Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области
план-конспект урока (биология, 8 класс) по теме

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области

 

(интегрированный урок по географии и биологии в 8 классе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_geografiya_biologiya_-_kopiya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение  "Лицей №5"

г. Губкина Белгородской области

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области

(интегрированный урок по географии и биологии в 8 классе)

                 Бобровская Марина Эдуардовна,

учитель географии

Горшкова Елена Витальевна,

учитель биологии

Интегрированный урок по географии и биологии

"Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области"  в 8 классе

Подготовительный этап урока

1. Подготовить выставку книг и печатных изданий о геологическом строении, рельефе и полезных ископаемых Белгородской области, подобрать эпиграф к уроку, используя стихи местных авторов.

2. Подготовить материал по теме урока из учебного электронного издания "География России. 8 класс", "Добро пожаловать на  Белгородчину".

3. Подготовить раздаточный материал для творческих групп учащихся: образцы коллекций горных пород и минералов, гербарии, карточки - задания для групповой работы, индивидуальные тестовые задания.

4. Разделить класс на группы: "Геологи", "Краеведы", "Экологи", "Горняки", "Специалисты по охране труда".  Дать опережающие задания учащимся.

5. Подготовить презентацию "Туристический поход к меловым пещерам".

План урока

 1. Организационный момент.

 2.  Выступление творческой группы "Геологи" (обобщение знаний по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"; работа с картосхемами "Строение литосферы", "Классификация горных пород"; работа с образцами коллекции горных пород и минералов; работа с картой Белгородской области).

3. Выступление творческой группы "Краеведы" (презентация

" Туристический поход к меловым пещерам"); выявление цели исследования; проведение полевых работ; формулировка доказательства об изменении рельефа нашего края).

4. Выступление творческой группы "Экологи" (сообщение учащихся о влиянии человека на биосферу, литосферу; демонстрирование муляжей "Рост оврагов" и рассказ об образовании оврагов и мерах, предупреждающих их образование и рост).

5. Выступление творческой группы "Горняки" (костюмированное представление  профессий горнорудных предприятий нашего края; знакомство с основными  технологическими этапами добычи, обогащения железной руды и производства стали; демонстрация образцов железорудной продукции горно-обогатительных комбинатов и ОЭМК).

6. Работа творческих групп по заполнению карточек - заданий.

7. Выступление творческой группы "Специалисты по охране труда" (сообщения учащихся о профессиональных заболеваниях рабочих горнорудных предприятий).

8. Обобщение и закрепление знаний по материалу урока (выполнение индивидуальных тестовых заданий).

9. Подведение итогов  урока (организация игровой ситуации;  проверка тестовых заданий; выявление уровня усвоения материала по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"; выставление оценок).

10. Домашнее задание.

Конспект  урока

Организационный момент

- объявление темы урока: "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые  Белгородской области";

- постановка целей и задач:

1. Обобщить и углубить знания учащихся по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России", конкретизируя материал на примере Белгородской области.

2. Интегрировать знания по географии и биологии о природе Белгородской области.

3. Расширить и конкретизировать экологические знания учащихся, формировать у них убежденность в необходимости охраны окружающей среды.

4. Расширять межпредметные связи на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений с целью формирования у учащихся целостного восприятия картины мира.

5. Используя нетрадиционные формы проведения интегрированных уроков, исследовательские методы обучения, развивать познавательный интерес и мышление учащихся.

6. Развивать коммуникативные навыки при работе учащихся в группах.

7. Создавать условия для развития географической культуры и эстетического восприятия природных объектов через произведения литературы и искусства.

- обзор литературы о геологическом строении, рельефе и полезных ископаемых России и Белгородской области; представление лучших творческих работ учащихся, исследовательских работ членов НОУ "Эврика" по теме урока.

- организация работы учащихся в творческих группах;

- инструктаж по заполнению карточек - заданий.

- оценка результативности работы творческих групп.

Ход урока

- на экран проецируются виды Белогорья.

- ученик читает стихотворение местного автора Владимира Молчанова:

Белогорье... Поле отчее.

По-над лугом белый дым.

Трав густых сиянье сочное

По откосам меловым.

Змейка вьющегося вереска

Розовеет над горой,

И совсем не видно берега

За травой береговой.

Звезд полночных многоточие,

Туч движение гурьбой.

Белогорье ... Поле отчее -

Чьо зову своей судьбой!..

- выступление творческих групп с опережающими заданиями.

        1) Творческая группа "Геологи": с сообщениями выступают 6 человек.

№ п\п

Темы сообщений

Средства обучения

Примечания

1.

Геологическое строение территории России

Картосхема "Строение  земной коры"; мультимедийный учебник

Строние земной коры: "Тектоническая карта России", "геологический профиль через Восточно-европейкую платформу"

2.

Геологическое строение территории Белгородской области

Учебные пособия "География Белгородской области"

3.

Рельеф России

мультимедийный учебник

Рельеф: "Физическая карта", "Восточно-европейская равнина"

4.

Рельеф Белгородской области

Учебные пособия "География Белгородской области"; физическая карта Белгородской области

5.

Минеральные ресурсы и полезные ископаемые Белгородской области

Картосхема "Классификация горных пород"; диск "Добро пожаловать на Белгородчину"

Паспорт: "Минерально-сырьевая база"

6.

Свойства горных пород и минералов

Коллекция горных пород и минералов с раздаточным материалом для творческих групп

2) Творческая группа "Краеведы": представляют презентацию о туристическом походе 2 человека, с сообщениями выступают 4 человека.

№ п\п

Темы сообщений

Средства обучения

Примечания

1.

Причины разнообразия рельефа

мультимедийный учебник

Внутренние силы, изменяющие рельеф: "Карта неотектонических движений", анимация "Вертикальные движения и крупные формы рельефа".

Внешние силы, изменяющие рельеф: "Древнее оледенение", "Деятельность моря" , анимация "Образование осадочных пород", "Эрозионный рельеф"

2.

Исследование вопросов, подтверждающих влияние внешних сил на рельеф Белгородской области: древнее оледенение

Образцы валунного суглинка; раздаточный материал: образцы гербария сфагнума

3.

Исследование вопросов, подтверждающих влияние внешних сил на рельеф Белгородской области: древнее море

Коллекция окаменелостей; осадочных  горных пород нашего края  с раздаточным материалом

4.

Доказательства существования древнего моря на территории Белгородской области

презентация

"Туристический поход к меловым пещерам"

3) Творческая группа "Экологи": выступают 3 человека,  творческое задание готовят 3 человека.

4) Творческая группа "Горняки": инсценировка интервью с работниками горнорудных предприятий нашего края.

5) Творческая группа "Специалисты по охране труда": выступают 2 человека.

- Работа творческих групп по заполнению карточек - заданий.

Карточка - задание для творческой группы

1. Белгородская область расположена на _____________________ платформе, которая имеет двухъярусное строение: _____________________ фундамент и ____________________   чехол.

2. Белгородская область  расположена на  ________________ возвышенности.

3. К фундаменту приурочены месторождения _________________________, а к перекрываемому его чехлу -      _____________________________________.

4. К внешним силам, изменяющим рельеф нашего края, относится  деятельность _____________________________________________________.

5. С чем связано возникновение экологических проблем при добыче полезных ископаемых: _____________________________________________.

6. Овражно-балочная  сеть является неотъемлемой частью рельефа Белгородской области. Как люди борются с оврагами: ___________________

_________________________________________________________________.

7. Какими способами добывается железная руда в Старооскольско- Губкинском промышленном районе: __________________________________

__________________________________________________________________

8. Какую железорудную продукцию выпускают ГОКи Белгородской области:

_________________________________________________________________

9. Перечислите, какие виды продукции выпускает промышленность строительных материалов Белгородской области: ______________________

_________________________________________________________________

10. Как  человек влияет на биосферу: _________________________________

_________________________________________________________________

- выполнение индивидуальных тестовых заданий

Тест по теме:

"Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые   России и  Белгородской области"

1. К осадочным породам органического происхождения относятся:  а) мел, известняк, песок;  б) железная руда, апатит, лимонит;  в) песчаник, мел, известняк;   г) глина, боксит, металлолом;

2. Рельеф Белгородской области представляет собой:  а)низменность;   б) всхолмленную равнину;   в) плоскогорье;   г) вспаханное русское поле;

3. Что свидетельствует о морском происхождении осадочных пород на территории нашего края:  а) смятие в складки;   б) интрузия магмы в  осадочный чехол;   в) слоистое залегание пород;  г) солоноватый привкус;

4. Древнее море на территории Белгородской области существовало: а) 1 млрд. лет назад;   б) 240 млн. лет назад;   в) 40 тыс. лет назад;   г) 5 лет назад;

5. В меловых толщах осадочного чехла  остались: а) зубы хрящевых рыб: акул и скатов;   б) хитиновый покров членистоногих;    в) иглы хвойных;   г) кости бегемотов;

 

6. Причинами роста оврагов являются: а) неумеренный выпас скота;   б) холмистый рельеф и ливневый характер осадков;    в) эоловое выветривание;  г) поиск кладов;

7. Из строительного сырья области производят: а) кирпич, известь, бетон;  б) окатыши, агломерат, концентрат;   в) минеральные удобрения, витамины, пестициды;    г) шпалы, рельсы, локомотивы;

8. Экологические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на окружающую среду: а) абиотические;   б) биотические;   в) антропогенные;   г) погодные;

9. Назовите старейшее предприятие нашего края по добыче железных руд:  а) Лебединский ГОК;    б) Стойленский  ГОК;   в) Комбинат "КМАруда", Губкинская швейная фабрика;

10. Наблюдаются ли в нашей области землетрясение  и вулканическая:  а) да;   б) нет;  в) иногда;

 Подведение итогов урока

3. Домашнее задание: на контурных картах Белгородской области показать формы рельефа (цветовым фоном) и нанести  месторождения полезных ископаемых (способом  значков).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"

Итоговый урок по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России", 8 класс с презентацией...

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России. Урок в 8 классе.

Урок « Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»  по курсу географии 8 класса. Учебник: география России. Природа, население, хозяйство. Авторы: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я...

Тест "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России".

Разноуровневый тест по географии в 8 классе по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"....

Итоговый тест: "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России".

Итоговый тест:"Геологическое строение,рельеф и полезные ископаемые России"...

Тест по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые"

Тест по географии для учащихся 8 класса "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые"...

Урок "Западная Сибирь. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые"

Урок с элементами ФГОС (системно-деятельностный подход), с межпредметными связями (литература)...