Сценарий внеклассного мероприятия по биологии для 6 класса.
план-конспект занятия по биологии (6 класс) по теме

Чернова Ольга Павловна

Внеклассное мероприятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия по биологии "Путешествие лесного Робинзона". 6 класс.

Учитель (на фоне музыки):

      Красота родной земли, живая поэма природы. Знаем ли мы с вами, ребята, нежный и многокрасочный мир растений, окружающий нас? Наверное, нет. Яркой весной и в разгаре лета, задумчивой осенью и снежной зимой – всегда люди тянутся к природе, а особенно в лес. Он манит нас своей зеленью и прохладой, буйным разнотравьем и щебетом птиц. Однако мы плохо знаем то, что окружает нас в лесу то, что мило и дорого нашему сердцу с детства. А ведь каждый цветочек, каждая травинка- это живая поэма природы! Вот сегодня на уроке мы познакомимся с обыкновенными на первый взгляд растениями, живущими рядом с нами, но имеющими очень большое значение.

     Но урок у нас будет не совсем обычный, потому что мы совершим путешествие в сказочный лес, встретимся с загадочными жителями леса - лесовичками, а еще к нам в гости спешит Робинзон. Не удивляйтесь, ребята, ведь наш урок- это игра, в которой каждому из нас отведена своя роль. И я тоже принимаю правила игры, а роль моя - врач-фитотерапевт, доктор, который в качестве лекарств пользуется только травами.

( Стук в дверь)  Кто-то стучит! Да это же и есть Робинзон.

Ребята, а кто это такой?

Ученица:   25 апреля 1719 года в Англии вышла книга, которой сужено было пережить века и стать одной из популярных и читаемых. Это книга Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Герой её стал любимым для многих поколений ребят. Для нас он мужественный, изобретательный человек, нашедший в себе силы не пасть духом в трудных обстоятельствах.

Но!

Впрочем, давайте послушаем самого Робинзона.

Появляется Робинзон. Робинзон раскланялся!

Робинзон:  Здравствуйте, ребята! Вот уже 300 лет живу на свете! Кто бы мог подумать, что судьба сыграет со мной такую шутку! Выбросив меня на берег, и едва не лишив жизни, она впоследствии сделала меня долгожителем! Видно не суждено мне было погибнуть в морской пучине! 28 лет пробыл я на острове почти в полном одиночестве. Но выжил и победил! А вот сегодня, я вижу, судьба сыграла со мной еще более злую шутку! И теперь забросила в лес средней полосы.

Учитель: Тебе нравится у нас, Робинзон?

Робинзон: Нравится! Конечно, здесь красиво, ничего не скажешь! Вот только оставаться один на один с дикой природой мне совсем не хочется! Особенно если не знаешь растений.

Уходит к двери.

Ухожу, ухожу.

Из двери появляются лесовички (Звучит музыка)

Учитель:   А вот и хозяева лесной обители- маленькие лесовички.

1-й  лесовичок:  Останься с нами, Робинзон!

Робинзон:  Нет!

2-й  лесовичок:  Живи в лесу!

Робинзон:  Нет! Ухожу на необитаемый остров к своим бананам и апельсинам!

3-й  лесовичок:  Хочешь, мы расскажем тебе, что такое лес?

4-й  лесовичок: Слушай внимательно!

(Стихи на фоне музыки) 1-й  лесовичок:

Когда ты входишь лес, душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных и строгой  тишины,

Встречает грудь твоя так радостно, так жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

2-й  лесовичок:

Нога твоя сползет по россыпи иголок,

Или шуршит травой, роняя капли рос,

А сумрачный навес широколапых елок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.

3-й  лесовичок:

То духотой пахнет, то прошлогодней прелью,

То запахом грибным у срубленного пня,

Зальется пеночка короткой, четкой трелью

И ветер прошумит в сухой истоме дня.

4-й  лесовичок:

Привет тебе, приют свободы и покоя

Родной земли моей неприхотливый лес

Ты полон свежести, и все в тебе живое,

И столько у тебя загадок и чудес!

1-й  лесовичок:

Ты испокон веков сдружился с человеком,

Берет он для себя от щедрости твоей,

 Грибы и ягоды по солнечным просекам

И пищу, и жилье, и мачты кораблей!

2-й  лесовичок:

Здесь в зарослях  лесных, где все для сердца мило

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах пленительная сила,

Для всех, умеющих их тайны разгадать!

3-й  лесовичок:  Ну, теперь ты понял, что такое лес и для чего он нужен?

4-й  лесовичок: Останешься с нами и будешь лесным Робинзоном.

Робинзон: (уходит к двери)  Нет! Нет! Хочу на необитаемый остров.

(Лесовички совещаются):

1-й  лесовичок: Ну, раз так, откроем тебе большую-большую тайну леса (хором) лесную кладовую.

2-й  лесовичок:  Лесная кладовая – это кладовая здоровья!

3-й  лесовичок:  Тот, кто постигнет тайну лесной кладовой, навсегда полюбит лес, его обитателей, станет его частичкой, будет всегда здоровым, крепким, бодрым!

Робинзон:  Ну, давайте, валяйте свою кладовую! (Звучит музыка. Выходит дуб).

Учитель:  Природа одарила это дерево такой жизненной силой, что он способен противостоять почти всем невзгодам времени. 1000-1500 лет и даже больше отведено жить ему. Дуб – это символ непокорности, воли и могущества. У многих народов дуб считается самым старым деревом на земле. Дубовая ветвь означала могущество, и венком из дубовых листьев награждали за воинские победы.

«Дубы, не тронутые веками, одного возраста со Вселенной, они поражают своей почти бессмертной судьбой, как величайшее чудо мира» - писал об этом дереве Плиний, древнегреческий философ.

Дуб:  Много и красиво сказал обо мне человек. Спасибо ему за это. Я ведь очень полезен и служу человеку верой и правдой много лет. Скажи, Робинзон, что ты знаешь обо мне?

Робинзон:  Ни-че-го!

Дуб: А вы, ребята, что скажете?

Ребята:

1.     Мебель, прочная древесина. 2.    Листья используют для засолки огурцов. 3.     Плющ свисает с плеч ветвистых,

Словно старая броня.

Дуб – тебе, наверно, триста?

Как давно ты ждёшь меня?

Столько лет уже стоящий

Здесь, не пропустив ни дна,

Прошлый ты и настоящий,

Будущий после меня.

4.     Лекарство.

Дуб:  Правильно!  В медицине используют дубовую кору. Собирают её ранней весной, сейчас, пока не распустились листья с молодых деревьев. Собранную кору сушат и хранят до 5 лет. Дубовая кора – это хорошее противовоспалительное средство.

1-й  лесовичок:  А отгадайте загадку.

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета,

Спрятан маленький дубок

Будущего лета. (Жёлудь).

2-й  лесовичок:  А ты знаешь, Робинзон, что из желудей дуба получают муку. Вот как это делается. Жёлудь разрезают, очищают от кожуры и вымачивают двое суток в воде. Затем перекладывают в кастрюлю, заливают водой и доводят до кипения. После этого воду сливают, жёлуди высушивают до похрустывания. Остаётся хорошо растолочь в ступке и размолоть. При крупном помоле получается крупа, а из неё будет вкусная дубовая каша. Не пробовали? обязательно попробуйте, очень вкусно.

3-й  лесовичок:  А я больше люблю дубовые лепёшки, они получаются при мелком помоле желудей. А ещё, если их смазать вареньем или повидлом, то получится очень вкусное блюдо.

Робинзон:  Вот это да! А что там ещё в вашей лесной кладовой?

4-й  лесовичок: Белоствольная наша красавица, Берёза, выйди, покажись добру молодцу Робинзону.

Звучит музыка, выходит Берёза.

Учитель: Март. Утро года. После долгого зимнего сна просыпается живая природа. Пригрело солнышко и в деревьях запульсировали живительные соки. Одной из первых откликается на ласку весны белоствольная берёза. Недаром месяц начала весны на Украине – березень.

Берёза прекрасна в любое время года. Но самая-самая она весной, когда только развиваются её нежные, жёлто-зелёные листья, а воздух наполняют пьянящие берёзовые запахи.

На фоне музыки Лесовичок рассказывает легенду о берёзе.

Берёза:  А ещё я очень полезна. Вспомните берёзовые веники для бани. И не случайно веники делают из берёзовых листьев, ведь они целебны и улучшают общее состояние организма человека.

Вот тебе, Робинзон, на память веник для бани.

Робинзон: А как ним пользоваться?

Берёза: А вот так (хлопает Робинзона).

Учитель:  С берёз ранней весной собирают почки, набухшие, но не распустившиеся. Собирают вместе с ветвями и сушат при температуре 25-30о С.

Берёза:  Из моей древесины получают густую тёмную жидкость – дёготь, одна ложка которого портит бочку мёда, но врачует раны язвы, ожоги и кожные заболевания. Мои листья способны за 2-3 часа убить все болезнетворные микробы.

2-й  лесовичок: Настои и отвары, которые мы готовим из берёзовых почек, применяются как дезинфицирующее и мочегонное средство, при болезнях органов дыхания, при мелких ранениях и травмах.

Берёза: Ребята, а кто любит берёзовый сок?

(Все поднимают руки).

Берёза: Прекрасный и полезный напиток, обладающий общеукрепляющим действием!

Робинзон:  Вот это да!  Это действительно какое-то чудо, а не лес!

(Прыгает от радости и разбивает ногу. Сидит плачет. Выходит подорожник).

Подорожник:  Успокойся, Робинзон, я помогу тебе! Сорви мой листочек и приложи к ноге, оберни им больное место и ты почувствуешь, как боль станет постепенно утихать. Листочек приятно холодит, и скоро ты перестанешь хромать. Запомни, помог тебе подорожник. Я очень нужное растение, если кто-то поцарапал руку, кто-то получил ожог, кого-то укусила оса, пчела или шмель - всегда обращайтесь за помощью ко мне. Иногда я даже спасал людей от укусов змей. Мои листочки вытянут яд, успокоят боль.

Учитель:   Подорожник называется так потому, что растёт около дорог, а ещё оттого, что умеет подорожувати – путешествовать по свету. Его семена легко прилипают к обуви и путешествуют по стёжкам-дорожкам вместе с человеком. Даже в Америку он допутешествовал. И вырос там. Индейцы, коренные жители, ненавидели европейских завоевателей, которые несли смерть и горе, возненавидели, и подорожник и назвали его «след белого человека».

3-й лесовичок:  А вот на Дальнем Востоке и в Китае местные жители очень любят подорожник, т.к. из его семян варят вкусную подорожниковую кашу. Не пробовал, Робинзон?

Робинзон:  Нет.

Подорожник:  А в конце нашей встречи я расскажу вам легенду.   Это было очень давно, когда люди не знали ещё науки медицины. Жил в одной маленькой стране добрый молодец. Он очень любил людей, много делал им добра, исцелял раны, защищал слабых. Когда на страну нападали враги, он изгонял их. Однажды, в тёплое летнее утро юноша пошёл в поле собирать цветы для лечения больных. Вокруг цвели цветы, пели птицы, порхали бабочки. И вдруг из засады на юношу напали враги. Они схватили его, били, терзали, топтали ногами и при этом зло кричали: «Сейчас ты умрешь и превратишься в растение. Ты будешь расти у дорог, тебя будут топтать, рвать». Кровь юноши, падая на землю, превращалась в растения. В листьях его текли целебные соки. Вот такова судьба подорожника.

Выходит Лопух:  Все о них, да о них! А знаете кто я?

Все (хором):

Кто? Лопух: Я - Лопух!

Все смеются!

Ученик 1:Чего вы смеётесь? Лопух- это доверчивый и простодушный человек.

Ученик 2:«Пристал, как репей»- это тоже о лопухе.

Робинзон: Слышал, слышал! Это же сорное, никому не нужное растение!

Учитель: Действительно, выйдешь летом на улицу, а он тут как тут, у крыльца, у дороги, в канаве. Всюду. Так и просится: «Приглядись ко мне повнимательнее, уж не так я и плох». И на самом деле лопух очень полезен.

Лопух: Чтобы оценить меня, надо докопаться до корней. Иногда мои корни достигают толщины крупной моркови. Его можно есть сырым, жареным, печь, варить. Его можно класть в суп вместо картофеля и петрушки. В нем содержится 12% белка и 45% сахара. Поэтому из моих корней можно получить сладкое повидло.    

4-й лесовичок: А еще из семян лопуха, если настоять на оливковом масле, можно получить репейное масло, которое используют для укрепления волос.

Выходит Ромашка.

Ромашка: А знаете ли вы, что я, Ромашка, иностранка?

Все (хором) удивляются. Не может быть.

Ромашка: Да- да! 150 лет назад, в Европе меня никто не знал. Родом я из Америки. Попав в Европу, за несколько десятков лет я запрудила все пустыри и овраги от Атлантического до Тихого океана.

Зато сейчас меня знают все! Мамы ваши, когда купали вас – малышей, и тебя Робинзон, сыпали в воду мои веснушечные цветы. И не только для запаха, а чтобы росли вы здоровыми, бодрыми, румяными. Недаром меня назвали ещё и румянка.

Учитель: И не только этим полезна ромашка. Цветы ее собирают, высушивают и используют настой как потогонное и обезболивающее средство, используют как лекарство для полоскания ванн, примочек.

1-й лесовичок: А кто не знает, что ромашка предскажет судьбу? Погадать тебе, Робинзон? (Гадает, любит – не любит).

Робинзон Вот это да!

Учитель: Только под первыми весенними лучами солнца растает снег, а уже тянутся из под земли к свету упругие стебельки маленького растеньица с интересным названием мать-и-мачеха. Вот оно какое!

(Выходит мать-и-мачеха).

3-й лесовичок: Такое поэтическое название не случайно. Люди дали это название растению из-за листьев.Сверху они ярко-зелёные, блестящие, но холодный этот блеск – чужой взгляд мачехи на детей, а снизу листья покрыты нежным белым пухом: достаточно дотронуться – и услышишь нежное тепло, которым веет от родной мамы.

Мать-и-мачеха: Я действительно такая, какой меня представил лесовичок. Но кроме всего, я ещё и лекарственная. Листья мои используют как средство для отхождения мокроты из лёгких при кашле, а так же как потогонный чай. А ещё я – это зелёные часы и растение – барометр. Соцветия мои закрываются ровно в 5 часов вечера, а так же при наступлении пасмурной погоды или перед дождём.

Учитель: Ребята, и дорогой Робинзон! Многие из вас были весной в деревне или за городом и видели как по лугам, в садах и по обочинам дорог весело зазеленели компании одуванчиков. Первый весенний венок вы сплетёте из этих цветов. Жёлтый одуванчик – это маленькое луговое солнышко. Уйдёт большое солнце за тучи и луговое солнышко тоже спрячется – с головой укроется зелёным платочком.

4-й лесовичок: Вот какие стихи есть о нём:

Уронило солнце

Лучик золотой,

Вырос одуванчик

Первый молодой.

У него чудесный

Золотистый цвет

Он большого солнца

Маленький портрет.

Робинзон: Чем-чем, а одуванчиком вы меня никогда не удивите. Уж больно просто это растение.

Лесовички (хором): Удивим! Ещё как!

1-й лесовичок:  Сегодня на завтрак у меня был салат из листьев одуванчика. Вот как я его приготовил: собрал листья одуванчика. Горечь легко удалил, ошпарив листья кипятком, добавил листьев лука, крапивы, и заправил солью, уксусом и подсолнечным маслом. В некоторых странах одуванчики выращивают даже на огородах, и заготавливают в прок как капусту путём квашения.

2-й лесовичок: А я сегодня на завтрак пил одуванчиковое кофе. Для того, чтобы его приготовить корни, осенью хорошо очищают и сушат. Затем поджаривают и перемалывают их и получают кофе.

Одуванчик: Вы знаете, а ведь мы растём в Московском Ботаническом саду в отделе лекарственных растений. Посетители этого сада с удивлением смотрят на грядки с важно сидящими одуванчиками:

- Может быть, их оставили по недосмотру?

- Нет, нас посадили специально, ведь мы лекарственные. Мы, одуванчики, содержим витамин С, который укрепляет зубы и витамин А, улучшающий зрение. В старину нас называли «эликсир жизни», т.к. его рекомендуют употреблять для улучшения пищеварения и при болезнях печени. Спиртовая настойка – это хорошее средство при лечении ангины, а масляная настойка помогает при ожогах. Вот какой я необходимый!

Учитель: Ребята! Много на свете есть полезных и нужных растений, много уроков подряд могли бы мы говорить о лесной кладовой. Но я думаю, что и вы, ребята, и ты, Робинзон, убедились в том, что каждое растение – это настоящее чудо природы. И чем больше мы будем знать о них, тем богаче, интереснее, здоровее будет жизнь. Давайте не забывать, что мы люди – дети, а природа – это наша добрая и любящая мать. Так давайте же оберегать, любить и ценить её как благодарные дети.

Робинзон: Решено! Остаюсь на постоянное место жительства в вашем лесу, вступаю в союз лесовичков.

Лесовички: И, пройдя краткий курс обучения лесных наук о растениях, получаешь звание Лесной Робинзон!

(Одевают ленту под торжественную музыку и аплодисменты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» построен по принципу одноименной игры....

Внеклассное мероприятие по биологии 8 класс

Внеклассное мероприятие"Знаешь ли ты анатомию?" в 8 классе в виде занимательной игры "Умники и умницы"проводится в рамках недели биологии, химии, экологии для формирования познавательной деятельности ...

Сценарий внеклассного мероприятия по биологии "День Земли "

Этот материал предназначен для учащихся 5-7 классов. Мероприятие может быть проведено в рамках учебной недели. Эта методическая помощь учителям биологии и экологии, чтоб удачно провести предметную нед...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ "Спасём мир " для учащихся СПО и НПО

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ«Тайны биологии» для учащихся СПОУчитель биологии – Москаленко Елена ВладимировнаHelen-345@mail.ruЦели мероприятия: Расширить знания учащихся о живой приро...

Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»

Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....

Сценарий внеклассного мероприятия по биологии 5 класс "Мы за здоровый образ жизни".

Сценарий внеклассного мероприятия по биологии 5 класс "Мы за здоровый образ жизни"....

Сценарий внеклассного мероприятия по биологии "Что? Где? Когда?"

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Мухаметшина Лайсян Гайнелгилемовна, учитель биологии Цели мероприятия: Расширить знания учащихся о живой природе, ...