Царство Грибы. Общая характеристика грибов. 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Останина Светлана Константиновна

Разработка урока содержит конспект, презентацию и приложение с заданием для групп, которое можно распечатать. Урок соответствует новым ФГОС второго поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС ФГОС ООО

Останина С.К.

Тема: Царство Грибы. Общая характеристика грибов.

Цели урока:

1. Деятельностная: формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий в процессе знакомства с общей характеристикой Царства Грибы.

2. Предметно – дидактическая: познакомиться с характерными признаками грибов.

Планируемые результаты обучения:

1. Метапредметные: учатся работать с текстом, добывать необходимую информацию, работать в группе.

2. Предметные: выделяют существенные признаки грибов, объясняют роль грибов в природе и жизни человека.

3. Личностные: осознают важность бережного отношения к природе.

Тип урока: Вводный (Урок – знакомство)

Методы обучения: проблемного изложения; частично-поисковый

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, презентация.

Ход урока

I.Организационный момент

Учебно – познавательные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Создавать условия для активизации познавательной деятельности

Учитель подводит учащихся к осознанию темы урока (задает загадку)

Учащиеся сами формулируют тему урока, записывают ее в тетради

Контроль: педагогическое наблюдение

II. Постановка проблемного вопроса

Учебно – познавательные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Создать условия для развития познавательных (проблемно-поисковых), регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий

Учитель спрашивает учащихся о том, какие грибы они знают?

Учитель сообщает о том, что мир грибов очень разнообразен и демонстрирует слайды презентации.

Учитель формулирует проблемный вопрос о том, почему такие разные грибы относятся к одному царству?

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся просматривают слайды, записывают в тетради группы грибов.

Высказывают свои версии и пути решения проблемы

Контроль: фронтальный и индивидуальный

III. Изучение и закрепление нового материала

Учебно – познавательные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формировать познавательные (общеучебные и знаково-символические, логические), регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия

Учитель организует групповую работу с учебником по составлению общей характеристики грибов, консультирует учащихся.

Подводит итоги работы, корректирует работу.

Предлагает найти ответ на проблемный вопрос.

Для закрепления изученного материала предлагает выполнить тестовую работу.

По заданным критериям просит оценить работу.

Работают в группах по плану, данному учителем, результаты заносят в таблицу. Приложение 1

Отчитываются о проделанной работе

Пытаются ответить на проблемный вопрос, используя результаты своей работы.

Выполняют самостоятельную работу индивидуально.

Обмениваются тетрадями для взаимопроверки и оценивания.

Контроль: групповой, самопроверка, взаимопроверка

IV. Рефлексия. Обсуждение домашнего задания

Учебно – познавательные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование регулятивных универсальных учебных действий

Предлагает ученикам оценить (выбор смайликов) свою работу на уроке. Установить причины затруднений.

Пытаются провести самоанализ своей деятельности на уроке. Выяснить причины затруднений.

Формулирует и поясняет выполнение домашнего задания.

Записывают, обсуждают и выбирают домашнее задание.

Контроль: педагогическое наблюдение, самоконтроль


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЦАРСТВО ГРИБЫ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Деятельностная : формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий в процессе знакомства с общей характеристикой Царства Грибы. 2. Предметно – дидактическая : познакомиться с характерными признаками грибов.

Слайд 3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ: 1. Метапредметные : учатся работать с текстом, добывать необходимую информацию, работать в группе. 2. Предметные : выделяют существенные признаки грибов, объясняют роль грибов в природе и жизни человека. 3. Личностные : осознают важность бережного отношения к природе.

Слайд 4

ТИП УРОКА : Вводный (Урок – знакомство) МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ : Проблемного изложения, частично - поисковый СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ : Учебник, рабочая тетрадь, презентация.

Слайд 5

И на горке, и под горкой, Под берёзой и под ёлкой. Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. Отгадайте загадку:

Слайд 6

ЦАРСТВО ГРИБЫ

Слайд 7

От греческого слова микос( гриб ) получила свое название наука о грибах – микология, возникшая в конце XIX в. Основателем этой науки считается русский учёный Франц Михайлович Каменский (1851 – 1913 гг.) .

Слайд 8

Мир грибов интересен и очень разнообразен. Учёным известно около 100 тысяч видов грибов.

Слайд 9

МНОГООБРАЗИЕ ГРИБОВ ШЛЯПОЧНЫЕ ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ - ПАРАЗИТЫ ДРОЖЖИ

Слайд 14

Почему такие разные грибы относятся к одному царству?

Слайд 15

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ Признаки грибов Характеристика признаков 1. Питание 1 2 2. Строение 1 2 3 3. Размножение 1 2 3 4. Роль «+» «-»

Слайд 16

Признаки грибов Характеристика признаков 1. Питание 1. Готовыми органическими веществами 2. Паразиты и сапротрофы 2. Строение 3. Размножение 4. Роль «+» «-»

Слайд 17

Признаки грибов Характеристика признаков 1. Питание 1. Готовыми органическими веществами 2. Паразиты и сапротрофы 2. Строение 1. Одноклеточные и многоклеточные 2. Хитин 3. Тонкие белые нити, образуют грибницу (мицелий) 3. Размножение 4. Роль «+» «-»

Слайд 18

Признаки грибов Характеристика признаков 1. Питание 1. Готовыми органическими веществами 2. Паразиты и сапротрофы 2. Строение 1. Одноклеточные и многоклеточные 2. хитин 3.Тонкие белые нити, образуют грибницу (мицелий) 3. Размножение 1. Бесполое и половое 2. Спорами и вегетативное 3. Частями грибницы и почкование 4. Роль «+» «-»

Слайд 19

Почему такие разные грибы относятся к одному царству? Все грибы имеют грибницу или мицелий

Слайд 20

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ !!! Наука о грибах: А) ботаника Б) биология В) микология Г) орнитология 2. Оболочка клеток грибов содержит: А) целлюлозу Б) хитин В) мицелий Г) хлоропласты

Слайд 21

3. Грибница состоит из: А) корней Б) корневищ В) волосков Г) тонких белых нитей 4. Грибы НЕ размножаются: А) спорами Б) половым путем В) вегетативно Г) семенами 5. Грибы – сапротрофы: А) питаются мертвыми органическими веществами Б) питаются органическими веществами живых тел В) не питаются

Слайд 22

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1В 2Б 3Г 4Г 5А все задания выполнены верно – «5»; если 1 ошибка – «4»; если 2 ошибки – «3»; 3 и более ошибки – необходимо еще раз изучить материал.

Слайд 23

На уроке мне все было понятно. Я справился со всеми заданиями На уроке почти все было понятно. Не все получалось сразу, но я все равно справился. Мне многое непонятно!

Слайд 24

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Параграф 13, вопросы 1-4 2. Задание на выбор: а) заполнить таблицу «Признаки сходства грибов» Признаки сходства с растениями Признаки сходства с животными б) подготовить сообщение об использовании грибов в жизни человека в) подготовить небольшую презентацию о необычных грибах (форма, размеры, процессы жизни и другое)



Предварительный просмотр:

ГРУППА №1

           Прочитайте П.13, абзац «Питание грибов» и запишите в таблицу ответы на вопросы 1и 2:

  1. Какими веществами питаются грибы?
  2. На какие две группы делятся грибы по характеру питания?
  3. Ответьте устно.  Какие особенности питания грибов сближает их с животными, а какие с растениями?

ГРУППА №2

     Прочитайте П.13, абзац «Строение грибов» и запишите в таблицу ответы на вопросы 1,2,3:

  1. На какие две группы делятся грибы по строению?
  2. Какое вещество, характерное для насекомых, содержат оболочки клеток грибов?
  3. Из чего состоит тело гриба?  Как оно называется?

ГРУППА №3

   Прочитайте П.13, абзац «Размножение грибов» и запишите в таблицу ответы на вопросы 1,2,3:

  1. Какими двумя способами размножаются грибы?
  2. Назовите два способа бесполого размножения?
  3. Назовите два способа вегетативного размножения?
  4. Рассмотрите рис. 42 на с.71 и рис. 50 на с.79. Ответьте устно: Какие способы размножения грибов здесь изображены?

СХЕМА СПОСОБОВ РАЗМНОЖЕНИЯ ГРИБОВ

       Размножение грибов

            бесполое                      половое

спорами              вегетативное

                   

             частями                 почкование

            грибницы

                 

ГРУППА №4

   Прочитайте П.13, абзац «Роль грибов в природе и жизни человека», рассмотрите рис.39 на с.68.

Запишите в таблицу положительную «+» и отрицательную « - » роль грибов в природе и жизни человека.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ

ПРИЗНАКИ ГРИБОВ

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЗНАКОВ

1. Питание

1.

2.

2. Строение

1.

2.

3.

3. Размножение

1.

2.

3.

4. Роль в природе и жизни человека

«+»

«-»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ

ПРИЗНАКИ ГРИБОВ

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЗНАКОВ

1. Питание

1.

2.

2. Строение

1.

2.

3.

3. Размножение

1.

2.

3.

4. Роль в природе и жизни человека

«+»

«-»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ

ПРИЗНАКИ ГРИБОВ

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЗНАКОВ

1. Питание

1.

2.

2. Строение

1.

2.

3.

3. Размножение

1.

2.

3.

4. Роль в природе и жизни человека

«+»

«-»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ

ПРИЗНАКИ ГРИБОВ

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЗНАКОВ

1. Питание

1.

2.

2. Строение

1.

2.

3.

3. Размножение

1.

2.

3.

4. Роль в природе и жизни человека

«+»

«-»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Царство Грибы. Общая характеристика

Урок - изучение нового материала. Рассматривается общая характеристика Царства Грибы, строение и роль в природе и жизни человека....

Грибы. Общая характеристика грибов

Конспект урока " Грибы. Общая характеристика грибов"...

Грибы. Общая характеристика грибов

Тема урока:  «Грибы. Общая характеристика и значение грибов».Тип урока:  усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урок- исследование.Метод: комбинированный,...

Урок по теме "Царство Грибы. Общая характеристика"

Используется конспект урока совместно с презентацией....


 

Комментарии

Замечательная разработка!