Урок -путешествие "Внешнее строение листа"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Урок изучение нового материала.Урок проводится  с использованием ИКТ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

УРОК ПО  БИОЛОГИИ В 6-М  КЛАССЕ  НА ТЕМУ:

«Внешнее  строение  листа».

    Умение  работать  с  увеличительными  приборами и  натуральными  объектами - одно  из важнейших  условий обучения  биологии  в  6-м  классе. Я хочу,  чтобы  учащиеся  на  моих  уроках не  просто рассматривали  клетки, ткани,  а были  исследователями, «первооткрывателями». И чтобы  достичь  этой  цели  я  провожу  уроки в  нетрадиционной  форме с  использованием  интерактивных  технологий.  Теоретические  закономерности  не  предлагаются учащимся в  готовом  виде,  а  формулируются  учащимися самостоятельно или  с  моей  помощью в  процессе  анализа и  систематизации научной  информации, решения  проблем, проведения  исследований. Это  повышает  познавательный  интерес учащихся, прививает  любовь  к  предмету. В  данном  конкретном  уроке  я  использую некоторые  методические  приёмы  проведения  « Деловых  игр»,  а  именно  использование  согласованного группового  мыслительного  поиска, направленного на  приобретение навыков выполнения  конкретных  приёмов  деятельности. Для повышения наглядности и информационности урока я использую возможности ИКТ

Тип урока - комбинированный, нетрадиционный, урок-путешествие.

Вид – урок-исследование, урок-поиск.

Методы - иллюстративно-объяснительный, поисковый, исследовательский.

Форма организации - групповая.

Приемы - сравнение,  классификация, обобщение.

Средства обучения - информационные, учебник, презентация, визуально-наглядные.

Цели:

  1. Изучить  внешнее  строение  листа.
  2. Совершенствовать навыки  работы с  увеличительными

приборами,  живыми  объектами, гербарными  листами.

3. Продолжить  формирование  навыков работы  в  группах.

4. Создать  условия для  самостоятельной  работы учащихся.

Задачи:

Образовательные

Сформировать понятия, связанные с морфологией листа, изучить особенности внешнего строения листа, жилкование листьев, разнообразие листьев, положение на стебле, значение листа в жизни растения.

Развивающие

Развитие активной познавательной деятельности через работу с учебником, гербарным материалом, живыми объектами. Формирование интеллектуальных способностей (умение сравнивать, классифицировать, делать выводы). Развитие мотивации к изучению нового материала.

Воспитывающие

Прививать навыки коллективного труда, умения коммуникации учащихся.

Ответственность за качество собственного образования, привитие культуры умственного труда.

Продолжить воспитание бережного отношения к зеленым растениям.

Учащиеся должны знать:

  • из каких частей состоит лист;
  • что такое черешковый и сидячий лист;
  • какие листья называются простыми, а какие сложными;
  • виды жилкования.

Учащиеся должны уметь:

  • различить сидячие и черешковые листья;
  • уметь определить основные части листа;
  • определять виды жилкования.

Структура урока

Комбинированный урок (имеет две или более дидактических целей).

  1. Организация начала урока.
  2. Проверка домашнего задания, постановка цели урока.
  3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление материала.
  6. Обобщение и систематизация знаний и умений.
  7. Подведение итогов и результатов урока.
  8. Задание на дом.

Оборудование:

лупы, гербарные  листы, комнатные  растения,

 таблицы   (« Форма  листьев», « Листья  простые  и

  сложные»,  « Жилкование  листьев»), наборы

  карточек, мультимедийная установка, интерактивная доска.

Ход  урока.

Перед  уроком  учащиеся  были  «разбиты»  на  четыре  группы.

     На  предыдущем  уроке  мы  начали  с  вами  изучать побег. Назовите  составные  части  побега (стебель, почки, листья). Что  такое  почка, какие  виды  почек  бывают, какое  строение  они  имеют всё  это,  вы  уже  знаете. А  сегодня  мы  поговорим  о  самом  главном  органе  растений.

   Едва  ли  о  каком органе  растения существуют такие  неполные  и  ложные понятия  в  среде  людей, незнакомых с  наукой, как  о  листе. Ни  один  растительный  орган  не  испытывал  на  себе человеческой  несправедливости в  такой  степени, в  какой  испытывал  лист.

   В  течение  веков,  до  конца  19-го  столетия, человек  упорно отказывался  видеть в  нем  прямую  пользу. Тогда как польза  корня как  органа  питания,  цветка  и  семени  как  органов размножения  была  неоспоримо признана за  ними  с  незапамятных  времён,  лист продолжал  пользоваться легкомысленной  славой пышного,  но  бесполезного  наряда. А  между  тем, как  мы  вскоре  увидим, лист один  из  самых  главных  органов  растения.

 « Растение-это лист». Я  думаю, что  с  высказыванием  известного    русского  учёного  ботаника  и  физиолога Климента  Аркадьевича  Тимирязева  вы  тоже  скоро  согласитесь.

   Я  предлагаю  вам  всем  совершить  увлекательное  путешествие в  удивительный  город  под  необычным  названием « Лист». Знакомство  с  его  жителями  и  особенностями  архитектуры позволит  нам  лучше  понять значение  листьев  в  жизни  растений. Путешествие  будет  многодневным  и  очень  увлекательным.

   А  чтобы  не  заблудится в  этом  удивительном  городе,  каждой  группе  я  предлагаю  воспользоваться маршрутным  листом, включающем  в  себя  четыре  этапа. ( Основные  этапы  путешествия  висят  на  доске) 

 Итак,  ребята,  будьте  внимательны, мы  отправляемся  по  маршруту

« Внешнее  строение  листа».

1 – остановка-« Строение  листа».

Учащиеся  работают  по группам, с  предложенными  им  заданиями,

 (слайд  № 2) затем  эти задания обсуждаются (слайд № 3, 4, 5, 6) . Делаются  записи  в  тетрадь (со слайда № 7).

2- остановка-« Форма  листовой  пластинки» 

 Работа  по  группам с  гербарными  листами, обсуждение,  зарисовка в тетради  и   на  доске (слайды № 8, 9).

3-остановка - «Форма  края  листа».

Ребята работают по заданию со слайда(№10) , дополняют свои знания по теме « Форма края листа» с помощью слайда № 11

4-остановка - «Виды  листьев». 

Предварительное обсуждение вопросов со слайда № 12

Выполнение заданий (слайд № 13)

Работа  с  гербарными  листами.

Каждой  группе  даётся  шесть гербариев  с  простыми  и

сложными листьями.  Задание  обсуждается  в  группе, а  потом с

классом.  Делаются  записи  в  тетрадь. Определение вида листьев у растений со слайда(№ 14)

5-я остановка- «Жилкование»

Выполнение заданий (слайд № 15). 

Учащиеся работают  с  учебником.

Находят, что  такое  жилкование.

Разбирают по учебнику, какие  виды  жилкования  бывают. Работают  с  живыми  объектами (комнатные растения), гербариями. Делаются  записи  в  

тетрадь. Определяют тип жилкования  у растений со слайда (№ 16. 17. 18, 19).Пополняют свои знания о типах жилкования с помощью слайда № 20

    Наш первый  день  путешествия  заканчивается, и   я  предлагаю  подвести  итог. Что же  мы  с  вами  узнали о  внешнем  строении  листьев?

  1. Листья  бывают  большие  и  маленькие (примеры).
  2. Форма  листьев и  форма  края  листа тоже  очень

                разнообразны (примеры).

  1. Черты  сходства - наличие  листовой  пластинки, цвет

                листьев, наличие  жилок.

  Ребята, всё  путешествие  с  нами  был  корреспондент  школьной  газеты

 « Зелёный  патруль», он  делал  какие-то записи,  рисунки,  фотографии. Давайте  посмотрим.

  Выполнение  обобщающих  заданий:

  1. Дайте  характеристику  листа. (По  рисунку) слайд № 21
  2. Лишняя  картинка (слайд № 22).
  3. Объясните  смысл  поговорок (слайд № 23)

(Не от  добра дерево  лист  роняет. И  на  дереве  лист  на  лист  не  приходится.  После  листьев  падает  дерево.)

    Ребята,  а  как  вы  думаете, всегда  ли  эта поговорка  права?

( последняя) Может ли  дерево  жить, если  с  него  опали  все  листья? Ответы  на  эти  вопросы  мы  с вами  постараемся  найти во  второй  день  нашего  увлекательного  путешествия.

  Следующий  урок  « Внутреннее  строение  листьев».

Урок окончен. (Слайд № 24)

Домашнее задание

Комментарии  к  слайдам:

Слайд № 2

Учащиеся работают с  текстом учебника, находят, из каких частей состоит лист. Определяют значение ключевых слов. Отвечают на вопросы.

Слайд № 3,4,5

Черешковый лист.

Слайд № 6

Сидячий лист.

Слайд № 7

Работа с интерактивной доской.

Слайд № 8

Учащиеся знакомятся с разнообразными формами листовой пластинки, в тетради пытаются их нарисовать.

Слайд № 9

Учащиеся проверяют правильность выполнения задания. Расширяют свои представления о форме листа.

Слайд 10, 11

Учащиеся знакомятся с разнообразными видами края листовой пластинки. Работают с гербарными листами, определяют край листовой пластинки у натуральных объектов.

Слайд 12, 13

Работа с учебником  и натуральными объектами по определению типа листьев.

Слайд № 14

Простой и сложный лист.

Слайд № 15

Работа с учебником и натуральными объектами (комнатными).

Слайд №16-19

Учащиеся определяют тип жилкования у растений.

Слайд № 20

С помощью  данного слайда учащиеся расширяют свои знания по типам жилкования.

Слайд № 21

Закрепление пройденного материала.

Учащиеся дают характеристику листа по плану:

  1. Лист черешковый или сидячий.
  2. Форма листовой пластинки.
  3. Форма края листа.
  4. Тип листа.
  5. Тип жилкования.

Слайд № 22

Закрепление на понятие «Простой и сложный лист»

Два растения с простыми листьями, одно  со  сложным.

Слайд № 23

Задание последнего слайда позволяет плавно перейти к теме следующего урока, поставив проблемный вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев

В предлагаемом уроке «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев», построенном в интерактивном режиме, демонстрируются способы формирования учебно-информационных умений, обеспечивающие нахождение, п...

Разработка урока "Внешнее строение листа"

Открытый урок на районном семинаре по ботанике, в 6 классе....

Урок "Внешнее строение листа"

Разработка урока по биологии в 6 классе "Внешнее строение листа"...

Урок: Внешнее строение листа.

. Предмет: Биология.4. Класс: 6.  Учебник, допущенный Министерством образования Российской Федерации: ...

Конспект урока "Внешнее строение листа"

Нешнее строение листа. 6 класс....

Конспект открытого урока по естествознанию в 7 классе. Тема урока: «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев»

Цели урока:  Формирование знаний о листе как составной части побега, навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе ознакомления с внешним строением листа.Задачи:ознакомить с разнообр...

Урок "Внешнее строение листа"

Урок изучения нового материала, комбинированный с лабораторной работой...