Подробный план-конспект урока биологии в 10-ом классе по теме: "Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты" согласно ФГОС
план-конспект занятия по биологии (10 класс)

Подробный план-конспект урока биологии в 10-ом классе по теме: "Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты" согласно ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические организмы.

Цель: сформировать у обучающихся представления о клеточном строении организма.

Задачи:

- образовательные: сформировать понятие клетка, органоиды, цитоплазматическая мембрана, цитоплазма, гиалоплазма, рибосомы, клеточный центр, лизосомы, комплекс Гольджи, ЭПС, митохондрии, пластиды, ядро, цитоскелет, микротрубочки, прокариоты, эукариоты. охарактеризовать функции органоидов.

- развивающие: продолжить формирование образного мышления, развивать умение анализировать рисунки презентации, обобщать и анализировать, делать выводы.

- воспитательные: воспитывать уважительное отношение к друг другу, продолжать закладывать чувство патриотизма.

Оборудование: презентация «Строение и функции клетки», заготовки мини макетов клетки.

Ход урока.

  1.  Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач урок. Мотивация учебной деятельности.

Тема нашего урока спряталась в загадке:

Материи мельчайшая частица-

Меня не видит глаз, - так я мала,

Но из меня ведь состоят тела

Растений, человека, зверя, птицы!

Отгадай кто я?  (клетка)

Да, это клетка. Сегодня на уроке мы изучим строение и функции клетки. Наши задачи на сегодняшний урок: познакомиться с органоидами клетки и их функциями, уметь отличать прокариотические организмы от эукариотических.

 Знания, полученные на уроке нам, понадобятся на следующем уроке, для выполнения практической работы

  1. Актуализация знаний.

Работа с интерактивной схемой.

Задание: соединить вещества клетки с их функциями.

Вещество клетки

Функция

Вода

Поддерживает кислотно-щелочной баланс

Белки

Термоизоляторы

Минеральные соли

Содержит информацию о генетическом коде

Углеводы

Строительный материал

Липиды

Энергетическое топливо

Нуклеиновые кислоты

Поддерживает структуры клетки, растворитель

  1. Первичное усвоение знаний.

Рассказ с элементами беседы.

Жила-была клетка. И все в ее структуре было складно до гладко. Во общем функционировала она идеально. Как вы думаете почему?

Предположение обучающихся.

Действительно, все компоненты клетки взаимосвязаны. Эти компоненты называются органоиды клетки. Они делают разную работу, обеспечивая клетку всем необходимым.

В клетки протекает сразу множество химических процессов. Каким образом это происходит?

Предположение обучающихся.

Все верно. Клетка разбита на множество отсеков с помощью мембран, где изолированно протекают разные биохимические реакции. Это как минилаборатория, в которой происходит одновременно сжигание глюкозы, синтез аминокислот и удвоение молекулы ДНК.

А теперь коротко опишем основные функции органоидов животной клетки (показ презентации). Итак:

  • Плазматическая мембрана – тонкая пленка вокруг клетки, состоящая из липидов и белков. Очень важный органоид, который обеспечивает транспортировку в клетку воды, минеральных и органических веществ, удаляет вредные продукты жизнедеятельности и защищает клетку.
  • Цитоплазма – внутренняя полужидкая среда клетки. Обеспечивает связь между ядром и органоидами.
  • Эндоплазматическая сеть – она же сеть каналов в цитоплазме. Принимает активное участие в синтезе белков, углеводов и липидов, занимается транспортировкой полезных веществ.
  • Митохондрии – органоиды, в которых окисляются органические вещества и синтезируются молекулы АТФ с участием ферментов. По сути митохондрии это органоид клетки, синтезирующий энергию.
  • Пластиды (хлоропласты, лейкопласты, хромопласты) – как мы упоминали выше, встречаются исключительно у растительных клеток, в целом их наличие является главной особенностью растительного организма. Играют очень важную функцию, например, хлоропласты, содержащие зеленый пигмент хлорофилл, у растения отвечают за явление фотосинтеза.
  • Комплекс Гольджи – система полостей, отграниченных от цитоплазмы мембраной. Осуществляют синтез жиров и углеводов на мембране.
  • Лизосомы — тельца, отделенные от цитоплазмы мембраной. Имеющиеся в них особые ферменты ускоряют реакцию расщепления сложных молекул. Также лизосома является органоидом, обеспечивающим сборку белка в клетках.
  • Вакуоли — полости в цитоплазме, заполненные клеточным соком, место накопления запасных питательных веществ; они регулируют содержание воды в клетке.

В целом все органоиды являются важными, ведь они регулируют жизнедеятельность клетки.

Есть организмы в клетках, которых нет оформленного ядра это прокариоты. К ним относятся бактерии. Но есть ли у них генетический материал?

Предположение обучающихся.

Совершенно, верно, генетический материал у них есть. Только он представлен кольцевой молекулой ДНК, которая лежит в цитоплазме.

Соответственно есть организмы, клетки которых содержит ядро. Это эукариоты. К ним относятся грибы, растения, животные.

  1. Первичная проверка понимания.

Обучающиеся создают клетку из пластилина, с помощью заготовок минимакетов клетки.

  1. Первичное закрепление.

Выберите верное утверждение.

1. Включения — это постоянные структуры цитоплазмы клеток. (нет)

2. Плазматическая мембрана обладает избирательной проницаемостью. (да)

3. Лизосомы формируются из структуры комплекса Гольджи. (да).

4. В основе структурной организации клетки лежит мембранный принцип строения. (да)

5. На мембранах гладкой ЭПС осуществляется синтез белка. (нет)

6. В настоящее время общепринята модель мозаичного строения мембран. (да)

7. Органоиды – непостоянные, жизненно важные составные части цитоплазмы клеток. (нет)

8. Цитоплазма не выполняет защитную функцию. (да)

9. Клетки эукариот не содержат оформленного ядра. (нет)

10. К прокариотам относятся бактерии. (да)

  1.   Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.

По учебнику Д.К. Беляева § 8, 9, заполнение схемы строение клетки в тетради.

  1. Рефлексия.

Рефлексивный ринг

Обучающиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал… Я научился…

Меня удивило… У меня получилось…

Было трудно… Я смог ….

Я понял, что… Я попробую…

Я теперь могу…. Меня удивило…

Мне захотелось…. Было интересно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии для обучающихся 8 класса по теме «Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости»

Методическая разработка урока биологии предназначена для учащихся 8 класса, изучающих курс биологии по линии Н.И. Сонина.Цели урока:Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:механической и химичес...

План-конспект открытого урока биологии:": Строение и многообразие бактерий."

·       Тип урока:·       По ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;·       По спосо...

План-конспект открытого урока английского языка в 6 классе по теме "My Working Day & My Lifestyle" ( по ФГОС)

Урок составлен в соответствии с ФГОС, использую несколько технологий: коммуникативного обучения,игровые,здоровьесберегающие и информационно-компьютерные.Тесты 2-х видов для контроля сформированности У...

План - конспект виде - урока презентации "Сластёна" для 2 класса в формате технологической карты по требованиям ФГОС.

Данный урок направлен на культивирование нравственного воспитания и прививания культуры питания у учащихся вторых классов....

План-конспект открытого урока по математике в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема"Законы сложения"

13.03.2019 года в 5 классе провела открытый урок по математике  по теме "Законы сложения"...