Главные вкладки

    Разработка урока по биологии для 6 класса "Воздушное питание растений"
    план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме


    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vozdushnoe_pitanie_rasteniy_6_klass.doc141.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление образования и науки Липецкой области

    Департамент образования администрации города Липецка

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

    Конспект урока по биологии

    по теме «Воздушное дыхание растений»

    6 класс

    Автор разработки:

    Дымова Оксана Владимировна,

    учитель биологии

    МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой

    города Липецка, Российская Федерация

    Липецк – 2013


    Урок по биологии для 6-го класса

    “Воздушное питание растений”

    УМК: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. - .: Вентана-Граф, 2009. – 240 с.: ил.

    Цели

    • развивать в детях способность к логическому мышлению, умение работать со схемами, устанавливать связь между внутренним строением органа и его функциями.
    • углубить и расширить представление о питании растений, изучить суть фотосинтеза и его значение в жизни растения.
    • формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.

    Тип урока: изучение нового материала

    Растение – посредник между небом и землей. Оно истинный Прометей, похитивший огонь с неба. Похищенный им луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик паровой машины, и кисть художника. и перо поэта”

    /К.А. Тимирязева/.

    Актуализация знаний

    Около 300 лет многие ученые разгадывали тайну растения. Давайте и мы с вами попытаемся проникнуть в эту тайную. Мы будем работать по следующим этапам:

    1. Питание растения.

    2. Лист-лаборатория.

    3. Значение фотосинтеза

    Изучение нового материала

    1 этап

    Фронтальная беседа

    - Что такое питание? (Поглощение питательных веществ)

     - Зачем нужно питание всем живым организмам? (Для нормальной жизнедеятельности растительного организма)

     - Какой тип питания вам известен? (Корневой, хищничество, паразитизм)

     - Какая система органов участвует в почвенном питании? (Корневая система)

     - Какие вещества поступают в корень? (Вода с растворенными минеральными веществами)

     - Предположите, какие органы растения будут участвовать в воздушном питании? (Листья)

     - Как вы думаете, какое вещество поступает в листья при воздушном питании? (Углекислый газ)

    Проверим ваше предположение. Расскажите об опыте, доказывающем процесс фотосинтеза.

    (Для опыта берут две банки из светлого стекла. В каждую помещают по 2-3 веточки растения, чтобы растения не завяли, в банки налить немного воды. Свечи, укрепленные на проволоке, зажигают и опускают в банки, закрыв их пробками. Свечи гаснут, что указывает на отсутствие кислорода и наличие углекислого газа, образующегося при горении. Свечи вынимают. Банки  с растениями закрывают крышками, одну ставят в темное место, а другую – на свет. На следующий день банки открывают и опять опускают зажженные свечи. В банке, стоящей на свету, свеча горит, а в банке, находившейся в темноте, - гаснет).

    - Какой газ, поддерживающий горение, образовался? (Кислород)

    - Какое условие потребовалось для течения процесса фотосинтеза? (Солнечный свет)

    - Какие вещества для этого потребовались? (Углекислый газ и вода)

    Вы оказались правы. Но если мы нальем в стакан воды, пропустим углекислый газ, поставим на подоконник, и будем ждать появления крахмала. Дождемся ли мы? (Нет, т.к. фотосинтез происходит в клетках с хлорофиллом).

    Тимирязев писал: “Дайте самому лучшему повару сколько угодно воздуха, солнечного света и целую речку воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил сахар, жиры и он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что человеку кажется совершенно фантастичным, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растения”.

    2 этап

    - В чем же кроется тайна зеленого листа? Давайте попробуем разобраться.

    Хлорофилл – самое удивительное вещество на земле. Он придает листьям зеленый цвет – его называют цветом жизни. Запишем в тетрадь “Хлорофилл поглощает солнечную энергию и превращает ее в химическую энергию органических веществ”

    - Сколько этапов выделяют в процессе фотосинтеза? (Темновой и световой)

    Рассматриваем карточки, отражающие этапы фотосинтеза.

    - При каких условиях происходит фотосинтез? (Углекислый газ, вода, хлорофилл, солнечный свет)

    - А в пожелтевших листьях возможен фотосинтез? (Нет, т.к. в них разрушен хлорофилл).

    Надо сказать, что «питаться воздухом» совсем нелегко. Ведь в воздухе всего 0,03% углекислого газа. Чтобы вырастить один кубометр еловой древесины, растению надо «выкачать» углекислый газ из более чем миллиона кубометров воздуха.

    3 этап

    Фотосинтез является едва ли не самым замечательным процессом на нашей планете. Благодаря нему существует все живое на нашей планете.

    Растения — настоящие фабрики органических веществ, работающие на солнечной энергии. Как это ни удивительно, но растительное происхождение имеют и органические вещества, из которых состоят организмы животных, в том числе и наши с вами. Животные лишь преобразуют вещества, первоначально созданные растениями.

    Климент Тимирязев писал по этому поводу: «Человек вправе наравне с самим китайским императором величать себя сыном солнца». Дрова, каменный уголь, нефть, горючий газ, торф — всё это «консервы» из солнечных лучей. Причём каменный уголь и нефть донесли до нас тепло лучей Солнца, дошедших до Земли десятки миллионов лет назад!

    - Как называются организмы, способные самостоятельно образовывать органические вещества? (Автотрофы).

    - Животные и человек способны получать энергию в «готовом виде». Следовательно, они – гетеротрофы.

    Значение фотосинтеза (записываем в тетрадь)

    • растение использует органические вещества для жизнедеятельности и как строительный материал;
    • работая на растение, листья через устьица выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания всех живых организмов;
    • растения, благодаря фотосинтезу, запасают питательные вещества в разных органах.

    Мы ответили на все вопросы, а теперь проверим сами себя, как пригодятся нам полученные знания при решении биологических задач.

    Закрепление

    Сегодня у нас работают группы “математиков”, “фантазеров”, “историков”. У каждой группы – свое задание. Надеюсь, что вы справитесь с ним. После выполнения – 1 человек от команды оглашает результат вашей работы.

    Работа в группах.

    На ваших партах лежат карточки. На них задания различного содержания.

    1. «Фантазеры»

    1.Вспомните сказку. К Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести?

    2. “Математики”

    Решите задачу:

    Человек в среднем за сутки потребляет 430 г кислорода и выделяет 800 г углекислого газа. Какое количество кислорода нужно в сутки жителям города в 1 млн. человек? Какое количество углекислого газа при этом выделится? Сколько га леса “работает” на жителей этого города, если 1 га поглощает столько углекислого газа, сколько выделяет 200 человек?

    3. “Историки”

    В 1630 году ученый Ван-Гельмонт посадил в горшок ветку ивы. Через 5 лет ива выросла и стала весить 55 кг, а вес почвы уменьшился на 50 г. За счет чего выросла ива? Объясните результаты опыта.

    - А что вы можете сделать для поддержания в воздухе кислорода? (Посадить дерево). А в комнате?

    (Посадить растение).

    Все молодцы справились с очень непростыми задачами.

    Сегодня на уроке мы с вами очень хорошо работали.

    Закончить урок хотелось такими словами:

    Фотосинтез идет на свету круглый год.

    И он людям дает пищу и кислород.

    Очень важный процесс- фотосинтез, друзья,

    Без него на Земле обойтись нам нельзя.

    Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова –

    Фотосинтез всему этому голова.

    Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!

    И озоновый слой будет нас защищать.

    Выставление отметок

    Домашнее задание

    Используемые учебники и учебные пособия: 

     1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. - .: Вентана-Граф, 2009. – 240 с.: ил.

     

    Используемая методическая литература: 

    1. Научно-теоретический и методический журнал «Биология в школе»/Мин.ОиПОРФ.:»Школа-пресс2, №1, 1997 г.

    Интернет-ресурсы:

    http://www.uchportal.ru/load/74-1-0-8902 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по биологии в 6 классе по теме"Растения".

    Разработка урока по биологии в 6  классе  по теме "Растения" очень интересная  для детей и педагогов....

    Разработка урока по биологии в 6 классе по теме"Растения".

    Разработка урока по биологии  в 6 классе по теме " Растения" интересная и  занимательная как для детей и педагогов....

    Разработка урока по биологии на тему:«Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве"

    «Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйст...

    Методическая разработка урока по биологии в 8 классе "Гигиена питания"

    В данном уроке использован системно-деятельностный подход с элементами проектной деятельности. Итог групповой работы учащихся - презентация....

    Разработка урока по биологии "Нормы питания" + презентация 8 класс

    Цель:           Обобщить знания по теме обмен веществ; сформулировать понятия об основном и общем обмене, энергетической емкости пищи и рациональном п...