Царство Грибов. Общая характеристика грибов
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Щукина Галина Дмитриевна

Урок с использованием ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsarstvo_gribov._obshchaya_kharakteristika_gribov.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Царство Грибов. Общая характеристика грибов

ФИО (полностью)

Щукина Галина Дмитриевна

Место работы

МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты

Должность

Учитель биологии

Предмет

Биология

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Царство Грибов. Общая характеристика.  №1

Базовый учебник

Биология 6 класс, Москва, издательство «Вентана Граф» 2009г.  Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Авторы   И.Н.Понамарева О.А.Корнилова

  1. Цель  урока: продолжить работу по формированию представления учащихся о царствах живой природы, подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира.

9. Задачи:

1. Обучающие:

раскрыть общие особенности организации грибов, отличающие их от других царств живой природы, продолжить формирование умений узнавать изученные грибы, обосновывать их принадлежность к царству грибов при выполнении практической работы.

совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием и живыми объектами.

2. Развивающие: способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работе; умений анализировать, сравнивать, делать выводы; формирование общеучебных умений: сравнивать и обобщать, работа с текстом, демонстрационным мультимедийным материалом.

Создание условий для развития познавательной мотивации, интереса к изучению курса «Царства грибов»

3. Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения, уважительно относиться к мнению товарищей, воспитание бережного отношения к живому.

  1. Тип урока - изучение нового материала
  2. Формы работы учащихся  - групповая, индивидуальная.
  3. Необходимое техническое оборудование:  плодовые тела шляпочных грибов, мукор на хлебе, плодах помидора, гриб – паразит  трутовик, микроскоп, предметное  и покровное стекло, таблицы, рисунки грибов.
  4. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Актуализация знаний

Определяет основную цель урока и создает условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно – коррекционную деятельность  (хочу») (На уроке мы постараемся проникнуть в загадочный мир грибов и ответить на вопрос: «В чем таинственность этих существ?» Познать и проникнуть в тайны этих загадочных существ нам поможет путешествие по страницам устного журнала.)

Слушают учителя

1-2 мин.

2.

Изучение нового материала

Способствует развитию познавательных интересов путем введения дополнительной информации на уроке (вне рамках программы), стимулирует  и мотивирует положительное отношение обучающихся к учению путем создания успеха, сотрудничества с учителем и одноклассниками. Сохраняет у обучающихся эмоциональное благополучие, веру в свои силы, желание саморазвития, самообразования и самосовершенствования.  (приложение 2)

Слушают учителя, записывают тему урока.

25мин.

1. Строение шляпочного гриба (N 114224)

2. Трутовик (N 114287

Организует работу учащихся по выполнению лабораторной работы, разбив учащихся на 4 группы (приложение 3)

И объясняет требования по выполнению лабораторной работы (выполнение  по инструктивной карточке, формулирование выводов)

Выполняют лабораторную работу

Организует работу учащихся по выполнению задания станции «экскурсионная» (приложение 4)

Прослушав высказывания учеников, подводятся итоги данного путешествия. На страницу «экскурсионную»  прикрепляются «Правила поведения в лесу».

Выполняют работу индивидуально.

3. Мухоморы (N 114225)

 Организует работу учащихся по выполнению задания станции  «Лечебное и промышленное использование грибов» и «Опасные грибы». (Приложение 5)

Слушают учителя, отвечают на вопросы

3

Закрепление изученного материала

4 Контроль. Изучение плодовых тел шляпочных грибов и трутовиков. Часть 3 из 3 (детализированное представление)

Организует работу учащихся по выполнению теста

Выполняют тест

10 мин

4

Подведение итогов

Заканчивается урок игрой «Светофор». Учащимся раздают комплекты с карточками разных цветов: красного, желтого, зеленого.

Поднятием карточки можно выразить свое мнение по поводу урока.

Красный цвет – урок понравился, особенно……

Зеленый цвет – урок понравился, но………….

Желтый цвет  - урок не понравился, потому что…….

1мин.

5

Домашнее задание

Задает домашнее задание

Записывают домашнее задание

2мин.

Приложение 1 к плану-конспекту урока

_ Царство Грибов. Общая характеристика грибов

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Строение шляпочного гриба (N 114224)

Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями,Мультимедиа

Гипертекст с иллюстрациями, Мультимедиа

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9f7bd01f-0a01-022a-01bf-4c57d11a4bd7/%5BBIO6_08-53%5D_%5BIM_01%5D.SWF 

2

Трутовик (N 114287)

иллюстрация

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9e447-0a01-022a-014b-525ca3a2a9e3/%5BBIO6_08-54%5D_%5BPF_05%5D.jpg 

3

Мухоморы (N 114225)

Видеофрагмент

Видеофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9f7bd1da-0a01-022a-00db-d53ea5fd430a/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29 

4

Контроль. Изучение плодовых тел шляпочных грибов и трутовиков. Часть 3 из 3 (детализированное представление)

Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС)

Тест

http://fcior.edu.ru/card/15030/kontrol-izuchenie-plodovyh-tel-shlyapochnyh-gribov-i-trutovikov-chast-3-iz-3-detalizirovannoe-predst.html 


 Приложение 2

Первая страница нашего журнала  называется «Историческая»

Сделав остановку на ней, мы совершим экскурсию в историю микологии.

Вопрос учителя: Что называется микологией?

Учащиеся: Наука о грибах (от греческого слова «микос» - гриб) Микология как наука возникла в конце 19 века, основателем ее считается русский ученый Ф.М.Каменский, В настоящее время  описано 100 тыс. грибов.

Вопрос учителя: Как шло развитие этой науки?

Краткие сообщения учащихся.

 Ученик I.   После Теофраста упоминание о грибах встречается в трудах древнеримских ученых Диоскорида и Плиния Старшего, живших в 1 веке до нашей эры. Они описывали крупные шляпочные грибы, упоминали о их свойствах, в том числе и лечебных.  Плиний Старший первым попытался классифицировать грибы на съедобные и несъедобные. Первое упоминание о грибах встречается  и в трудах великого врача Древней Греции Гиппократа и относится к V веку до нашей эры.  Живший на столетие позднее Гиппократа древнегреческий ученый Аристотель тоже интересовался грибами.  Из средних веков до нас дошло мало сведений о грибах. В эпоху Возрождения началось интенсивное изучений растений, появились «Травники», в них входили и описания грибов. Грибами, судя по летописи, пытались лечить Владимира Мономаха. В конце 16   века Карл Линней в своем труде «Система природы» описал 95 видов грибов. Появление микроскопа позволило увидеть у грибов споры и грибницу.

Ученик II: Еще в 18  веке некоторые ученые вполне серьезно доказывали: грибы - дьявольские существа, порожденные нечистыми силами. Другие считали, что грибы божественного происхождения. Здравомыслящие люди не очень-то верили в дьявольское или божественное происхождение грибов. Но что они собой представляют, тоже не знали. Одни ученые относили грибы к минералам, другие – к растениям, хотя у растений должны быть и корни, и листья, и цветы. А у грибов нет ни корней, ни листьев, ни цветов.

Ученик III.  Известный  итальянский  ботаник Марк  Микели специализировался в основном на семенных растениях но часть своей жизни посвятил  изучению грибов, ошибочно полагал, что у грибов есть цветы с тычинками,  но без околоцветников. Случайно он стал очевидцем довольно странного явления.

Как-то Микели положил на лист чистой белой бумаги пластинками вниз шляпку шампиньона и забыл про нее. А когда поднял шляпку, то увидел на листе бумаги еле заметный геометрический  правильный узор, состоящий из пылинок. Ученый взял увеличительное стекло и стал рассматривать таинственные пылинки. Но они оказались такими мелкими, что он ничего не увидел. Аналогичный опыт  Марк Микели выполнил с сыроежками, подосиновиком. И заметил, что грибная пыль по  – разному окрашена. Тогда он решил прорастить грибные «семена» и добился успеха. Ученый испытал чувство великой радости, когда своими глазами увидел грибные проростки. Своими опытами  Марк Микели положил конец разговорам о возникновении грибов от удара молнии, от гниения, от обильной росы и просто от тени.

Учитель:  Марк Микели столкнул с мертвой точки науку о грибах, продвинув ее  вперед. Однако, даже такой великий знаток природы, как Карл Линней, долго не мог решить, куда отнести грибы – к животным или растениям. Выяснилось, что по некоторым физиологическим признакам грибы приближаются к животным, но с другой стороны, по способу питания и другим признакам они близки к растениям. Пришлось образовывать специальную систематическую группу для грибов. Так появилось царство грибов.

 Учитель: Представители каждой группы высказали мнение об истории развития науки микологии. Мы услышали много различных мнений о том, как развивалась наука микология. А теперь я попрошу вас прикрепить на первую страницу свои выступления, термин «микология».

Приложение 3

Вторая страница, на которой мы остановимся. Называется «Исследовательская»    

Что же общего и различного у грибов с другими живыми организмами?

Ответы учащихся, запись в тетради темы урока.

1.     Клетки грибов имеют плотную оболочку, как и клетки растений.

2.     Грибы могут расти в течение всей своей жизни, как  и растения.

3.      Животные  же   растут только в течение определенного периода жизни.

3.  Грибы размножаются с помощью спор, как и растения.

  4.  Грибы, как и растения, не способны самостоятельно передвигаться.

  5.  Грибы сами не создают питательные органические вещества, как это

делают растения. Они питаются,   готовыми органическими  веществами.

6. Грибы – эукариоты, утратившие хлорофилл и следовательно являются такими же гетеротрофами.

7. Грибы – симбионты.

Лабораторная работа

  Учащиеся получают муляжи (гриба) и инструктивные карточки. Работа осуществляется по группам. Проводится инструктаж по технике безопасности.

 

                           I группа:

 Инструктивная карточка.

1.     Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите основные части гриба: пенек и шляпку.

2.     На пеньке гриба  рассмотрите с помощью лупы плотно расположенные нити грибницы.

      3.  Зарисуйте поперечный срез плодовых тел трубчатого и пластинчатого  грибов  и подпишите названия частей тела.

4.   Из выданных вам муляжей отберите пластинчатые и трубчатые грибы.

Укажите,  по какому признаку вы их отбирали.

5.  Выпишите названия трубчатых и пластинчатых грибов в таблицу.

      и подпишите названия.

 II группа:

Инструктивная карточка.

1. Рассмотрите культуру разных плесневых грибов. Обратите внимание на окраску плесени, отметьте ее запах.

2. Препаровальной  иглой отодвиньте части плесени в сторону. Отметьте состояние пищевых продуктов под ней.

3. Определите какой способ питания у плесневых грибов.

4. Приготовьте микропрепарат грибницы гриба мукора.

5. Рассмотрите при  малом  и большом увеличении гифы гриба, плодовое тело и споры. Отметьте окраску гиф и спор. Зарисуйте увиденное.

6. Приготовьте сухой (без воды) микропрепарат гриба мукора. Перед просмотром нанесите капельку воды по один край покровного стекла. Понаблюдайте, как от воды лопаются головки и разлетаются споры гриба. Сделайте выводы.

7. Зарисуй мукор в тетради и подпиши названия его основных частей.

            8.    Сделайте вывод об особенностях строения мукора, частей тела.

 

                               III  группа:

  Инструктивная  карточка.

1.     Какие грибы называются паразитами?

2.     Какие грибы – паразиты повреждают посевы культурных растений?

3.     Как происходит поражение растений головней?

4.     Рассмотрите головню невооруженным глазом на гербарии злаков.

5. Сделай в тетради рисунок головни.

 

                               IV  группа:

Инструктивная карточка.

1.     Каково строение, питание и размножение трутовика?

2.     Какой вред приносят трутовики деревьям?

       3.  Как бороться с ними?

После выполнения лабораторной работы каждая группа  отвечает на вопросы  инструктивной карточки.  А затем делают общий вывод. Прикрепляют на страницу «Исследовательская» карточки с изображением шляпочных,  плесневых, паразитических грибов.

Приложение 4

Следующая страница «Экскурсионная».

На этой странице ребятам предлагается послушать экологический рассказ    « Воскресенье в лесу» и найти ошибки, совершенные школьниками.

Всю неделю только и было разговоров в классе, что о предстоящей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Надежда Владимировна. Но мы решили поехать в лес сами. Дорогу мы уже  знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор. Веселой музыкой оповестили лес – мы прибыли. Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы  не знали, мы сбивали палками.

  Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили  и пошли дальше. Перед уходом из рощи Никита   повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: « Микробы все равно их разрушат!». Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье.

 

Ошибки, совершенные обучающимися

1.     В лесу громкая музыка распугивает зверей и птиц.

      2.  Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует:

      Разрушается грибница, нарушается сообщество «гриб – дерево», некоторые грибы служат пищей для животных.

3.     Для костра собирают сушняк, а не ломают ветки. В жаркую погоду

     разводить костры вообще  запрещается.

4.     Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами,  металлические

     банки разрушаются через 80 - 100 лет.

5.     Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.

6. В лес идти только в сопровождении взрослых.

Приложение 5

Учитель: Итак, мы подошли к следующей странице нашего устного журнала

 « Лечебное и промышленное использование грибов».

Знаете – ли Вы, какими лечебными свойствами обладают грибы?

Ответы учащихся (короткие сообщения).

1.     Из тонкой свинушки биохимиками получен экстракт, способствующий распаду некоторых видов злокачественных опухолей.

3.     Желчный гриб обладает желчегонным действием. В нем содержатся

     вещества, которые способствуют  нормальному функционированию печени.

4.     Из боровика получен алкалоид герцинин, повышающий 

          жизнедеятельность организма. Лечебный препарат применяется при

          стенокардии, сердечной недостаточности.

5.     Древнегреческие врачи считали, что африканские трюфели придают

     человеку бодрость и силу.

 В 1929 году английский микробиолог Александр Флеминг сделал одно из величайших открытий в области медицины (в 1955 году он был  за это открытие удостоен Нобелевской премии). Оказалось, что существуют маленькие  - маленькие грибы, которые выделяют очень важные химические вещества, способные нарушать жизнедеятельность  различных бактерий – в частности болезнетворных.(это антибиотики, первым из которых был открыт пеницилл.

Учитель: Грибы полезны не только лечебными свойствами. Грибы имеют и промышленное использование.

Учащиеся: Из многоцветной губчатой мякоти трутовика народные умельцы изготавливают забавные вещи: шкатулки, игрушки.

 Голландский сыр получают под действием молочно- кислых бактерий и добавляют белую грибную плесень, а в рокфор – зеленую плесень.

Грибы человек использует в приготовлении кисло – молочных продуктов, силосовании, хлебопечении, медицине. Съедобные грибы – ценный пищевой продукт . По содержанию белков они превосходят все известные виды овощей и приближаются  по этому показателю к мясу и рыбе. Грибы содержат много витаминов. По их содержанию  различные виды грибов  отличаются друг от друга. Например, витамином В1, особенно богаты лисички, летние опята, витамином А – рыжики и лисички, витамином Д – белый гриб, зеленушка, витамином РР – вешенка обыкновенная. Богаты грибы и микроэлементами. Они содержат калий, фосфор, кальций, железо.

 Следующая страница  - «Осторожно,   опасные  грибы!»

Я старушка вредная,

На мне шляпка бледная,

А нога в ботинке,

На чулке – пестринки.

Вокруг ворота –

Пораспорото.

Кто меня коснется

Тот уж не проснется. (бледная поганка)

Учитель: Но особенно хорошо нужно знать ядовитые грибы. Ведь отравление может привести к летальному исходу. Самым ядовитым грибом в наших лесах считается бледная поганка. Яд этого гриба действует подобно змеиному и отравление этим грибом обычно оканчивается смертью. Шляпка гриба может быть бледно – зеленой , белой, желтоватой, или оливково – зеленой. В диаметре 7 – 10 сантиметров. По форме она вначале кольчатая, затем слегка выпуклая. Пластинки белые, частые. Ножка высотой 8 – 12 сантиметров, белая или слегка зеленоватая к верху суженая. У основания ножки клубневидное утолщение, окруженное белым или зеленоватым мешочком. Мякоть белая, сладковатая. Слизни поедают поганку и не погибают.

Чуть менее ядовитыми считаются мухомор вонючий, мухомор красный. Характерными признаками мухоморов являются булавовидное утолщение и чехол на нижней части  ножки гриба. Появляющийся на земле гриб находится как бы в мешочке. Увеличиваясь в размерах, он разрывает этот мешочек, кусочки его иногда остаются в виде «юбочки» под шляпкой.

Признаки отравления грибами.

Резко возникает слабость, недомогание. Появляется бледность кожных и слизистых покровов, наблюдается нарушение сердечного ритма и дыхания, возникают боли в области желудка, печени, кишечника. Появляется тошнота, рвота.

Первая помощь при отравлении

- без промедления обратиться за помощью в ближайшее медицинское учреждение;

- до прибытия врача вызвать у пострадавшего рвоту и сделать клизму, чтобы удалить недоброкачественную пищу из желудка

- заставить пострадавшего выпить 1 – 2 стакана теплой воды и повторять процедуру до тех пор , пока при рвотных движениях станет выходить вода без примеси пищи.

- дать пострадавшему таблетки активированного угля из расчета 1 таблетка на 10 килограммов массы тела.

4.  Закрепление  изученного материала.( 10минут)

Учащимся предлагается выполнить тест.

Тест.

1.Как размножаются грибы?

а) простым делением;

б) семенами;

в) спорами;

г) почкованием.

2.Как размножаются дрожжевые грибы?

а) простым делением;

б) спорами;

в) почкованием;

г) семенами.

3.Из каких грибов люди получили первое лекарство – антибиотик?

а) мукор;

б) подберезовик;

в) пеницилл;

г) мухомор.

5.     Какие грибы используют для питания готовые органические вещества?

а) плесневые грибы;

б) все грибы;

в) шляпочные грибы;

г) дрожжевые грибы.

6.     Какую часть шляпочного гриба человек использует в пищу?

а) плодовое тело;

б) мицелий.

7.     Чем отличаются трубчатые грибы от пластинчатых?

а) у трубчатых грибов пенек имеет трубчатое строение;

б)у трубчатых грибов трубочки на нижней стороне шляпки больше развиты, чем у пластинки;

в) у трубчатых грибов споры созревают в трубочках на нижней стороне  шляпки.

8.     Как называется часть гриба, находящаяся в почве ?

а) пенек;

б) корни;

в) мицелий.

9.     Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба?

а) из волокон;

б) из гиф;

в) из ситовидных трубок;

г) из сосудов.

 5-6 . Подведение итогов. Домашнее задание (3мин.)

Учитель: Мир грибов гораздо богаче того, который мы видим в лесу. Это действительно своеобразное царство природы, населенное очень непохожими организмами, объединенными общим названием – грибы. Сделав остановки на каждой странице устного журнала, мы узнали многое об этих загадочных существах – грибах.

Заканчивается урок игрой «Светофор». Учащимся раздают комплекты с карточками разных цветов: красного, желтого, зеленого.

Поднятием карточки можно выразить свое мнение по поводу урока.

Красный цвет – урок понравился, особенно……

Зеленый цвет – урок понравился, но………….

Желтый цвет  - урок не понравился, потому что…….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Царство Грибы. Общая характеристика

Урок - изучение нового материала. Рассматривается общая характеристика Царства Грибы, строение и роль в природе и жизни человека....

Царство Грибы. Общая характеристика грибов. 5 класс

Разработка урока содержит конспект, презентацию и приложение с заданием для групп, которое можно распечатать. Урок соответствует новым ФГОС второго поколения....

Грибы. Общая характеристика грибов

Конспект урока " Грибы. Общая характеристика грибов"...

Грибы. Общая характеристика грибов

Тема урока:  «Грибы. Общая характеристика и значение грибов».Тип урока:  усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урок- исследование.Метод: комбинированный,...

Урок по теме "Царство Грибы. Общая характеристика"

Используется конспект урока совместно с презентацией....