Главные вкладки

    Конспект урока "Общий план строения нервной системы и её функции" биология человека 8 класс.
    план-конспект урока (биология, 8 класс) по теме

    Попова Варвара Петровна

    На уроке "Общий план строения нервной системы и её функции" используется методический приём "Чтение с пометками". На уроке формируются навыки работы в парах и группах.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Биология. 8 класс.

    Общий план строения нервной системы и её функции.

    Цели урока:

    • Образовательная – сформировать понятия о строении и функциях нервной системы.
    • Развивающая – развивать умение работать с учебником, составлять схемы, проводить самонаблюдения.
    • Воспитательная – развивать взаимоуважение, понимание и взаимодействие между учащимися.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование: таблица «Строение нервной системы», таблица «Строение рефлекторной дуги»

    Проверка домашнего задания:  а) фронтальный опрос

    1. Что такое гормоны? Каковы их свойства?
    2. Охарактеризуйте особенности желёз внутренней, смешанной и внешней секреции.

         б) по карточкам

    Карточка №1

    • Охарактеризуйте эндокринные заболевания и заполните таблицу.

    Заболевание

    Причины

    Симптомы

    Акромегалия

    Гигантизм

    Гипофизарная карликовость

     

    Карточка №2

    • Охарактеризуйте эндокринные заболевания и заполните таблицу.

    Заболевание

    Причины

    Симптомы

    Базедова болезнь

    Слизистый отёк (миксидема)

    Кретинизм

     

    Карточка №3

    • Охарактеризуйте эндокринные заболевания и заполните таблицу.

    Заболевание

    Причины

    Симптомы

     Бронзовая (Адиссонова) болезнь

    Сахарный диабет

     

    Карточка №4

    • Выберите  наиболее правильные ответы и зашифруйте их.
    1. Слюнные железы относятся к железам:

    А. Внешней секреции

    В. Смешанной секреции

    Б. Внутренней секреции

    Г. Пищеварительной системы

    1. К железам смешанной секреции относят:

    А. Гипофиз

    В. Щитовидная железа

    Б. Поджелудочная железа

    Г. Половые железы

    1. Для желёз внутренней секреции характерно то, что:

    А. Они не имеют специальных протоков

    В. Выделяемый гормон поступает в кровь

    Б. Клетки железы соприкасаются со стенкой кровеносного сосуда

    Г. Выделяемый гормон поступает в кровь или выводится через специальные протоки

    1. Какая из перечисленных функций не свойственна гормонам?

    А. Обеспечение механической защиты механизма

    В. Контроль процессов обмена веществ

    Б. Обеспечение роста и развития организма

    Г. Обеспечение адаптации организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды

    1. Какой гормон продуцирует поджелудочная железа?

    А. Окситоцин

    В. Адреналин

    Б. Тироксин

    Г. Инсулин

    1. Укажите гормоны, обладающие противоположным действием и обеспечивающие постоянный уровень содержания глюкозы в крови:

    А. Адреналин

    В. Соматотропин

    Б. Инсулин

    Г. Тироксин

    1. Железа, выделяющая соматотропин (гормон роста):

    А. Поджелудочная железа

    В. Яичник

    Б. Щитовидная железа

    Г. Гипофиз

    1. Какой гормон продуцируют надпочечники?

    А. Инсулин

    В. Нейрогормоны

    Б. Адреналин

    Г. Тироксин

    1. Какой химический элемент является действующим началом в тироксине – гормоне щитовидной железы:

    А. Бром

    В. Йод

    Б. Калий

    Г. Железо

    1. Какую железу внутренней секреции образно можно назвать «дирижёром оркестра» эндокринных желёз:

    А. Щитовидную железу

    В. Надпочечники

    Б. Гипофиз

    Г. Поджелудочную железу

    Актуализация опорных знаний

    На доске вывешивается таблица «Нервная система»

    Я предлагаю детям записать все ассоциации, которые возникают при упоминании этих слов. Сначала учащиеся работают индивидуально (1мин.), затем обсуждают в паре, далее в четвёрке. Делают общий список ассоциаций и составляют рассказ о нервной системе. В ходе беседы подчёркивается что, основная структурная единица – нейрон. Главное свойство нервной ткани – возбудимость.

    Изучение новой темы

    Далее организуется работа с учебником по &46(стр. 178-179).

    Задание. Прочитайте текст в учебнике, напротив каждого абзаца сделайте пометку карандашом:

    «V» – знакомая информация;

    «t» - новая информация;

    «-» - думал иначе;

    «?» - непонятно. Если непонятно, то задай вопрос учителю;

    После выполнения работы сотрите пометки.

    Определите, какое значение в жизни человека имеет нервная система. После обсуждения делаются записи в тетради.

    Значение нервной системы:

    1. Согласование всех органов и систем организма.
    2. Поддержание гомеостаза.
    3. Ориентация организма во внешней среде и приспособительные реакции на её изменения.
    4. Организация деятельности, приводящая к удовлетворению потребностей.
    5. Материальная основа психической деятельности.

    Строение и функции:

    (сильные ученики - составляют схемы самостоятельно, слабые совместно с учителем)

    Части нервной системы

    Центральная

    Головной мозг

    Спинной мозг

    Периферическая

    Нервы

    Нервные узлы (ганглии)

    Отделы  нервной системы

    Соматический

    Симпатический

    Вегетативный (Автономный)

    Парасимпатический

    Метасимпатический

    В ходе беседы учащиеся формулируют определения ( я их корректирую) и записывают их в тетради

    Нейрон – Основная  структурная и функциональная единица нервной системы, обладающая специфическими проявлениями  возбудимости;

    Нейроглия – совокупность вспомогательных клеток нервной ткани, выполняющих опорную, трофическую, секреторную функции.

    На доске вывешивается таблица «Строение рефлекторной дуги»

    В ходе беседы вспоминаем: основную форму деятельности нервной системы – рефлекс; строение рефлекторной дуги и функции каждой части.

    Выполняем практическую работу «Действие прямых и обратных связей» (вызываю одного  ученика к доске). Обсуждение результатов. Заполнение схемы «Виды рефлекторной деятельности».

    Виды рефлекторной деятельности

    Прямые связи

    Идут от мозга к органам и вызывают их работу

    Обратные связи

    Информируют мозг о достигнутых результатах

    Домашнее задание по теме сегодняшнего урока будет зависеть от того насколько качественно вы сегодня поработали. Для всех -  выучить записи в тетради, для интересующихся биологией – вопрос №6 на стр. 180., для желающих творческая работа – из подручных материалов выполнить модель нервной клетки (можно вышить).

    Оценивание работы самых активных учащихся.

    И в завершение нашего урока выскажите своё мнение о нём, о своём самочувствии на уроке, о работе со своими товарищами. Можно воспользоваться подсказками:

    - Сегодня на уроке я…

    - Сложнее всего для меня было…

    - Больше всего сегодня мне понравилось…

    - Сегодня на уроке я чувствовал себя…

    - Мои одноклассники сегодня…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация к уроку" строение нервной системы.Спинной мозг

    данная презентация соответствует тексту параграфа " строение нервной системы.Головной мозг." Презентация готова для изложения нового материала...

    значение и строение нервной системы

    презентация к уроку в 8 классе...

    Презентации к уроку по теме: "Координация и регуляция. Строение нервной системы позвоночных животных" 6 класс+Конспект

    Презентации к уроку по теме: "Координация и регуляция. Строение нервной системы позвоночных животных" 6 класс...

    Урок биологии в 8 классе "значение и строение нервной системы"

    Урок биологии в 8 классе "Значение и строение нервной системы"...

    Презентация к уроку биологии в 8 классе "значение и строение нервной системы"

    Урок биологии в 8 классе "Значение и строение нервной системы"...

    Строение нервной системы. Спинной мозг 8 класс

    Презентаия. Строение нервной системы. Спинной мозг 8 класс...