Разработка урока по биологии в 6 классе "Питание животных"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по теме "Питание животных"
Цели:
-научиться давать определения понятий: «растительноядные животные, хищники, паразиты»
- раскрыть особенности питания и пищеварения у животных;
- расширить знания учащихся о разнообразии способов получения пищи животными;
-показать усложнение пищеварительных систем животных в ходе эволюции;
-дать понятие о положении и роли животных в цепях питания;
-продолжить формирование умений анализировать, работать с разными источниками информации.
-устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы.
Тип урока: комбинированный,
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Оборудование: учебник «Биология 6 класс. Живой организм. Сонин Н.И.» чучела птиц или зверей, таблицы «Тип Плоские черви. Класс Ресничные», «Тип Кольчатые черви. Дождевой червь» и др., рисунки учебника.
Ход урока.
1. Организационный момент. Оценка знаний и умений учащихся
Проверка домашнего задания
Какие утверждения верны?
- У растений преобладает автотрофный тип питания.
- Для фотосинтеза необходим углекислый газ
- Поглощение питательных веществ из почвы происходит в зоне проведения корня.
- Воздух проникает внутрь листа через устьица.
- Для осуществления процесса фотосинтеза необходим солнечный свет.
- При фотосинтезе выделяется углекислый газ.
- Фотосинтез происходит в зеленых частях растений.
- Повилика – это растение паразит.
- Раффлезия – это растение - хищник.
- У росянки не может происходить фотосинтез, т.к. это растение – хищник.
2. Постановка целей урока перед учащимися.
Для этого учащимся задаются следующие загадки:
Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели
Только к дятлу на обед
Попадает … (короед)
От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл … (карась)
Все жуки, букашки, мушки –
Вкусный завтрак для … (лягушки)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад, вперед по полю вскачь,
А зовется птица … (грач)
В лесу мне видеть довелось,
Как грыз кору могучий…(лось)
Постановка цели изучения нового материала.
Вопрос к учащимся: О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
– О питании животных
На предыдущем уроке было изучено питание растений; сформулируем тему сегодняшнего урока и запишем ее в тетради: “Питание животных”.
Постановка целей урока для учащихся:
– Мы должны узнать, как питаются разные животные.
– Выяснить, какие приспособления имеют животные для добывания пищи.
– Выяснить, что общего в процессе питания у всех животных.
3. Изучение нового материала:
Учащимся разных групп задаются вопросы:
А) Что такое процесс питания?
Б) На какие группы делятся организмы по способу питания?
В) Что вам было знакомо о питании животных?
Г) на какие группы вы делили всех животных по способу питания при изучении окружающего мира в начальной школе?
4. Знакомство учащихся с представителями разных групп животных по способу питания.
А) Ребята работают в группах с текстом учебника. Каждой группе дается карточка с названием группы животных. Также дается инструктивная карточка для устного ответа группы.
Инструктивная карточка:
- Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 60–62
- Выясните, какие организмы относятся к группе животных, предложенной вам для работы. (название группы учащиеся вытягивают у учителя).
- Какие приспособления имеют животные к своему способу питания, приведите примеры.
Б) Выступление групп. Учащиеся отвечают по вопросам инструктивной карточки.
В) Рассказ каждой группы сопровождается слайдовой презентацией и кратким рассказом учителя.
Слайдовая презентация. В течение знакомства беседа с ребятами о приспособлениях к определенному типу питания.
Растительноядные.
Пищей являются растения – их листья, побеги, плоды, семена, корни и т.д.
Особенностью устройства ротового аппарата является преобладание резцов и коренных зубов (для млекопитающих) или роговых пластин, приспособленных для перетирания растительной пищи. Клопы, тли, цикады обладают колюще-сосущим ротовыми аппаратами – этим обеспечивается питание соками растений. Развиваются дополнительные отделы желудочно-кишечного тракта – слепая кишка, рубец и т.д., формируется симбиоз с бактериями, перерабатывающими клетчатку. Для травоядных млекопитающих характерно относительное развитие периферического зрения. Сравнительно с хищными млекопитающими, у травоядных скелет и мускулатура более грубые и менее координационно развиты, вместе с этим, однако, повышается выносливость.
У некоторых животных развиваются узкоспецифические предпочтения – например, питание листьями и побегами лишь одного вида растения (коала – эвкалипт).
Растениями питаются многие жуки. У них сильные челюсти, способные отрывать части растений.
Бабочки питаются цветочным нектаром, который добывают с помощью длинного, закрученного в спираль хоботка. При сосании нектара бабочка расправляет свой хоботок и запускает его в цветок.
Божьи коровки поедают тлю – мелких насекомых, которые поселяются на листьях растений
Плотоядные, хищники.
Пищей в этом случае являются другие животные.
Развиваются различные орудия нападения и удержания жертвы: особенности ротового аппарата, в том числе устройство зубов и челюстей – преимущественное развитие получают клыки (для млекопитающих), вытянутая пасть (крокодилы), с несколькими рядами зубов направленными вовнутрь (акула); когти (кошачьи, хищные птицы). Для хищных млекопитающих характерно относительное снижение периферического зрения за счет увеличения его остроты. Для многих хищников характерен засадный метод охоты – выжидание жертвы и относительно короткий бросок – необходимы высокая скорость, точная координация, но это происходит в общем случае за счет снижения выносливости; развиваются различные виды покровительственной (маскирующей) окраски. У бобра и белки хорошо развиты резцы и коренные зубы. Резцами они отгрызают пищу, а коренными зубами тщательно её перетирают. Резцы у них острые и крупные. Они не тупятся даже от очень твёрдой пищи – стволов деревьев, скорлупы орехов.
У крота и летучей мыши все зубы почти одинаковые. Они позволяют только схватить и перемять добычу.
У льва большие острые клыки и когти. С их помощью он может хватать и разрывать крупных животных.
Дятлы, которых можно отнести к насекомоядным, питаются личинками насекомых, живущими под корой деревьев. Приспособлением к этому служит массивный прочный клюв и особенное устройство лап и хвоста, позволяющих удерживаться на вертикальном стволе дерева.
У воробья короткий, высокий и очень крепкий клюв, с помощью которого он легко раскусывает твёрдые семена и зёрна.
У скворца клюв тонкий и острый. С помощью такого клюва он легко склёвывает мелких насекомых с земли или растений.
У ласточки короткий, широко раскрывающийся клюв, что позволяет ловить насекомых прямо в воздухе.
У орла длинные острые когти и острый загнутый вниз клюв. Благодаря этому они могут захватывать, убивать и разрывать крупную добычу.
Трупоеды – питаются остатками организмов.
Падальщики – питаются мертвыми животными. Птицы падальщиков (грифы) обладают длинными шеями, практически лишенными оперенья, млекопитающие падальщики обладают узкими мордами. Для них характерно хорошее обоняние. К падальщикам можно отнести крабов. Личинки мух питаются мертвыми органическими остатками животных и растений. Жуки навозники, питаются экскрементами содержащими большое количество органических остатков.
Паразиты – питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.
Адаптации к паразитизму: высокая плодовитость, органы прикрепления (например присоски у паразитических червей Бычий и Свиной цепень), покровы, не переваривающиеся в теле хозяина, особенности ротового аппарата (например, колюще-сосущий Комар пискун), способность переживать неблагоприятные условия среды (образование цист, устойчивые яйца и капсулы с личинками)
Паразитизм близок к хищничеству, однако в отличие от настоящего хищника паразит не убивает хозяина сразу. Обычно он использует живого хозяина как место своего временного или постоянного проживания. Паразитов подразделяют на две основные категории: микропаразиты и макропаразиты.
К микропаразитам относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина (вирусы, бактерии, простейшие). Микропаразиты растут в теле хозяина, но, размножаясь, образуют особые формы, которые покидают одного хозяина, чтобы заселить другого.
К макропаразитам животных относятся круглые и ленточные черви (главные макропаразиты животных), вши, блохи, клещи, грибы. Работа по таблице «Строение плоских червей»
В основном паразитами являются животные, стоящие относительно низко на систематической лестнице: типы Плоские и круглые черви, Членистоногие: Паукообразные (клещи), Насекомые (блохи, клопы, двукрылые (комары, москиты, мошки, слепни), вши), Ракообразные. Круглоротые (миксина).
Симбионты – организмы, живущие совместно и помогающие друг другу добывать и усваивать питательные вещества.
Классические примеры симбиоза — сожительство рака – отшельника и актинии, зеленой гидры с одноклеточными водорослями.
Форму симбиоза приобретают взаимоотношения при питании муравьев сахаристыми выделениями гусениц бабочки – голубянки. Муравьи защищают этих гусениц от хищников и паразитов, а гусеницы перед окукливанием зарываются в муравейник. Аналогичные отношения отмечаются у многих муравьев и тли: муравьи защищают тлю от врагов, а сами питаются их выделениями-сахаристыми веществами, которые выделяют тли.
В животном мире пример наиболее совершенного симбиоза дают термиты, пищеварительный тракт которых служит приютом для жгутиковых или бактерий. Благодаря симбиозу, термиты в состоянии переварить древесину, а микроорганизмы получают убежище, вне которого они существовать не способны. Или взаимоотношения воловьих птиц и носорогов. Птицы кормятся насекомыми-паразитами на коже носорога, а их взлет служит ему сигналом об опасности.
Всеядные – питание пищей как растительного, так и животного происхождения.
Для таких животных характерен наименее специализированный ротовой аппарат. В общем случае имеются черты свойственные и для хищников, и для травоядных. К всеядным животным можно отнести медведей, крыс, некоторых приматов, сверчков. Из пресмыкающихся это агамы, дневные гекконы и некоторые другие рептилии. Жабы, лягушки-рогатки и многие ящерицы не откажутся от мышонка подходящего размера. К этой группе относится и человек
Г) Запись групп животных в рабочей тетради в виде схемы:
5. Закрепление изученного материала:
Распределить животных по типам питания. Индивидуальная работа.
1.Свинья
2.Волк
3.Корова
4.Гриф
5.Комнатная муха
6.Медведь
7.Лев
8.Сова
9.Гадюка
10.Мухоловка
- Растительноядные.
- Хищные.
- Паразиты.
- Трупоеды.
- Всеядные.
Выставление отметок:
5 – нет ошибок
4 – одна ошибка
3 – две ошибки
2 – три и более ошибок
6. Общий вывод по уроку:
Учащиеся делают вывод по уроку:
- Все животные обеспечивают себя питанием, используя для этого готовые органические вещества, способы питания разнообразны.
- У животных имеются разнообразные приспособления для захвата добычи. Пища – основной источник энергии для жизни животных и человека.
- Существуют разные группы животных по способу питания (можно перечислить животных по типу питания)
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся.
8. Домашнее задание. Стр. 60–62. Вопросы на стр. 66–67. В рабочей тетради выполнить задания к данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по биологии для 7 класса на тему: "Общие признаки хордовых животных. Ланцетник. Подтип Черепные" (с использованием ИКТ).
Тема урока: Общие признаки хордовых животных. Ланцетник. Подтип Черепные Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний.Цель урока: изучить общие признаки хордовых животных.Задачи:1) сформиро...
Методическая разработка урока по биологии в 9 классе «Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий»
Обобщающий урок с использованием ЭОР....
Методическая разработка урока по развитию речи: "Называние животных. Характеристики по основным признакам. Обогащение и уточнение словаря. Участие в беседе. Составление небольших рассказов. Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание".
Методическая разработка урока по развитию речи, для учащихся коррекционных школ, 3 класс....
Урок по биологии тема: «Ткани животных».
Цель: Сформировать знания учащихся об особенностях строения тканей животных, их функциональных особенностях. Развивать умение работать с фик...
Разработка урока по биологии "Дыхание животных" 6 класс
Презентация к уроку "Дыхание животных"...
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе. Тема: Позвоночные животные.
методичская разработка урока в 5 классе по биологии...
Презентация урока по биологии "Способы размножения животных"
Способы размножения животных от простейших до млекопитающих...