Разработка урока по биологии "Дыхание животных" 6 класс
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему

Зырянова Мария Сергеевна

Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Зырянова Мария Сергеевна

Район

Кстовский

Место работы

МБОУ СОШ п. Стан-Шелокша

Должность

учитель химии и биологии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Биология

Класс

6

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

УМК  Н.И.Сонина «Живой организм»

Тема учебного занятия

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Дыхание животных. Органы дыхания животных.

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Раздел «Жизнедеятельность организмов»

Тема «Дыхание»

  1. Значение дыхания. Дыхание растений.
  2. Дыхание животных.

Учебная задача

Расширить знания обучающихся о разнообразии органов дыхания животных;

показать усложнение дыхательной системы у животных;

продолжить формирование умений сравнивать объекты, анализировать, делать выводы, работать с разными источниками информации.

Вовлечь  учащихся  в образовательную, коммуникативную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную, рефлексивную ситуацию.

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся выявлять особенности  органов дыхания различных животных; прослеживать усложнение дыхательной системы у животных; выявлять зависимость органов дыхания от среды обитания организма.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умениями организовывать работу в группе, умениями смыслового чтения,  планирования своей работы, структурирования информационного материала, умениями сравнивать объекты, классифицировать, сопоставлять факты, умениями осуществлять перевод текста в схему, конкретизировать, умения осуществлять оценку результата выполненного действия.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности животных; у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охране; признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, уникальности и неповторимости всех живых объектов, эстетическое отношение к живым объектам

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт  работы с различными источниками информации (текстовые, графические, игровые);

-знают основные свойства живых организмов,группы (царства, классы) животных,  органы и системы органов животных, сущность процесса дыхания на ознакомительном уровне;

-могут определять органы дыхания по картинкам, на таблицах;

- обладают наглядно-образным мышлением;

- могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности;

могут работать в группах, парах.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Оформление схемы в тетради, фронтальная работа в эвристической беседе.

Выполнение игрового задания «Собери пазлы», работа в группах с информационными листами, выполнение задания          «кроссворд», оформление схемы, выступление группы.

Участие в работе с информационными листами, в выступление.

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Пальдяева Г.М. Рабочие программы: Биология: 5-9 классы,  М. Дрофа, 2014.

Биология. Живой организм. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Н.И.Сонин.-М.: Дрофа, 2013

Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина. Биология 6 класс. ООО «Дрофа», 2011

Техническое обеспечение

Мультимедийный проектор, персональный компьютер, интерактивная доска


Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)

Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем

Создание комфортной психологической атмосферы урока. Создание эмоционального тона урока.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа), рассказ.

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный (применение знаний в новой ситуации – работа с предложенной таблицей)

По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа (работа с индивидуальными карточками)

Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Опора на уже имеющиеся знания  обучающихся из курса биологии в ходе проверки домашнего материала.

1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация)

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности.

В средней школе наиболее эффективным способом, который использует учитель для мотивации учебной деятельности, является группа приемов, направленная на создание учебных проблемных ситуаций.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Формулирование цели урока как  прогностической модели ожидаемого результата

Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

1. Организационный этап  2 мин.

2. Актуализация знаний – 4 мин

3. Целеполагание – 1 мин.

4. Введение новых знаний  27 мин.

5.Первичное обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся. – 8 мин

6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 3 мин.

Реализация субъект – субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа), наглядные (пазлы, схема)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа,  игра)

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности.

Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль

У подростков продолжают развиваться различные виды мышления:

-теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемной ситуации, использование имеющихся знаний для объяснения фактов и явлений, применение логических операций)

-наглядно-образное (использование материализированных (пазлы, схема) образов  объектов.)

словесно-логическое (правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки, словесное обоснование)

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

 По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные (презентация, видео-фрагменты)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с информационными листами)

По характеру управления учебной работой:  самостоятельно, под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха

В подростковом возрасте играют роль следующие виды деятельности:

- деятельность по овладению системой научных понятий

-развивать умение работать с текстом, рисунками.

-отрабатывать навыки работы в группах и публичных выступлений;

-развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

 По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (оформление схемы)

По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа, работа под контролем учителя.

Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий.

Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для  решения ситуационной  задачи.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение задания «Кроссворд»)

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

Сценарий  проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку

Учащиеся  готовятся к учебной деятельности. Настраиваются на урок.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Назовите свойство живых организмов, которое мы изучали на прошлом уроке?

Что такое дыхание?

Шесть человек работают по карточкам на местах (Приложение 1).

Два человека работают у доски

Один человек работает у доски по вопросу «Способы дыхания у растений». На доске 4 картинки (смотреть слайд 2), необходимо определить способ дыхания растений и рассказать о нем и о приспособлениях растений к данному типу дыхания.

Второй человек работает у доски: соотносит растения с органами дыхания и прспособлениями  к дыханию.

Прослушивание ответов у доски, обсуждение, сбор карточек, оценивание работ.

Включаются в работу, прослушивают вопросы, отвечают на вопросы («дыхание», «дыхание – это газообмен между организмом и окружающей средой; поступление кислорода, окисление органических веществ и выделение углекислого газа»), прослушивают  задание, два человека работают  у доски  (один узнает способы дыхания и приспособления к дыханию у растений по картинкам; второй – соотносит растения с органами дыхания и приспособлениями к дыханию), шесть человек на местах работают на карточках;

Дополняют ответы учеников.

Выставляют оценки в дневники.

1.3. Создание проблемной ситуации

Могут ли животные дышать также как растения? Почему?

А зачем живые организмы дышат?

.

Какие органы дыхания животных вам известны?

Учащиеся выдвигают свои версии

(Могут, но только просто устроенные - одноклеточные (клеточный тип дыхания), остальные дышат по-другому) 

-Кислород воздуха участвует в прцессах расщепления сложных органических веществ, в результате чего образуются: углекислый газ, который мы выдыхаем; вода, используемая клетками (излишки удаляются из организма); и энергия, которая необходима для процессов жизнедеятельности организмов

-Жабры, трахеи, легкие

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Учитель зачитывает стихотворение (слайд 5), подводит к теме урока.

Цели урока:

1.Изучить разные способы дыхания животных.

2.Определить различия в строении дыхательной системы у разных животных.

3.Научиться определять тип дыхания у животных.

4.Проследить усложнение органов дыхания у животных.

Учащиеся формулируют тему урока. Запись темы урока в тетрадь. Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Что при дыхании поступает в органы, ткани и клетки животного организма из окружающей среды?

Где может находиться кислород, которым дышат животные?

Дополните схему (слайд 8)

Предположите, какие органы дыхания у организмов, потребляющих кислород из атмосферного воздуха? из воды?

Выделите основные типы дыхания у животных?

Учитель дополняет (если не назовут учащиеся): клеточное и кожное.

Класс делится на 5 групп.

Задание 1. Собрать пазлы, изображающие органы дыхания. (Приложение 2)

 Задание 2. Определить тип дыхания по собранным пазлам.

-Кислород

- В воздухе, растворен в воде

Учащиеся анализируют схему, дополняют ее, записывают в тетрадь.

- трахеи, легкие

- жабры

-  трахейное, жаберное, легочное

Учащиеся в группах собирают пазлы. Сообщают учителю об их типе дыхания. Получают информационный лист

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Задание 3.Работа группы по плану с информационным листом по одному типу дыхания животных. (Приложение 3)

План работы

1.Изучить материал информационного листа.

2.Составить сообщение по плану:

1)Тип дыхания.

2)Для каких организмов характерно.

3)Как происходит процесс дыхания?

После работы в группах проводится физкультминутка для глаз.

Учитель организует  отчет каждой группы (последовательность, регламент, наглядность, доступность)

При ответе 1 группы (клеточный тип дыхания) демонстрируем видео - фрагмент «Клеточное дыхание одноклеточных организмов» Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина. Биология 6 класс. ООО «Дрофа», 2011

При ответе 3 группы (жаберное дыхание ) демонстрируем видео – фрагмент «Жабры».

При ответе 4 группы (легочный тип дыхания) демонстрируем видео – фрагмент «Легкие амфибий» .

 Дети работают в группах по плану (слайд 12)

Дети выполняют упражнения для глаз (слайд 13)

Один учащийся из каждой группы сообщает другим группам о своем типе дыхания животных, используя информационный лист и слайды учителя.

Учащиеся слушают, смотрят видео - фрагменты, задают вопросы.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Задание 4. Оформить схему «Типы дыхания» (каждая группа оформляет свою часть схемы на доске) Приложение 4

Учащиеся оформляют поэтапно (каждая группа свою часть схемы) схему «Типы дыхания животных» в тетради вместе с выступающим у доски.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Задание 5.Составить «кроссворд» 

1.Ключевое слово: 1 группа – клетка

                                   2 группа – трахеи

                                   3 группа – жабры

                                   4 группа – легкие

                                   5 группа – кожа

2.Выбрать названия животных с вашим типом дыхания из предложенного списка.

3.Расположить названия относительно ключевого слова. Приложение 5

Учащиеся работают в группах. Сдают работы учителю.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Подведение итогов (рефлексия).

Прочитайте внимательно слова, предлагаемые ниже, и выберите три из них, которые точно передают ваше состояние на данном уроке:

   1) раздражение,  2)злость,  3)радость,  4)безразличие, 5)удовлетворение, 6)вдохновение,  7)скука, 8)тревога, 9)тоска, 10)спокойствие, 11)уверенность,

   12)неуверенность, 13)наслаждение.

Учитель предлагает оценить работу в группах (самооценка, оценка товарищей)

Учащиеся выбирают три слова из списка, передающие состояние их на уроке, записывают на листочках.

Учащиеся оценивают товарищей по группе, проводят самооценку.

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"

Тема  урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов  П.Н.Зырянов  История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...

Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"

В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС  были выбраны и физические упраж...

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

Урок по информатике "Клавиша точных построений" на тему "Точные построения графических объектов". Разработка урока для 5-х классов

Оборудование: компьютерный класс, на компьютерах операционная система Linux, мультимедийный проектор, Приложение 1 (презентация по данной теме) раздаточный материал « Мои достижения на уроке» Приложен...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...