Статья "Школа как здоровьесберегающее пространство"
статья по биологии на тему

Грибанова  Наталья Александровна

Роль школы в формировании здорового образа жизни учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа как здоровьесберегающее пространство.

« Личность на современном уровне

теории    и   практики    возможно

образовывать       только      путём

её     включения          в   общение

с      другими       в      специально

организуемых       пространствах»

Ю. Крупнов.

Наследственность, заложенная в человеке, реализуется в процессе взаимодействия организма с окружающей средой. Окружающая среда – сложное образование. Она включает ряд сред: природную, социальную, бытовую, производственную, космическую и земную. Все среды жизни, в том числе и школьная, должны способствовать сохранению и развитию здоровья. Поэтому «Экология человека» уделяет большое внимание воздействию среды, в которой находится человек на его организм, и вытекающие из этого последствия.

В школьной среде учащиеся находятся 9 – 11 лет. Выполняя социальный заказ общества, воспитывая и обучая, учитель должен следовать заповеди: «Не навреди!» Для этого не достаточно выполнения санитарных норм, создания уюта и комфорта в кабинетах и школьных рекреациях. Очень важно, чтобы школьная работа по формированию здорового образа жизни стала серьёзной конкуренцией для дворовой «школы жизни».

Кроме того, в условиях бурного роста наркомании, венерических заболеваний, связанных с нарушением принципов здорового поведения, формирование основ здорового стилевого поведения – задача всех учителей.

Коллектив нашей школы находится в постоянном поиске методов, приёмов коррекции поведения подростков, профилактики некоторых видов девиации, используя при этом различные мотивации здравосохранения. Как указывает И.Соковня, человек в течение жизни проходит через все семь мотиваций, но значимость их в различные периоды не одинакова. Так мотивация самосохранения: «Я не совершаю эти действия, так как они угрожают моей жизни», эффективная только в младшем возрасте, не является значимой для подростков. Специалисты, приглашённые в школу для бесед со старшеклассниками, чаще опираются на факты, которые, по их мнению, должны напугать и остановить формирование у учащихся пагубных привычек. При этом не учитываются особенности подросткового периода. Именно в этот период подросток ведёт себя непредсказуемо по отношению к окружающему его миру, старается отгородиться от мира взрослых, пытается найти вне школы новую сферу общения. Поэтому очень важно, чтобы именно в школьной среде подросток смог определить свою роль и место в социуме.

В нашей школе уже сформировалась система работы по воспитанию здорового образа жизни у учащихся. Большая роль в этой работе отводилась предметам естественного цикла. Но количество часов на преподавание этих предметов сократилось, поэтому в настоящее время основная работа по здоровьесбережению проводится во внеурочное время. А здесь свои трудности: при большом количестве учащихся – отсутствие свободных кабинетов. Поэтому система работы внеклассных объединений, предусматривает проведение массовых мероприятий, организованных учащимися клуба, кружков, секций, факультативов. Чаще всего эти объединения посещают дети в возрасте 11 – 15 лет. Для этого возраста характерно так же неумение и нежелание получать информацию о своём организме, но именно этот возраст характеризуется огромной потребностью в признании среди сверстников, в самоутверждении. Учителями созданы авторские программы с учётом этих особенностей: «Эрудит»  Лисовиной Л.А., «Молодо – зелено» Сосновской Т.Г., «Валеолог» Грибановой Н.А., экологический класс Колесниковой Л.Г. Эти детские объединения работают в рамках школьной программы Корнеевой А.Б. «Одарённый ребёнок». Учащиеся вовлекаются в воспитательный процесс и становятся активными его участниками. Работа учителей ориентирована на развитие индивидуальности ребёнка, его способностей. В ходе этой работы решаются разные задачи:

познавательные:

  1. учащиеся устанавливают взаимосвязи между компонентами здоровья и факторами среды,
  2. занимаются поиском и проработкой информации;

прогностические:

  1. учащиеся сами формулируют рекомендации по оптимизации здоровья человека, составляют компьютерные презентации, выпускают листовки, буклеты;
  2. моделируют варианты оздоровительной деятельности, например, проект «Создание здоровьесберегающего пространства квартиры», детская программа «ДвоКУ против курения» ( действия волонтёрской команды учащиеся против курения)

Цель программы – привлечение учащихся к антинаркотической пропаганде. Команда выступает перед ровесниками с призывами:

  1. Сигарета – это не сексуально!
  2. Жёлтые зубы – не приятно!
  3. Не курить – это круто!

Эти утверждения из уст сверстников воспринимаются как норма. А это очень важно, так как в период полового созревания, по мнению подростков, сексуальность подчёркивает сигарета в руках и бутылка пива.

    оздоровительные:

  1. овладевают приёмами регуляторно – оздоровительного действия (работа тренажёрного зала, секций, спортивных кружков;
  2. проводят презентации сборников здорового питания.

Очень важно в работе по здоровьесбережению опираться на мотивацию: «Получение удовольствия от самосовершенствования». Но необходимо помнить, что она по – разному влияет на юношей и девушек. Девушки больше заботятся о соблюдении личной гигиены, а юноши бросают все усилия на физическое совершенство. Поэтому в этот момент нужна грамотная и тактичная корректировка их действий. И здесь опять на помощь приходят советы ровесников. Учащиеся с удовольствием читают независимую школьную газету «ЗОЖ», которую поддерживает группа волонтёров – учителей: Грибанова Н.А. – учитель биологии, Хабарова О.Н. – учитель физики, Корнеева А.Б. – заместитель директора по методической работе, Саяпина С.В. - заместитель директора по учебно – воспитательной работе.

Методы, технологии в работе по формированию здоровьесбережения могут быть различными, но в результате учащиеся должны прийти к выводу: здоровый образ жизни – это психофизическое понятие, в которое как часть входит биологическое выживание. Угрозу для существования личности представляет не только наличие вредных факторов внешней среды, но и отсутствие необходимых.

Таким образом, школа является средой, в которой успешно решаются вопросы по сохранению и укреплению здоровья школьников, так как в этой среде имеется большой потенциал возможностей: способности учащихся и педагогический опыт учителей. Главным условием успешной работы является использование принципа:

«Скажи мне – и я забуду,

покажи мне - и я запомню,

вовлеки меня – и я научусь».

Учитель – валеолог МОУ СОШ № 25 г. Благовещенска: Грибанова Н.А.

Литература.

  1. Величевский Б.Т. и др. Здоровье человека и окружающая среда.- М: Новая школа, 1997
  2. Попова М.В. Психология растущего человека. - М: ПРИНТ, 1999.
  3. Соковня И.И. Социальное взросление и здоровье школьников. - М: Просвещение, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

В специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением слуха, наряду с общеобразовательными уроками, существуют и специфические формы организации учебной деятельности, которые отсутствую...

Кабинет -здоровьесберегающее пространство

Выступление на заседании кафедры естественных наук. Задача здоровьесберегающей педагогики – обеспечить ученикам  школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья. Немаловажная...

"Организация здоровьесберегающего пространства в школе - интернате"

Статья о том, как создается здоровьесберегающее пространство в Харабалинском интернате....

Создание модели здоровьесберегающего пространства для детей младшего дошкольного возраста.

в работе раскрыто создание модели здоровьесберегающего пространства для детей младшего дошкольного ваозраста...

Создание здоровьесберегающего пространства в средней школе

Школа является местом активной деятельности ре­бенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные перио­ды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь,...

ШКОЛЬНЫЙ ДВОР КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО

ое цеЭта работа составляет единое целое с санитарно – гигиеническими мероприятиями. С целью формирования экологической культуры у учащихся в школе №25 г. Благовещенска была создана экологическая тропа...

Здоровьесберегающее пространство в учреждении

Презентация на тему "Здоровьесберегающее пространство в учреждении"...