Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Глебова Галина Михайловна

Рабочая программа по биологии 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_ponomareva.docx61.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Калиновская средняя общеобразовательная школа

_____________________________________________________________

                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                 Директор школы

                                                                                              ________ Холева –Привалова А.В.

                                                                                        Приказ № «__» от «__»_______2013 г.

Рабочая программа по биологии

6  класс

(базовый уровень)

учителя биологии Глебовой Галине Михайловне

                                                                 д. Калиновка

2013 год

 .

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе авторской программы И.Н. Пономаревой с учетом Федерального Государственного стандарта, учебника И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко.  

Учебно-методический комплект:

  1. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана – Граф, 2007. – 240 с.:ил.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 учебных часа в неделю).  Данная программа выбрана учителем, так как соответствует миссии МБОУ Калиновской средней общеобразовательной школы, которая заключается в реализации государственного образовательного стандарта  и направлена на реализацию следующих целей: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Лабораторные работы – 16.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Основными целями программы являются:

развитие у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии:

-формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

-формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

-приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

-воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

-создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.

Рабочая программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразия в природе Земли в результате эволюции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.

В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический.

Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Название темы

Количество часов по примерной  программе

 +/-

Количество часов по рабочей программе

Введение. Наука о растениях – ботаника.

1

0

1

Общее знакомство с растениями.

6

0

6

Клеточное строение растений

5

0

5

Органы цветковых растений.

18

0

18

Основные процессы жизнедеятельности растений.

10

0

10

Основные отделы царства растений.

10

0

10

Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле.

4

0

4

Царство Бактерии.

3

0

3

Царство Грибы. Лишайники.

4

0

4

Природные сообщества.

6

0

6

Заключение.

1

0

1

Резерв

2

0

2

ИТОГО

70

0

70

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Введение. Наука о растениях – ботаника. (1 час)

Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях – ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.

Тема 2. Общее знакомство с растениями. (6 часов)

Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие растения; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Признаки растений. Основные органы растений. Растение – живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения. Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад. Их значение в жизни растений.

Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на пришкольном участке.

Лабораторные работы.

Знакомство с цветковым растением.

Споры у папоротника.

Тема 3. Клеточное строение растений. (5 часов)

Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе. Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам. Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение – многоклеточный организм. Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды. Органические вещества в клетке: углеводы (сахара, крахмал), белки, жиры, нуклеиновые кислоты и неорганические: вода, минеральные соли. Накопление солнечной энергии в химических связях органических веществ. Запасные питательные вещества и их отложение в клетке, тканях и органах растения.

Лабораторные работы.

Приготовление микропрепарата.

Изучение клеток кожицы лука.

Тема 4. Органы цветковых растений. (18 часов)

Семя.

Внешнее и внутреннее строение семени. Типы семян. Строение семени двудольных и

однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. разнообразие

семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.

Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Длительность сохранения всхожести семян.

Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве

человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.

Лабораторная работа: Изучение строения семени фасоли.

Корень.

Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня – апекс и корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Ветвление корней. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Разнообразие корней у растений.

Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, ходульные, дисковидные, присоски, втягивающие).

Лабораторная работа: Строение корня у проростка тыквы.

Побег

Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления. Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань. Устьица. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений.

Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листьев. Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Рост стебля в длину и толщину. Рост камбия. Годичные кольца. Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; наземные и подземные; укороченные и удлиненные. Видоизменения побегов. Побеги растений в зимнее время. Деревья и кустарники в безлистном состоянии. Почки возобновления у деревьев и трав в зимнее время.

Лабораторные работы.

Строение вегетативных и генеративных почек.

Внешнее строение листа.

Внешнее и внутреннее строение стебля.

Внешнее строение корневища и клубня.

Цветок и плод.

Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части

цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия.

Биологическое значение соцветий.

Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей. Оплодотворение растений и развитие плода. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрываемые и нераскрываемые, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к

распространению плодов и семян. Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений

от условий окружающей среды.

Лабораторные работы.

Типы соцветий.

Изучение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Тема 5. Основные процессы жизнедеятельности растений. (10 часов)

Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроудобрения).

Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы. Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле. Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде. Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и

образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способа размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком),

размножение тканями. Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Направленность роста побегов и корней. Понятие об индивидуальном развитии (онтогенезе). Этапы развития растений (зародышевый, молодости, зрелости и старости). Продолжительность жизни растений.

Лабораторные работы.

Растения разных экологических групп по отношению к воде.

Черенкование комнатных растений.

Тема 6. Основные отделы царства растений. (10 часов)

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды.

Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе

и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений. Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания. Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений. семейства двудольных

растений: Розоцветные, Крестоцветные, Капустные, Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства). Семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства).

Лабораторные работы.

Определение одноклеточных водорослей.

Изучение внешнего строения моховидных растений.

Изучение внешнего строения папоротниковидных растений.

Изучение внешнего вида хвойных растений.

Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений.

Тема 7. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле. (4 часа)

Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений.

Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений).

Тема 8. Царство Бактерии. (3 часа)

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах. Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое).

Лабораторная работа. Изучение внешнего строения бактерии сенная палочка.

Тема 9. Царство Грибы. Лишайники. (4 часа)

Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы - Грибы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и

несъедобные грибы. Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты. Понятие о микоризе. Приемы

защиты растений от грибов-паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека. Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

Лабораторная работа. Изучение строения плесневых грибов.

Тема 10. Природные сообщества. (6 часов)

Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме. Его характеристики: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме). Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк – смешанный лес – ельник). Причины, вызывающие

смену природного сообщества. Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека. Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.

Тема 11. Заключение. (1 час)

Общее заключение по курсу ботаники. Многообразие растительного царства. Значение растений и растительности. Роль знаний и практических умений по выращиванию растений, уходу за ними и охране, бережному обращению с природой в сохранении биологического разнообразия. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:

•​ признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; популяций; экосистем и
агроэкосистем; биосферы; растений и грибов своего региона;

•​ сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

•​ изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

•​ распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

•​ выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

•​ сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

•​ определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

•​ анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы иэкосистемы;

•​ проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

•​ рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

•​ выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Тематическое планирование урока биологии в 6 классе  

  Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Плановая дата

 

Скорректирован

ная дата  

1.

Введение. Наука о растениях--ботаника

1

1 нед.сентября

2

Мир растений. Строение растений

1

1 нед.сентября

3

Признаки и органы растений. Высшие и низшие растения

1

2 нед. сентября

4

Растение – живой организм- биосистема

1

2 нед. сентября

5

Условия жизни растений.

1

3 нед. сентября

6

Среды жизни растений

1

3 нед. сентября

7

Предмет и задачи биологии. Ботаника – наука о растений.

1

4 нед. сентября

8

Увеличительные приборы

1

4 нед. сентября

9

Особенности растительной клетки.

1

1 нед.октября

10

Химический состав клетки

1

1 нед.октября

11

Жизнедеятельность клетки

1

2 нед.октября

12

Разнообразие тканей у растений

1

2 нед.октября

13

Внешнее и внутреннее строение семени.

1

3 нед.октября

14

Условия прорастания семян..

1

3 нед.октября

15

Значение семян

1

4 нед.октября

16

Внешнее строение корня. .Виды корней

1

4 нед.октября

17

Внутреннее строение корня

(ознакомительный)

1

5 нед.октября

18

Значение корней и их разнообразие

1

5 нед.октября

19

Строение и значение побега

1

2 нед.ноября

20

Внешнее и внутреннее строение почки

1

2 нед.ноября

21

Строение листа. Разнообразие листьев.

1

3 нед.ноября

22

Функции листа. Видоизменения листа

1

3 нед.ноября

23

Внешнее и внутреннее строение стебля.

1

4 нед.ноября

24

Многообразие побегов

1

4 нед.ноября

25

Видоизменения подземных побегов

1

1 нед.декабря

26

Цветок- генеративный орган, его строение и значение.

1

1 нед.декабря

27

Соцветия, их биологическое значение

1

2 нед.декабря

28

Цветение и опыление растений

1

2 нед.декабря

29

Разнообразие и значение плодов.

1

3 нед.декабря

30

Взаимосвязь органов растения как живого организма

1

3 нед.декабря

31

Почвенное питание растений.

1

4 нед.декабря

32

Воздушное питание растений- фотосинтез

1

4 нед.декабря

33

Космическая роль зеленых растений

1

3 нед.января

34

Дыхание и обмен веществ растений.

1

3 нед.января

35

Роль воды в жизнедеятельности растений

1

4 нед.января

36

Размножение и оплодотворение у растений.

1

4 нед.января

37

Вегетативное размножение, его роль в природе

1

5 нед.января

38

Использование вегетативного размножения человеком

1

5 нед.января

39

Рост и развитие растений

1

1 нед.февраля

40

Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды

1

1 нед.февраля

41

Обобщение раздела «Основные процессы жизнедеятельности», «Органы цветковых растений»

1

2 нед.февраля

42

Понятие о систематике растений.

1

2 нед.февраля

43

Подцарство водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей

1

3 нед.февраля

44.

Отдел Моховидные. Общая характеристика, размножение и значение

1

3 нед.февраля

45

Плауны. Хвощи. Папоротники

1

4 нед.февраля

46

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.

1

4 нед.февраля

47

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

1

1 нед.марта

48

Семейства класса двудольные: розоцветные, крестоцветные, бобовые

1

1 нед.марта

49

Семейства класса двудольные растения: пасленовые и сложноцветные

1

2 нед.марта

50

Семейства класса однодольных растения: лилейные и луковые

1

2 нед.марта

51

Класс однодольные. Семейства злаки

1

3 нед.марта

52

Обобщение главы «Основные отделы растений»

1

3 нед.марта

53

Понятие об эволюции растительного мира

1

4 нед.марта

54

Эволюция высших растений

1

4 нед.марта

55

Многообразие и происхождение культурных растений

1

56

Бактерии. Общая характеристика, многообразие и значение

1

2 нед.апреля

57

Разнообразие бактерий

1

2 нед.апреля

58

Значение бактерий в природе и жизни человека

1

3 нед.апреля

59

Царство Грибы. Общая характеристика

1

3нед.апреля

60

Многообразие и значение

1

4 нед.апреля

61

Лишайники. Общая характеристика и значение

1

4 нед.апреля

62

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме.

1

1 нед.мая

63

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе

1

1 нед.мая

63

Смена природных сообществ

1

2 нед.мая

65

Многообразие природных сообществ

1

2 нед.мая

66

Взаимосвязь организмов и неживой природы

1

3 нед.мая

67

Обобщение главы

1

3 нед.мая

68

Обобщение главы

1

4 нед.мая

69

Резерв

1

4 нед.мая

70

Резерв

1

5 нед.мая

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: "Знакомство с цветковым растением"

Цель: познакомиться с внешним строением цветкового растения, научиться распознавать его вегетативные и репродуктивные органы.

Оборудование: 1) растение пастушья сумка,

2) лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите растение пастушью сумку.

2. Найдите:

- корень и побег, определите их размеры;

- цветки и плоды, определите их размеры, форму, окраску и количество;

- вскройте плод, что находится внутри?

Оформление результатов: зарисуйте внешний вид растения;

пользуясь текстом учебника, подпишите вегетативные органы пастушьей сумки зеленым цветом, а генеративные - красным.

Вывод: у цветковых растений есть следующие органы…

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: "Клеточное строение кожицы лука"

Цель: научиться готовить временные микропрепараты, закрепить умение пользоваться микроскопом, изучит клеточное строение кожицы лука.

Оборудование: 1) микроскоп;

2) предметное и покровное стекла;

3) флакон с водой;

4) луковица.

Ход работы:

1. На предметное стекло капните каплю воды.

2. С чешуи лука снимите кусочек кожицы, поместите его на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

3. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат.

Оформление результатов:

зарисуйте клетки кожицы лука, укажите увеличение микроскопа, при котором вы их увидели.

Вывод: о клеточном строении кожицы лука.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме: "Изучение органов (семени) цветковых растений"

Цель: познакомиться со строением семян однодольных и двудольных растений, научиться их сравнивать

Оборудование: 1) проросшие семена фасоли;

2) микроскоп, лупа;

3) микропрепарат "Зерновка пшеницы".

Ход работы:

1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму; снимите семенную кожуру, найдите 2 семядоли, корешок, стебелек, почечку, пользуясь рисунком в учебнике.

2. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат "Зерновка пшеницы"; найдите, пользуясь учебником, части зерновки: покров, эндосперм, зародыш.

Оформление результатов:

зарисуйте семя фасоли и зерновку пшеницы в тетрадь, подпишите их части: одинаковые - синим цветом, а различные - зеленым.

Сделайте вывод, сравнив эти семена и ответив на вопрос: почему пшеницу относят к однодольным растениям, а фасоль – к двудольным?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: "Изучение органов (корня) цветковых растений"

Цель: познакомиться с внешним строением корня, научиться распознавать разные типы корневых систем и сравнивать их

Оборудование: 1) проросшие семена тыквы;

2) лупа;

3) гербарные материалы растений с разными типами корневых систем.

Ход работы:

1. Рассмотрите корень проросшего семени с помощью лупы, найдите разные виды корней.

2. Рассмотрите растения на гербарных листах, определите типы корневых систем у этих растений.

Оформление результатов:

1. Зарисуйте виды корней у проросшего семени и подпишите их.

2. Заполните таблицу:

Название растения

Тип корневой системы

Сделайте вывод, в котором сравните два типа корневых систем

и укажите преимущества каждой из них.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: "Изучение органов (листа) цветковых растений"

Цель: изучить внешнее и внутреннее строение листа, научиться распознавать простые и сложные листья и сравнивать их

Оборудование: 1) гербарный лист с простыми и сложными листьями разных растений;

2) микроскоп;

3) микропрепарат "Лист камелии".

Ход работы:

1. Рассмотрите гербарный лист; найдите составные части листьев разных растений, определите: какие из этих листьев простые, какие - сложные.

2. Подготовьте микроскоп к работе, рассмотрите микропрепарат листа камелии; найдите, пользуясь рисунком в учебнике, кожицу, жилку, столбчатую и губчатую ткани.

Оформление результатов:

1. Зарисуйте в тетради один из простых листьев с гербарного листа, подпишите его составные части и тип жилкования.

2. Заполните таблицу:

Растение

Простой или сложный лист

Почему?

Сделайте вывод о сходстве и различии строения простых и сложных листьев.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

по теме: " Изучение органов (видоизмененные побеги) цветкового растения "

Цель: изучить строение видоизмененных подземных побегов, научиться приводить аргументы и делать выводы, производя доказательство.

Оборудование: 1) гербарный лист с корневищным растением;

2) клубень картофеля;

3) луковица лука;

4) лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите на гербарии корневище, найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.

2. Рассмотрите клубень картофеля, найдите на нем глазки.

3. Рассмотрите разрезанную луковицу лука, найдите стебель и листья.

Оформление результатов:

зарисуйте корневище, клубень и луковицу в тетрадь и подпишите их части.

Сделайте вывод, в котором объясните назначение подземных побегов и

докажите, что корневище, клубень и луковица – видоизменённые побеги.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

по теме: "Изучение органов (цветка и соцветий) цветковых растений"

Цель: познакомиться со строением цветка и разнообразными соцветиями,

научиться выделять главное и обосновывать свой выбор

Оборудование: 1) модель цветка картофеля;

2) гербарные листы растений с разными соцветиями.

Ход работы:

1. Рассмотрите модель цветка картофеля и, пользуясь рисунком в учебнике, найдите все его составные части.

2. Рассмотрите на гербарных листах соцветия у разных растений и, пользуясь учебником, установите, как они называются.

Оформление результатов:

1. Запишите в тетрадь формулу цветка картофеля.

2. Заполните таблицу:

Название растения

Название соцветия

Схематический рисунок соцветия

Сделайте вывод, ответив на вопросы:

-​ Какие части цветка являются главными? Почему?

-​ Какова роль соцветий в жизни растения?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8

по теме «Выявление приспособлений у растений к среде обитания»

Цель: на примере комнатных растений познакомиться со свойствами растений разных экологических групп.

Оборудование: комнатные растения: алоэ, пеларгония, традесканция, элодея.

Ход работы:

1.​ Ознакомьтесь с комнатными растениями: пеларгонией, алоэ традесканцией и водным растением элодеей.

2.​ Достаньте из аквариума один побег элодеи. Попытайтесь поставить его прямо. Объясните, почему не получается.

3.​ Определите, какое из растений относится к растениям сухих местообитаний.

4.​ Определите с помощью учебника, к каким экологическим группам относятся все эти четыре растения.

5.​ Объясните, почему традесканция требует частого полива.

6.​ Сделайте в тетради соответствующие записи.

Сделайте вывод на основе своих объяснений.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9 (домашняя)

по теме: "Размножение комнатных растений"

Цель: научиться черенковать комнатные растения и вести наблюдения за развитием черенков.

Оборудование: комнатные растения (традесканция, колеус, сансевьера, сентполия и др.).

Ход работы:

1. Рассмотрите побеги традесканции, колеуса, разрежьте побег на черенки с 3-4 листьями на каждом, удалите нижний лист; поставьте черенки на 1/3 в воду.

2. Срежьте у сентполии или глоксинии лист и поставьте в неглубокую воду.

3. Разрежьте длинный лист сансевьеры на листовые черенки длиной по 5-6 см и поставьте в неглубокую воду (не спутайте верх и низ черенков!).

Пронаблюдайте за развитием корней у черенков (запишите даты появления первых корней, развития корней длиной 1,5 – 2 см) и сделайте вывод.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10

по теме: "Изучение внешнего строения водорослей"

Цель: познакомиться с особенностями строения водорослей, научиться устанавливать взаимосвязь между строением и функцией

Оборудование: 1) вода из аквариума с одноклеточными зелеными водорослями;

2) предметное и покровное стекла, пипетка;

3) микроскоп;

4) микропрепарат "Спирогира";

5) гербарные листы с бурыми и красными водорослями.

Ход работы:

1. Приготовьте микропрепарат из зацветшей аквариумной воды, рассмотрите его под микроскопом, найдите хламидомонаду.

2. Рассмотрите под микроскопом спирогиру.

3. Рассмотрите на гербарных листах бурые и красные водоросли.

Оформление результатов:

зарисуйте увиденные вами водоросли в тетрадь, подпишите их части.

Сделайте вывод, перечислив все части клеток водорослей и указав их значение.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11

по теме: "Изучение внешнего строения папоротника"

Цель: познакомиться со строением папоротника, хвоща и плауна, научиться выявлять их особенности.

Оборудование: 1) гербарные листы с папоротниками, хвощами и плаунами;

2) лупа и микроскоп;

3) микропрепарат "Сорус папоротника".

Ход работы:

1. Рассмотрите папоротник на гербарном листе и под микроскопом, отметьте особенности его листьев, стебля, корневища и корней.

2. Рассмотрите гербарные листы с хвощом и плауном, отметьте особенности их листьев, стеблей, колосков со спорами.

Оформление работы: сделайте рисунки в тетради.

Сделайте вывод об особенностях строения папоротникообразных по сравнению с мхами.

 Перчень учебно – методического обеспечения

  1. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. _ М.: Вентана – Граф, 2007. – 240 с.:ил.
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Рабочие тетради №1 и №2 к данному учебнику (М., "Вентана-Граф", 2008 г.).
  3. Плахов И.А. Биологические игры. Растения. Грибы. Лишайники. 6 кл.: метод.пособие. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2005.
  4. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 класс: справочное пособие. – М.: Дрофа, 2007.
  5. Демьяненков Е.Н. Биология. Мир растений: Задачи. Дополнительные материалы: 6 кл. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2007.

 .

 

СОГЛАСОВАНО

           Протокол заседания

методического объединения учителей

от «__»________2013 г. №____

          СОГЛАСОВАНО

           Зам. директора по УВР

_____________Н.Д. Потапова

               «__»_____ 2013  год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...