состоянии здоровья учащихся

Сравнительный анализ

Мониторинг состояния здоровья

Занятия с применением оздоровительных методик

Мониторинг состояния здоровья

(показатели распределения по группам здоровья; показатели корригирующей группы)

Контроль уровня заболеваемости

Оформление отчёта об использовании оздоровительных методик

Комплексы оздоровительной гимнастики

2. Реализация личностно ориентированного подхода на уроках ФК

Задача: организация образовательного процесса на основе предоставления одинакового доступа к основам физической культуры детям с разным уровнем развития способностей.

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

Методы и формы

Мониторинг (или практический выход)

 Совершенствование форм и методов индивидуальной работы с учащимися, основанной на диагностике

  • составление карт индивидуального физического развития
  • работа со спортивно-одарёнными школьниками

Стабильное физическое развитие  обучающихся в соответствии со своими возможностями

Повышение результативности участия в спортивных соревнованиях

Индивидуальная работа

Метод соматотипирования

Составление тестограмм

Сравнительный анализ

Карта роста

Мониторинг индивидуального развития

Фиксирование результатов участия в соревнованиях различной направленности

Осуществление дифференцированного подхода с учётом темпов развития школьника, их склонностей и интересов

  • дифференциация по уровню физической подготовленности и уровню здоровья

  • разработка раздаточного материала (для организации работы в группах)

Повышение заинтересованности учащихся и мотивированности к предмету

Воспитание самостоятельности, дисциплинированности, навыка сотрудничества

Осознанное отношение к самостоятельным занятиям оздоровительной деятельностью

Дифференциация

Метод круговой тренировки

Организация работы в группах

Методика смены лидера

Привлечение обучающихся к разработке практических заданий

Навыки сотрудничества

Анализ выполняемого упражнения

Самоконтроль

Организованное позитивное взаимодействие в группе

Распределение обязанностей

Использование эффективных форм обучения и современных педагогических технологий для формирования положительной мотивации у школьников

Формирование положительной мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой

Анкета выявления интереса к уроку физической культуры

Интерес к уроку физической культуры

Соблюдение единых требований в сохранении и укреплении здоровья школьников всеми участниками образовательного процесса

Создание здоровьесберегающей среды

Методические рекомендации

Методический вестник

Мониторинг здоровьесберегающей среды

3. Система выявления и развития способностей

Задача: формирование системы мероприятий по выявлению и развитию способностей детей путём проведения диагностики и на основе реализации принципа личностно-ориентированного подхода в целях гармоничного развития личности как субъекта деятельности.

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

Методы и формы

Мониторинг (или практический выход)

Выявление способностей

  • проведение тестирования двигательных способностей
  • фиксирование и отбор высокомотивированных школьников
  • предоставление возможности самореализации на основе интересов, склонностей , самостоятельного выбора
  • корректировка

Развитие системы выявления у школьников способностей к деятельности (спортивной, творческой, исследовательской)

Самореализация школьников в соответствии с интересами и способностями

Педагогическое наблюдение

Тестирование уровня физической подготовленности

Выполнение домашних заданий исследовательского характера

Постановка и решение проблемных вопросов

Уровень физической подготовленности

Пополнение методической копилки учителя

Корректировка тестов и адаптация их под особенности учеников школы

Развитие способностей

  • разработка учебных карточек для самостоятельных занятий физическими упражнениями
  • участие в соревнованиях и отслеживание результативности
  • участие в проектной деятельности
  • разработка индивидуального маршрута развития
  • предоставление возможности дальнейшего совершенствования
  • (школа олимпийского резерва; спортивные секции по специализации)
  • работа по профориентации
  • личные консультации
  • стимулирование и мотивирование

Улучшение показателей уровня физической подготовленности

Улучшение уровня развития физических качеств и двигательных способностей

Повышение уровня участия в предметных олимпиадах по предмету, спортивных соревнованиях различной направленности;  творческой и научно-исследовательской деятельности

Повышение уровня преемственности дальнейшего совершенствования и профориентации

Стимулирование и мотивирование

Педагогическое наблюдение

Организация системы работы со спортивно-одарёнными школьниками

Участие в различных формах спортивной деятельности

Участие в Дне науки

Проектная деятельность

Индивидуальная работа по совершенствованию двигательных способностей и дача рекомендаций по профориентации

Уровень развития физических качеств и двигательных способностей

Сравнительный анализ

Фиксирование результатов предметных олимпиад, выявление проблем и проектирование направлений деятельности

Фиксирование спортивных результатов и достижений

Отслеживание профессионального определения выпускников

4. Система создания безопасного и комфортного пространства

Задача: обеспечение чёткого и целенаправленного управления деятельностью в вопросах организации безопасного пространства.

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

Методы и формы

Мониторинг (или практический выход)

Охрана здоровья

  • техника безопасности
  • личностно-доверительное общение и психолого-педагогическая поддержка
  • профилактика эмоционального выгорания педагогов
  • тематические беседы

«Профилактика травматизма на уроках ФК»

«Первая помощь при травмах»

«Способы разрешения конфликтных ситуаций»

Отсутствие или снижение уровня травматизма

Снижение возникновения конфликтных ситуаций

Принятие способов конструктивного разрешения конфликтных ситуаций

Осознание ответственности за сохранность здоровья

Разработка инструкций по технике безопасности

Проведение с учащимися инструктажа по ТБ под роспись

(4 раза в год –основное, и по ситуации)

Проведение с учащимися тематических бесед

Тренинги сотрудничества

Студия релаксации

Уровень травматизма на уроках физической культуры

Отслеживание причин, приводящих к травмам на уроках, фиксирование, анализ, проектирование

Выступления на ШМО

Методические рекомендации

Организация мероприятий, направленных на безопасность

  • проверка спортивного зала
  • проверка спортивных площадок
  • проверка подсобных помещений
  • разработка паспорта кабинета
  • разработка инструкций по ТБ
  • проверка противопожарного оборудования

Соответствие состояния спортивного зала, спортивных площадок, подсобных помещений уровню технической безопасности

Принятие участниками образовательного процесса основ безопасности и охраны труда

 Учебные занятия по охране труда и по охране здоровья

Систематическая проверка инвентаря и спортивного оборудования

Обход спортивных площадок па предмет повреждений конструкций

Разработка соответствующих документов

Мониторинг безопасности образовательной среды

Проверка кабинетов комиссией по охране труда, составление отчётности

Технические испытания спортивного оборудования

Оформление на списание спортивного инвентаря

5. Формирование ценностно-мотивационных установок на ЗОЖ

Задача: создание условий для осознания социальной и личностной ценности здоровья, готовности к осуществлению деятельности по реализации принципов ЗОЖ.

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

Методы и формы

Мониторинг (или практический выход)

Общешкольные спортивные мероприятия

  • общешкольные дни здоровья
  • тематические мероприятия
  • спортивные соревнования на уровне города и области
  • организация физкультурно-оздоровительной деятельности в каникулярное время
  • разработка положения о проведении школьной спартакиады

Повышение уровня участия в общешкольных спортивных и тематических мероприятиях

Повышение уровня участия школьников в досуговой деятельности спортивной направленности

Участие в общешкольных и городских мероприятиях

Разработка положений об организации физкультурно-оздоровительной работы в каникулярное время

Отслеживание результатов и их оформление в соответствии с  положением  о проведении школьной спартакиады

Результативность участия в спортивных соревнованиях

Уровень охвата участия школьников в общешкольных мероприятиях

Выявление активных участников согласно положению о проведении школьной спартакиады

Формирование мотивации

  • разработка нестандандартных уроков с применением современных образовательных технологий
  • предоставление возможности самореализации
  • оформление стенда «Лучшие результаты»
  • отслеживание индивидуального роста физического развития
  • организация системы условий для проявления самостоятельности, самоконтроля, творчества

Повышение мотивации к учебному предмету и самостоятельным занятиям физической культурой

Рост индивидуальных показателей физического развития

Самореализация в соответствии с интересами, способностями

Изучение уровня мотивации к предмету

Учебные занятия с применением современных образовательных технологий

Педагогическое наблюдение

Оформление карт индивидуального роста

Мониторинг уровня мотивации

Мониторинг лучших результатов по итогу тестирования двигательных способностей

Мониторинг индивидуального развития карт индивидуального роста

Формирование ценностного отношения к ЗОЖ

  • анкета «Моё отношение к ЗОЖ»
  • тематические классные часы
  • «Моё здоровье в моих руках»
  • «Здоровье – ценность или необходимость?»
  • «Сорт в моей жизни»
  • «Я выбираю»
  • профилактика негативных влияний вредных привычек
  • пропаганда ЗОЖ
  • популяризация досуговой деятельности оздоровительной направленности

Принятие и осознание ценности здоровья как основополагающей ценности в жизни

Сформированность отношения к ЗОЖ как к имиджу современного человека

Снижение уровня приверженности к вредным привычкам

Повышение уровня участия в досуговой деятельности спортивной направленности

Анкетирование

Практикум

Тренинг

Мозговой штурм

Социально-психологическая поддержка

Популяризация досуговой деятельности

Мониторинг отношения к ЗОЖ

Фиксирование активности участников тренингов и практикумов для выявления участников исследовательской деятельности

Мониторинг уровня учащихся, подверженных употреблению ПАВ

Охват учащихся досуговой деятельностью спортивной направленности

Список литературы

1. Лях В.И., Зданевич А.А.

Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - М.: Просвещение, 2011

2. Л.С. Нагавкина Л.Г. Татарникова «Валеологические основы педагогической деятельности» СПб.: Каро, 2005.

3. В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии» М.: Вако, 2007.

4. Н.И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья»                

М.: Вако, 2007.

5. Каштанова  «Медицинский контроль за физическим воспитанием школьников»   М.: Аркти,2007.

6. Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» М.: Аркти, 2003.

7.  Л.И. Кесаревская «Комплексы оздоровительных упражнений для школьников» М.: Чистые пруды, 2007

8.Менхин Ю.В.  Менхин А.В. «Оздоровительная гимнастика: теория и методика» Ростов на Дону: Феникс, 2002.

Интернет-ресурсы

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=224.  

 

http://pedsovet.su/

http://www.uchportal.ru/

http://festival.1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

В специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением слуха, наряду с общеобразовательными уроками, существуют и специфические формы организации учебной деятельности, которые отсутствую...

Кабинет -здоровьесберегающее пространство

Выступление на заседании кафедры естественных наук. Задача здоровьесберегающей педагогики – обеспечить ученикам  школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья. Немаловажная...

Статья "Школа как здоровьесберегающее пространство"

Роль школы в формировании здорового образа жизни учащихся...

"Организация здоровьесберегающего пространства в школе - интернате"

Статья о том, как создается здоровьесберегающее пространство в Харабалинском интернате....

Создание модели здоровьесберегающего пространства для детей младшего дошкольного возраста.

в работе раскрыто создание модели здоровьесберегающего пространства для детей младшего дошкольного ваозраста...

Создание здоровьесберегающего пространства в средней школе

Школа является местом активной деятельности ре­бенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные перио­ды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь,...

ШКОЛЬНЫЙ ДВОР КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО

ое цеЭта работа составляет единое целое с санитарно – гигиеническими мероприятиями. С целью формирования экологической культуры у учащихся в школе №25 г. Благовещенска была создана экологическая тропа...