Элективный курс "Химия и экология"
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Данный элективный курс нацелен на поддержку изучения химии на базовом уровне. В нем реализуются межпредметные связи химии, биологии и экологии. Он позволяет учащимся осуществить интеграцию имеющихся представлений в целостную картину мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_khimiya_i_ekologiya.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 11 Александровский район

Элективный курс

по экологии

Экология и химия

Кириллова Ольга Петровна

I квалификационная категория

2011 г.

Элективный курс «Химия и экология»

Пояснительная записка 

Охрана окружающей среды от загрязнения и разрушения, сбережение генетического разнообразия биосферы, сохранение здоровья человека стали глобальными проблемами, которые требуют неотложного решения. Сегодня стало очевидно, что изменить ситуацию можно лишь перестроив отношение человека к природе: ответственное и бережное отношение должно прийти на смену потребительскому. На перестройку этого отношения и нацелено экологическое образование, на основе которого и построена программа данного элективного курса.

Электив предназначен для учащихся 9 классов и  рассчитан на 17 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических занятий, экскурсий, семинаров, конференций.

Этот курс нацелен на поддержку изучения химии на базовом уровне. В нем реализуются межпредметные связи химии, экологии и биологии. Он позволяет учащимся осуществить интеграцию имеющихся представлений в целостную картину миру.

Знания и практические  умения, приобретенные учащимися в процессе изучения данного электива, могут впоследствии использоваться в разных сферах деятельности, способствовать развитию интереса к научной работе, поступлению в ВУЗы на факультеты экологического профиля, а главное, сыграют немаловажную роль в деле формирования экологической культуры старших школьников, столь необходимой в современном мире.

Все это способствует формированию личности, максимально адаптивной к требованиям социума.

Основные задачи курса 

                   расширить и углубить знания учащихся о формах существования химического элемента

                   сформировать представления о веществах-загрязнителях и их влиянии на окружающую среду и организм человека

                   раскрыть причины и основные источники загрязнения окружающей среды

                   познакомить учащихся с глобальными экологическими проблемами, связанными с химическими процессами, и путями их решения

                   способствовать овладению умениями  наблюдать химические явления , проводить химический эксперимент

                   развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями

                   расширить формирование умений учащихся анализировать ситуацию и делать прогнозы

                   развивать учебно-коммуникативные умения

                   совершенствовать умения работы с литературой и средствами мультимедиа.

 Изучение данного элективного курса направлено на развитие у учащихся интереса к химико-экологическим  знаниям и формирование диалектического понимания единой картины мира. Оно нацелено на развитие познавательной активности и самостоятельности, установку на продолжение образования.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к усвоению теоретического учебного материала

Учащиеся должны знать:

        основные виды загрязнений окружающей среды

         классификацию химических элементов и их круговороты в биосфере

         основные экологические проблемы атмосферы, гидросферы, литосферы;

иметь представление:

        о веществах-загрязнителях и последствиях их действия на биосферу и живые организмы

         об основных видах мониторинга загрязнений окружающей среды.

На основе полученных теоретических знаний

        уметь устанавливать причинно-следственные связи между хозяйственной деятельностью человека и последствиями, которые она за собой влечёт

         прогнозировать и выдвигать гипотезы путей выхода из сложившихся экологических ситуаций.

Требования к выполнению химического эксперимента

        уметь грамотно проводить химические эксперименты экологической направленности

         наблюдать, анализировать и обобщать полученные данные

         знать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

 

Методы и формы обучения

 

Формы проведения занятий: лекция, семинар, конференция, практическая работа.

Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Методы обучения: репродуктивный, реконструктивный, частично-поисковый, творческий.

 

Формы контроля и критерии оценки

 

В данном курсе промежуточный контроль достижений является инструментом положительной мотивации и своевременной коррекции работы учащихся и учителя.

В качестве форм промежуточного контроля рекомендуется использовать рефераты, тестовые задания, расчетные задачи с экологическим содержанием, а также наблюдение активности учащихся на занятии, анализ творческих  и исследовательских работ, экспертные оценки педагогов по другим предметам, беседы с учащимися и их родителями.

Целесообразно проводить итоговую аттестацию по результатам изучения курса в виде итоговой конференции.

В конце курса выставляется оценка по балльной шкале.

Содержание учебной программы

 

Тема 1. Введение. Виды загрязнений. Физические, химические, биологические и механические загрязнения. Понятие о веществах-загрязнителях окружающей среды. Хемосфера. Классификация веществ по влиянию на организм человека. Трансформации веществ-загрязнителей в экосистемах. Классификация загрязнений по пространственному распределению и по источникам возникновения. Токсичность. Стандарты качества окружающей среды.

Тема 2 . Химические элементы в биосфере. Классификация химических элементов. Биогенные  и второстепенные химические элементы. Макро- и микроэлементы. Источники, функции и признаки недостаточности в организме человека некоторых элементов. Биогеохимические циклы. Циклы газообразных веществ. Осадочные циклы. Круговорот азота в биосфере. Роль микроорганизмов в круговороте данного элемента. Сидерация. Круговорот углерода в биосфере. Круговорот кислорода.

Практические работы.

1.     Качественное обнаружение катионов тяжелых металлов в воде.

Тема 3. Экологические проблемы атмосферы. 

Строение и состав атмосферы. Парниковый эффект. Парниковые газы. Второстепенные компоненты атмосферы (углекислый газ, метан, оксиды азота, тропосферный озон, хлорфторуглероды), их характеристики и источники. Последствия парникового эффекта. Роль мирового сообщества в решении экологических проблем атмосферы.

«Озонный щит» и «озонная дыра». Свойства озона. Цикл озона. Стратосферный и тропосферный озон. Источники истончения «озонного щита», роль фторхлоруглеродов в этом процессе. Пути решения экологических проблем, связанных с сохранением «озонного щита».

Вещества – загрязнители тропосферы. Оксиды серы и азота. Естественные и антропогенные источники этих оксидов. Кислотные дожди. Химизм процессов. Влияние кислотных дождей на биосферу. Фотохимический смог. Роль оксидов азота, озона, угарного газа, углеводородов и альдегидов в образовании фотохимического смога.

Практические работы.

1.     Изучение кислотности осадков. (Анализ динамики изменения кислотности осадков  в течение года при помощи бумажных индикаторов или рН-метра).

2.     Исследование воздуха на содержание твердых примесей. ( Оценка качества воздуха на присутствие твердых частиц визуально и при помощи микроскопа.)

Тема 4. Экологические проблемы гидросферы. Химический состав воды мирового океана. Гидрологический цикл. Чистая и загрязненная вода. Дейтериевая вода и ее влияние на биологический объект. Сточные воды. Первичная, вторичная и третичная обработка сточных вод. Химические способы удаления загрязнений (сорбция, нейтрализация, коагуляция, стерилизация, экстракция, электрохимические способы).

Синтетические поверхностно-активные вещества как загрязнители гидросферы.

Источники диоксинового загрязнения воды.

Практические работы.

1.     Исследование пресной воды

3.     Определение аммиака и ионов аммония в воде.

Тема 5. Экологические проблемы литосферы.

Пестициды: инсектициды, гербициды, фунгициды, родентициды, нематоциды, аскарициды. Классификация пестицидов по химическому составу. Комплексная система защиты растений как альтернатива пестицидам.

Удобрения органические и неорганические. Нитраты и нитриты. Их влияние на организм человека.

Практические работы.

1.     Определение относительного количества почвенных нитратов. (Данный метод используется для обнаружения нитрат-ионов в листьях капусты, моркови, картофеля или какого-либо дикорастущего растения при помощи раствора дифениламина в серной кислоте.)

2.     Определение тяжелых металлов в почве. (Обнаружение ионов меди и свинца при помощи качественных реакций.) 

Тема 5. Экологический мониторинг. Задачи экологического мониторинга. Химические и биологические методы анализа. Биоиндикация. Фитоиндикация. Химические методы контроля.

Практические работы.

1.     Оценка загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны. (Исследование хвоинок сосны предыдущего года, взятых в разных местах, по их усыханию и образованию некрозов.)

       Итоговая конференция.

 

Литература:

 Основное содержание курса представлено в книге Шустова С.Б., Шустовой Л.В. «Химия и экология». Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.

Практические работы и методика их проведения описаны в книге Мансуровой С.Е., Кокуевой Г.Н. «Школьный практикум. Следим за окружающей средой нашего города – 9-11 класс». М.: ВЛАДОС, 2001.

Учебно-тематический план

Тема 1. Введение 1 час.

 Классификация загрязнений. Химические загрязнения. Хемосфера. Стандарты качества окружающей среды.

Тема 2.Химические элементы в биосфере 2 часа

1. Биогенные химические элементы. Биогеохимические циклы. Круговорот азота. Круговорот углерода и кислорода.

2 .Практическая работа. «Качественное обнаружение катионов тяжёлых металлов в воде».

Тема 3. Экологические проблемы атмосферы. 4 часа.

1. Строение и состав атмосферы. Парниковый эффект как многофакторное явление.

2. Свойства озона. «Озонный щит» и «озонная дыра».

3. Оксиды серы и азота, их источники в атмосфере. Кислотные дожди. Практическая работа. «Изучение кислотности осадков».

4. Фотохимический смог. Практическая работа.  «Исследование воздуха на содержание твёрдых примесей».

Тема 4. Экологические проблемы гидросферы. 5 часов

1. Химический состав воды Мирового океана. Гидрологический цикл.

2.Чистая и загрязнённая вода. Очистка сточных вод. Химические способы удаления загрязнений.

3. Практическая работа. «Исследование пресной воды».

4. Практическая работа. «Определение аммиака и ионов аммония в воде».

5.Синтетические поверхностно - активные вещества как загрязнители гидросферы. Источники диоксинового загрязнения воды.

Тема 5. Экологические проблемы литосферы. 3 часа

1. Классификация пестицидов. Комплексная система защиты растений как альтернатива пестицидам.

2. Практическая работа. «Определение тяжёлых металлов в почве».

3. Классификация удобрений. Нитраты и нитриты, их влияние на организм человека. Практическая работа. «Определение относительного количества почвенных нитратов».

Тема 6. Экологический мониторинг. 4 часа.

1. Задачи экологического мониторинга. Биоиндикация. Химические методы контроля. Практическая работа. «Оценка загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны».

2. Итоговая конференция. Итоговое тестирование.

Практические работы

 

Практическая работа «Изучение кислотности осадков». 

Цель: анализ динамики изменения кислотности осадков  в течение года при помощи бумажных индикаторов или рН-метра.

Оборудование и реактивы:

        Стеклянный стакан

        Универсальная индикаторная бумага или рН- метр

        Шкала значения рН

Ход работы

1)     Оставьте стакан или банку под открытым небом во время дождя

2)     Определите реакцию среды дождевой воды

3)     Проделайте аналогичные исследования в течение учебного года. Проанализируйте динамику изменения кислотности осадков.

Практическая работа. «Исследование воздуха на содержание твердых примесей».

Цель:  Оценка качества воздуха на присутствие твердых частиц визуально и при помощи микроскопа.

Ход работы

1)     Вырежьте из плотной бумаги прямоугольник размером 10×6 см, а в его центре- прямоугольник размером 3×2 см. Заклейте прямоугольник липкой лентой.

2)     Вывесите полученные образцы в 4-х разных местах: на дереве во дворе школы, у окна, выходящего на шоссе, в школьном кабинете во время его уборки, в спортивном зале и т.д.

3)     Через 4 часа соберите образцы и  оцените качество воздуха вначале визуально, затем под микроскопом. Заполните таблицу.

Размер частиц

В кабинете

В спортзале

На улице

В парке

Более 1мм

 

 

 

 

Менее 1мм

 

 

 

 

Общее число частиц

 

 

 

 

Практическая работа «Исследование пресной воды»

Опыт №1. Сравнение качества воды

Цель: определить и сравнить качество питьевой воды из различных источников.

Оборудование и реактивы:

 образцы воды: из водоема (пруд), водопроводная вода, вода, прошедшая очистку через фильтр; химические стаканы, кольцо из проволоки, индикаторная бумага, цилиндр.

Ход работы:

Ученики наливают в стаканы воду из различных источников, проводят исследования по плану:

1) Запах воды зависит от биологических и химических загрязнителей, его оценивают по шкале (табл. №1). Различают травянистый, болотный, гнилой, тухлый, затхлый, землистый запахи; запахи химических веществ: хлорный, горюче-смазочных материалов.

Таблица №1. Оценка запаха воды

Интенсивность запаха

Описательное определение

Балл

Нет

Отсутствие ощутимого запаха

0

Очень слабый

Запах ощущается опытным наблюдателем, не ощущается потребителем

1

Слабый

Обнаруживается, если обратить внимание

2

Заметный

Ощущается легко

3

Отчетливый

Запах обращает на себя внимание, делает воду неприятной для питья

4

Очень сильный

Настолько сильный, что вода совершенно непригодна для питья

5

2) Цвет и прозрачность: если видны изменения в цвете воды (стакан ставят на чистый лист белой бумаги), то их описывают словом: зеленоватый, светло-коричневый и т. д.

прозрачность зависит от количества взвешенных частиц органического и неорганического происхождения, определяется следующим образом: на дно цилиндра кладут кольцо из проволоки (или рисуют черным карандашом) и доливают воду до тех пор, пока кольцо видно. Высота столба воды (см), при которой кольцо становиться невидимым, и является мерой прозрачности.

3) рН среды: для определения используют индикаторную бумагу. Цветность определяется в сравнении с эталоном чистой воды (после фильтрации).

Результаты работы оформляются в виде таблицы. (табл. №2).

Таблица №2.

Параметры/ образцы воды

Запах

Цвет

Прозрачность

рН среды

Прудовая

 

 

 

 

Водопроводная

 

 

 

 

Прошедшая дополнительную очистку через фильтр

 

 

 

 

Опыт №2. Сравнение жесткости различных образцов воды

Цель: определить и сравнить жесткость воды.

Оборудование и реактивы

образцы воды различной жесткости: водопроводная некипяченая и кипяченая, дождевая, кусочки хозяйственного мыла, пробирки.

Ход работы:

В три пробирки наливают 3 образца воды по 10-15 мл:

1 – водопроводная некипяченая,

2 – водопроводная кипяченая,

3 – дождевая или снеговая вода.

В каждую пробирку бросают кусочек мыла и сильно встряхивают пробирку (около 5 минут). Дают, отстоятся и описывают внешний вид полученных растворов: есть ли осадок в виде хлопьев, много осадка или мало, раствор почти прозрачный и т. д. результаты заносят в таблицу (табл. №3), которую оформляют на доске и в тетрадях.

Таблица №3.

Образец воды

Характеристика полученного раствора

1. Некипяченая водопроводная вода.

2. Кипяченая водопроводная вода.

3. Дождевая/снеговая вода

 

После проведения всей работы результаты опытов сравнивают с требованиями по государственному стандарту к питьевой воде: запах - не более 2, прозрачность – не менее 30 см, бесцветна; кислотность – от 6,9 до 9,5 рН. Делается вывод о том, какую воду из этих образцов можно пить, а какую нужно подвергать дополнительной очистке

Практическая работа. «Определение относительного количества почвенных нитратов». 

Цель: обнаружение нитрат-ионов в листьях капусты, моркови, картофеля или какого-либо дикорастущего растения при помощи раствора дифениламина в серной кислоте.

Оборудование и реактивы:

        Раствор дифениламина в серной кислоте (0,1г дифениламина растворяют в 10 мл концентрированной серной кислоты и хранят в темной склянке)

        Пипетки

        Ступка с пестиком

        Предметное стекло

        Стеклянная палочка

        Растительный объект

Ход работы

1) Разотрите растительную ткань в ступке.

2) Отфильтруйте сок и его каплю нанесите на предметное стекло, добавьте несколько капель дифениламина. О содержании нитратов судят по изменению окраски: в присутствии нитрат- иона дифениламин дает синее окрашивание. Количество нитратов оценивают так: при отсутствии нитратов окраска не меняется; при небольшом их количестве- цвет светло- голубой; в случае высокой концентрации нитратов окраска становится темно- синей.

Практическая работа. «Определение тяжелых металлов в почве». 

Цель: Обнаружение ионов меди и свинца при помощи качественных реакций.

Оборудование и реактивы:

        Сушильный шкаф

        Фарфоровая ступка с пестиком

        Сито

         Стеклянный стакан на 200 мл

        термометр

        штатив с пробирками

        лист пергамента или кальки

        растворы: аммиака, азотной и соляной кислот, йодида калия, хромата калия, желтой кровяной соли

        образцы почв, взятых: а) в непосредственной близости от автомобильной дороги; б) в черте города; г) в парке и др.

Ход работы

1)  Высушите почву в сушильном шкафу при 30- 400С, поместив ее тонким слоем на кальку

2)  Высушенную почву измельчите в ступке и просейте через сито.

3)  Полученный образец почвы поместите в стакан, и добавьте смесь соляной и азотной кислот в количестве, превышающем количество почвы в 3- 4 раза по объему. После тщательного перемешивания в течение 10- 15 минут и отстаивания отфильтруйте полученную смесь.

4)  Ионы меди старайтесь обнаружить в растворе с помощью характерных реакций:

a)   Образование гидроксида меди под действием раствора аммиака и растворение его в избытке раствора аммиака вследствие образования комплексной соли. Признак первой реакции- появление осадка синеватого или зеленоватого цвета, а во второй реакции получается раствор василькового цвета.

б) образование характерного осадка красно- бурого цвета под действием желтой кровяной соли.

5)  Ионы свинца постарайтесь обнаружить в растворе с помощью характерных реакций:

6) Проделайте эти реакции в пробирках при комнатных условиях, используя по 5 мл фильтрата почвенной вытяжки.

   a)  Ионы свинца образуют осадок йодида свинца интенсивно- желтого цвета с ионами йода.

  б)  под действием хромат - иона образуется золотисто- желтый осадок.

7)  Проделайте данный анализ для разных образцов почв.

Практическая работа. «Оценка загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны». (Исследование хвоинок сосны предыдущего года, взятых в разных местах, по их усыханию и образованию некрозов.)

Ход работы.

1) Выберите несколько молодых сосен и осмотрите их хвою на побегах предыдущего года.

2)           Определите класс повреждения и усыхания хвои, пользуясь оценочной схемой.

Классы усыхания хвои:

I.     Нет сухих участков

II.    Усохли кончики хвоинок на 2- 5 мм

III.   Усохла треть длины хвоинок

IV.  Вся хвоинка желтая или более половины ее сухая.

Классы повреждения хвои:

I.  Хвоинки без пятен

II. Хвоинки с небольшим числом мелких пятен

III. Хвоинки с многочисленными черными и желтыми пятнами, мелкими и крупными.

3) Сделайте вывод о степени загрязнения воздуха по состоянию хвои.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по экологии для 6 класса

Программа элективного курса позволяет учащимся расширить знания о растениях, особенно при 34час программе по биологии в 6 классе, получит практические навыки ухода за растениями, расширить коммуникати...

Элективный курс по экологии 7 класс

Актуальность программы обусловлена неблагоприятными условиями жизни на планете...

Элективный курс "Практикум "Экология села Большой Ломовис".

Углубленное освоение экологических знаний, формирование умений и навыков, совершенствование методики изучения экологической обстановки в своей местности в процессе изучения экологической ситуации...

Элективные курсы:"Практическая экология"

Расширение знаний учащихся в вопросах экологии квартиры и экологии человеческого организма. Применение данных знаний учащимися в своей дальнейшей жизни....

элективный курс по экологии 5 кл.

элективный курс по экологии....

Программа элективного курса по экологии для учащихся 9, 10 (11) классов "Экологическая обстановка Омской области"

Элективный курс  «Экологическая обстановка Омской области» рассчитан на учащихся 9, 10 (11) классов как регионального компонента прикладной экологии или изучения самостоятельного курса.Программой...

Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов

Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов...