Урок -путешествие "Внешнее строение листа"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Урок изучение нового материала.Урок проводится с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПО БИОЛОГИИ В 6-М КЛАССЕ НА ТЕМУ:
«Внешнее строение листа».
Умение работать с увеличительными приборами и натуральными объектами - одно из важнейших условий обучения биологии в 6-м классе. Я хочу, чтобы учащиеся на моих уроках не просто рассматривали клетки, ткани, а были исследователями, «первооткрывателями». И чтобы достичь этой цели я провожу уроки в нетрадиционной форме с использованием интерактивных технологий. Теоретические закономерности не предлагаются учащимся в готовом виде, а формулируются учащимися самостоятельно или с моей помощью в процессе анализа и систематизации научной информации, решения проблем, проведения исследований. Это повышает познавательный интерес учащихся, прививает любовь к предмету. В данном конкретном уроке я использую некоторые методические приёмы проведения « Деловых игр», а именно использование согласованного группового мыслительного поиска, направленного на приобретение навыков выполнения конкретных приёмов деятельности. Для повышения наглядности и информационности урока я использую возможности ИКТ
Тип урока - комбинированный, нетрадиционный, урок-путешествие.
Вид – урок-исследование, урок-поиск.
Методы - иллюстративно-объяснительный, поисковый, исследовательский.
Форма организации - групповая.
Приемы - сравнение, классификация, обобщение.
Средства обучения - информационные, учебник, презентация, визуально-наглядные.
Цели:
- Изучить внешнее строение листа.
- Совершенствовать навыки работы с увеличительными
приборами, живыми объектами, гербарными листами.
3. Продолжить формирование навыков работы в группах.
4. Создать условия для самостоятельной работы учащихся.
Задачи:
Образовательные
Сформировать понятия, связанные с морфологией листа, изучить особенности внешнего строения листа, жилкование листьев, разнообразие листьев, положение на стебле, значение листа в жизни растения.
Развивающие
Развитие активной познавательной деятельности через работу с учебником, гербарным материалом, живыми объектами. Формирование интеллектуальных способностей (умение сравнивать, классифицировать, делать выводы). Развитие мотивации к изучению нового материала.
Воспитывающие
Прививать навыки коллективного труда, умения коммуникации учащихся.
Ответственность за качество собственного образования, привитие культуры умственного труда.
Продолжить воспитание бережного отношения к зеленым растениям.
Учащиеся должны знать:
- из каких частей состоит лист;
- что такое черешковый и сидячий лист;
- какие листья называются простыми, а какие сложными;
- виды жилкования.
Учащиеся должны уметь:
- различить сидячие и черешковые листья;
- уметь определить основные части листа;
- определять виды жилкования.
Структура урока
Комбинированный урок (имеет две или более дидактических целей).
- Организация начала урока.
- Проверка домашнего задания, постановка цели урока.
- Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Закрепление материала.
- Обобщение и систематизация знаний и умений.
- Подведение итогов и результатов урока.
- Задание на дом.
Оборудование:
лупы, гербарные листы, комнатные растения,
таблицы (« Форма листьев», « Листья простые и
сложные», « Жилкование листьев»), наборы
карточек, мультимедийная установка, интерактивная доска.
Ход урока.
Перед уроком учащиеся были «разбиты» на четыре группы.
На предыдущем уроке мы начали с вами изучать побег. Назовите составные части побега (стебель, почки, листья). Что такое почка, какие виды почек бывают, какое строение они имеют всё это, вы уже знаете. А сегодня мы поговорим о самом главном органе растений.
Едва ли о каком органе растения существуют такие неполные и ложные понятия в среде людей, незнакомых с наукой, как о листе. Ни один растительный орган не испытывал на себе человеческой несправедливости в такой степени, в какой испытывал лист.
В течение веков, до конца 19-го столетия, человек упорно отказывался видеть в нем прямую пользу. Тогда как польза корня как органа питания, цветка и семени как органов размножения была неоспоримо признана за ними с незапамятных времён, лист продолжал пользоваться легкомысленной славой пышного, но бесполезного наряда. А между тем, как мы вскоре увидим, лист один из самых главных органов растения.
« Растение-это лист». Я думаю, что с высказыванием известного русского учёного ботаника и физиолога Климента Аркадьевича Тимирязева вы тоже скоро согласитесь.
Я предлагаю вам всем совершить увлекательное путешествие в удивительный город под необычным названием « Лист». Знакомство с его жителями и особенностями архитектуры позволит нам лучше понять значение листьев в жизни растений. Путешествие будет многодневным и очень увлекательным.
А чтобы не заблудится в этом удивительном городе, каждой группе я предлагаю воспользоваться маршрутным листом, включающем в себя четыре этапа. ( Основные этапы путешествия висят на доске)
Итак, ребята, будьте внимательны, мы отправляемся по маршруту
« Внешнее строение листа».
1 – остановка-« Строение листа».
Учащиеся работают по группам, с предложенными им заданиями,
(слайд № 2) затем эти задания обсуждаются (слайд № 3, 4, 5, 6) . Делаются записи в тетрадь (со слайда № 7).
2- остановка-« Форма листовой пластинки»
Работа по группам с гербарными листами, обсуждение, зарисовка в тетради и на доске (слайды № 8, 9).
3-остановка - «Форма края листа».
Ребята работают по заданию со слайда(№10) , дополняют свои знания по теме « Форма края листа» с помощью слайда № 11
4-остановка - «Виды листьев».
Предварительное обсуждение вопросов со слайда № 12
Выполнение заданий (слайд № 13)
Работа с гербарными листами.
Каждой группе даётся шесть гербариев с простыми и
сложными листьями. Задание обсуждается в группе, а потом с
классом. Делаются записи в тетрадь. Определение вида листьев у растений со слайда(№ 14)
5-я остановка- «Жилкование»
Выполнение заданий (слайд № 15).
Учащиеся работают с учебником.
Находят, что такое жилкование.
Разбирают по учебнику, какие виды жилкования бывают. Работают с живыми объектами (комнатные растения), гербариями. Делаются записи в
тетрадь. Определяют тип жилкования у растений со слайда (№ 16. 17. 18, 19).Пополняют свои знания о типах жилкования с помощью слайда № 20
Наш первый день путешествия заканчивается, и я предлагаю подвести итог. Что же мы с вами узнали о внешнем строении листьев?
- Листья бывают большие и маленькие (примеры).
- Форма листьев и форма края листа тоже очень
разнообразны (примеры).
- Черты сходства - наличие листовой пластинки, цвет
листьев, наличие жилок.
Ребята, всё путешествие с нами был корреспондент школьной газеты
« Зелёный патруль», он делал какие-то записи, рисунки, фотографии. Давайте посмотрим.
Выполнение обобщающих заданий:
- Дайте характеристику листа. (По рисунку) слайд № 21
- Лишняя картинка (слайд № 22).
- Объясните смысл поговорок (слайд № 23)
(Не от добра дерево лист роняет. И на дереве лист на лист не приходится. После листьев падает дерево.)
Ребята, а как вы думаете, всегда ли эта поговорка права?
( последняя) Может ли дерево жить, если с него опали все листья? Ответы на эти вопросы мы с вами постараемся найти во второй день нашего увлекательного путешествия.
Следующий урок « Внутреннее строение листьев».
Урок окончен. (Слайд № 24)
Домашнее задание
Комментарии к слайдам:
Слайд № 2
Учащиеся работают с текстом учебника, находят, из каких частей состоит лист. Определяют значение ключевых слов. Отвечают на вопросы.
Слайд № 3,4,5
Черешковый лист.
Слайд № 6
Сидячий лист.
Слайд № 7
Работа с интерактивной доской.
Слайд № 8
Учащиеся знакомятся с разнообразными формами листовой пластинки, в тетради пытаются их нарисовать.
Слайд № 9
Учащиеся проверяют правильность выполнения задания. Расширяют свои представления о форме листа.
Слайд 10, 11
Учащиеся знакомятся с разнообразными видами края листовой пластинки. Работают с гербарными листами, определяют край листовой пластинки у натуральных объектов.
Слайд 12, 13
Работа с учебником и натуральными объектами по определению типа листьев.
Слайд № 14
Простой и сложный лист.
Слайд № 15
Работа с учебником и натуральными объектами (комнатными).
Слайд №16-19
Учащиеся определяют тип жилкования у растений.
Слайд № 20
С помощью данного слайда учащиеся расширяют свои знания по типам жилкования.
Слайд № 21
Закрепление пройденного материала.
Учащиеся дают характеристику листа по плану:
- Лист черешковый или сидячий.
- Форма листовой пластинки.
- Форма края листа.
- Тип листа.
- Тип жилкования.
Слайд № 22
Закрепление на понятие «Простой и сложный лист»
Два растения с простыми листьями, одно со сложным.
Слайд № 23
Задание последнего слайда позволяет плавно перейти к теме следующего урока, поставив проблемный вопрос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев
В предлагаемом уроке «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев», построенном в интерактивном режиме, демонстрируются способы формирования учебно-информационных умений, обеспечивающие нахождение, п...
Разработка урока "Внешнее строение листа"
Открытый урок на районном семинаре по ботанике, в 6 классе....
Урок "Внешнее строение листа"
Разработка урока по биологии в 6 классе "Внешнее строение листа"...
Урок: Внешнее строение листа.
. Предмет: Биология.4. Класс: 6. Учебник, допущенный Министерством образования Российской Федерации: ...
Конспект урока "Внешнее строение листа"
Нешнее строение листа. 6 класс....
Конспект открытого урока по естествознанию в 7 классе. Тема урока: «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев»
Цели урока: Формирование знаний о листе как составной части побега, навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе ознакомления с внешним строением листа.Задачи:ознакомить с разнообр...
Урок "Внешнее строение листа"
Урок изучения нового материала, комбинированный с лабораторной работой...