Конспект урока "Общий план строения нервной системы и её функции" биология человека 8 класс.
план-конспект урока (биология, 8 класс) по теме

Попова Варвара Петровна

На уроке "Общий план строения нервной системы и её функции" используется методический приём "Чтение с пометками". На уроке формируются навыки работы в парах и группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Биология. 8 класс.

Общий план строения нервной системы и её функции.

Цели урока:

  • Образовательная – сформировать понятия о строении и функциях нервной системы.
  • Развивающая – развивать умение работать с учебником, составлять схемы, проводить самонаблюдения.
  • Воспитательная – развивать взаимоуважение, понимание и взаимодействие между учащимися.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблица «Строение нервной системы», таблица «Строение рефлекторной дуги»

Проверка домашнего задания:  а) фронтальный опрос

  1. Что такое гормоны? Каковы их свойства?
  2. Охарактеризуйте особенности желёз внутренней, смешанной и внешней секреции.

     б) по карточкам

Карточка №1

  • Охарактеризуйте эндокринные заболевания и заполните таблицу.

Заболевание

Причины

Симптомы

Акромегалия

Гигантизм

Гипофизарная карликовость

 

Карточка №2

  • Охарактеризуйте эндокринные заболевания и заполните таблицу.

Заболевание

Причины

Симптомы

Базедова болезнь

Слизистый отёк (миксидема)

Кретинизм

 

Карточка №3

  • Охарактеризуйте эндокринные заболевания и заполните таблицу.

Заболевание

Причины

Симптомы

 Бронзовая (Адиссонова) болезнь

Сахарный диабет

 

Карточка №4

  • Выберите  наиболее правильные ответы и зашифруйте их.
  1. Слюнные железы относятся к железам:

А. Внешней секреции

В. Смешанной секреции

Б. Внутренней секреции

Г. Пищеварительной системы

  1. К железам смешанной секреции относят:

А. Гипофиз

В. Щитовидная железа

Б. Поджелудочная железа

Г. Половые железы

  1. Для желёз внутренней секреции характерно то, что:

А. Они не имеют специальных протоков

В. Выделяемый гормон поступает в кровь

Б. Клетки железы соприкасаются со стенкой кровеносного сосуда

Г. Выделяемый гормон поступает в кровь или выводится через специальные протоки

  1. Какая из перечисленных функций не свойственна гормонам?

А. Обеспечение механической защиты механизма

В. Контроль процессов обмена веществ

Б. Обеспечение роста и развития организма

Г. Обеспечение адаптации организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды

  1. Какой гормон продуцирует поджелудочная железа?

А. Окситоцин

В. Адреналин

Б. Тироксин

Г. Инсулин

  1. Укажите гормоны, обладающие противоположным действием и обеспечивающие постоянный уровень содержания глюкозы в крови:

А. Адреналин

В. Соматотропин

Б. Инсулин

Г. Тироксин

  1. Железа, выделяющая соматотропин (гормон роста):

А. Поджелудочная железа

В. Яичник

Б. Щитовидная железа

Г. Гипофиз

  1. Какой гормон продуцируют надпочечники?

А. Инсулин

В. Нейрогормоны

Б. Адреналин

Г. Тироксин

  1. Какой химический элемент является действующим началом в тироксине – гормоне щитовидной железы:

А. Бром

В. Йод

Б. Калий

Г. Железо

  1. Какую железу внутренней секреции образно можно назвать «дирижёром оркестра» эндокринных желёз:

А. Щитовидную железу

В. Надпочечники

Б. Гипофиз

Г. Поджелудочную железу

Актуализация опорных знаний

На доске вывешивается таблица «Нервная система»

Я предлагаю детям записать все ассоциации, которые возникают при упоминании этих слов. Сначала учащиеся работают индивидуально (1мин.), затем обсуждают в паре, далее в четвёрке. Делают общий список ассоциаций и составляют рассказ о нервной системе. В ходе беседы подчёркивается что, основная структурная единица – нейрон. Главное свойство нервной ткани – возбудимость.

Изучение новой темы

Далее организуется работа с учебником по &46(стр. 178-179).

Задание. Прочитайте текст в учебнике, напротив каждого абзаца сделайте пометку карандашом:

«V» – знакомая информация;

«t» - новая информация;

«-» - думал иначе;

«?» - непонятно. Если непонятно, то задай вопрос учителю;

После выполнения работы сотрите пометки.

Определите, какое значение в жизни человека имеет нервная система. После обсуждения делаются записи в тетради.

Значение нервной системы:

  1. Согласование всех органов и систем организма.
  2. Поддержание гомеостаза.
  3. Ориентация организма во внешней среде и приспособительные реакции на её изменения.
  4. Организация деятельности, приводящая к удовлетворению потребностей.
  5. Материальная основа психической деятельности.

Строение и функции:

(сильные ученики - составляют схемы самостоятельно, слабые совместно с учителем)

Части нервной системы

Центральная

Головной мозг

Спинной мозг

Периферическая

Нервы

Нервные узлы (ганглии)

Отделы  нервной системы

Соматический

Симпатический

Вегетативный (Автономный)

Парасимпатический

Метасимпатический

В ходе беседы учащиеся формулируют определения ( я их корректирую) и записывают их в тетради

Нейрон – Основная  структурная и функциональная единица нервной системы, обладающая специфическими проявлениями  возбудимости;

Нейроглия – совокупность вспомогательных клеток нервной ткани, выполняющих опорную, трофическую, секреторную функции.

На доске вывешивается таблица «Строение рефлекторной дуги»

В ходе беседы вспоминаем: основную форму деятельности нервной системы – рефлекс; строение рефлекторной дуги и функции каждой части.

Выполняем практическую работу «Действие прямых и обратных связей» (вызываю одного  ученика к доске). Обсуждение результатов. Заполнение схемы «Виды рефлекторной деятельности».

Виды рефлекторной деятельности

Прямые связи

Идут от мозга к органам и вызывают их работу

Обратные связи

Информируют мозг о достигнутых результатах

Домашнее задание по теме сегодняшнего урока будет зависеть от того насколько качественно вы сегодня поработали. Для всех -  выучить записи в тетради, для интересующихся биологией – вопрос №6 на стр. 180., для желающих творческая работа – из подручных материалов выполнить модель нервной клетки (можно вышить).

Оценивание работы самых активных учащихся.

И в завершение нашего урока выскажите своё мнение о нём, о своём самочувствии на уроке, о работе со своими товарищами. Можно воспользоваться подсказками:

- Сегодня на уроке я…

- Сложнее всего для меня было…

- Больше всего сегодня мне понравилось…

- Сегодня на уроке я чувствовал себя…

- Мои одноклассники сегодня…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку" строение нервной системы.Спинной мозг

данная презентация соответствует тексту параграфа " строение нервной системы.Головной мозг." Презентация готова для изложения нового материала...

значение и строение нервной системы

презентация к уроку в 8 классе...

Презентации к уроку по теме: "Координация и регуляция. Строение нервной системы позвоночных животных" 6 класс+Конспект

Презентации к уроку по теме: "Координация и регуляция. Строение нервной системы позвоночных животных" 6 класс...

Урок биологии в 8 классе "значение и строение нервной системы"

Урок биологии в 8 классе "Значение и строение нервной системы"...

Презентация к уроку биологии в 8 классе "значение и строение нервной системы"

Урок биологии в 8 классе "Значение и строение нервной системы"...

Строение нервной системы. Спинной мозг 8 класс

Презентаия. Строение нервной системы. Спинной мозг 8 класс...