Кабинет -здоровьесберегающее пространство
статья по биологии на тему

Гусева Лидия Александровна

 

Выступление на заседании кафедры естественных наук. Задача здоровьесберегающей педагогики – обеспечить ученикам  школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья. Немаловажная роль в сохранении и укреплении здоровья учащихся играют гигиенические условия школы и класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kabinet_-zdorovesberegayushchee_prostranstvo.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Гусева Л.А., учитель биологии.

Учебный кабинет – здоровьесберегающее пространство для учащихся.

      Выступление на заседании кафедры учителей естественного цикла, физической культуры и ОБЖ  10 января 2012 года.

«Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.

                                                                                                           Академик  Н.М. Амосов

    В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка по достижении возраста 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы. Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения. Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети.

    Задача здоровьесберегающей педагогики – обеспечить ученикам  школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья. Немаловажная роль в сохранении и укреплении здоровья учащихся играют гигиенические условия школы и класса.

Остановлюсь на некоторых аспектах.

  1. Обстановка и гигиенические условия в кабинете:
  1. температурный режим соответствует норме  18-20 градусов;
  2. свежесть воздуха, наличие пластиковых окон позволяет проветривать кабинет в соответствии с режимом;
  3. рациональность освещения класса и доски (естественное освещение левостороннее, шторы короткие, рассеивающие свет светильники);
  4. отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей;
  5. размер кабинета – 65 кв. метров вполне достаточен для обучающихся;
  6. соответствующий дизайн, цвет стен, наличие цветов;
  7. ежедневная влажная уборка;
  8. наличие стендового материала по технике безопасности;
  9. наличие аптечки для оказания первой помощи.
  10. за первыми партами располагаются дети с нарушениями слуха и зрения.  
  1. Площадь кабинета позволяет проводить физкультминутки. Физические упражнения позволяют снять эмоциональное напряжение, локальное утомление и длительное время сохранять работоспособность (общеукрепляющая гимнастика, психогимнастика, дыхательная, упражнения для глаз, упражнения для укрепления мышц рук, упражнения на отдых позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица).
  2. Каждый ученик в кабинете биологии должен иметь условия для проявления своих познавательных возможностей. Для этого  необходимо позаботиться о том, чтобы в кабинете  были представлены ресурсы, обеспечивающие разные способы

                                                     

восприятия одного и того же нового материала.

Оснащение кабинета позволяет чередовать виды деятельности на уроке, 4-5  за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников.

  1. Словесные (опрос учащихся,  объяснение, рассказ, беседа).
  2. Самостоятельная работа  с раздаточным материалом, литературой, конструирование (наличие раздаточного материала, дополнительной литературы, журналы «Юный натуралист»);
  3. Практические методы: лабораторные и практические работы (наличие лабораторного оборудования, гербарии, муляжи, коллекции
  4. Демонстрационные ( демонстрация и рассматривание наглядных пособий, таблиц, демонстрация опытов).
  5. Игровые  (необходимое количество дидактического материала).
  6. Применение ТСО на различных этапах урока (диски с тренажерами, презентациями, анимации, фильмы)

4. Использование новых технических и аудиовизуальных средств повышения наглядность обучения и создает, казалось бы, условия для сохранения работоспособности. Но с другой – ТСО увеличивают объем информации, получаемой учащимися по сравнению с обычным урокам. И хотя форма подачи ее более наглядная, повышает внимание и интерес учащихся к изучаемому материалу, возросший объем информации увеличивает напряжение, темп работы, возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому необходимо регламентировать время, определять наиболее благоприятный тип и структуру ИКТ урока, а также создавать оптимальные условия просмотра..  

Место и длительность применения  ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами).

Классы

Просмотр видеофильмов

мин.

Просмотр передач

мин.

Длительность работы с компьютером мин.

5 - 7

20 - 25

20 - 25

15-20

        8 - 11

25 - 30

25 - 35

20-25

Экран расположен на расстоянии 3 метров от первой парты, изображение достаточно хорошо видно с любого места.

Системный блок расположен от первой парты на расстоянии2 метра, закрыт стенкой стола.

5. В течении урока корректирую позу учащихся за столом.

Литература:

  1. Баль, Л.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.В Баль, С.В.Барканова; под ред. Л.В.Баль.- М.: Владос, 2003.- 192с.
  2. Белова С. Сохранение здоровья детей в образовательном процессе: экспертная

 оценка / С. Белова: экспертная оценка //Учитель. - 2005. - N 3. - C. 57-58.

  1. Евстифеева О., Кучменко Н. Деятельность школы и здоровье // Народное образование. – 2001. - №2. – С.167 – 169.
  2. Заенчик В.М., Сергеева О.В. Эколого – валеологический компонент в образовательной области «Технология» // Школа и производство. – 2001. - №3. – С.10 – 13.
  3. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2001. – 160с.
  4. Казин Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие. – М.: Владос, 2000. – 192 с.
  5. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. – Мн., 1998. – 221
  6. Тищенко, О.И. Программа «Школа-территория здоровья» [Текст] / Тищенко, О.И. // Классный руководитель.- 2008.- № 4. – С. 74-86.








 








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

В специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением слуха, наряду с общеобразовательными уроками, существуют и специфические формы организации учебной деятельности, которые отсутствую...

Статья "Школа как здоровьесберегающее пространство"

Роль школы в формировании здорового образа жизни учащихся...

"Организация здоровьесберегающего пространства в школе - интернате"

Статья о том, как создается здоровьесберегающее пространство в Харабалинском интернате....

Создание модели здоровьесберегающего пространства для детей младшего дошкольного возраста.

в работе раскрыто создание модели здоровьесберегающего пространства для детей младшего дошкольного ваозраста...

Создание здоровьесберегающего пространства в средней школе

Школа является местом активной деятельности ре­бенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные перио­ды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь,...

ШКОЛЬНЫЙ ДВОР КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО

ое цеЭта работа составляет единое целое с санитарно – гигиеническими мероприятиями. С целью формирования экологической культуры у учащихся в школе №25 г. Благовещенска была создана экологическая тропа...

Проектная работа по технологии "МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАБИНЕТА.ОФОРМЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА" .

Важнейшим условием обеспечения комфортной и стимулирующей школьной средой является грамотно организованное пространство, его атмосфера и наполнение, поскольку правильно организованная среда способству...