Вопросы олимпиады по биологии 10 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (10 класс) по теме

 Мокова Залина Ауладиновна

вопросы олимпиады по биологии 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon вопросы88 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы олимпиады по биологии 10 класс.

Задания с выбором одного правильного ответа.

А1. Укажите уровни живых организмов.

      1)вещество, молекула, клетка, популяция

      2)тело, ткань, биогеоценоз, биосфера, популяция

      3)молекула, клетка, ткань, орган, организм, популяция, биогеоценоз,

      биосфера

     4)клетка, вещество, ткань, орган, популяция, вид, биоценоз, биосфера

А2. Строение и функции молекул белка изучают на уровне организации

    живого

     1) организменном

    2) тканевом

    3) молекулярном

    4) популяционном

 А3.  Синтез органических веществ из неорганических за счет энергии света осуществляется организмами

    1) автотрофы

    2) гетеротрофы

    3) сапрофиты

    4) консументы

А4. Когда появились первые живые существа на нашей планете

     1) .1млрд. лет назад

     2) З млрд. лет назад

     3) 10 млрд. лет назад

     4) 5 млрд. лет назад

А5. Чем клетка одноклеточного организма отличается от клетки многоклеточного организма

     1) небольшим размером

     2) выполняет одну из функций организма

     3) выполняет все функции организма

    4) отсутствием ряда органоидов

А6. Вторичная структура белка поддерживается связями

  1. пептидными
  2. дисульфидными
  3. водородными
  4. ковалентными

А7. Мономерами нуклеиновых кислот являются

  1. азотистые основания
  2. рибоза и дезоксирибоза
  3. нуклеотиды
  4. азотистые основания, рибоза и дезоксирибоза

А8. В клетке АТФ синтезируется в

  1. вакуолях и митохондриях
  2.  цитоплазме и лизосомах
  3. ядре и рибосомах
  4. митохондриях и хлоропластах

А9. В формировании лизосом участвуют

  1. рибосомы
  2. комплекс Гольджи
  3. ядро
  4.  митохондрия

А10. В процессе фотосинтеза кислород образуется  при расщеплении

  1. углекислого газа
  2. воды
  3. АТФ
  4. углекислого газа и АТФ

А11. Примером пластического обмена является

  1. синтез белков
  2. расщепление белков
  3. расщепление и синтез белков
  4. расщепление и синтез углеводов

А12. Удвоение молекулы ДНК называется

  1. транскрипцией
  2. трансляцией
  3. репликацией
  4. конъюгацией

А13. Реакцией энергетического обмена является

  1. синтез белков
  2. расщепление жиров
  3. фотосинтез
  4. синтез нуклеиновых кислот

А14. Универсальным источников энергии является

  1. глюкоза
  2. жир
  3. АТФ
  4. Аминокислота

А15. Индивидуальное развитие организма от зиготы до конца его жизни называется

  1. гистогенезом
  2. органогенезом
  3. онтогенезом
  4. ароморфозом

А16. При митозе образуется дочерних клеток

  1. 1
  2. 2
  3. 4
  4. 6

А17. В ходе мейоза образуются клетки

  1. соматические
  2. половые
  3. безъядерные
  4. соматические и половые

А18. При мейозе образуется дочерних клеток

  1. 1
  2. 2
  3. 4
  4. 6

А19. Однослойный многоклеточный зародыш это

  1. гаструла
  2. бластула
  3. морула
  4. нейрула

А20. Нервная клетка образуется из

  1. эктодермы
  2. энтодермы
  3. мезодермы
  4. камбия

А21. Единицей эволюционного процесса является

  1. особь
  2. популяция
  3. мутация
  4. вид

А22. Видообразование – это результат

  1. микроэволюции
  2. макроэволюции
  3. искусственного отбора
  4. только пространственной изоляции

А23. Антропогенез – это процесс

  1. исторического развития живой природы
  2. индивидуального развития человека
  3. эмбрионального развития человека
  4. эволюционно-исторического формирования человека

А24.Ген это

  1. мономер белковой молекулы
  2. материал для эволюционных процессов
  3. участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре белка
  4. способность родителей передавать свои признаки следующему поколению

А25. Гомологичными называют

  1. любые хромосомы диплоидного набора
  2. хромосомы , одинаковые по форме и размеру
  3. хромосомы , сходные по строению и несущие одинаковые гены
  4. совокупность хромосом, находящихся в половых клетках

А26. Доминантный ген проявляется

  1. только в гомозиготном организме
  2. только в гетерозиготном организме
  3. как в гомозиготном, так и в гетерозиготном организмах
  4. только в первом поколении

А27. Наследственной изменчивостью называют

  1. способность живых организмов приобретать новые признаки
  2. форму изменчивости, меняющую генотип
  3. изменчивость, которая не имеет прямого влияния на эволюционные процессы
  4. норму реакции

А28. Примером ароморфоза может служить

  1. покровительственная окраска
  2. половой процесс
  3. уплощение тела придонных рыб
  4. приспособление цветков к опылению

А29. Понятие «гомеостаз» характеризует

  1. состояние динамического равновесия природной системы, поддерживаемое деятельностью регуляторных систем
  2. процесс разрушения клеток путем их растворения
  3. общее снижение жизнеспособности организма
  4. процесс расщепления углеводов в отсутствии кислорода

А30. Метаболизм складывается из двух взаимосвязанных и противоположно направленных процессов

  1. жизни и смерти
  2. синтеза и распада
  3. возбуждения и торможения
  4. поглощения кислорода и выделения углекислого газа.

Задания на установления соответствия.

В1. Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами

Признаки обмена веществ                             Этапы обмена

1) вещества окисляются                                 А) пластический обмен

2) вещества синтезируются                            Б) энергетический обмен

3) энергия запасается в молекулах АТФ

4) энергия расходуется

5) в процессе участвуют рибосомы

6) в процессе участвуют митохондрии

В2. Установите соответствие между  характеристикой размножения и его типом

Характеристика размножения                                       Тип

1)происходит с помощью отдельных органов,           А) бесполое

   их частей и отдельных клеток                                     Б) половое

2) осуществляется при участии гамет

3) используется человеком для сохранения

   у потомства ценных признаков

4) новые организмы сохраняют большое

   сходство с материнским    

 5) новые организмы развиваются из зиготы  

 6) потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского    

    Организмов

В3. Установите соответствие между строением и функциями эндоплазматической сети и комплекса Гольджи.

Строение и функции органоидов                                   Органоиды

1) состоит из полостей с пузырьками на концах           А) эндоплазматическая

2) состоит из системы связанных между собой                  сеть

 канальцев                                                                            Б) комплекс Гольджи.

3) участвует в биосинтезе белка

4) участвует в образовании лизосом

5) участвует в обновлении и росте плазма-

    тической мембраны

6) осуществляет транспорт органических

     Веществ в разные части клетки    

В4. Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда

Растения и животные пруда                                     Компоненты экосистемы

1) прибрежная растительность                                 А) продуценты

2) карп                                                                          Б) консументы

3) личинки земноводных

4) фитопланктон

5) растения дна

6) большой прудовик  

В5. Установите соответствие между организмами эволюции, по которым в настоящее время происходит развитие этих организмов

Организмы                                                     Направления эволюции

1) страус эму                                                  А) биологический прогресс        

2) серая крыса                                                Б) биологический регресс

3) домовая мышь

4) сине-зеленые (цианобактерии)

5) орел беркут

6) уссурийский тигр  

В6. Установите соответствие между веществами, их строением и функциями.

Строение и функции                                                          Вещества

1) состоят из остатков молекул глицерина                     А) липиды  

    И жирных кислот                                                           Б) белки

2) состоят из остатков молекул аминокислот

3) защищают организм от переохлаждения

4) защищают организм от чужеродных веществ

5) относятся к полимерам

6) не являются полимерами    

В7. Установите соответствие между признаками рефлексов и их типом

Признаки рефлексов                                                      Типы рефлексов

1) передается по наследству                                           А) условные

2) не передается по наследству                                      Б) безусловные

3) приобретаются в течении жизни

4) врожденные

5) характерны для всех особей вида

6) индивидуальны для каждой особи  

В8. Установите соответствие между отдельными животными и типами симметрии

Животные                                                 Тип симметрии

1) актиния                                                 А) лучевая

2) речной окунь                                        Б) двусторонняя

3) кальмар

4) медуза аурелия

5) прыткая ящерица

6) европейский еж  

В9. Установите соответствие между насекомыми и типом их развития

Насекомые                                            Типы развития

1) медоносная пчела                             А) развитие с неполным превращением                                

2) майский жук                                      Б) развитие с полным превращением

3) азиатская саранча

4) капустная белянка

5) обыкновенный комар

6) рыжий таракан

В10. Установите соответствие между признаком организма и царством

Признак                                                                                            Царство

1) растут в течение всей жизни                                                      А) растения

2) активно перемещается в пространстве                                     Б) животные

3) питаются готовыми органическими веществами

4) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

5) имеют органы чувств

6) являются основным источником кислорода на Земле

   Задания с выбором нескольких верных ответов.

В1. Установите в какой последовательности  в пищевой цепи должны располагаться перечисленные организмы  

А) насекомые

Б) растения

В) хищные птицы

Г) насекомоядные птицы

В2. Бактериальную клетку относят к группе прокариотических, так как она

А) не имеет ядра, покрытого оболочкой

Б) имеет цитоплазму

В) имеет одну молекулу ДНК, погруженную в цитоплазму

Г) имеет наружную плазматическую мембрану

Д) не имеет митохондрий

Е) имеет рибосомы, где происходит синтез белка  

В3. Выберите правильное утверждение. Биогеоценоз

А) состоит из отдельных, не взаимосвязанных организмов

Б) состоит из структурных элементов: видов и популяций

В) целостная система, способная к самостоятельному существованию

Г) закрытая система взаимодействующих популяций

Д) открытая система, нуждающаяся в поступлении энергии извне

Е) система, характеризующаяся отсутствием биогенной миграции атомов

В4. Белки и липиды играют  роль в образовании

А) рибосом

Б) мембран митохондрий и хлоропластов

В) плазматической мембраны

Г) оболочки ядра

Д) микротрубочек

Е) центриолей

В5. Чем митоз отличается от мейоза?

А) происходят два следующих друг за другом деления

Б) происходит одно деление, состоящее из четырех фаз

В) образуются две дочерние клетки, идентичные материнской

Г) образуются четыре гаплоидные  клетки

Д) к полюсам клетки расходятся и гомологичные хромосомы и хроматиды

Е) к полюсам клетки расходятся только хроматиды

В6. Каково строение и функции митохондрий?

А) осуществляют расщепление биополимеров до мономеров

Б) имеют анаэробный способ получения энергии

В) осуществляют реакции окисления матричного типа

Г) имеют ферментативные комплексы, расположенные на кристах

Д) при окислении органических веществ освобождается энергия, используемая на синтез АТФ

Е) имеют наружную и внутреннюю мембрану

В7 Цитоплазма выполняет в клетке ряд функций:

А) является внутренней средой клетки

Б) осуществляет связь между ядром и органоидами

В) выполняет роль матрицы для синтеза углеводов

Г) служит местом расположения ядра и органоидов

Д) осуществляет передачу наследственной информации

Е) служит место расположения хромосом в клетках эукариот

В8. Чем зигота отличается от гаметы?

А) содержит двойной набор хромосом

Б) содержит одинарный набор хромосом

В) образуется в результате оплодотворения

Г) образуется путем мейоза

Д) является первой клеткой нового организма

Е) это специализированная клетка, участвующая в половом размножении

В) Агроценоз в отличие от биогеоценоза характеризуется:

А) короткими цепями питания

Б) разветвленными цепями питания

В) незамкнутым круговоротом веществ

Г) преобладанием монокультур

Д) замкнутым круговоротом веществ

Е) большим видовым разнообразием

В10 .Результатом эволюции является:

А) появление новых засухоустойчивых сортов растений

Б) возникновение новых видов в изменившихся условиях среды

В) выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота

Г) формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях

Е) получение высокопродуктивных бройлерных кур

В11. Среди экологических факторов укажите биотические

А) наводнение

Б) конкуренция между особями вида

В) понижение температуры

Г) хищничество

Д) недостаток света

Е) образование микоризы

В12. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят:

А) остаток третьего века у человека

Б) отпечатки растений на пластах каменного угля

В) окаменевшие остатки папоротников

Г) рождение людей с густым волосяным покровом на теле

Д) копчик, состоящий из 4-5 недоразвитых позвонков

Е) филогенетический ряд лошади

В13. Какие организмы можно отнести к группе продуцентов?

А) зеленые растения

Б) растения-паразиты

В) цианобактерии

Г) растительноядные животные

Д) красные водоросли

Е) болезнетворные прокариоты

В14 .Устойчивое развитие биосферы обеспечивают меры, направленные на:

А) сохранение и восстановление численности отдельных видов

Б) сокращение численности хищников экосистемы

В) создание агроэкосистем

Г) сохранение видового разнообразия

Д) предотвращение загрязнения окружающей среды

Е) внедрение новых видов экосистемы

В15. Появление каких изменений у растений в процессе эволюции не способствовало общему подъему их организации?

А) появление корней у древних папоротников

Б) появление хлорофилла у мхов

В) возникновение тканей у хвойных

Г) возникновение семени у голосеменных

Д) появление цветка и плода у покрытосеменных

Е) возникновение проводящих тканей у цветковых

Задания с развернутым свободным ответом

С1 Какие ароморфозы позволили древним земноводным освоить сушу?

С2 Чем определяется устойчивость естественных экосистем?

С3 Почему высокая численность вида способствует биологическому прогрессу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

вопросы олимпиады по музыке для учащихся 9 классов

Если вы творческий учитель и вам хочется чтобы ваши дети как можно больше интересовались музыкой. Предложите им ответить на эти вопросы....

Вопросы к школьному туру олимпиады по биологии

Вопросы к школьному туру олимпиады по биологии в форме теста....

Вопросы школьной олимпиады по биологии и экологии для учащихся 9-11 классов

Вопросы школьной олимпиады по биологии и экологии для учащихся 9-11 классов....

Вопросы школьной олимпиады по биологии для учащихся 7 классов

Вопросы школьной олимпиады по биологии для учащихся 7 классов...

Вопросы муниципального этапа Всероссийской олимпиады по биологии 2014 г.

Хороший материал для подготовки к  олимпиаде по биологии....

Повторение основных вопросов курса общей биологии. Урок на тему " Основные свойства жизни" биология – 11 класс

обобщаем  знания, полученные учащимися в изученных курсах биологии;рассматриваем основные признаки живого;повторяем и закрепляем понятие "биосистема" и уровни организации жизни....

Вопросы олимпиады для 4 класса

Вопросы олимпиады для 4 класса...