Урок по теме" Внешнее строение листа",6 кл.
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Урок по теме "Внешнее строение листа"разработан с использованием технологии проблемного обучения. В начале урока создается проблемная ситуация, учащиеся вместе с учителем формулируют гипотезу. В ходе урока ученики проверяют гипотезу, исследуя зеленый лист.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneshnee_stroenie_lista_6_kl.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Внешнее строение листа.
Цель: изучить особенности внешнего строения листа.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить с многообразием листьев, основными морфологическими понятиями.
2. Развивающие: развивать умение проводить сравнение, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев.
3. Воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных заданий.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Методы: проблемно - поисковый.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, гербарий №1 (простой лист), гербарий №2 (сложный лист), инструктивные карточки, рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина «Живой организм».
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Изучение новой темы.
Учитель: Ребята, у нас сегодня урок необычный. Я предлагаю вам превратить классную комнату в научную лабораторию. Почувствовать себя исследователями, а я буду вашим научным руководителем. Объектом для исследования я предлагаю важный орган растения - лист. Запишем в тетрадях для записей тему нашего исследования: «Внешнее строение листа». (слайд №1)
Вспомним, что такое лист?
Ученик: Лист – это боковой орган побега.
1). Создание проблемной ситуации.
Учитель: А сейчас, я вам предлагаю посмотреть на слайд ( №3).
Листья разных растений не похожи друг на друга. Одни растения имеют крупные листья, а другие совсем крошечные. Листья гигантской Виктории регии имеют диаметр листа – 2,2 м; выдерживают груз – 50 кг. У Ряски самые маленькие плавающие листья. Самые длинные листья у пальмы Рафии в тропической Африки. Длина листа достигает- 20 м. Длина стебля 4 м. Какой можно поставить вопрос?( данную информацию связать с темой урока)
Ученик: Могут ли листья разных растений иметь одинаковое строение?
2) Выдвижение предположений о возможных путях решения проблемы.
Учитель: А теперь сформулируем гипотезу. Что такое гипотеза?
Ученик: Гипотеза – это научное предположение.
Учитель: Исходя, из проблемного вопроса у нас появилась гипотеза:
Листья разных растений могут иметь сходное строение. (Записать на доске)
Чтобы подтвердить гипотезу, что можно предположить?
Ученики: 1.Растения имеют зеленую окраску.
2. Листья отличаются по форме.
3. Листья имеют сходные признаки во внешнем строении.
Учитель: Итак, из сказанного дополним гипотезу:
Листья разных растений имеют сходные и отличительные признаки.(слайд №4)
( записать в тетрадь для записей).
3) Опытная проверка принятых решений.
Учитель: убедиться, верна гипотеза или ошибочна, вам предстоит выполнить несколько заданий.
Возьмите инструктивную карточку №1. Прочитайте задание.(слайд №5)
1. Рассмотрите рисунок « Внешнее строение листа». Изучите, из каких основных частей состоит лист.
2. Найдите на гербарии основные части листа.
3. Все ли листья имеют черешок? Рассмотрите рисунки в приложении.
Как называются такие листья?
3.Выполните задание 33 в рабочей тетради.
4.Сделайте вывод.
Учитель: Что вы узнали? Какой вывод сделали?
Ученики: Лист состоит из листовой пластинки с жилками и основания.
Листья могут быть черешковые и сидячие. (слайд №7)
(Записать вывод в тетрадь)
Учитель: Назовите ключевые слова.
Ученики: Листовая пластинка, основание, черешковые, сидячие листья.
Учитель: Ребята, внимательно рассмотрите листья гербария под № 1 и 2. Чем они отличаются друг от друга? Для этого выполним следующее задание.
1. Используя знания о внешнем строении листа, сравните листья гербария под №1и №2. Чем они отличаются?
2. Найдите в приложении определение «простые листья», «сложные листья».
3. Выполните упр.36 в рабочей тетради.
4. Сделайте вывод.
Учитель: Что вы узнали? Какой вывод сделали?
Ученик: Листья, имеющие одну листовую пластинку, называются простыми. Листья, имеющие несколько листовых пластинок, называются сложными.(слайд №9)( записать в тетрадь)
Учитель: Назовите ключевые слова.
Ученик: Простые, сложные листья.
Учитель: Ребята, следующим этапом исследования будет листовая пластинка. Посмотрите внимательно на листья разных растений? Что вы можете сказать? (слайд №10)
Ученик: Листья имеют разную форму листовой пластинки.
Учитель: С помощью инструктивной карточки №3( слайд №11) познакомьтесь с формами листовой пластинки простых и сложных листьев. Ответьте на вопросы:
1) Какая форма листовой пластинки характерна для простых листьев?
2) Какая форма листовой пластинки характерна для сложных листьев?
3) определите форму листовой пластинки у листьев гербария №1 и №2.
Запишите в тетрадь.
( после выполнения задания ученики отвечают на вопросы задания- )
Учитель: Итак, мы с вами убедились, что форма листовой пластинки может быть разнообразной.
Вывод: Растения отличаются друг от друга разными формами листовых пластинок, что важно для определения растений.(слайд №12)
(записать в тетрадь)
Учитель: Ребята, прочитаем первую половину вывода №1.
Ученик: Листовая пластинка имеет жилки.
Учитель: Возьмите инструктивную карточку №4.(слайд №13,14) Прочитайте задание.
1. Рассмотрите рисунок «Жилкование листьев».
2. Какие типы жилкования выделяют?
3. Заполните схему: (в тетради)
Тип жилкования
4. Определите тип жилкования листьев гербария №1 и №2. Запишите в тетрадь.
5. Сделайте вывод.
(ученики выполняют задание)
Учитель: Что вы узнали? Какой вывод сделали?
Вывод: Выделяют следующие типы жилкования: параллельное, сетчатое (пальчатое, перистое), дуговое. Это важный признак при определении растений.( слайд 15)
Учитель: Назовите ключевые слова.
Ученик: Параллельное, сетчатое, дуговое жилкование.
Учитель: А теперь зачитаем выводы, которые мы сделали в ходе исследования.
( ученик зачитывает выводы)
Верна ли гипотеза? Что можно дополнить?
Листья разных растений имеют сходство во внешнем строении. Листья имеют отличительные признаки, которые помогают распознавать растения по видам. (записать в тетрадь) (слайд №16)
Учитель: В начале нашего исследования мы дали определение, что лист-это боковой орган побега. Это определение можно дополнить назвав его функции ( слайд №17):
1) Лист обеспечивает улавливание света.
2) Лист обеспечивает образование органических веществ.
3) Лист обеспечивает дыхание.
4) Лист испаряет воду, защищая растения от перегрева.
5) Лист может обеспечивать защиту ( эта роль есть у видоизмененных листьев- колючек).
Как вы считаете, какая из этих функций наиболее важная?
Ученик: Образование органических веществ.
Эти функции мы с вами разберем при изучении свойств растительного организма.
Рефлексия: Ребята, что мы делали на уроке?
Что узнали нового на уроке?
Домашнее задание: творческое задание: найти информацию о видоизмененных листьях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "Строение листа"
обобщающий урок по теме "Лист" ...
урок по ботанике "Строение листа"
"Строение листа"...
Конспект урока биологии "Внешнее строение листа" в 7 классе коррекционной школы VIII вида.
Дети учатся работать на интерактивной доске. Использование натуральной наглядности ( комнатные растения) способствует лучшему усвоению материала....
Урок -путешествие "Внешнее строение листа"
Урок изучение нового материала.Урок проводится с использованием ИКТ....
Презентация урока биологии "Внешнее строение листа" ФГОС 6 класс
Презентация с целями и планируемыми результатами урока. Лабораторная работа с рефлексией....
Урок по теме "Строение листа"
Урок изучения нового материала по теме "Внешнее и внутреннее строение листа"...
Технологическая карта урока биологии «Внешнее строение листа» 6 класс
На уроке биологии 6 классе на тему «Внешнее строение листа» использованы методы обучения: проблемный - обучающиеся должны были найти среди комнатных растений растения, име...