Урок по теме" Внешнее строение листа",6 кл.
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Елизарова Лидия Николаевна

Урок по теме "Внешнее строение листа"разработан с использованием технологии проблемного обучения. В начале урока создается проблемная ситуация, учащиеся вместе с учителем формулируют гипотезу.  В ходе урока ученики проверяют гипотезу, исследуя зеленый лист.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneshnee_stroenie_lista_6_kl.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Внешнее строение листа.

Цель: изучить особенности внешнего строения листа.

Задачи:

1. Образовательные: познакомить с многообразием листьев, основными морфологическими понятиями.

2. Развивающие: развивать умение проводить сравнение, выявлять общие и отличительные признаки простых  и сложных листьев.

3. Воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных заданий.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Методы: проблемно - поисковый.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, гербарий №1 (простой лист), гербарий №2 (сложный лист), инструктивные карточки, рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина «Живой организм».

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Изучение новой темы.

Учитель: Ребята, у нас сегодня  урок необычный. Я предлагаю вам превратить классную комнату в научную лабораторию. Почувствовать себя исследователями, а я буду вашим научным руководителем. Объектом для исследования я предлагаю важный орган растения - лист. Запишем в тетрадях для записей тему нашего исследования: «Внешнее строение листа». (слайд №1)

Вспомним, что такое лист?

Ученик: Лист – это боковой орган побега.

1). Создание проблемной ситуации.

Учитель: А сейчас, я вам предлагаю посмотреть на слайд ( №3).

Листья разных растений не похожи друг на друга. Одни растения имеют крупные листья, а другие совсем крошечные. Листья гигантской Виктории регии имеют диаметр листа – 2,2 м; выдерживают груз – 50 кг. У Ряски самые маленькие плавающие листья. Самые длинные листья у пальмы Рафии в тропической Африки. Длина листа достигает- 20 м. Длина стебля 4 м. Какой можно поставить вопрос?( данную информацию связать с темой урока)

Ученик: Могут ли листья разных растений иметь одинаковое строение?

2) Выдвижение предположений о возможных путях решения проблемы.

Учитель: А теперь сформулируем гипотезу. Что такое гипотеза?

Ученик: Гипотеза – это научное предположение.

 Учитель: Исходя, из проблемного вопроса  у нас появилась гипотеза:

Листья разных растений могут иметь сходное строение.  (Записать на доске)

Чтобы подтвердить гипотезу, что можно предположить?

Ученики: 1.Растения имеют зеленую окраску.

                2. Листья отличаются по форме.

                3. Листья имеют сходные признаки во внешнем строении.

Учитель:  Итак,  из сказанного дополним гипотезу:

Листья разных растений имеют сходные и отличительные признаки.(слайд №4)

( записать в тетрадь для записей).

 3) Опытная проверка принятых решений.

Учитель: убедиться, верна гипотеза или ошибочна, вам предстоит выполнить несколько заданий.

Возьмите инструктивную карточку №1. Прочитайте задание.(слайд №5)

1. Рассмотрите рисунок « Внешнее строение листа». Изучите, из каких основных частей состоит лист.

2. Найдите на гербарии основные части листа.

3. Все ли листья имеют черешок? Рассмотрите рисунки в приложении.

Как называются такие листья?

3.Выполните задание 33 в рабочей тетради.

4.Сделайте вывод.

Учитель: Что вы узнали? Какой вывод сделали?

Ученики: Лист состоит из листовой пластинки с жилками и основания.

Листья могут быть черешковые и сидячие. (слайд №7)

(Записать вывод в тетрадь)

Учитель: Назовите ключевые слова.

Ученики: Листовая пластинка, основание, черешковые, сидячие листья.

Учитель: Ребята, внимательно рассмотрите листья гербария под № 1 и 2. Чем они отличаются друг от друга? Для этого выполним следующее задание.

1. Используя знания о внешнем строении листа, сравните листья гербария под №1и №2. Чем они отличаются?

2. Найдите в приложении определение «простые листья», «сложные листья».

3. Выполните упр.36 в рабочей тетради.

4. Сделайте вывод.

Учитель: Что вы узнали? Какой вывод сделали?

 Ученик: Листья, имеющие одну листовую пластинку, называются простыми. Листья, имеющие несколько листовых пластинок, называются сложными.(слайд №9)( записать в тетрадь)

Учитель: Назовите ключевые слова.

Ученик: Простые, сложные листья.

Учитель: Ребята, следующим этапом исследования будет  листовая пластинка. Посмотрите внимательно на листья разных растений? Что вы можете сказать? (слайд №10)

 Ученик: Листья имеют разную форму листовой пластинки.

Учитель: С помощью  инструктивной карточки №3( слайд №11) познакомьтесь с формами листовой пластинки простых и сложных листьев. Ответьте на вопросы:

1) Какая форма листовой пластинки характерна для простых листьев?

2)  Какая форма листовой пластинки характерна для сложных листьев?

 3) определите форму листовой пластинки у листьев гербария №1 и №2.

Запишите в тетрадь.

( после выполнения задания ученики отвечают на вопросы задания- )

Учитель: Итак, мы с вами убедились, что форма листовой пластинки может быть разнообразной.

Вывод: Растения отличаются друг от друга  разными формами листовых пластинок, что важно для определения растений.(слайд №12)

(записать в тетрадь)

Учитель: Ребята, прочитаем первую половину вывода №1.

Ученик: Листовая пластинка имеет жилки.

Учитель: Возьмите инструктивную карточку №4.(слайд №13,14) Прочитайте задание.

1. Рассмотрите рисунок  «Жилкование листьев».

2. Какие типы жилкования выделяют?

3. Заполните схему: (в тетради)

Тип жилкования

 

4. Определите тип жилкования листьев гербария №1 и №2. Запишите в тетрадь.

5. Сделайте вывод.

(ученики выполняют задание)

Учитель: Что вы узнали? Какой вывод сделали?

Вывод: Выделяют следующие типы жилкования: параллельное, сетчатое (пальчатое, перистое), дуговое. Это важный признак при определении растений.( слайд 15)

Учитель: Назовите ключевые слова.

Ученик:  Параллельное, сетчатое, дуговое жилкование.

Учитель: А теперь зачитаем выводы, которые мы сделали в ходе исследования.

( ученик зачитывает выводы)

Верна ли гипотеза? Что можно дополнить?

Листья разных растений имеют сходство во внешнем строении. Листья имеют отличительные признаки, которые помогают распознавать растения по видам. (записать в тетрадь) (слайд №16)

Учитель: В начале нашего исследования мы дали определение, что лист-это боковой орган побега. Это определение можно дополнить назвав его функции ( слайд №17):

1) Лист обеспечивает улавливание света.

2) Лист обеспечивает образование органических веществ.

3) Лист обеспечивает дыхание.

4) Лист испаряет воду, защищая растения от перегрева.

5) Лист может обеспечивать защиту ( эта роль есть у видоизмененных листьев- колючек).

Как вы считаете, какая из этих функций наиболее важная?

Ученик:  Образование  органических веществ.

Эти функции мы с вами разберем при изучении свойств растительного организма.  

Рефлексия: Ребята,  что мы делали на уроке?

                               Что узнали нового на уроке?

Домашнее задание:  творческое задание: найти информацию о видоизмененных листьях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Строение листа"

обобщающий урок по теме "Лист"                                             ...

Конспект урока биологии "Внешнее строение листа" в 7 классе коррекционной школы VIII вида.

Дети учатся работать на интерактивной доске. Использование натуральной наглядности ( комнатные растения) способствует лучшему усвоению материала....

Урок -путешествие "Внешнее строение листа"

Урок изучение нового материала.Урок проводится  с использованием ИКТ....

Презентация урока биологии "Внешнее строение листа" ФГОС 6 класс

Презентация с целями и планируемыми результатами урока. Лабораторная работа с рефлексией....

Урок по теме "Строение листа"

Урок изучения нового материала по теме "Внешнее и внутреннее строение листа"...

Технологическая карта урока биологии «Внешнее строение листа» 6 класс

На уроке биологии 6 классе на тему «Внешнее строение листа» использованы методы обучения: проблемный - обучающиеся должны были найти  среди комнатных растений  растения, име...