Главные вкладки

    Урок биологии "Витамины" учитель Воротнёва Н.А.
    план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

    Воротнёва Наталья Андреевна

    Филиал  МОУ «Ерышовская сош» в с. Каменка.

     

     

     Тема: Витамины и их роль в организме человека.

     

    Подготовил и провел:

     учитель биологии

     Воротнёвой Н.А.

     

     

    Цель: познакомить учащихся с понятием «витамины», определить содержание их в продуктах питания и ролью для жизни человека.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vitaminy.doc78.5 КБ

    Предварительный просмотр:

      

     

    Филиал  МОУ «Ерышовская сош» в с. Каменка.

     

     Тема: Витамины и их роль в организме человека.

     

    Подготовил и провел:

     учитель биологии

     Воротнёвой Н.А.

    Цель: познакомить учащихся с понятием «витамины», определить содержание их в продуктах питания и ролью для жизни человека.

    Задачи: а) образовательная: углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержания их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ.

    б) развивающая: показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Формировать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.

    в) воспитательная: формирование положительной мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке, умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы, понимать важность сохранения своего здоровья.

    Оборудование: учебник, таблица «Суточные нормы витаминов», презентация «Витамины», компьютер.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    1. Изучение нового материала.

     Учитель:  В течение года мы изучали строение человеческого организма, его функции, знакомились с гигиеническими навыками, учились грамотно оказывать первую помощь.

    А как вы думаете какие еще есть средства которые помогают сохранить здоровье и бороться с болезнями?

    Учащиеся: Витамины.

    Учитель: Да, этими средствами являются витамины. Основная задача нашего урока состоит в том, чтобы ответить на вопрос: «Почему витамины – обязательная часть пищи?».  

    Учитель: Людям издавна было известно, что отсутствие некоторых продуктов в рационе может быть причиной тяжелых заболеваний.

    Доклад ученика  «Причины болезни были неизвестны».

    1. Доклад учащегося: История открытия витаминов.

         Витамины были открыты нашим соотечественником Н.И. Луниным. В 1881 г. он провел оригинальный эксперимент. Он взял две группы мышей и поместил их в одинаковые условия, но кормил по- разному: одних – натуральным молоком, других – искусственной смесью,  в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы), причем в том же соотношении, что и в молоке.

            Вскоре мыши второй группы перестали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил ученый, существуют ещё какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь.

           Позже, в 1911 г, польскому ученому Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича голубей, питавшихся очищенным рисом. Он дал ему название витамин (от лат. «вита»- жизненный).

    2.  А какие вы знаете витамины? Что о них слышали? Что такое витамины? Что между ними общего?  

    Витамины - это низкомолекулярные вещества, обладающие большой биологической активностью. Действие их проявляется в малых количествах и выражается в регулировании процессов обмена веществ.

    3.  Классификация витаминов. (приложение 1)

    Водорастворимые – С, Р, РР, Н, группы В.

    Жирорастворимые – А, D, Е, К.

    4.  Приходилось ли вам слышать о авитаминозе и гиповитаминозе? Выясните причины авитаминоза и гиповитаминоза. (приложение 2.) самостоятельная работа с приложением.

    Витамины входят в состав молекул многих ферментов и некоторых физиологически активных веществ, поэтому при их отсутствии - авитаминозе или недостатке - гиповитаминозе нарушаются синтез ферментов и обмен веществ, вследствие чего развиваются тяжелые заболевания.

    Витамины в основном непрочные соединения: они быстро разрушаются при нагревании пищевых продуктов. Натуральные витамины содержатся в продуктах растительного и животного происхождения и, за редким исключением (витамин О), не синтезируются в организме человека.

    Избыточное поступление витаминов в организм вызывает состояние, которое называется гипервитаминозом. Обычно это наблюдается при употреблении синтетических препаратов витаминов и сопровождается самыми разнообразными признаками отравления. Наиболее токсичными являются витамины А и D которые часто дают маленьким детям. Иногда гипервитаминоз А возникает при приеме в пищу продуктов, содержащих большое количество этого витамина (овощи, печень морских животных). Из водорастворимых витаминов наиболее токсичным является витамин B1, большие дозы которого могут приводить к сильным аллергическим реакциям. При длительном приеме витамина B6 может наблюдаться повышение свертываемости крови.

    5.  Свойства витаминов (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?). (Сообщения учащихся)

    Карточка « Витамин  А».

    Необходим для роста и питания костей, нормального состояния тканей кожи,

    слизистых оболочек. При недостатке витамина А уменьшается зрение

    (ксерофтальмия – сухость роговых оболочек, приводит к слепоте;

    « Куриная слепота» - нарушение восприятия синего и желтого цвета).

    Замедляется рост молодого организма, рост костей, повреждение слизистых оболочек, дыхательных путей, пищеварительной системы. В активном состоянии витамин А содержится только в продуктах животного   происхождения (печени многих рыб, в сливочном масле, желтке яйца,  молока и молочных продуктах). В растениях находится пигмент каротин, который превращается в витамин А.  Всасывание витамина А происходит, если в пище содержится необходимое количество жира. Суточная потребность организма в витамине А  1 – 2,5 мг. Он устойчив к нагреванию, т. е. сохраняется при кулинарной обработке и становится легко усвояемым.

                                                              Карточка «Витамин С».

    Участвует в окислительно –восстановительных процессах, влияет на белковый и углеводный обмен, связывает синтез и обмен гормонов надпочечников и щитовидной железы, повышает сопротивляемость организма к различным инфекциям. Недостаток витамина С приводит к быстрой утомляемости, сонливости, апатии. При длительном недостатке развивается кровоточивость и припухлость десен, выпадают зубы, стенки кровеносных сосудов становятся хрупкими – болезнь цинга. Потребность в витамине С зависит от возраста, условий внешней среды, состояния организма. Суточная норма витамина С от 50 до 100 мг. Он содержится в продуктах как растительного так и животного происхождения. Богаты витамином С плоды шиповника, черной смородины, красный перец, помидоры, сливы, морковь, зеленый горошек. Витамин С неустойчив и быстро разрушается при тепловой обработке  до 60%. Разрушается под влиянием кислорода воздуха, в присутствии солей меди, других тяжелых металлов. Варить продукты в эмалированной и керамической посуде, овощи закладывают в кипящую воду, варить с закрытой крышкой.

    Карточка «Витамин Д».

    Способствует образованию костной ткани и стимулирует рост организма. При недостатке витамина Д в пище прекращается усвоение в организме солей кальция и фосфора. У детей развивается рахит (искривление костей), у взрослых возникает хрупкость и пористость костей. В организме человека находится провитамин Д. Под влиянием ультрафиолетовых лучей он превращается в витамин Д и накапливается в печени. Много витамина Д содержится в печени палтуса, тунца, трески, в яичном желтке, сливочном масле. В растительных продуктах витамин Д отсутствует. При кулинарной обработке витамин почти не разрушается.

    Карточка  «Витамины группы В».

    В1 регулирует углеводный обмен, обеспечивает нормальную деятельность нервной, сердечно – сосудистой систем,  желудочно -кишечного тракта, участвует в регулировании кислотности желудочного сока. Недостаток вызывает нарушение в работе нервной системы – полиневрит (бери – бери). Основные источники – продукты из зерна (пшеничной и ржаной грубого помола), горох и фасоль, свинина. Суточная норма 2 – 3 мг. Возрастает потребность витамина до 50 мг при сахарном диабете. Витамин устойчив к действию света, кислорода, высокой температуре в кислой среде, щелочной среде, легко разрушается при добавлении в тесто соды. В12 участвует в процессах кроветворения, превращениях аминокислот, биосинтезе  нуклеиновых кислот. При недостатке витамина появляется злокачественное малокровие, нарушается действие нервной системы, падает аппетит. В12 содержится в продуктах животного происхождения – печени, почках, говядине, сыре, молоке. Этот витамин может синтезироваться микрофлорой кишечника.

    6.  Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. (работа с учебником стр. 155)

    Для сохранения витаминов в приготовляемой пище необходимо знать, что высокая температура разрушает витамин С и значительно снижает содержание витаминов группы В. Одним из лучших методов сохранения продуктов со сравнительно небольшими потерями витаминов является консервирование с помощью низкой температуры, т. е. путем охлаждения и замораживания.

    Охлаждение предусматривает поддержание в толще продукта температуры в пределах 0...+4°С. Замораживание связано с образованием в цитоплазме клеток кристаллов льда. Особенно ценным является метод быстрого замораживания продуктов, так как при этом хорошо сохраняются витамины. В этом случае нужно также использовать быстрое размораживание.

    Обычная естественная (солнечная) сушка продуктов сопровождается значительным разрушением витаминов. В наибольшей степени обеспечивает сохранность витаминов вакуумная сушка. Она проводится в условиях разрежения при температуре не выше 50 °С.

    Одним из способов сохранения витаминов является квашение продуктов, когда в процессе молочнокислого брожения образуется молочная кислота, способствующая сохранению в заквашиваемых продуктах витамина С.

    7. ОСНОВНЫЕ  ГРУППЫ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ВИТАМИНАМИ: (таблица)

    -мука и хлебобулочные изделия - витамины группы В;

    -продукты, детского питания - все витамины;

    -напитки, в том числе сухие концентраты, - все витамины, кроме А, D;

    -молочные продукты - витамины A, D, E, C;

    -маргарин, майонез - витамины A, D,E;

    -фруктовые соки - все витамины, кроме A, D;

    8. Правила приготовления пищи для сохранения витаминов: (составление правил в тетради)

    1.Чистить овощи следует только перед варкой, а не заранее.

    2.Варить желательно в эмалированной кастрюле

    3.Варить, закрыв крышкой или в скороварке не слишком долго.

    9.Как вы думаете, что мешает усвоению витаминов в организме?

    Алкоголь – Разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний…

    Никотин - Разрушает витамины А, С, Е, селен.

    Кофеин – Убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка…

    Аспирин – Уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия.

    Антибиотики – Разрушают витамины группы В, железо кальций, магний.

    Снотворные средства – Затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.

    10. Какие витамины и витаминные комплексы вы знаете, и какие принимаете сами?  

     Алфавит, Аскорбиновая кислота, Биовиталь гель, Джунгли,   Дуовит, Йодомарин,   Кальций D3 Никомед, Компливит, Мультитабс, Пиковит,  Ревит,  Фолиевая кислота,  Центрум, Черника форте,  Nutrilait  и др.

    II. Закрепление пройденного материала.

    1.Тестовая работа для закрепления материала:

     1. Витамин  А

    А) водорастворимый;

    Б) жирорастворимый.

    2. Заболевание, вызванное недостатком витамина Д:

    А) цинга;

    Б) бери – бери;

    В) рахит;

    Г) куриная слепота.

    3) Авитаминоз мореплавателей и путешественников:

    А) рахит;

    Б) куриная слепота;

    В) тиф;

    Г) цинга.

    5. Витамины открыты:

    А) Павловым;                         В) Мечниковым;

    Б) Луниным;                           Г) Кохом.

    6.    Авитаминоз возникает при:

    А)  избытке витамина в пище;

    Б) продолжительном пребывании на солнце;

    В) отсутствии в пище витаминов;

    Г) питании растительной пищей.

     7.Суточная потребность человека в витамине С:

    А) 50 – 90мг;                 В) 0,02 – 0,04мг;

    Б) 2 – 1мг;

    8. Недостаток какого витамина приводит к малокровию?

    А) В1;                          В) В12;

    Б) В6;                           Г) С.

    9. Продукты, необходимые при недостатка витамина Д:

    А) плоды черной смородины, настои из плодов шиповника, квашеная капуста;

    Б) печень, дрожжи, хлеб грубого помола, гречневая, овсяная крупа;

    В) морковь, плоды облепихи;

    Г) сливочное масло, яичный желток, жир рыбьей печени.

    10.Витамин С:

    А) в организме человека не образуется;

    Б) в организм поступает в готовом виде.

    11. При каком авитаминозе нарушается развитие скелета?

    А) цинга;

    Б) бери – бери;

    В) рахит;

    Г) тиф.

    2.Загадки.

    Я вам буду загадывать загадки о продуктах питания, а вы должны будете их отгадать, и назвать какие витамины они содержат.

    1) И зелен, и густ

    На грядке вырос куст.

    Покапай немножко:

    Под кустом… (картошка, витамин С)

    2) Скинули с Егорушки

    Золотые перышки –

    Заставил Егорушка

    Плакать без горюшка (лук, витамины А, В, С).

    3) В огороде вырастаю,

    А когда я созреваю,

    Варят из меня томат,

    В щи кладут.

    И так едят (помидоры, витамины А, С).

    4) Сидит барыня Федосья,

    Прирастрепаны волосья (капуста, витамины В, С).

    5) Дом зеленый тесноват,

    Узкий, длинный, гладкий,

    В доме рядышком сидят

    Круглые ребятки.

    Осенью пришла беда –

    Треснул домик гладкий,

    Поскакали кто куда

    Круглые ребятки (горох, витамин А).

    6) Расту в земле на грядке я,

    Красная, длинная, сладкая (морковь, витамины А, В, С).

    7) С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица (рыба, витамин В2).

     III. Итог урока: Обмен мнениями по заданиям.

    – Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока).

     Оценки:

    IV. Домашнее задание.

    Изучить текст  параграфа  38, заполнить таблицу в тетради, изучить памятку

    Памятка:

    Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота (А).

    Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери (В).

    Рахит возникает у детей при отсутствии витамина (D).

    Витамин роста (А).

    Витамин, отсутствие которого вызывает цингу (С).

    Шиповник – это кладовая витамина (С).

    Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения (D).

    Витамин, отсутствие которого наблюдал тюремный врач Эйкман (D).

    Витамин, отсутствие которого вызвало смерть многих полярных исследователей (С).

    Этого витамина содержится много в рыбьем жире и печени трески (D).

    В моркови содержится очень много витамина (А).

    Качественной реакцией на данный витамин является взаимодействие с йодом и крахмалом (С).

    Качественной реакцией на данный витамин является взаимодействие с хлоридом железа (III) (А).

    Витамин, разрушающийся при взаимодействии с воздухом и металлом (С).

    Витамин, образующийся в коже при взаимодействии солнечных лучей (D).

    Приложение I.

    Название витамина

    Описание

    Продукты, богатые витамином

    Водорастворимые витамины

    Витамин С или аскорбиновая кислота

    Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям.

    При недостатке – цинга.

    Плоды шиповника,  капуста, картофель, грейпфрут, петрушка, щавель.

    Витамин В1 - тиамин

    Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене. При недостатке – бери-бери

    Печень, орехи, яйца, зеленый горошек, отруби.

    Витамин В2 - рибофлавин

    Находится во всех клетках организма и катализирует протекающие там окислительно-восстановительные реакции. При недостатке – катаракта, поражаются слизистые оболочки рта.

    Печень, молоко, дрожжи, томаты, бобовые.

    Витамин В6 - пиридоксин

    Участвует в превращениях аминокислот и в обмене углеводов. При недостатке - анемия (малокровие), судороги.

    Куриное мясо, орехи, хлеб из муки грубого помола, бананы.

    Витамин В12 или цианокоболамин

    Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани и клеток костного мозга. При недостатке - анемия.

    Мясо, печень, рыба.

    Витамин РР – никотиновая кислота

    Регулирует кровообращение и уровень холестерина.

    При недостатке – пеллагра.

    Арахис, рис, отруби, зерна ячменя.

    Жирорастворимые

    Витамин А

    Необходим для роста и размножения клеток. Замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой.

    При недостатке - "куриная слепота".

    Мясо, молоко, печень, рыбий жир, яичный желток,   морковь, помидоры.

    Витамин Д - эргокальциферол

    Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей.

    При недостатке – рахит.

    Рыбий жир, сливочное масло, сливки, яичный желток.

    Витамин Е

    Влияет на функции половых и эндокринных желез. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп.

    При недостатке - дистрофия мышечной ткани.

    Оливковое, кукурузное, подсолнечное масла, арахис.

    Витамин К

    Регулирует свертываемость крови.

    При недостатке – носовые кровотечения.

    Соевое масло, печень, орехи, салат, капуста

    Приложение II

    Последствия гиповитаминоза и гипервитаминоза

    Витамин

    Суточная потребность (мг)

    Симптомы, возникающие при гиповитаминозе

    Симптомы, возникающие при гипервитаминозе

    A

    0.9

    “Куриная слепота”, нарушение роста

    Изменение кожи, слизистых и костей, головные боли, малокровие

    B1

    1.4-1.6

    Болезнь бери-бери, полиневрит, поражение ЦНС, параличи, атрофия мышц, сердечная недостаточность

    Возможна аллергия

    C

    75

    Цинга, нарушение соединительной ткани, кровотечение десен, подверженность инфекциям

    Возможны повреждения поджелудочной железы и почек

    D

    2.5

    Нарушение роста и окостенения скелета, уменьшение содержания кальция в костях и другие симптомы рахита

    Вымывание кальция из костей, повышение содержания кальция в крови, нарушение деятельности ЦНС и почек

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

    Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

    Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

    Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

    Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

    Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

    методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

    Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

    Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения" учитель Воротнёва Н.А.

    Филиал  МОУ «Ерышовская сош» в с. Каменка.  Урок по биологии 8 класс по теме «Органы пищеварения. Зубы.»Подготовил и провел: учитель биологии Воротнёвой Н.А. Цели:Об...

    Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

    Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....