Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Рамазанова Валентина Фёдоровна

Программа составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника. К публикации предлагается тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по биологии

(5 класс)

I. Пояснительная  записка

Рабочая  программа «Биология.5 класс» составлена на основе «Примерной программы по биологии для основной школы» и авторской программы В.В. Пасечника «Линия жизни». Данная программа  реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях,  созданных коллективом авторов под  руководством В.В.Пасечника.

Курсу  биологии на ступени основного общего образования предшествует курс окружающего мира, включающий интегрированные сведения из  курсов  физики, химии, биологии, астрономии, географии. В нём также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных  учебных действий для  общего образования, соблюдается  преемственность с  примерными программами  начального общего образования.

Глобальными целями биологического образования являются:

- Социализация  обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений,  обеспечивающее включение учащихся  в ту или иную группу или общность.

- Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в  сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

- Ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,  экологическое сознание;  воспитание любви к природе;

- Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности , связанных с усвоением основ научных знаний,  овладением методами исследования природы, формирование  интеллектуальных  умений;

- Овладение ключевыми компетентностями:  учебно- познавательными, информационными, ценностно- смысловыми, коммуникативными;

- Формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению  к объектам живой природы.

Таким образом, отбор содержания проведен с учетом культурообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной,  нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей  среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.


II. Общая характеристика предмета

     Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

  1. Многообразие и эволюция органического мира;
  2. Биологическая природа и социальная сущность человека;
  3. Уровневая организация живой природы.

     Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

     Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

      Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном.

      Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития.

      Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

      С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений;
  • Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
  • Ориентацию в системе моральных норм и ценностей; признание высокой ценности жизни во всех проявлениях.
  • Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе.
  • Овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми,коммукативными;
  • Формирование у учащихся познавательной культуры

III.  Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии  с Федеральным Базисным учебным планом предусматривается обязательное изучение биологии на этапе основного общего образования  в объеме 280 часов. В том числе в классе-35 часов, в 6классе-35 часов, в 7 классе-70 часов,  в 8 классе- 70 часов, в 9 классе-70 часов.

IV.Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

  1. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
  2. Реализация установок здорового образа жизни;
  3. Сформированность  познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;
  2. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках;
  3. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью;
  4. Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения.

Предметные результаты:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

А) Выделение существенных признаков биологических объектов;

Б) Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

В) Объяснение роли биологии в практической деятельности людей;

Г) Различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов; наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов.

Д) Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  1. В ценностно-ориентированной сфере:

А) Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.

  1. В сфере трудовой деятельности:

А) Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

Б) Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

А) Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.

5. В эстетической сфере:

А) Выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

V.     Содержание программы.                                                                   Биология.Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс

Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы(7 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

Раздел 3. Царство Растения (9 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Резервное время— 3 часа

VI. Тематическое планирование

Тема

Кол-во    часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Введение

Клеточное строение организмов

Бактерии

Грибы

Растения

Резерв

6

10

2

5

9

     3

Объясняют роль биологии в практической  деятельности людей. Выделяют существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки. Соблюдают  правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.  

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий и, грибов.

Объясняют роль бактерий, грибов в природе и жизни человека.

Различают на живых объектах и таблицах  съедобные и ядовитые грибы.

Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Приводят доказательства (аргументация ) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, грибами.

Выделяют существенные признаки строения  процессов жизнедеятельности растений.

Сравнивают клетки разных тканей, ткани, представителей разных групп растений; способы размножения растений, делают выводы на основе сравнения.

Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности растительного организма и объясняют их результаты.

Выявляют взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов и выполняемыми ими функциями у растений.

Различают на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Объясняют роль различных растений в жизни человека. Проводят наблюдения за ростом и развитием растений.

VII.Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Темы

Кол-во часов

Сроки

Лабораторные    и практические работы

Формирование

УУД

I

Введение -  6 часов.

сентябрь

П:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

-анализ объектов с целью выделения признаков

К:

- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Р:

-оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Л:

-сформировать мотивацию к обучению и познанию, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья

- осознавать единство и целостность окружающего мира,

возможности его познаваемости и объяснимости на основе

достижений науки

- постепенно выстраивать собственное целостноемировоззрение

1.

Биология-наука о живой природе

1

2.

Методы исследования в      биологии

1

3.

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого.

1

4.

Среды обитания живы организмов

1

5.

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1

6.

Обобщение знаний по теме «Биология-наука о живой природе»

1

II.

Клеточное строение организмов   - 10 час

10

Октябрь-ноябрь

П:

-поиск и выделение необходимой информации

-анализ объектов с целью выделения признаков

-смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного

К:

-владение монологической и диалогической формами речи

Р:

-оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Л:

- желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся

- осваивать новые виды деятельности

7.

Устройство увеличительных приборов

1

Лабораторная работа «Рассматривание строения растения с помощью лупы»

8.

Строение клетки

1

9.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука

1

Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»

10.

Пластиды

1

Лабораторная работа«Приготовление препаратов и рассматривание  под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника».

11.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

1

12.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку(дыхание, питание)

1

Лабораторная работа «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения  цитоплазмы  в клетках листа элодеи.

13.

Жизнедеятельность клетки: рост  развитие

1

14.

Понятие «ткань»

1

Лабораторная работа «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных  тканей.

15-

16

Обобщение знаний по теме «Клеточное строение»

2

III

Царство Бактерии– 2 час.

2

декабрь

П:

-поиск и выделение необходимой информации

-анализ объектов с целью выделения признаков

-смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного

К:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р:

-вносить необходимые коррективы;          -адекватно оценивать свои достижения,        -осознавать возникающие трудности

-действовать по плану

Л:

- готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья

-стремление к красоте

17

Бактерии, их строение и жизнедеятельность

1

18

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

IV

Царство Грибы – 5 час.

19

Царство Грибы

1

Январь-февраль

20

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

1

21

Шляпочные грибы.

1

22

Плесневые грибы

1

Лабораторная работа «Особенности строения мукора и дрожжей»

23

Грибы- паразиты

Обобщение знаний по теме «Царство Бактерии;

«Царство Грибы»

1

V

Царство Растения – 9 час.

Март-май

П:

-поиск и выделение необходимой информации

-анализ объектов с целью выделения признаков

-смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного

К:

-определение целей функций участников взаимодействия

Р:

-вносить необходимые коррективы;                        -адекватно оценивать свои достижения,                          -осознавать возникающие трудности

-действовать по плану составленному самостоятельно или с помощью учителя

Л:

- готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья

-стремление к красоте, гармонии

24

Ботаника-наука о растениях

1

25

Водоросли,их многообразие, строение, среда обитания.

1

Лабораторная работа «Строение зеленых водорослей»

26

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей.

1

27

Лишайники

1

28

Мхи, папоротники, хвощи, плауны.

1

Лабораторная работа «Строение мха», «Строение спороносящего  хвоща», «Строение спороносящего папоротника»

29

Голосеменные растения

1

Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных»

30

Покрытосеменные растения

1

Лабораторная работа «Строение цветкового растения»

31

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

1

32

33

Обобщение знаний по теме «Царство Растений»

2

34-35

Резерв

2

ИТОГО:

35

П - познавательные

К

Р

Л– личностные

VIII.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Учебное оборудование:

  1. Натуральные объекты:
  1. Живые объекты: комнатные растения, простейшие, аквариумные рыбы, моллюски;
  2. Препарированные растения и животные;
  3. Животные, их части, органы;
  4. Влажные препараты;
  5. Микропрепараты;
  6. Скелеты и их части;
  7. Коллекции;
  8. Гербарии;

  1. Приборы и лабораторное оборудование:

    А) Оптические приборы;

    Б) Приборы по физиологии;

    В) Посуду и принадлежности;

  1. Средства на печатной основе:

А) Демонстрационные печатные таблицы;

Б) Дидактический материал;

  1. Муляжи и модели:

    А) Объемные

    Б) Рельефные;

    В) Модели-аппликации;

  1. Экранно-звуковые средства обучения:

    А) Кино- и видеофильмы;

    Б) Транспаранты;

    В) Диапозитивы-слайды;

    Г) Таблицы-фолии;

  1. Пособия на новых информационных носителях:

    А) Компакт-диски;

    Б) Компьютерные программы;

 В) Электронные пособия;

  1. Проекционная аппаратура:

     А) Графопроекторы;

     Б) Видеомагнитафон;

     В) Компьютер                

 Г) Телевизор

  1. Учебно-методическая литература для учителя и учащихся:

1) Учебник «Биология. Бактерии, грибы,  растения» В. В.  Пасечник;

2) Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы,

       Растения»

    3) Биологический энциклопедический словарь;

    4) Справочные материалы: «Растительный мир нашей Родины»Петров В.;

     «Определитель птиц» П.П. Второв,  Н.Н Дроздов

    5) «Детская энциклопедия здоровья «Роберт Ройтенберг»;

    6) Обучающие задания;

    7) Контрольно-диагностические тесты.

IX.Планируемые результаты изучения биологии

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должныуметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...