Главные вкладки

    Урок биологии по теме "Строение клетки" в 10 классе
    план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

    Татьяна Николаевна Зырянова

    Разработка урока по биологии (10 класс)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_stroenie_kletki.docx22.21 КБ
    Файл stroenie_kletki.pptx1.22 МБ

    Предварительный просмотр:

                Конспект урока  биологии  по теме « Строение клетки» в 10 классе

                            Учитель  биологии  высшей категории  Т.Н.Зырянова


    Цель: изучить строение основных органоидов цитоплазмы растительной и животной клетки и химическую организацию самой клетки.

    Задачи:

    - общеобразовательная: дать представление о строении растительной и животной клетке, их органоидах, изучить химический состав клетки

    - воспитывающая: формировать экологическую культуру.
    - развивающая: продолжать развивать умение анализировать, сопоставлять информацию по биологии и по химии, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;


    Тип урока: изучение нового материала. 

    Форма урока: урок формирования новых знаний – мультимедийный.

    Оборудование: таблицы: «Схема строения растительной и животной клетки» и таблица «Химический состав клетки» в электронном варианте, раздаточный материал, опорный конспект.

    Основные понятия: клеточная мембрана, гладкая ЭПС, шероховатая ЭПС, вакуоль и лизосома, биогенные элементы, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.

    План:
    Организационный момент: приветствие, проверка присутствующих (2 мин.)  
    2. Изложение нового материала: цель, тема «Строение растительной и животной клетки: цитоплазма и входящие в нее органоиды: клеточная стенка, клеточная мембрана, гладкая ЭПС, шероховатая ЭПС, вакуоль и лизосома. Их функции. Химическая организация клетки: органические и неорганические вещества» (16 мин.)
    3. Закрепление изученного материала: заполнение таблицы «Строение и функции клетки», формулировка выводов (15 мин.)
    4. Сообщение домашнего задания (2 мин.)
    5. Подведение итогов: вспомнить поставленную в начале урока цель, оценить работу учащихся (5 мин.)

    Ход урока

    Тема: «Строение растительной и животной клетки: цитоплазма и входящие в нее органоиды: клеточная стенка, клеточная мембрана, гладкая ЭПС, шероховатая ЭПС, вакуоль и лизосома. Их функции. Химический состав клетки»
    Изложение нового материала.

     Начало биологической эволюции связано с появлением на Земле клеточных форм жизни – одноклеточных и многоклеточных организмов. Клетка этих форм жизни является структурной и функциональной единицей живого. Мультимедийная схема «Форма клеток», (нервная, эпителиальная, яйцеклетка, мышечная - клетки).
    Как мы видим, клетки разнообразных организмов – от простейших до высших растительных и животных – отличаются сложностью и разнообразием. А теперь, рассмотрим подробнее строение и химический состав клетки.
    Мультимедийная «Схема строения растительной и животной клетки».
    Презентация : Строение клетки
    Клеточная стенка, клеточная мембрана, гладкая ЭПС, шероховатая ЭПС, вакуоль и лизосома (рассматривается строение).
    Необходимо также знать, что клетка, являясь элементарной единицей живого, включает в себя почти всю таблицу Д.И. Менделеева в тех или иных количествах.
    Заполняются таблицы вместе с учителем:
    Химический состав клетки. Элементы, входящие в состав клетки, %


    Биогенные элементы


    Макроэлементы


    Микроэлементы


    Ультрамикроэлементы


    Кислород (О) 65-75

    Углерод (C) 

    15-18

    Азот (N) 1,5-3

    Водород (H) 

    8-10


    Магний (Mg)

    0,02 – 0,03

    Калий (K)

    0,15-0,4

    Натрий (Na)

    0,02-0,03

    Кальций (Ca)

    0,04-2,00

    Железо (Fe)

    0,01-0,15

    Сера (S)

    0,15-0,2
    Фосфор (P)
    0,2-1,0


    Содержание: 0,001 до 0,000001

    Бор (B)

    Кобальт (Co)

    Медь (Cu)

    Молибден (Mo)

    Цинк (Zn)

    Йод (I)

    Бром (Br)


    Содержание не превышает 0,000001

    Уран (U)

    Радий (Ra)

    Золото (Au)

    Ртуть (Hg)

    Бериллий (Be)

    Цезий (Сs)

    Селен (Se)


    Однако каждый элемент играет важную роль в растительной и животной клетке, независимо от его содержания.
    Химические соединения, входящие в состав клетки,

                               Химические  соединения

    Вода       Минеральные соли       Органические вещества

                                                      Белки  Жиры Углеводы Нуклеиновые кислоты
     
    Закрепление изученного материала.

    Заполнение таблицы «Строение и функции клетки»


    Органеллы


    Строение


    Функции


    Наружная клеточная мембрана


    Микроскопическая пленка, состоящая из двух слоев белка и расположенного между ними слоя липидов.


    Изолирует клетку от окружающей среды, обладает избирательной проницаемостью, регулирует процесс поступления веществ в клетку, обеспечивает обмен веществ и энергии с внешней средой, способствует соединению клеток в ткани, участвует в пиноцитозе и фагоцитозе, регулирует водный баланс клетки и выводит из нее конечные продукты жизнедеятельности


    Эндоплазматическая сеть ЭС)


    Микроскопическая система мембран, образующих трубочки, канальцы, цистерны и пузырьки. Гранулярная ЭС несет рибосомы, гладкая - лишена их


    Обеспечивает транспорт веществ как внутри клетки, так и между соседними клетками. Гранулярная ЭС участвует в синтезе белка. В каналах ЭС образуются сложные молекулы белка, синтезируются жиры.


    Лизосомы


    Микроскопические одномембранные органеллы округлой формы. Их число зависит от жизнедеятельности клетки и ее физиологического состояния. В лизосомах находятся лизирующие ферменты, синтезированные на рибосоме


    Переваривание пищи, попавшей в животную клетку при фагоцитозе и пиноцитозе. Защитная функция. В клетках любых организмов осуществляют автолиз (саморастворение органелл), особенно в условиях пищевого или кислородного голодания


    Аппарат Гольджи


    Микроскопические одномембранные органеллы, состоящие из стопочки плоских цистерн, по краям которых ответвляются трубочки, отделяющие мелкие пузырьки


    В общей системе мембран любых клеток - наиболее подвижная и изменяющаяся органелла. В цистернах накапливаются продукты синтеза, распада и вещества, поступившие в клетку, а также вещества, которые выводятся из клетки. Упакованные в пузырьки, они поступают в цитоплазму: одни используются, другие выводятся наружу. В растительной клетке участвует в построении клеточной стенки


    Рибосомы


    Микроскопические органеллы округлой формы. Они не имеют мембранного строения и состоят из белка и рРНК.


    Универсальные органеллы всех клеток животных и растений. Находятся в цитоплазме в свободном состоянии или на мембранах ЭС. В рибосомах синтезируются белки по принципу матричного синтеза.


    Митохондрии


    Микроскопические органеллы, имеющие двухмембранное строение. Внешняя мембрана гладкая, внутренняя - образует различной формы выросты - кристы. В матриксе митохондрии (полужидком веществе) находятся ферменты, рибосомы, ДНК, РНК


    Универсальная органелла, являющаяся дыхательным и энергетическим центром. В процессе кислородного (окислительного) этапа в матриксе с помощью ферментов происходит расщепление органических веществ с освобождением энергии, которая идет на синтез АТФ (на кристах)


    Лейкопласты


    Микроскопические органеллы, имеющие двухмембранное строение. Внутренняя мембрана образует 2-3 выроста. Форма округлая. Бесцветны


    Характерны для растительных клеток. Служат местом отложения запасных питательных веществ, главным образом крахмальных зерен. На свету их строение усложняется и они преобразуются в хлоропласты. 


    Хлоропласты


    Микроскопические органеллы, имеющие двухмембранное строение. Наружная мембрана гладкая. Внутренняя мембрана образует систему двухслойных пластин – тиллакоидов, в которых сосредоточен пигмент – хлорофилл. Окраска зеленая


    Характерны для растительных клеток. Органеллы фотосинтеза, способные создавать из неорганических веществ (СО
    2 и Н2О) при наличии световой энергии и пигмента хлорофилла органические вещества - углеводы и свободный кислород. Могут образоваться из лейкопластов, а осенью перейти в хромопласты (красные и оранжевые плоды, красные и желтые листья)


    Хромопласты


    Микроскопические органеллы, имеющие двухмембранное строение. Окраска красная, оранжевая или желтая


    Характерны для растительных клеток. Придают лепесткам цветков окраску, привлекательную для насекомых-опылителей. В осенних листьях и зрелых плодах, отделяющихся от растения, содержатся кристаллические каротиноиды - конечные продукты обмена


    Клеточный центр


    Микроскопическая органелла немембранного строения. Состоит из двух центриолей. Каждая имеет цилиндрическую форму


    Принимает участие в делении клеток животных и низших растений. В начале деления (в профазе) центриоли расходятся к разным полюсам клетки. От центриолей к центромерам хромосом отходят нити веретена деления. В анафазе эти нити притягивают хроматиды к полюсам. После окончания деления центриоли остаются в дочерних клетках, удваиваются и образуют клеточный центр


    Органоиды движения


    Реснички - многочисленные цитоплазматические выросты на поверхности мембраны


    Удаление частичек пыли (реснитчатый эпителий верхних дыхательных путей), передвижение (одноклеточные организмы)


    Жгутики - единичные цитоплазматические выросты на поверхности клетки


    Передвижение (сперматозоиды, зооспоры, одноклеточные организмы)


    Ложные ножки (псевдоподии) - амебовидные выступы цитоплазмы


    Образуются у животных в разных местах цитоплазмы для захвата пищи, для передвижения



    Итак, в клетке обнаружено значительное большинство элементов периодической системы Менделеева. Они объединены в четыре группы по количеству содержания в клетке: 1-я группа – биогенные элементы: кислород, азот, углерод, водород (98%); 2-я группа – макроэлементы, с содержанием 0,1-0,01%: магний, калий, натрий, кальций, железо; 3-я группа микроэлементы, с содержанием 0,001-0,000001%: бор, кобальт, бром, йод; 4-я группа – ультрамикроэлементы, с содержанием менее 0,000001%: уран, золото, ртуть, селен. А также, в клетке имеются химические соединения: вода, минеральные соли, органические соединения – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. 

    Презентация : химический состав клетки
    Домашнее задание:  пар.1, 7,8, таблица в тетради


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Строение клетки

    Слайд 2

    Этапы формирования и развития представлений о клетке Зарождение понятий о клетке 1590г. Братья Янсены (изобретение микроскопа), 1665г. Р. Гук (ввел термин «клетка»), 1680г. А.Левенгук (открыл одноклеточные организмы), 1831г. Р.Броун (открытие ядра).

    Слайд 3

    Этапы формирования и развития представлений о клетке Возникновение клеточной теории. 1838г. Т.Шлейден (сформулировал вывод: ткани растений состоят из клеток), 1839г. М.Шванн (ткани животных состоят из клеток. Обобщил знания о клетке, сформулировал основное положение клеточной теории : клетки представляют собой структурную и функциональную основу всех живых существ).

    Слайд 4

    Этапы формирования и развития представлений о клетке Развитие клеточной теории. 1858г. Р.Вирхов.(утверждал, что каждая новая клетка происходит только от клетки в результате ее деления), 1930г. – создание электронного микроскопа.

    Слайд 5

    Клеточная теория клетка – основная единица строения и развития всех живых организмов; клетки всех организмов сходны по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности; каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки; в многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемой ими функции и образуют ткани. Из тканей состоят органы, которые тесно связаны между собой и подчинены системам регуляции.

    Слайд 6

    Поверхностный аппарат клеток Для того, чтобы поддерживать в себе необходимую концентрацию веществ, клетка должна быть физически отделена от своего окружения. Вместе с тем, жизнедеятельность организма предполагает интенсивный обмен веществ между клетками. Роль барьера между клетками играет поверхностный аппарат клеток, который состоит из : Плазматической мембраны; Надмембранного комплекса: У животных – гликокаликс, У растений – клеточная стенка.

    Слайд 7

    Состав и строение наружной плазматической мембраны Двойной слой липидов , Белки , Углеводы .

    Слайд 8

    Основные функции поверхностного аппарата Ограничение внутренней среды клетки, сохранение ее формы, Защита от повреждений, Рецепторная функция; Транспорт веществ через плазматические мембраны ( трансмембранный транспорт), Транспорт в мембранной упаковке ( эндоцитоз и экзоцитоз ). Вернуться

    Слайд 9

    Важной проблемой является транспорт веществ через плазматические мембраны. Он необходим для доставки питательных веществ в клетку, вывода токсичных отходов, создания градиентов для поддержания нервной и мышечной активности. Существуют следующие механизмы транспорта веществ через мембрану: диффузия осмос активный транспорт Транспорт веществ через плазматические мембраны Вернуться

    Слайд 10

    Диффузия, осмос диффузия обеспечивает перемещение маленьких, незаряженных молекул по градиенту концентрации между молекулами липидов (газы, жирорастворимые молекулы проникают прямо через плазматическую мембрану); при облегчённой диффузии растворимое в воде вещество (глюкоза, аминокислоты, нуклеотиды) проходит через мембрану по особому каналу, создаваемому белком-переносчиком; осмос (диффузия воды через полупроницаемые мембраны); Процессы не требуют дополнительной энергии. Вернуться

    Слайд 11

    активный транспорт - перенос молекул Na + и K+, H+ из области с меньшей концентрацией в область с большей (против градиента концентраций ) посредством специальных транспортных белков. Процесс требует затраты энергии АТФ Активный транспорт

    Слайд 12

    Натрий-калиевый насос Обмен осуществляется при помощи специальных белков, образующих в мембране так называемые каналы. На рисунке показана работа такого канала (насоса), обеспечивающего движение ионов натрия и калия через клеточную мембрану.

    Слайд 13

    Натрий-калиевый насос Внутриклеточная часть белка расщепляет молекулы АТФ. Это обеспечивает выведение из клетки трех ионов натрия и поступление двух ионов калия. Таким образом внутри клетки поддерживается высокая концентрация калия (в 35 раз выше, чем вне клетки) и низкая концентрация натрия (в 14 раз ниже внеклеточной). Это важно для создания электрических потенциалов на мембранах, процесса возбуждения в нервных и мышечных клетках, нормального протекания других внутриклеточных процессов. Вернуться

    Слайд 14

    Цитоплазма 1 . Основние вещество цитоплазмы – гиалоплазма (существует в 2 формах: золь - более жидкая и гель – более густая. 2. Органеллы – постоянные компоненты. 3. Включения –временные компоненты. Свойство цитоплазмы – циклоз (постоянное движение) Обязательная часть клетки, заключенная между плазма- тической мембраной и ядром.

    Слайд 15

    Основные органеллы Мембранные Митохондрии Эндоплазматическая сеть Аппарат Гольджи Пластиды Лизосомы Немембранные Рибосомы Вакуоли Клеточный центр Органеллы движения Вернуться

    Слайд 16

    Митохондрии Состав и строение : 2 Мембраны Наружная Внутренняя(образует выросты – кристы) Матрикс (внутреннее полужидкое содержимое, включающее ДНК, РНК, белок и рибосомы) Функции: Синтез АТФ Синтез собственных органических веществ, Образование собственных рибосом. Вернуться

    Слайд 17

    Эндоплазматическая сеть Строение 1 мембрана образует: Полости Канальцы Трубочки На поверхности мембран – рибосомы Функции: Синтез органических веществ (с помощью рибосом) Транспорт веществ Вернуться

    Слайд 18

    Аппарат Гольджи Строение Окруженные мембранами полости (цистерны) и связанная с ними система пузырьков. Функции Накопление органических веществ «Упаковка» органических веществ Выведение органических веществ Образование лизосом Вернуться

    Слайд 19

    Пластиды Строение 2 мембраны Наружная Внутренняя ( содержащие хлорофилл граны, собранные из стопки тилакоидных мембран ) Матрикс (внутренняя полужидкая среда, содержащая белки, ДНК, РНК и рибосомы) Лейкопласты Хромопласты Хлоропласты Функции: Синтез АТФ Синтез углеводов Биосинтез собственных белков Вернуться

    Слайд 20

    Лизосомы Строение: Пузырьки овальной формы (снаружи – мембрана, внутри – ферменты) Функции: Расщепление органических веществ, Разрушение отмерших органоидов клетки, Уничтожение отработавших клеток. Вернуться

    Слайд 21

    Немембранные органеллы. Рибосомы Строение: Малая Большая Состав: РНК (рибосомная) Белки. Функции: Обеспечивает биосинтез белка (сборку белковой молекулы из аминокислот). субъединицы Вернуться

    Слайд 22

    Клеточный центр Строение: 2 Центриоли ( расположены перпендикулярно друг другу) Состав центриолей: Белковые микротрубочки . Свойства: способны к удвоению Функции: Принимает участие в делении клеток животных и низших растений Вернуться

    Слайд 23

    Органеллы движения Реснички (многочисленные цитоплазматические выросты на мембране). Жгутики (единичные цитоплазматические выросты на мембране). Псевдоподии (амебовидные выступы цитоплазмы). Миофибриллы (тонкие нити длиной до 1 см.). Вернуться

    Слайд 24

    Ядро Ядро имеется в Клетках Всех Эукариот За Исключением Эритроцитов млекопитающих. У некоторых простейших имеются два ядра, но как правило, клетка содержит только одно ядро. Ядро обычно принимает форму шара или яйца; по размерам (10–20 мкм) оно является самой крупной из органелл.

    Слайд 25

    Ядро Строение: 1. Ядерная оболочка (2 мембранная): Наружная мембрана Внутренняя мембрана . 2. Ядерный сок ( бе лки, ДНК, вода, мин. соли). 3. Ядрышко (белок и р-РНК). 4. Хромосомы (хроматин): ДНК Белок.

    Слайд 26

    Ядро Функции: Регуляция процесса обмена веществ, Хранение наследственной информации и ее воспроизводство, Синтез РНК, Сборка рибосом (рибосомальный белок + рибосомальная РНК) Вернуться


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок биологии на тему "Клетка - симфония жизни"

    Урок содержит материал, который можно использовать в классах биолого- химического (медицинского) профиля обучения....

    Конспект урока биологии "Жизненный цикл клетки. Митоз.Амитоз"

    Урок биологии в 10 классе разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с использованием элементов технологии критического мышления....

    Урок биологии в 7-м классе . Тема: "Общая характеристика класса Земноводные"

    Урок изучения нового материала.Цель урока: ознакомить учащихся с признаками земноводных, с приспособленностью к жизни в двух средах;показать значение земноводных в природе....

    Конспект урока биологии "Химический состав клетки"

    В конспект урока прилагается технологическая карта...

    Урок биологии в 10-м классе на тему "История изучения клетки. Клеточная теория" ________________________________________

    Цель урока: рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов.Задачи: рассмотреть историю изучения клетки, основные положения клеточной теории; доказать, что клетка - элементарная би...

    Использование инфографики на уроках биологии по теме "Клетка"

    Инфографика интересный способ изучения любой темы на любом предмете. Это возможность кратко изложить материал и легко его воспроизвести. На биологии была выбрана тема "Клетка". Ниже представ...