Разработка урока по биологии в 6 классе "Питание животных"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Способы питания животных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_temepitanie_zhivotnyh.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "Питание животных"

Цели:

 -научиться давать определения понятий: «растительноядные животные, хищники, паразиты»

- раскрыть особенности питания и пищеварения у животных;

- расширить знания учащихся о разнообразии способов получения пищи животными;

      -показать усложнение пищеварительных систем животных в ходе эволюции;

-дать понятие о положении и роли животных в цепях питания;

-продолжить формирование умений анализировать, работать с разными источниками информации.

-устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы.

Тип урока: комбинированный,

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: учебник «Биология 6 класс. Живой организм. Сонин Н.И.» чучела птиц или зверей, таблицы «Тип Плоские черви. Класс Ресничные», «Тип Кольчатые черви. Дождевой червь» и др., рисунки учебника.

Ход урока.

1. Организационный момент.  Оценка знаний и умений учащихся

Проверка домашнего задания

Какие утверждения верны?

  1. У растений преобладает автотрофный тип питания.
  2. Для фотосинтеза необходим углекислый газ
  3. Поглощение питательных веществ из почвы происходит в зоне проведения корня.
  4. Воздух проникает внутрь листа через устьица.
  5. Для осуществления процесса фотосинтеза необходим солнечный свет.
  6. При фотосинтезе выделяется углекислый газ.
  7. Фотосинтез происходит в зеленых частях растений.
  8. Повилика  – это растение паразит.
  9. Раффлезия – это растение - хищник.
  10. У росянки не может происходить  фотосинтез, т.к. это растение – хищник.

2. Постановка целей урока перед учащимися.

Для этого учащимся задаются следующие загадки:

Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели
Только к дятлу на обед
Попадает … (короед)

От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл … (карась)

Все жуки, букашки, мушки – 
Вкусный завтрак для … (лягушки)

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад, вперед по полю вскачь,
А зовется птица … (грач)

В лесу мне видеть довелось,
Как грыз кору могучий…(лось)

Постановка цели изучения нового материала.

Вопрос к учащимся: О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

– О питании животных

На предыдущем уроке было изучено питание растений; сформулируем тему сегодняшнего урока и запишем ее в тетради: “Питание животных”.

Постановка целей урока для учащихся:

– Мы должны узнать, как питаются разные животные.

– Выяснить, какие приспособления имеют животные для добывания пищи.

– Выяснить, что общего в процессе питания у всех животных.

3. Изучение нового материала:

Учащимся разных групп задаются вопросы:

А) Что такое процесс питания?

Б) На какие группы делятся организмы по способу питания?

В) Что вам было знакомо о питании животных?

Г) на какие группы вы делили всех животных по способу питания при изучении окружающего мира в начальной школе?

4. Знакомство учащихся с представителями разных групп животных по способу питания.

А) Ребята работают в группах с текстом учебника. Каждой группе дается карточка с названием группы животных. Также дается инструктивная карточка для устного ответа группы.

Инструктивная карточка:

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 60–62
  2. Выясните, какие организмы относятся к группе животных, предложенной вам для работы. (название группы учащиеся вытягивают у учителя).
  3. Какие приспособления имеют животные к своему способу питания, приведите примеры.

Б) Выступление групп. Учащиеся отвечают по вопросам инструктивной карточки.

В) Рассказ каждой группы сопровождается слайдовой презентацией и кратким рассказом учителя.

Слайдовая презентация. В течение знакомства беседа с ребятами о приспособлениях к определенному типу питания.

Растительноядные.

Пищей являются растения – их листья, побеги, плоды, семена, корни и т.д.

Особенностью устройства ротового аппарата является преобладание резцов и коренных зубов (для млекопитающих) или роговых пластин, приспособленных для перетирания растительной пищи. Клопы, тли, цикады обладают колюще-сосущим ротовыми аппаратами – этим обеспечивается питание соками растений. Развиваются дополнительные отделы желудочно-кишечного тракта – слепая кишка, рубец и т.д., формируется симбиоз с бактериями, перерабатывающими клетчатку. Для травоядных млекопитающих характерно относительное развитие периферического зрения. Сравнительно с хищными млекопитающими, у травоядных скелет и мускулатура более грубые и менее координационно развиты, вместе с этим, однако, повышается выносливость.

У некоторых животных развиваются узкоспецифические предпочтения – например, питание листьями и побегами лишь одного вида растения (коала – эвкалипт).

Растениями питаются многие жуки. У них сильные челюсти, способные отрывать части растений.

Бабочки питаются цветочным нектаром, который добывают с помощью длинного, закрученного в спираль хоботка. При сосании нектара бабочка расправляет свой хоботок и запускает его в цветок.

Божьи коровки поедают тлю – мелких насекомых, которые поселяются на листьях растений

Плотоядные, хищники.

Пищей в этом случае являются другие животные.

Развиваются различные орудия нападения и удержания жертвы: особенности ротового аппарата, в том числе устройство зубов и челюстей – преимущественное развитие получают клыки (для млекопитающих), вытянутая пасть (крокодилы), с несколькими рядами зубов направленными вовнутрь (акула); когти (кошачьи, хищные птицы). Для хищных млекопитающих характерно относительное снижение периферического зрения за счет увеличения его остроты. Для многих хищников характерен засадный метод охоты – выжидание жертвы и относительно короткий бросок – необходимы высокая скорость, точная координация, но это происходит в общем случае за счет снижения выносливости; развиваются различные виды покровительственной (маскирующей) окраски. У бобра и белки хорошо развиты резцы и коренные зубы. Резцами они отгрызают пищу, а коренными зубами тщательно её перетирают. Резцы у них острые и крупные. Они не тупятся даже от очень твёрдой пищи – стволов деревьев, скорлупы орехов.

У крота и летучей мыши все зубы почти одинаковые. Они позволяют только схватить и перемять добычу.

У льва большие острые клыки и когти. С их помощью он может хватать и разрывать крупных животных.

Дятлы, которых можно отнести к насекомоядным, питаются личинками насекомых, живущими под корой деревьев. Приспособлением к этому служит массивный прочный клюв и особенное устройство лап и хвоста, позволяющих удерживаться на вертикальном стволе дерева.

У воробья короткий, высокий и очень крепкий клюв, с помощью которого он легко раскусывает твёрдые семена и зёрна.

У скворца клюв тонкий и острый. С помощью такого клюва он легко склёвывает мелких насекомых с земли или растений.

У ласточки короткий, широко раскрывающийся клюв, что позволяет ловить насекомых прямо в воздухе.

У орла длинные острые когти и острый загнутый вниз клюв. Благодаря этому они могут захватывать, убивать и разрывать крупную добычу.

Трупоеды – питаются остатками организмов.

Падальщики – питаются мертвыми животными. Птицы падальщиков (грифы) обладают длинными шеями, практически лишенными оперенья, млекопитающие падальщики обладают узкими мордами. Для них характерно хорошее обоняние. К падальщикам можно отнести крабов. Личинки мух питаются мертвыми органическими остатками животных и растений. Жуки навозники, питаются экскрементами содержащими большое количество органических остатков.

Паразиты – питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.

Адаптации к паразитизму: высокая плодовитость, органы прикрепления (например присоски у паразитических червей Бычий и Свиной цепень), покровы, не переваривающиеся в теле хозяина, особенности ротового аппарата (например, колюще-сосущий  Комар пискун), способность переживать неблагоприятные условия среды (образование цист, устойчивые яйца и капсулы с личинками)

Паразитизм близок к хищничеству, однако в отличие от настоящего хищника паразит не убивает хозяина сразу. Обычно он использует живого хозяина как место своего временного или постоянного проживания. Паразитов подразделяют на две основные категории: микропаразиты и макропаразиты.

К микропаразитам относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина (вирусы, бактерии, простейшие). Микропаразиты растут в теле хозяина, но, размножаясь, образуют особые формы, которые покидают одного хозяина, чтобы заселить другого.

К макропаразитам животных относятся круглые и ленточные черви (главные макропаразиты животных), вши, блохи, клещи, грибы. Работа по таблице «Строение плоских червей»

В основном паразитами являются животные, стоящие относительно низко на систематической лестнице: типы Плоские и круглые черви, Членистоногие: Паукообразные (клещи), Насекомые (блохи, клопы, двукрылые (комары, москиты, мошки, слепни), вши), Ракообразные. Круглоротые (миксина).

Симбионты – организмы, живущие совместно и помогающие друг другу добывать и усваивать питательные вещества.

Классические примеры симбиоза — сожительство рака – отшельника и актинии, зеленой гидры с одноклеточными водорослями.

Форму симбиоза приобретают взаимоотношения при питании муравьев сахаристыми выделениями гусениц бабочки – голубянки. Муравьи защищают этих гусениц от хищников и паразитов, а гусеницы перед окукливанием зарываются в муравейник. Аналогичные отношения отмечаются у многих муравьев и тли: муравьи защищают тлю от врагов, а сами питаются их выделениями-сахаристыми веществами, которые выделяют тли.

В животном мире пример наиболее совершенного симбиоза дают термиты, пищеварительный тракт которых служит приютом для жгутиковых или бактерий. Благодаря симбиозу, термиты в состоянии переварить древесину, а микроорганизмы получают убежище, вне которого они существовать не способны. Или взаимоотношения воловьих птиц и носорогов. Птицы кормятся насекомыми-паразитами на коже носорога, а их взлет служит ему сигналом об опасности.

Всеядные – питание пищей как растительного, так и животного происхождения.

Для таких животных характерен наименее специализированный ротовой аппарат. В общем случае имеются черты свойственные и для хищников, и для травоядных. К всеядным животным можно отнести медведей, крыс, некоторых приматов, сверчков. Из пресмыкающихся это агамы, дневные гекконы и некоторые другие рептилии. Жабы, лягушки-рогатки и многие ящерицы не откажутся от мышонка подходящего размера. К этой группе относится и человек

Г) Запись групп животных в рабочей тетради в виде схемы:

img1

5. Закрепление изученного материала:

Распределить животных по типам питания. Индивидуальная работа.

1.Свинья

2.Волк

3.Корова

4.Гриф

5.Комнатная муха

6.Медведь

7.Лев

8.Сова

9.Гадюка

10.Мухоловка

  1. Растительноядные.
  2. Хищные.
  3. Паразиты.
  4. Трупоеды.
  5. Всеядные.

Выставление отметок:

5 – нет ошибок
4 – одна ошибка
3 – две ошибки
2 – три и более ошибок

6. Общий вывод по уроку:

Учащиеся делают вывод по уроку:

  1. Все животные обеспечивают себя питанием, используя для этого готовые органические вещества, способы питания разнообразны.
  2. У животных имеются разнообразные приспособления для захвата добычи. Пища – основной источник энергии для жизни животных и человека.
  3. Существуют разные группы животных по способу питания (можно перечислить животных по типу питания)

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся.  

8. Домашнее задание. Стр. 60–62. Вопросы на стр. 66–67. В рабочей тетради выполнить задания к данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по биологии для 7 класса на тему: "Общие признаки хордовых животных. Ланцетник. Подтип Черепные" (с использованием ИКТ).

Тема урока: Общие признаки хордовых животных. Ланцетник. Подтип Черепные Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний.Цель урока: изучить общие признаки хордовых животных.Задачи:1) сформиро...

Урок по биологии тема: «Ткани животных».

Цель: Сформировать знания учащихся об особенностях строения тканей животных, их функциональных особенностях.           Развивать умение работать с фик...

Разработка урока по биологии "Дыхание животных" 6 класс

Презентация к уроку "Дыхание животных"...

Презентация урока по биологии "Способы размножения животных"

Способы размножения животных от простейших до млекопитающих...