Рабочие учебные программы по биологии 7- 11 класс (базовый уровень)
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Кузнецова Альфреда Накиповна

Рабочие программы по биологии 7-11 классов составлена на основании примерной государственной программы основного  общего образования по биологии для 6-11 класса «Многообразие живых организмов» автора Н.И. Сонина /Программы для общеобра­зовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М.:Дрофа.

Календарно-тематическое планирование соответствует учебникам:

7 класс - «Биология. Многообразие живых организмов.7 кл». Сонин Н.И – М.: Дрофа, 2008. – 255 с.

8 класс - «Биология. Человек» 8 класс. М.Р. Сапин, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2010 – с. 287

9 класс -  «Биология. Общие закономерности.9кл.: учебник для общеобразовательных учреждений» авторов С.Г. Мамантов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонов, Н. И. Сонин.- 8-е изд., испр.-М.: Дрофа, 2007.287 с.:ил.  

10-11 классы: «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений/ И.В. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. акад. РАЕН, проф.В.Б. Захарова.- 7-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011.- 381, [3]с.: ил. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  Рабочая учебная программа по биологии 10 класса составлена на основании следующих документов:

- примерной государственной программы среднего (полного) общего образования по биологии   для  10 - 11 классов «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы» авторов И.В. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова// Биология в средней школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008,/Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М.: Дрофа, 2010.

- Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (//Вестник образования России, 2004, - №№ 12, 13, 14),

-  Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г.№03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

Календарно-тематическое  планирование соответствует учебнику: «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений/ И.В. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. акад. РАЕН, проф.В.Б. Захарова.- 7-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011.- 381, [3]с.: ил.

Цели биологического образования в старшем звене общеобразовательной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном,  метапредметном, личностном и предметном; на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для старшей школы и определяются социальными требованиями. Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов в качестве глобальных целей биологического образования будут:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность, - носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей;  экологическое сознание; воспитание любви к природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Общая характеристика учебного предмета «Биология»

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования  на базовом уровне направлен на формирование  знаний обучающихся о живой природе, ее ключевых особенностях: основных признаках живого, уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.                                                                                                       Приоритетной задачей образования становится развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно-структурной подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях образования. В итоге создаются благоприятные дидактические условия для развития у школьников системного мышления. При системно-структурном подходе к обучению биология рассматривается как единый учебный предмет, что предполагает определенные требования и к содержанию учебного материала, и к его методическому построению.                                                                                                                                          В биологии системный подход стал основой учения об уровнях организации жизни. Биологическая система любого уровня организации — это целое, состоящее из взаимосвязанных частей:    целое-часть,  биосфера-экосистема,  экосистема-вид,  вид-популяция,  популяция-особь, организм-орган,  орган-ткань,   ткань-клетка,  клетка-органоид,  органоид-молекула,  молекула-атом

Место курса биологии в базисном учебном плане

В соответствии ФБУПом  предмет «Биология» изучается с 6-го по 11-й класс. (6-й

класс – 1час; 7–9-й классы –  2 часа, 10 класс – 1час, 11 класс – 1час в неделю).

Срок реализации рабочей учебной программы 1 год.

Рабочая учебная программа  рассчитана на 33 часа в год и 2 часа – резервного время, всего 35 часов (35 недель), 1 час в неделю в каждом классе.

Ценностные ориентиры содержания курса биологии

Ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых - изучение природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности  биологических методов исследования объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного стремления к истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта  выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса биологии могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен на формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорий нравственных ценностей – ценности Жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, включая и Человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Требования к результатам обучения

Личностные результаты

1) знание основных  принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты 

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  2. умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  4. умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать  разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты: 

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;  организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);
  • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере: выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков  обучающихся

 При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию); полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные). Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон правило и пр., или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений.

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности.

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также практических работ.

Оценка устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

 Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка практических умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с оборудованием;

- проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе).

Отметка «4»:

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

-допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

 Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

 Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три

несущественные.

Отметка «2»: работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Оценка письменных тестовых работ

Отметка «5»-  работа выполнена на 88-100 %

Отметка «4» - 72- 87 %

Отметка «3»- 51 - 71 %

Отметка «2»- меньше 50%

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за триместр, полугодие, год

Ведущие формы, методы и технологии обучения 

Для организации процесса обучения используются различные формы учебных занятий: беседы, уроки-практикумы и объяснительно-иллюстративные,  частично–поисковые, проблемные   методы, технологии уровневой дифференциации  и элементы коллективных способов обучения (работа в парах).

Формы, средства и способы проверки и оценки результатов  обучения: фронтальный и индивидуальный устный опрос, контрольные работы, тесты, самостоятельные работы, практические и лабораторные работы.

Итоговая  и промежуточная аттестации в  виде уровневой контрольной работы

Тематическое планирование, биология  10 класс

№ п/п Блок-тема

Наименование разделов, тем

Кол-во

часов

В т.ч. на лабораторные,  практические занятия, контрольные работы

лаборат.

практ

к.р.

1.

Введение. Краткая история развития биологии

4

-

1

2.

Клетка

9

2

-

1

3.

Организм

20

1

-

1

4

Резервное время

2

-

-

-

 Итого:

35

3

-

3

Основное содержание разделов

Программа состоит из 3 разделов, каждый из которых имеет комплексную дидактическую цель (КДЦ), предусматривающую требования к формированию знаний, умений и навыков учащихся с учетом уровневой дифференциации. В каждом теме соблюдается определенная логическая структура: за уроками изучения теоретического материала следуют уроки отработки содержания материала (практикумы, лабораторные работы, уроки комплексного применения знаний) и уроки контроля, коррекции знаний 

Содержание курса включает повторение представлений о сущности и свойствах живого, уровней организации и методов познания живой природы, углубление и расширение знаний о закономерностях живого проявляющихся на клеточном и организменном уровнях:  химической организации, строение и жизнедеятельности клеток, наследственности и изменчивости.

Обязательные лабораторные работы

  1. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках лука. Клетки дрожжей под микроскопом
  2.  Сходство и различия в строении прокариот и эукариот.
  3. Изучение модификационной изменчивости.

Блок- тема №1   «Введение. Краткая история развития биологии» (4часа)

КДЦ. расширить представление об общих закономерностях развития живой                                    природы

В результате усвоения данной  программы обучающиеся должны

 Знать:     - основные свойства и уровни организации живого;

- сущность жизни на Земле;

- краткую историю развития биологии;

- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства,  ряде отраслей промышленности;

Уметь:

1 уровень

1) называть

- основные свойства и уровни организации живого;

- признаки биологических объектов;

- методы биологии;

2) характеризовать роль ученых в развития биологических знаний;

2 уровень

1) объяснять

- сущность биопроцессов;

- единство живой и неживой природы

2) делать вывод о родстве и единстве органического мира.

3 уровень

- устанавливать причинно - следственные связи, например,  взаимосвязи организмов   и окружающей среды.

Развивать  

-  интеллектуальные умения: анализировать, сопоставлять, обобщать.

- познавательные интересы учащихся посредством использования ситуаций успеха,   радости, удивления.

- умение выделять главное в текстах учебника, рассказе учителя, дополнительной  литературе, связно и доказательно излагать учебный материал.

Воспитывать нравственные и коммуникативные качества (терпимость, уважительное отношение к чужому мнению). Способствовать формированию научного мировоззрения.

Блок-тема №2 «Клетка»- 9 часов

КДЦ. Сформировать представление о закономерностях организации живых систем

В результате усвоения данной программы учащиеся должны

Знать: химический состав клетки;

строение прокариотической и эукариотической клеток; этапы деления клеток;

основные положения клеточной теории; вирусы как неклеточную форму  жизни.

Уметь:

1 уровень

1) называть и распознавать на таблицах и рисунках

органоиды бактериальной, растительной и животной клеток; фазы митоза;

2) характеризовать

химический состав клетки;

строение и функции клеток;

роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

 2 уровень 

 1) сравнивать

особенности состава и строения прокариотической и эукариотической клеток; особенности растительной, грибной и животной клеток;

2) составлять выводы на основе цитологических знаний: о родстве и единстве органического мира;

об усложнении живых организмов в процессе эволюции; о происхождении человека от животных;

3 уровень         .

  1. обосновывать взаимосвязь строения и функций клеток (органоидов клетки);
  2. объяснять механизмы реализации наследственной информации в клетке

Развивать познавательные интересы и интеллектуальные умения обучающихся, продолжить развитие самостоятельности.

Воспитывать внимательность, умение сотрудничать, чувство ответственности.

Продолжить формирование представления о диалектике процесса познания на примере становления клеточной теории.

Блок-тема №3 «Организм» - 20 часов + 2 часа - резервное время

КДЦ: сформировать знания об организме как едином целом, о многообразии организмов и их классификации, углубить знания об обмене веществ и превращении энергии, охарактеризовать основные типы размножения и их роль в эволюции жизни, показать биологическое значение оплодотворения и роль зиготы, раскрыть суть мейоза и его значение, углубить знания о этапах онтогенеза,  основных типах наследования признаков, роли наследственности и изменчивости организмов в живой природе.

В  результате усвоения содержания данного блока обучающиеся должны

Знать: - классификацию живых организмов (царства, подцарства);

            - обмен веществ и преобразование энергии в клетке;

            - этапы энергетического обмена

- типы размножения живых организмов;

- стадии развития половых клеток, особенности мейоза;

- этапы онтогенеза;

- влияние факторов среды на развитие организмов;

- биогенетический закон Мюллера - Геккеля;

- сущность наследственности и изменчивости;

- хромосомную теорию наследственности

Уметь:

1 уровень

1) называть и распознавать         .

 -  стадии развития половых клеток, особенности мейоза, этапы  онтогенеза;

 - факторы, неблагоприятно воздействующие на онтогенез;

 -  виды изменчивости организмов; наследственные болезни человека;

 - методы генетики и селекции, особенности методов генетики человека;

 -  основные области применения генетических знаний в практике сельского

    хозяйства, ряде отраслей промышленности, охране здоровья человека, и

    охране окружающей среды;

2) приводить примеры        

       - генотипической и фенотипической изменчивости; наследственности;

3) характеризовать  (описывать):

         - типы и формы размножения;

 - эмбриональный и постэмбриональный период развития организмов на примере

 насекомых, амфибий и птиц, человека;

 - сущность обмена веществ, фотосинтеза, митоза, мейоза         .

4) сравнивать половое и бесполое размножение организмов;

5) давать определения понятий:

генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, аллельные гены, доминантные и рецессивные признаки;

2 уровень

  1.  самостоятельно сравнивать размножение и развитие различных организмов;
  2.  составлять выводы на основе знаний о размножении и онтогенезе:

- о родстве и единстве органического мира;

- об усложнении живых организмов в процессе эволюции; о происхождении

  человека от животных;

3) объяснять роль АТФ;

4) устанавливать взаимосвязь процессов пластического и энергетического обмена

3 уровень

1) составлять родословные и решать простейшие генетические задачи;

2)  давать аргументированную оценку новой информации по вопросам

    размножения и развития организмов;

  1.  самостоятельно использовать средства массовой  информации и

    дополнительную литературу  для получения простейших экологических

   знаний;         

Развивать интеллектуальные умения (анализировать,  сопоставлять, обобщать) и· познавательные интересы учащихся (акцентируя внимание на личностной значимости приобретаемых знаний).

Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, формировать коммуникативные качества: тактичность, внимательность, умение объективно оценивать свой труд и труд партеров

Общие требования к уровню подготовки выпускников

В результате овладения содержанием программы учащиеся должны .

Знать/понимать

  • особенности жизни как формы существования материи;
  • роль физических и химических процессов в живых системах различного уровня организации;
  • основные теории биологии: клеточную, эволюционную, возникновения жизни на Земле;
  • сущность процессов: обмена веществ, онтогенеза, наследственности, изменчивости; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, ряде отраслей промышленности, охране здоровья человека, и охране окружающей среды;

Уметь:

  • называть причины и результаты эволюции;
  • распознавать изученные органы и системы органов на рисунках, таблицах;
  • объяснять механизм основных закономерностей живой природы;
  • доказывать: взаимосвязь органов и систем органов, взаимосвязь строения и функций органов;
  • применять знания общебиологических закономерностей для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле, результатов эволюции: приспособленности организмов и многообразия видов;
  • делать вывод о родстве и единстве органического мира, об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
  •  применять теоретические знания и использовать личный опыт в практической деятельности и   для решения учебных задач;
  • обобщать, систематизировать изученные факты, понятия;
  • строить и выдвигать гипотезы;
  • ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом, рисунками,

      таблицами, дополнительной литературой;

  • принимать участие в коммуникативной деятельности; осуществлять самоконтроль и    взаимоконтроль;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Календарно -тематическое планирование «Общая биология 10 класс»

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока/вид контроля,

измеритель

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки/

Требования повышенного уровня*

Практическая часть/ оборудование

Сроки планируемые

Сроки факт.

Блок-тема №1         «Введение. Краткая история развития биологии»    ( 4 часа)                                                                                            

1

Введение. История развития биологии.

1

УФНЗ

устный

Связь биологии с другими науками, история биологии.

Объект изучения биологии

Знать: признаки биологических объектов, сущность биопроцессов.

Уметь: сравнивать, проводить самостоятельный поиск информации

2

Сущность и свойства живого

1

УФНЗ

устный

Свойства живого. Единство живой и неживой природы. Основные процессы, происходящие в живой природе

Уметь: объяснять единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды;

Сравнивать сущность процессов роста, размножения, обмена веществ в неживой и живой природе*

3

Признаки живого. Уровни организации живого.

1

Комбиниров.

устный

Уровни организации живой материи, методы биологии

Уметь характеризовать уровни  организации живого;

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде*.

4

Контрольная работа № 1 (вход)

1

Письмен.

Уровневая к\р

Уметь: применять знания и умения для  решения учебных задач.

Блок-тема №2         «Клетка»   ( 9 часов)

5

Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки

1

Устный

Макроэлементы, микроэлементы.

Неорганические вещества.

Знать: определения понятий

Уметь: приводить примеры элементов, веществ, характеризовать биологическое значение и роль.

6

Органические вещества. Углеводы. Липиды

1

Устный

комбинированный

Органические вещества: углеводы липиды.

Знать: определения понятий

Уметь: приводить примеры веществ, характеризовать биологическое значение и роль;

Объяснять причины различного содержания углеводов в клетках растений и животных.

10кл биолог.

7

Белки и нуклеиновые кислоты

1

УФНЗ

Устный + письменный (таблица)

Органические вещества: белки и нуклеиновые кислоты

Знать: определения понятий

Уметь: приводить примеры веществ, характеризовать биологическое значение и роль;

Сравнивать ДНК и РНК (таблица)

8

Нуклеиновые кислоты

1

ЗакрепенияУстный + письменный (таблица)

ДНК и РНК, Редипликация ДНК.

Принцип комплементарности.

Уметь: решать задачи разных типов

9

Клеточная теория строения организма Строение клеток.

1

УФНЗ

Устный

Клетка - структурная и функциональная единица живого Основные органоиды клетки.

Ядро, хромосомы, кариотип, набор хромосом, гомологичные хромосомы, соматические и половые клетки.  Структурные компоненты ядра.

Знать: жизненные свойства клетки, положения клеточной теории 

Уметь: характеризовать строение и роль органелл клетки, хромосомы, их роль.

Сравнивать гомологичные и негомологичные хромосомы, хроматин, кариокенез; доказывать общность происхождения растений и животных, что клетка –живая структура;

проводить самостоятельный поиск информации

10

«Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках лука. Клетки дрожжей под микроскопом»

1

Закрепления

Письменный

л/р №1

Плазмолиз, деплазмолиз, сапрофиты, паразиты, симбионты.

Знать: определения понятий, признаки родства организмов

Уметь: характеризовать роль, строение клеток, распознавать на рисунках и таблицах органеллы клетки.

л/р №1

кожица лука,  йод, микроскоп, предметное и покровное стекло, раствор соли, чистая вода.

11

Сходство и различия в строении прокариот и эукариот. Вирусы.

1

Комплексно-го применения УУУ

Письменный

Отчет по л/р

Строение прокариот и эукариот; основные органоиды клеток и их функции.

Уметь: сравнивать клетки, схематически изображать их.

Характеризовать особенности строения вирусов; использовать знания о вирусах для профилактики вирусных заболеваний

л\р №2

клетки листьев, мякоти растений, микропрепарат

животной клетки.

10 кл био 

12

Реализация  наследственной информации в клетке

1

Комбинированный

Устный

Ген, генетическая информация, матричный синтез, генетический код, биосинтез белка.

Роль генов в биосинтезе белка*

Знать: определения ключевых понятий

Уметь: объяснять процесс биосинетеза белка, характеризовать сущность процесса биосинтеза белка

13

Контрольная работа №2 «Клетка»

1

Контроля и коррекции

Письменный уровневая к\

Общие закономерности организации живых систем

Уметь: использовать приобретенные умения, знания для решения учебных задач

Блок-тема №3 ««Организм» - 20 часов + 2 часа- резервного времени

12.01.12

14

Многообразие организмов

1

Повторение

Устный

Гомеостаз, организм, одноклеточные, многоклеточные организмы, колониальные организмы.

Уметь: отличать по строению одноклеточные и многоклеточные организмы; объяснять эволюционное значение появления многоклеточные

15

Энергетический обмен

1

УФНЗ

Устный

Гликолиз, брожение, дыхание

Строение и  роль АТФ

Знать: определения понятий, этапы энергетического обмена

Уметь: характеризовать процесс диссимиляции, роль АТФ

16

Пластический обмен веществ

1

УФНЗ

Устный

Ассимиляция, диссимиляция, фермент. Синтез белка, фотосинтез – важнейшие реакции обмена.

Ген, триплет, генетический код, кодон, транскрипция, антикодон, трансляция

Знать: определения понятий,

Уметь: характеризовать процесс обмена веществ и превращения энергии, различать

ассимиляцию и диссимиляцию, объяснять  механизм  транскрипции, трансляции*,

составлять схему образования комплекса «фермент - субстрат»* 

17

Деление клетки. Митоз.

1

Повторение

Устный

Жизненный цикл, митоз, его сущность и значение, фазы митоза, хромосомное число

Знать: процессы жизненного цикла клетки,

Фазы митотического деления

Уметь: описывать процессы, объяснять биологический смысл  митоза, значение процесса удвоения ДНК.

10 кл био

18

Размножение: бесполое  и  половое

1

Повторение

Устный

Размножение, бесполое размножение, вегетативное размножение, гаметы, гермофродиты.

Бесполое размножение-  древнейший способ размножения

Виды: деление клетки, спорообразование, вегетативное размножение. Оплодотворение, гаметогенез,  мейоз, конъюгация, перекрест хромосом.

Знать: определение понятий: «оплодотворение», «гаметогенез»,  «мейоз», «конъюгация», «перекрест хромосом», основные формы размножения; способы вегетативного размножения растений; виды  полового и бесполого размножения.

Уметь:  приводить примеры растений и животных с разными формами и видами размножения; характеризовать сущность полового и бесполого размножения; объяснять биологическое значение бесполого размножения; доказывать преимущество полового размножения перед бесполым.

19

Образование половых клеток. Мейоз.

1

Закрепления

Устный

Гаметогенез, овогенез, сперматогенез, коньюгация.

знать: основные стадии гаметогенеза

 Уметь: описывать строение половых клеток, процесс мейоза, выявлять отличия  митоза от мейоза, объяснять значение мейоза.

20

Онтогенез. Оплодотворение индивидуальное развитие организмов.

1

Закрепления

Устный

Закон зародышевого сходства (закон К Бэра), биогенетический закон (Э. Геккель, К. Мюллер)Онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез.

Этапы онтогенеза и эмбриональное развитие.

Дробление, гаструляция, органогенез. Закон  зародышевого сходства К. Бэра

Знать: определение понятий

Уметь:  объяснять сущность процессов гаметогенеза, оплодотворения, онтогенеза.

анализировать и оценивать воздействие факторов среды на онтогенез организмов; факторы риска, воздействующие на здоровье; использовать полученные факты для профилактики вредных привычек.

21

Онтогенез человека.

Репродуктивное здоровье

1

Закрепления

Устный

Онтогенез, репродуктивный период, репродуктивное здоровье.

Знать: периоды онтогенеза человека; причины нарушения развития человека.

Уметь: сравнивать зародыши человека и млекопитающих; анализировать и оценивать воздействие факторов на  среды  на эмбриональное и постэмбриональное развитие.

10 кл био

22

Генетика.

Закономерности  наследственности и изменчивости.

1

Формирования

новых знаний и способов действий

Устный

Генетика, наследственность и изменчивость, фенотип, Г. Мендель

.

Знать: определения понятий; виды  

Уметь: характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости, роль генетики, значение гибридологического метода Г. Менделя.

23

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание

1

Закрепления

Устный

Генетика, ген, генотип, аллельные гены, изменчивость, наследственность, фенотип, чистые линии.

Гибридологический метод

Закон Моргана*

Моногибридное скрещивание,  неполное и полное доминирование, анализирующее скрещивание

Закономерности: закон единообразия, расщепления, гипотеза чистоты гамет, соотношение генотипов, соотношение фенотипов.

Знать: определения понятий; признаки биологических объектов: генов, и хромосом , закон Моргана*,

Уметь: воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления; описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, составлять схемы скрещивания и доминирования. Уметь: приводить примеры доминантных и рецессивных  признаков, описывать механизм  проявления закономерностей, составлять схемы скрещиваний, определять вероятность проявления признаков*

24

Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание

1

Закрепления

Устный

Дигибридное скрещивание

Закон независимого наследования.

Знать: определения понятий;

Уметь: описывать механизм  проявления закономерностей, составлять схемы скрещиваний, определять вероятность проявления признаков*

10 кл био

25

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.

1

Закрепления

Устный

Группа сцепления, генетические  карты, сцепленное  наследование, перекрест хромосом, закон Моргана, хромосомная теория наследственности.

Знать: определения понятий; закон сцепленного наследования, основные положения хромосомной теории

Уметь: объяснять сущность сцепленного наследования, причины нарушения сцепления, биологическое значение перекреста.

26

Решение генетических задач

Комплексного применения письменный

Закономерности: наследование признаков при моногибридном, анализирующем скрещивании; при неполном доминировании; наследование, сцепленное с полом

Знать: определения понятий

Уметь: приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакций признаков; объяснять различие фенотипов  растений, размножающихся вегетативно

27

Генетика  пола.  Современное представление  о гене и геномике.

1

Комбиированный

Устный

Ген, геномика.

Генотип –целостная система

Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие; влияние количества генов на проявление признака.

Множественное действие генов

Аутосома

Соотношение полов в группах животных.

Наследование признаков у человека

Наследственные заболевания, сцепленные с полом

Значение генетики в медицине*

Знать: определения понятий; типы хромосом в генотипе; число аутосом у человека и дрозофилы.

Уметь: приводить примеры заболеваний;

объяснять причину соотношения  полов 1:1; причины появления наследственных заболеваний; приводить примеры неаллельного и аллельного взаимодействия генов, множественного действия генов; механизм наследования гемофилии, дальтонизма; решать простейшие задачи.

28

Решение генетических задач

1

Комплексного применения Устный

Закономерности: наследование признаков при дигибридном; при неполном доминировании; наследование, сцепленное с полом

Уметь: объяснять механизм передачи признаков и свойств из поколения в поколение, механизм возникновения отличий от родительских форм у потомков; решать простейшие генетические  задачи

10 кл био

29

Изменчивость наследственная   и  ненаследственная

«Изучение модификационной изменчивости»

1

Комплексного применения Письменный

л\р

Изменчивость.

 Модификационная изменчивость

Наследование способности проявлять  признак в определенных условиях,

Уметь: выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов; проводить самостоятельный поиск информации в тексте учебника; строить вариационную кривую

Л\р №3

Семена фасоли

разной длины

30

Контрольная работа № 3

«Закономерности  наследственности и изменчивости»

1

Письменный

Уровневая к\р

Закономерности наследственности и изменчивости

Уметь: использовать приобретенные умения, знания для решения учебных задач

31

Селекция: основные  методы и достижения.

1

Повторение Устный

Селекция

Гибридизация, мутагенез, порода, сорт.

Отбор. Искусственный мутагенез

Причины появления культурных растений

Центры многообразия и  происхождения культурных растений

Знать: практическое значение генетики

Уметь: приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком; характеризовать роль Н.И. Вавилова для развития селекции; объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; роль в практической деятельности людей и самого человека*

32

Биотехнология

1

Формирования

новых способов действий Устный

Биотехнология, штамм.

Основные направления селекции микроорганизмов.

Микробиологический синтез

Знать: определения понятий

Уметь: приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности; объяснять роль биологии в практической деятельности людей; анализировать и оценивать значение генетики для развития сельскохоз-го производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

33

Общебиологические закономерности

1

Повторение, коррекция

Общебиологические закономерности, проявляющиеся на молекулярно-генетическом   клеточном и организменном уровнях,

Уметь:  оценивать свои знания и проводить коррекцию знаний, поведения.

10 кл био

34

Общебиологические закономерности

1

Повторение, коррекция

Общебиологические закономерности, проявляющиеся на молекулярно-генетическом   клеточном и организменном уровнях,

Уметь:  оценивать свои знания и проводить коррекцию знаний, поведения.

35

Резервное время

1

Резервное время

1


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

по предмету «Биология»

  1. Учебно-методический комплект 10 класс

Для учителя:

  1. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
  2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема  и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.
  4. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) -  М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
  5. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.
  6. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с.
  7. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.
  8. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с.
  9. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.
  10. Природоведение. Биология.  Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176с.
  11. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология: 10 класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред.проф.И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 96с.
  12. Сивоглазов Н.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 354с.
  13. Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учеб. пособие для учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 155с.
  14. Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004. – 76с.
  15. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 234с.
  16. Пономарева И.Н., Корниклова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Биология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/ Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007.

Для учащихся:

  1. Сивоглазов Н.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 354с.
  2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема  и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
  • Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с

2. Материально техническое обеспечение кабинета биологии соответствует оснащенности кабинета биологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии, 10 класс (базовый уровень).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:       Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных...

Рабочая программа учебного предмета «Общая биология» 10 класс, базовый уровень

Рабочая программа  составлена на основе федерального Государственного образовательного стандарта,  Программы среднего  (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (...

Рабочая учебная программа по химии 8 класс (базовый уровень)

Рабочая учебная программа по химии для 8 класса составлена на основании следующих документов:- Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.-   5-е ...

Рабочая учебная программа по химии 9 класс (базовый уровень)

Рабочая учебная программа по химии для 9 класса составлена на основании документов:- Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.- 5-е изд., стереотип. – М.:...

Рабочая учебная программа по химии 10 класс (базовый уровень)

Рабочая учебная программа по химии для 10 класса составлена на основании:- Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /   О.С. Габриелян.-   5-е изд., ст...

Рабочая учебная программа по химии 11 класс (базовый уровень)

Рабочая учебная программа по химии для 11 класса составлена на основании:-  Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /   О.С. Габриелян.-   5-е из...

Рабочая учебная программа МАТЕМАТИКА Mордкович 11 класс (базовый уровень)

Пояснительная запискаТематическое планирование  по математике (базовый уровень) составлено:- на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образован...