Судьба природы - наша судьба.
материал по биологии (5 класс) по теме

Судьба природы - наша судьба. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sudba_prirody-nasha_sudba.docx36.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Судьба природы – наша судьба.»

(Внеклассное мероприятие для учащихся 5-ых классов)

Подготовила и провела: учитель биологии и химии высшей квалификационной категории МБОУ «Русско-Акташская СОШ» Альметьевского муниципального района РТ Белоногова И.А.

        Эпиграфы: «Счастье – это быть с природой, видеть её,  говорить с ней…»

                                                                               ( Л. Н. Толстой .)

«Чисто не там,  где  убирают, а там, где не сорят».

Цели  мероприятия: пробудить у школьников  интерес и любовь к окружающей природе, научить ребят общению с ней, развивать экологическое мышление, наблюдательность, способствовать углублению знаний учащихся по биологии и экологии, способствовать воспитанию бережного  отношения к природе, чувство ответственного отношения ко всему живому.

Художественное  оформление:  эмблема мероприятия, лозунги, плакаты , афоризмы, пословицы экологического содержания.

Музыкальное оформление:  песни о природе,  мелодии для релаксации.

Технические средства: мультимедийный проектор, компьютер.

Методы и приемы:

- самостоятельная  учащихся в группах;

- игровые моменты;

- конкурсы.

Участвуют три команды по 6-8 человек. Конкурсы оценивает жюри.

        Ведущий (держит в руках глобус): 

Моя планета – человеческий дом.

Но как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: «Больше не могу…»

Вот она летит, маленькая такая!

Вот она грустит, в думы свои вникая,

Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,

Все еще живет! Все еще людям верит!

Вот она плывет  сквозь  грозовую полночь,

Всех людей зовет, просит прийти на помощь!

 Все  мы, ребята,  обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле,

стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и , увы , остающейся по-детски

беззащитной  перед… нами.  Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на

пороге экологической катастрофы. Экологические проблемы не знают

государственных границ и природных рубежей – они глобальны.  

Замечательный французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери  как – то

 заметил: “ Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля “, и пересесть

из него просто некуда. Поэтому дальнейшая  судьба природы – это и наша

судьба.

    Сегодняшнее мероприятие мы посвящаем  году охраны окружающей среды в России и году экологической культуры и охраны окружающей среды в

Республике Татарстан, а проведем его в форме игры-соревнования. Команды

юных экологов уже  набраны. Можно приступать к делу.

   Итак, мы приглашаем команды помериться силами и поделиться

своими экологическими знаниями. ( Команды выходят на сцену ).

Ведущий: Для начала мы предлагаем придумать название и девиз своей

Команды и объявляем  конкурс «Визитная карточка».

 Время пошло! 30 сек. на обдумывание. (Команды представляют

свою « визитную карточку»).

Ведущий:  В качестве  конкурса-разминки  предлагаю конкурс

 «Скороговорочный», который выявит самую дружную и сплоченную команду.

Командам нужно будет 5 раз проговорить выпавшую по жребию скороговорку.

1 команда: Крута гора, в горе – дыра, в дыре – кротовая нора.

2 команда: Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

3 команда: Ветер траву треплет, у тетерева клюв крепнет.

Ведущий: А теперь переходим к основным конкурсам нашей программы и

начнём, пожалуй, с интеллектуального.  Конкурс «Всезнайка».

Уважаемые игроки, вам предстоит ответить на вопросы экологической

викторины.

Вопросы 1 команде:

  1. Дерево – символ России. (Береза)
  2. Листья сосны. (Хвоя)
  3. Искусственное  защитное  насаждение вдоль дорог. (Лесополоса)
  4. Совокупность видов животных, обитающих на определенной территории. (Фауна)
  5. Сосновый лес. (Бор)
  6. Плод  дуба. (Желудь)
  7. Самое быстрое животное суши. (Гепард)
  8. Домишко  пчел. (Улей)
  9. Место, где обитают акулы (Море)
  10.  Что означает «плач» березы весной. (Сокодвижение)
  11.  Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера)
  12.  Именно она составляет большую часть мусора, загрязняющего Землю (Пластмасса.)

Вопросы  2 команде:

  1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами. (Биосфера)
  2. Совокупность условий, в которых живет организм. (Среда обитания)
  3. Совокупность видов растений, обитающих на определенной территории. (Флора)
  4. Кора березы. (Береста)
  5. Дубовый лес. (Дубрава)
  6. Самое распространенное вещество на Земле. (Вода)
  7. Комнатное растение – лучший очиститель воздуха в помещении. (Хлорофитум.)
  8. Ядовитый металл, содержащийся в выхлопных газах автомобильного транспорта. (Свинец)
  9. Что ест жаба зимой? (Ничего, спит)
  10.  Лежбище медведя. (Берлога)
  11.  Будка собаки (Конура)
  12.  Природная территория, полностью изъятая из хозяйственного пользования с целью сохранения и изучения имеющихся там природных объектов и процессов. (Заповедник)

Вопросы  3 команде:

  1. Природные богатства, находящиеся в глубине земли, которые человек использует в хозяйстве? (Полезные ископаемые)
  2. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы? (Охрана)
  3. Верхний природный слой земли, на котором растут растения? (Почва)
  4. Жилище бобра. (Хатка)
  5. Помещение для лошадей. (Конюшня)
  6. Живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую неживую природу? (Человек)
  7. Организмы, обеспечивающие нас кислородом. (Растения)
  8. Водная оболочка планеты? (Гидросфера)
  9. Когда начинают желтеть листья берёзы и липы? ( В конце августа).
  10.  Какое животное наших лесов называют «сохатым»? ( Лось).
  11. Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов с окружающей средой? (Экология)
  12.  Что такое “Гринпис”? (Независимая международная организация по

охране окружающей среды).

Ведущий: Конкурс  «Опознание» 
Наша планета Земля напоминает сегодня  гигантскую мусорную свалку, на которой можно встретить различные  отходы.

В следующем  задании с помощью 5 признаков вам необходимо отгадать определенный вид отходов. Но, если вы сможете это сделать уже после открытия первого признака, то получите 5 баллов, после второго - 4, после третьего - 3 и т.д. 

Задание 1 команде: 
1. Это бывает разноцветным, это очень трудно сломать. 
2. Если это поджечь, то появится черный едкий дым. 
3. Много детских игрушек и предметов домашнего обихода сделано из этого. 
4. Предметы, сделанные из этого очень легкие. 
5. Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она  разлагается 100 лет и более. 
(Пластмасса) 

Задание 2 команде:
1. Его делают из песка. 
2. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто. 
3. Чаще всего оно прозрачное. 
4. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. 
5. Когда падает, оно разбивается 
(Стекло) 

Задание 3 команде:
1. Это изобрели китайцы. 
 
2. У нас это получают из древесины. 
3. Из этого получается много мусора. 
4. Это легко горит. 
5. На этом обычно рисуют или пишут. 
(Бумага) 

Ведущий:  Следующий конкурс «Путаница».  Нужно переставить слова в стихотворении в нужном порядке. Выигрывает команда, справившаяся с этой задачей первой.

Пингвины – жители пустыни,

Ужата очень любят дыни,

Шоферы знают толк в малине,

Ребята ползают в трясине,

Верблюды плавают на льдине,

Медведи возят груз в машине,

Неспешно ходит черепаха,

Могучий еж не знает страха,

Колючий лев в траве таится,

За ним охотится лисица.

Нет ни склада тут, ни лада…

Переставьте все как надо!

Правильное:

Пингвины – плавают на льдине,

Ужата ползают в трясине,

Шоферы знают толк в машине,

Ребята  очень любят дыни,

Верблюды - жители пустыни,

Медведи знают толк в малине,

Неспешно ходит черепаха,

Могучий лев не знает страха,

Колючий еж в траве таится,

За ним охотится лисица.

Ведущий: А сейчас поиграем в « Эколото».

(Народные пословицы и поговорки экологического содержания разбиваются

на 2 части. Затем «половинки» записываются на карточках разного цвета.

Карточки перемешиваются и игрокам предлагается составить пословицы

и поговорки. Побеждает тот, кто быстрее, правильнее наберёт большее

количество пословиц и поговорок.)

  1. Враг природы тот, (кто лес не бережёт).
  2. Лес и вода – ( родные брат и сестра).
  3. Много леса - не губи, мало леса- ( береги, нет леса –посади).
  4. Без корня и ( трава не растёт).
  5. Без хозяина земля - ( круглая сирота).
  6. Одно дерево погубил- ( посади 40).
  7. Подкорми птиц зимой , (они отплатят тебе добром летом.)
  8. Рощи да леса - (родного края краса).
  9. Где один грибок - (там целый венок).

10) Посадившего дерево поблагодарят и внуки, (погубившего- проклянут

и дети).

Ведущий: Конкурс «Как называют ребяток - зверяток».

  1. Волк - /волчонок/
  2. Медведь - /медвежонок/
  3. Белка - /бельчонок/
  4. Корова - /теленок/
  5. Лошадь - /жеребенок/
  6. Овца - /ягненок/
  7. Свинья - /поросенок/
  8. Собака - /щенок/
  9. Еж - /ежонок/
  10.  Индюк - /индюшонок/
  11.  Курица - /цыпленок/
  12.  Кошка - /котенок/

Ведущий:  Конкурс «Брачные узы»

Нужно образовать пару для следующих животных:

  1. Заяц - /зайчиха/
  2. Лось - /лосиха/
  3. Конь - /лошадь/
  4. Лев - /львица/
  5. Медведь - /медведица/
  6. Баран - /овца/
  7. Петух - /курица/
  8. Гусь - /гусыня/
  9. Бык - /корова/
  10. Боров - /свинья/
  11. Пес - /собака/
  12. Утка - /селезень/

Ведущий:  Конкурс «Рыбная ловля» (конкурс анаграмм).

Переставив буквы в словах, мы можете «поймать» рыб.

  1. тапвол – (плотва)
  2. знаас – (сазан)
  3. сакрет – (треска)
  4. бовал – (вобла)
  5. дукса – (судак)
  6. ракась – (карась)

Ведущий: Конкурс  «Литературная гостиная»

Чтобы справиться с данным конкурсом, необходимо  вспомнить сказки.

  1. Каких животных Киплинг в «Книге Джунглей» называл  бандерлогами? (Обезьян)
  2. В какой посуде выставил угощение журавль лисе? (В кувшине)
  3. Спаситель Мухи - Цекотухи. (Комар)
  4. Как называется русская народная сказка, главный герой которой жестоко поплатился за нарушение санитарно-гигиенических правил? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
  5.  «В темнице там царевна тужит, а … ей верно служит». (Бурый волк)
  6. В какую птицу оборачивается Финист из русской народной сказки. (В сокола)
  7. Сколько лет рыбачил  старик  пока не поймал золотую рыбку? (30 лет и 3 года)
  8. Кто съел Таракана Корнея Чуковского? (Воробей)
  9. Что потерял ослик  Иа в сказке про Винни-Пуха? (Хвост)
  10. Как называлась харчевня в сказке А. Толстого «Золотой ключик» ? (Три пескаря)
  11.  Коротышку – врача из сказки н. Носова звали Пилюлькин, а как звали коротышку-докторшу? (Медуницу)
  12.  Как в русских народных сказках называют птицу с золотыми перьями? (Жар-птица)
  13.  На чем совершал путешествие за медом Винни-пух? (На воздушном шаре)
  14.  В кого превращался князь Гвидон в  «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина?(В комара, муху, шмеля)

Ведущий: Конкурс  «Таинственная шкатулка»

В Нью-Йоркском зоопарке у клетки с толстыми прутьями висит табличка: «Самый опасный хищник на Земле». Кого или что можно увидеть внутри клетки? (Зеркало)

Ведущий:  Конкурс «Убей зверя!».

Ребята , пожалуйста не пугайтесь. Никаких животных убивать в этом конкурсе мы не будем. Послушайте внимательно отрывок из стихотворения  поэта Е. Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

- К чему призывает нас всех  поэт ? ( Е. Евтушенко  призывает нас бережно относиться к природе.)  

 - Как вы думаете, что это  за звери, которых мы должны убивать внутри себя?

Примерные ответы детей:

  • Это жадность;
  • зависть;
  • злоба;
  • бездушие;
  •  хитрость;
  •  трусость:
  •  лесть;
  • подлость;
  •  хвастливость;
  •  гордыня;
  • глупость;
  • это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

Ведущий: Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

Ведущий: Конкурс «Что можешь сделать ты  один?» 

Ребята, сформулируйте основные правила, заповеди, которые нужно соблюдать, чтобы ваше будущее и будущее ваших детей состоялось, чтобы людям не исчезнуть с лица Земли подобно динозаврам.  

Учащиеся по цепочке называют основные правила:

  • буду участвовать в посадке и охране зелёных насаждений;
  • не буду выбрасывать старые игрушки и книги: они могут кому-то понадобиться;
  • узнаю, где поблизости есть пункт приема макулатуры, и сдам туда ненужную бумагу;
  • починю и исправлю вещь вместо того, чтобы ее выбрасывать;
  • буду экономно расходовать воду, электроэнергию и горючее;
  • не буду рвать первоцветы;
  • не буду разорять птичьих гнёзд;
  • не буду ломать ветви деревьев и кустарников;
  • не буду разводить костры;
  • не буду шуметь в лесу;
  • не буду оставлять на природе после себя мусор;
  • очищу свой школьный двор, село от мусора и др.

Ведущий: Конкурс «Мусорбол» (Конкурс капитанов)

 Не секрет, что, гуляя, к примеру, по лесу, по парку, мы часто оставляем после

себя самые различные кучи мусора, бумажек и т. д. Это бывает даже тогда,

 когда урны находятся рядом. Иногда мы даже в них попасть не можем. Вот и

проведём сейчас такой эксперимент. Вам необходимо точно в урну бросить

клочок бумаги. Кто точнее это сделает, тот и будет победителем этого конкурса.

Итак, игра в «Мусорбол» начинается!

Соревнование команд.

Ведущий: Конкурс «Ретро-шлягер»

Ведущий:  Напойте  популярные когда-то песни, предварительно  вставив  пропущенные  в песенных  текстах природные объекты.

1 команда:

Где-то на белом свете,

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной … (медведи)

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря,

Трутся об ось … (медведи)

Вертится Земля.        

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Вертится быстрей  Земля.

(«Песенка о медведях», сл. Л. Дербенева)

2 команда:

 Зима раскрыла снежные объятья,

И  до весны все дремлет тут,

Только … (елки) в треугольных платьях,

Только … (елки) в треугольных платьях,

Мне навстречу все бегут, бегут, бегут!

И уносят меня, и уносят меня

В звенящую светлую даль

Три белых … (коня), 

Эх, три белых … (коня) –

Декабрь, и январь, и февраль!

(«Три белых коня», сл. Л. Дербенева)

3 команда:

От улыбки  станет всем теплей –

И … ( слону), и даже маленькой … (улитке),

Так пускай повсюду на Земле,

Будто лампочки , включаются улыбки.

И тогда, наверняка,

Вдруг запляшут  облака,

И … (кузнечик) запиликает на скрипке.

С голубого ручейка

Начинается река,

Ну, а дружба начинается с улыбки.

(«Улыбка», сл. М. Пляцковского)

Ведущий: На этой оптимистической ноте мы завершаем нашу конкурсную программу. 

Чтобы сберечь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца.

 Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята!

Скоро жюри объявит нам результаты сегодняшней дружеской встречи. Ну, а пока члены жюри совещаются, я еще раз проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать хором «да», если я буду поступать хорошо и «нет», если плохо.

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек поставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю,

А убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу,

В ямку закопаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

И помните, ребята,  чтобы жить в гармонии с природой,   каждый современный человек должен соблюдать  в своей  жизни заповеди,   предложенные в свое время американским  экологом Барри Коммонером:

Все связано со всем. Любое изменение, совершаемое человеком  в природе, вызывает цепь последствий, как правило, неблагоприятных.

Все должно куда-то деваться. Любое загрязнение природы возвращается к человеку в виде "экологического бумеранга".
Природа знает лучше. Действия человека должны быть направлены не на покорение природы и преобразование ее в своих интересах, а на адаптацию к ней.
Ничего не дается даром. Если мы не хотим вкладывать средства в охрану природы, то придется платить здоровьем, как своим, так и потомков.

Ведущий: Слово жюри…

Подведение  итогов игры, награждение победителей.

Ведущий: Завершить нашу сегодняшнюю встречу мне хотелось бы снова словами  Маленького принца Антуана де Сент-Экзюпери, который более полувека назад завещал: «Есть такое твёрдое правило… встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.»  И делать это надо каждый день.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В судьбе природы - наша судьба

Урок экологической направленности с использованием ИКТ  для обучающихся 5 класса. Проведение урока сопровождается показом электронной презентации.Данная работа может быть использована на ур...

Программа воспитательной работы по экологическому воспитанию детей "Судьба природы - наша судьба"

Основными результатами реализации этой программы должно являться изменения в поведении детей (доброта, отзывчивость, помощь и защита слабого), дети научатся видеть и понимать прекрасное, ориентировать...

Буклет "Судьба природы - наша судьба, твоя судьба!"

Буклет о необходимости охраны природы....

Экологический урок "Судьба природы – наша судьба…"

На уроке мы будем говорить о природе, заниматься исследовательской работой и решать экологические задачи. Посмотрите на доску, где написано высказывание замечательного писателя и большого любителя при...

Экологический брейн-ринг "Судьба природы - наша судьба" 7-8 классы

Внеклассное мероприятие для учащихся 7 и 8 классов, посвященное Дню Земли.Цели:1.  развитие интеллектуальных способностей в области экологии, творческого потенциала и экологической культуры школь...

Открытое занятие «Судьба природы – наша судьба»

Данное занятие показывает необходимость охраны природы; знакомит с Красной книгой, экологическими правилами; учит бережно относиться к природе; развивает наблюдательность и внимание....

Исследовательский проект «Судьба природы – наша судьба».

Исследовательский проект «Судьба природы – наша судьба»....