Рабочая программа по биологии 6 класс В.В. Пасечник 1 ч
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Рабочая программа составлена на основе  Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования и   учебной программы по биологии авторов В.В. Пасечника,  В.В. Латюшина, В.М. Пакулова,  издательства «Дрофа», 2010 г, количество часов в год-35 часов, допущенного Министерством образования РФ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1. Данный предмет  входит в образовательную область естествознание.

2.Рабочая программа составлена на основе  Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования и   учебной программы по биологии авторов В.В. Пасечника,  В.В. Латюшина, В.М. Пакулова,  издательства «Дрофа», 2010 г, количество часов в год-35 часов, допущенного Министерством образования РФ

3. Цели задачи  учебного предмета.

:•        освоение знаний  о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

•        овладение умениями  работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

•        развитие  познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

•        воспитание  позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

•        использование приобретенных знаний и умений – в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

4. Обоснование отбора содержания программы (общая логика последовательности изучения (преемственность)):

Изучение  биологии  направлено  на  освоение  знаний  о  живой  природе,  о  строении,  жизнедеятельности  живых  организмов,  роли  науки  в  жизни  общества;  на  овладение  умениями  применять  знания  биологии  для  объяснения  процессов  и  явлений,  работать  с  приборами,  проводить  наблюдения  за  объектами;  на  развитие  познавательных  интересов,  способностей  при  проведении  наблюдений,  экспериментов;  на  воспитание  позитивного  отношения  к  природе,  культуры  поведения  в  природе;  на  применение  знаний  и  умений  в  повседневной  жизни  для  обеспечения  безопасности  своей  жизни,  выращивания  растений,  оказания  первой  помощи  себе  и  окружающим,  оценки  влияния  деятельности  человека  на  среду  обитания.

5.Общая характеристика учебного процесса:  Методы, формы и средства обучения.

По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ

6. Знания, умения и навыки, компетентности, приобретаемые в результате обучения :

  понимать  признаки  биологических  объектов  грибов,  бактерий, растений;  сущность  биологических  процессов  питания,  дыхания, выделения,  роста,  развития,  размножения.

Учащиеся  должны:

уметь  объяснять  роль  биологии  в  деятельности  людей,  роль  растений  в  жизни  человека,  необходимость  защиты  растений;

изучать  рост  и  развитие  растений;  распознавать  органы  растений,  растения  разных  групп,  съедобные  и  ядовитые  грибы;

выявлять  изменчивость  и  приспособленность  растений;  сравнивать  клетки,  ткани,  органы,

делать  выводы  на  основе  сравнения,  оценивать  влияние  человека  на  растения;

проводить  самостоятельный  поиск  информации  в  тексте  учебника,  в  словарях  и  справочниках.

Учащиеся  должны:

 уметь  использовать  приобретённые  знания  и  умения  в  повседневной  жизни,  учёбе  для  соблюдения  мер  профилактики  заболеваний,  вызываемых  растениями,  бактериями,  грибами;

 оказывать  первую  помощь  при  отравлении  растениями,  грибами,  выращивании  культурных  растений.

7. Количество часов:

по учебному плану -35 часов, в неделю-1час, всего (фактически по расписанию) -35часов.

8 Количество плановых

Контрольных работ-4

Лабораторных работ-6

Учебно-тематический план

Дата

№ урока

Тема урока

Количество

часов

Практическая часть

ВВЕДЕНИЕ. (2 ч.)

6.09

1

Биология-наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных.

1

13.09

2

Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

1

Раздел  1.  КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ.  (4ч)

20.09

3

Устройство увеличительных приборов.

1

Л/Р Правила работы с лупой и световым микроскопом. Рассматривание клеток с помощью лупы.

27.09

4

Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

1

Л/РПриготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

3.10

5

Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

1

10.10

6

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие, деление клетки. Понятие ткань.

Обобщение.

1

Раздел  2. ЦАРСТВА БАКТЕРИИ И ГРИБЫ.   (4ч.)

17.10

7

   Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение, жизнедеятельность, размножение, разнообразие бактерий, их распространение в природе.

1

24.10

8

Грибы. Общая характеристика, строение, жизнедеятельность грибов.

1

31.10

9

Роль грибов в природе и жизни человека. Контрольный тест по теме «Клетка, бактерии и  грибы». Обобщение.

1

14.11

10

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

1

Раздел  3.    ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ.(5ч.)

21.11

11

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучение растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

1

28.11

12

Водоросли. Многообразие, среда обитания, строение, роль в природе и жизни человека, охрана водорослей.

1

5.12

13

Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, их охрана.

1

12.12

14

Голосеменные, строение и разнообразие. Среда обитания, распространение, значение в природе и жизни человека, их охрана.

1

19.12

15

Цветковые растения, их строение и многообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Обобщение.

Контрольный тест по теме «Царство растений».

1

Раздел  4. СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ. (8ч.)

26.12

16

Строение семян однодольных и двудольных растений.

1

9.01

17

Виды корней и типы их систем. Видоизменение корней.

1

16.01

18

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

1

23.01

19

Строение листа. Видоизменение листьев.

1

30.01

20

Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

1

6.02

21

Цветок и его строение.

1

л\р Изучение строения цветка.

13.02

22

Соцветия.

1

л\р Ознакомление с различными видами соцветий.

20.02

23

Плоды и их классификация. Обобщение.

Контрольный тест по теме Многообразие покрытосеменных растений».

1

л\р Ознакомление с сухими и сочными плодами.

Раздел  5.   ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ.(7ч.)

27.02

24

Растительный организм как единое целое. Основные процессы жизнедеятельности.

1

6.03

25

Химический состав растений. Минеральное и воздушное питание растений.

1

13.03

26

Фотосинтез. Космическая роль растений.

1

20.03

27

Испарение воды растениями.

1

3.04

28

Рост растений. Прорастание семян. Фазы роста.

1

10.04

29

Способы размножение споровых и голосеменных  растений.

1

17.04

30

Вегетативное и половое размножение покрытосеменных растений.

Обобщение знаний.

1

Раздел  6.  ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА.(3ч)

24.04

31

Основные экологические факторы и их влияние на растения.

1

8.05

32

Характеристика основных экологических групп растений.

1

л\р Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

15.05

33

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества.  Контрольный тест по теме «Природные сообщества».

1

22.05

34

Обобщение знаний.

1

29.05

35

Итоговый урок. Летние задания.

1

Итого:

35

Содержание тем учебного курса

Введение(2ч.)

Биология — наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ.  (4ч.)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Лабораторные работы.

№2. Приготовление микропрепарата.

№3. Знакомство с клетками растения (на примере кожицы лука).

ЦАРСТВА БАКТЕРИИ И ГРИБЫ.   (4ч.)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ.(5 ч.)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

 Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые.

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ.(8ч.)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Видоизменение листь ев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.

Лабораторные работы.

Изучение строения цветка.

Ознакомление с различными видами соцветий.

 Ознакомление с сухими и сочными плодами.

ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ.(7ч.)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное размножение).

ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА.(3ч.)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

Перечень литературы (основной и дополнительной):

Основная  литература - УМК:

 В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова /программы по биологии для общеобразовательных школ /Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.//

Дополнительная литература

В.ВПасечник , Т.А. Снисаренко. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6кл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

рабочая программа по биологии 6-9 вв пасечник

Рабочая программа по биологии 6-9 клсоставлена на основе программы   для  общеобразовательных учреждений биология к комплекту учебников созданных под руководством ВВ Пасечника 5-1...

Рабочие программы по биологии авт. В.В. Пасечник

календарно-тематическое планирование по биологии...

Рабочие программы по биологии авт. В.В. Пасечник

календарно-тематическое планирование по биологии...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...