Главные вкладки

    Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения" учитель Воротнёва Н.А.
    план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

    Воротнёва Наталья Андреевна

    Филиал  МОУ «Ерышовская сош» в с. Каменка.

     

     

    Урок по биологии 8 класс

     

    по теме «Органы пищеварения. Зубы.»

    Подготовил и провел:

     учитель биологии

     Воротнёвой Н.А.

     

    Цели:

    Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:

    механической и химической обработке пищи в ротовой полости;

    свойствах ферментов; рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости;

    строении и типах зубов; глотании пищи и передвижении её по пищеводу, желудку и кишечнику.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_biologii_8_klass.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Филиал  МОУ «Ерышовская сош» в с. Каменка.

    Урок по биологии 8 класс

     

    по теме «Органы пищеварения. Зубы.»

    Подготовил и провел:

     учитель биологии

     Воротнёвой Н.А.

    Цели:

    Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:

    механической и химической обработке пищи в ротовой полости;

    свойствах ферментов; рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости;

    строении и типах зубов; глотании пищи и передвижении её по пищеводу, желудку и кишечнику.

    Развивающие: продолжить работу над формированием у учащихся:

    осмысления учебного фактического и дополнительного материала;

    навыков частично-поисковой деятельности;

    умение применять полученные знания в собственной жизни.

    Воспитательные:

    формировать умение вести диалог, выслушивать друг друга;

    познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней и пищеварение в ротовой полости.

    Оборудование: рельефная таблица “Строение пищеварительной системы”, расческа с начесанной ватой, зубная щетка,  ломтики лимона.

    На доске:

    Эпиграф: “Сто болезней входит через рот” (Китайская пословица).

    Афоризм: Всё в руках человека, поэтому их надо часто мыть.

    I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

    Учитель:

    Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Почему?

    Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.

     Учитель: На прошлом уроке мы начали изучать пищеварительную систему, познакомились со значением пищи и ее составом. Давайте вспомним то, что вы уже узнали.

    1.Зачем нашему организму необходим кислород?

    2.Что такое пищеварение?

    3.Какая система в организме человека переносит питательные вещества к клеткам и тканям?

    4.Рассмотри рисунок, назовите продукты питания наиболее богатые белками, жирами и углеводами.

    5. Подумайте, и ответьте на вопрос: какие вещества, находящиеся в пище, не нуждаются в химической обработке?

    6. Выполнение тестирования

    Изучение нового материала.

    Учитель:

    Сегодня мы начинаем изучать процессы, протекающие в органах пищеварения. Какова тема урока? (ответы детей) Какой первый отдел пищеварительного канала? (ответы детей) Правильно, ротовая полость. Запишем тему нашего урока «Органы пищеварения. Зубы.»  (Учащиеся записывают в тетрадь тему урока).

    Учитель рассказывает о строении ротовой полости:

    Работа с учебником: с.126: Какую роль выполняют губы? Ответы детей (Захватывание пищи, определение её качества)

    Учитель: Что происходит с пищей в ротовой полости? (В ротовой полости происходит механическая и химическая обработка пищи)

    Учитель: Переходим к рассмотрению второго вопроса плана. Каково же строение челюстей у человека? Работа с таблицей и рисунком 62 учебника.

    Выполняют задание: работа с учебником (прочитать текст на стр.129 и ответить на вопрос) Вопрос: Сколько у человека зубов? Дайте классификацию зубов по форме и функциям.

    Учитель: п/р Сомкните зубы: если верхние резцы выступают вперед, накрывая нижние, значит, прикус у вас правильный. (Учащиеся записывают в тетрадь зубную формулу)

    Рассматриваются типы зубов, их значение.

    Учитель: Рассмотрим строение зуба (рисунок в учебнике стр. 65). Внимательно прослушав текст, будьте готовы ответить на мои вопросы.

    Текст: Части зуба: коронка, шейка, корень. Корень зуба расположен в ячейке челюстной кости, покрыт цементом. Коронка зуба покрыта эмалью – самым прочным веществом в организме человека, которая предохраняет зуб от стирания и проникновения бактерий. Основная масса коронки и корня зуба состоит из дентина. Внутри зуба находится полость – пульпа, в которой находятся кровеносные сосуды и нервные окончания. Через неё осуществляется питание ткани зуба.  

    Вопросы: Где расположен корень зуба? (В ячейке челюстной кости)

    Чем покрыт корень зуба? (Цементом)

    Чем снаружи покрыта коронка зуба? (Эмалью)

    Как называется самое прочное вещество в организме человека? (Эмаль)

    Какие функции выполняет эмаль зуба? (Предохраняет зуб от стирания и проникновения бактерий)

    Из какого вещества состоит основная масса коронки и корня зуба? (Из дентина)

    Что такое пульпа? (Полость внутри зуба, в которой находятся кровеносные сосуды и нервные окончания)

    Каково значение пульпы зуба? (Питает ткани зуба)

    Учитель: Как же нужно ухаживать за зубами, чтобы сохранить их здоровыми и красивыми?

    Сообщение «Уход за зубами»

    Учитель: Давайте вспомним, из каких этапов состоит процесс пищеварения?  

    Ответы детей: (Механической и химической обработки пищи)

    Учитель: Где происходит механическая обработка пищи? (В ротовой полости)

    Учитель: Какие железы нашего организма участвуют в химической обработке пищи?

    Рассказ учителя с использованием таблицы

    Железы пищеварительной системы:

    А) печень  

    Б) поджелудочная железа – железа смешанной секреции

    Какой гормон она выделяет  в кровь? Какое заболевание развивается у человека, если поджелудочная железа вырабатывает недостаточное количество инсулина? О том, как поджелудочная железа и печень участвуют в пищеварении, вы узнаете через урок.

    В) мелкие железы слизистой оболочки полости рта, желудка и кишечника

    Г) слюнные железы: околоушные, подъязычные, поднижнечелюстные;  (п/р находят местоположение слюнных желез)

    Все слюнные  железы  человека выделяют более 1 л слюны  в сутки.

    Работа с учебником: с.153: Вопрос:  Какие функции выполняет слюна? Ответы детей: (Смачивает пищу, убивает бактерии, расщепляет крахмал до глюкозы). Вопрос: Благодаря каким веществам слюна может выполнять такую роль в организме? Чтобы ответить на этот вопрос, изучим её состав.

    Обучающиеся записывают в тетрадь состав слюны, затем разбираются понятия: ферменты, катализаторы.

    На доске схема рефлекторной дуги

    Учитель: Вспомните какие рефлексы мы изучали в 7 классе?

     Учитель приводит примеры рефлексов:

    1) Один берет в рот ложку, а другой – конфету, и у обоих выделяется слюна. Это безусловный  рефлекс.  

    А вот другой пример. 2) Представьте, что вам принесли чай с ароматным лимоном. (учитель показывает лимон, затем его разрезает).Вопрос: Что вы чувствуете? (Ответы детей: приятный цитрусовый запах!)  Вы почувствовали, что во рту скопилась слюна?  Это условный рефлекс. Он приводит к выделению слюны при виде, запахе пищи или при мыслях о еде. Если человеку не знакома какая-то пища, выделение слюны происходить не будет.  Итак, слюна выделяется рефлекторно.  

    Учитель: Пережеванный, смоченный слюной, скользкий комочек пищи поступает в глотку.

    Рассматривается акт глотания  и передвижение пищи по пищеводу в желудок. (по таблице рассматривают, где находится желудок), затем продвижение пищи в кишечник и прямую кишку.

    Закрепление.

    Проблемный вопрос: Давайте вернемся к вопросу, который я задала вам в начале урока. Так почему же виновный человек не смог съесть сухой рис? А можно ли быть уверенным на 100%, что данный человек виновен? (ответы детей)

    1) Выполнение тестового задания (взаимопроверка)

    2) Работа с таблицей. Перечислите и покажите  на рельефной таблице органы, образующие пищеварительный канал.  (Пищеварительный канал состоит из ротовой полости -  глотки - пищевода - желудка -тонкого кишечника - толстого кишечника).

    3) Какие  органы и вещества в ротовой полости человека выполняют следующие функции:

    механическое измельчение пищи (язык, зубы);

    образование пищевого комка (слюна, язык);

    частичное расщепление углеводов (ферменты слюны);

    определение качества пищи и ее температуры (язык);

    орган речи у человека (язык, зубы, губы).

    4)Найдите ошибку в порядке расположения органов пищеварительной системы:(  Один учащийся находит лишний орган, а другой объясняет, почему он лишний. Затем показывает органы пищеварения на таблице):

     рот- глотка- трахея- пищевод- желудок - тонкая кишка- толстая кишка-прямая кишка.

    Рефлексия: Что нового узнали на уроке? Как это пригодится вам в жизни?

    Д/з п.30, 31, проверить  свои знания, ответив устно на вопросы стр.128, 131. Зарисовать строение  коренного зуба человека и подписать его части.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

    Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

    Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

    Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

    Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

    Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

    методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

    Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

    Урок биологии "Витамины" учитель Воротнёва Н.А.

    Филиал  МОУ «Ерышовская сош» в с. Каменка.   Тема: Витамины и их роль в организме человека. Подготовил и провел: учитель биологии Воротнёвой Н.А.  Цель:...

    Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

    Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....