План-конспект открытого урока биологии:": Строение и многообразие бактерий."
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Голубева Наталья Дмитриевна

·       Тип урока:

·       По ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;

·       По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

·       По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

·       Методы:

·       Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

·       Дополнительные:

o   словесные (беседа, диалог);

o   наглядные (работа с рисунками, схемами);

o   практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования);

o   дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_k_kursam.docx47.15 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока биологии

Учитель: Голубева Наталья Дмитриевна, учитель биологии МБОУ СОШ №2 г, Демидова Смоленской области

Дата: 01 декабря 2013 года

Класс: 5б

УМК:   «Биология» /Бактерии,  грибы, растения/ Пасечник В.В.

Тема урока: Строение и многообразие бактерий.

Место урока в программе: первый  урок в главе 2 «Бактерии»

  • Предметно-дидактическая: формирование представлений об отличительных признаках представителей  царства Бактерии и их значении в природе и в жизни человека.
  • Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

Ожидаемые результаты:

  • Личностные: 
  • Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к     саморазвитию  и самообразованию;
  • Ответственно относятся  к выполнению учебных задач;
  • Демонстрируют коммуникативную компетентность,   уважительное отношение к мнению другого человека.
  • Метапредметные:  
  • Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
  • Выдвигают простейшие гипотезы;
  • Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение,  высказывают суждения, аргументируют их;
  • Работают с информацией и преобразуют её;
  • Находят причинно-следственные связи;
  • Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
  • Предметные:
  • Знают отличительные признаки бактериальной  клетки, умеют находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств;
  • Имеют представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;
  • Называют примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций.
  • Тип урока:
  • По ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;
  • По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
  • По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
  • Методы:
  • Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
  • Дополнительные: 
  • словесные (беседа, диалог);
  • наглядные (работа с рисунками, схемами);
  • практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования);
  • дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
  • Основные вопросы:
  • Места обитания и существенные признаки бактерий: строение клетки и жизненные формы;
  • Процессы жизнедеятельности: питание, размножение, образование спор;
  • Средства обучения:
  • Учебник Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. М.: Дрофа, 2012;
  • Рабочая тетрадь для 5 класса;
  • ЦОР «Деление бактериальной клетки», «Спорообразование у бактерий», электронное приложение для 5 класса;
  • Дополнительный текстовый материал;
  • Презентация «Бактерии»;
  • Оценочный лист.

  • Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, интерактивная система голосования.
  • Ход урока (см. технологическую карту).

  • Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме  «Строение,  многообразие и значение бактерий»

Этап

Содержание

Методы

Учебно-познавательные задачи урока

Формы контроля

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

Организа-

ционный

Приветствует обучающихся, просит  их проверить  готовность к уроку.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

Самопроверка

Регулятивные:

Самоконтроль учебной деятельности

Ориентировочно-мотиваци-

онный 

– стадия вызова

На уроках биологии мы будем знакомиться с различными группами организмов.

Слайд 1. Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор.

Кто озвучит тему урока?

Слайд 2. Что бы вы хотели узнать  на уроке? На какие вопросы получить ответы?

Словесный

(беседа), наглядный

Мотивирует обучающихся к определению темы  и к постановке познавательной цели урока.

  • Определяют  тему урока;
  • Участвуют в постановке познавательной цели урока.

Словесная оценка учителя

Регулятивные:

Целеполагание

Учебно-познавательная деятельность:

  1. Постановка проблемы
  2. Открытие нового через её решение
  1. Первичное закрепление
  1. Открытие нового
  1. Постановка и решение проблемы

Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему?

Слайд 3. Какие организмы, из изображённых на слайде, нельзя отнести к бактериям? Почему?

Слайд 4. На экране вы видите два организма. Являются ли они бактериями? Почему? Вы можете работать индивидуально или в парах.

Учебник § 11, с. 52.

Дедуктивный (применение знаний)

Проблемный,

наглядный

  • Предлагает  обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления существенных признаков строения бактерий.
  • Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.
  • Делают вывод о малом размере бактерий.
  • Делают вывод об одноклеточности  бактерий.
  • Осуществляют сравнение организмов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления.
  • Работают с текстом учебника, изучают строение клетки бактерии, отвечают на проблемный вопрос.

Словесная оценка учителя

Самопроверка по образцу

Самопроверка по образцу

Само- и взаимопроверка по образцу

Самопроверка по образцу

Взаимопроверка

Самопроверка

Самопроверка

Взаимопроверка

Взаимопроверка

Словесная оценка учителя

Познавательные

  • Формулирование проблемы, поиск путей решения;
  • Информационный поиск;
  • Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление  

причинно-следственных связей, обобщение;

  • Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование);
  • Построение речевого высказывания.

Регулятивные:

  • Целеполагание;
  • Планирование;
  • Контроль;
  • Оценка и самооценка.

Коммуникативные:

  • Участие в совместной деятельности;
  • Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.

Личностные:

  • Ответственное отношение к выполнению учебных задач;
  • Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;
  • Уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма. Выполнитезадание 64, с. 34 рабочей тетради.

Поработаем со схемой бактериальной клетки в рабочей тетради (задание № 65, с. 34).

Кто хочет показать основные части клетки бактерии на рисунке?

Проверьте работу в рабочей тетради у своего соседа, проставьте отметку в оценочный лист.

Слайд 5. Формы бактериальных клеток разнообразны.

Дедуктивный (применение знаний),

практический (заполнение схемы),

наглядный

Организует первичное закрепление материала.

  • Выполняют задания в рабочей тетради.
  • Осуществляют проверку и оценивание друг друга.

Какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий?  Как, на ваш взгляд, могут размножаться   бактерии? Обсудите в группе и выскажите предположение.

Выполните в рабочей тетрадизадание №  67, с. 34 и проверьте выполнение у своего соседа, проставьте отметку в оценочный лист.

Практический (заполнение схемы),

наглядный

  • Предлагает  обучающимся вопросы и задания с целью выявления особенностей процессов жизнедеятельности бактерий.
  • Осуществляет коррекцию, организует обсуждение.
  • Высказывают предположение о размножении бактерий. Обсуждают его в группе.
  • Знакомятся с ЦОР «Деление бактериальной клетки»
  • Выполняют задание в рабочей тетради, осуществляют взаимопроверку.

Слайд 6.  В группах проанализируйте информацию слайда и сделайте предположение о питании бактерий.

Наглядный,

дедуктивный (анализ)

  • Высказывают предположение о питании бактерий. Обсуждают его в группе.
  • Делают вывод о  разнообразных способах питания бактерий (сами создают, а также питаются готовые питательными веществами).

Слайд 7. Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях  потомство всего одной бактерии  может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.  

Почему этого не происходит?

Что происходит с бактериями  в неблагоприятных условиях? Обсудите вопрос в группе, выскажите предположение.

Выполнитезадание № 66 рабочей тетради, осуществите взаимопроверку, проставьте отметку в оценочный лист(учебник с. 60).

Проблемный,

наглядный

  • Направляет деятельность учащихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.
  • Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.
  • Выслушивают мнение других групп, осуществляют оценку.
  • Знакомятся с ЦОР «Спорообразование у бактерий».
  • Выполняют задание в рабочей тетради.

Можно ли на Земле обойтись без бактерий? Изучите дополнительную информацию о бактериях  и найдите  примеры:1  группа – положительного значения бактерий в природе; 2  группа – пользы бактерий для человека; 3  группа – вреда бактерий для человека; 4 группа – способов сохранения продуктов питания; 5 группа – методов профилактики бактериальных инфекций.Слайды 8 – 15.

Сформулируйте вывод о значении бактерий в природе и в жизни человека.

Оцените свою работу над этим заданием, проставьте отметку в оценочный лист. Подсчитайте сумму баллов.

Проблемный,

практический,

индуктивный,

наглядный

  • Организует работу групп для ответа на проблемный вопрос.
  • Во время выступления групп демонстрирует слайды, иллюстрирующие примеры.
  • Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.
  • Выслушивают мнение других групп, дополняют ответы, осуществляют оценку.
  • Делают вывод об огромной роли бактерий.

Закрепление, рефлексия,  подведение итогов урока

Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. А теперь возьмем в руки пульты для голосования и ответим на несколько вопросов о бактериях.

Проверим ответы. Кто правильно ответил на все 5 вопросов? Аплодисменты.  

Вернёмся к целям, поставленным в начале урока.  Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке?

Оцените своё настроение  в оценочном листе.

Словесный

(беседа),

практический

(работа с системой голосования)

  • Организует закрепление материала и рефлексию.
  • Работают с интерактивной системой голосования.
  • Осуществляют рефлексию.

Самопроверка

Регулятивные

  • Участие в подведении итогов урока;
  • Самооценка.

Домашнее задание: § 11, вопросы на с. 55 (у),  задания р. т. № 42, стр. 52, 56 творческое для 6 человек с. 55-56(у). По желанию подготовить короткие сообщения о бактериальных болезнях людей.

Приложение к плану-конспекту открытого урока биологии  в 5 классе по теме «Бактерии»

Дополнительная информация для работы в группах

По результатам жизнедеятельности бактерий выделяют несколько групп.

Бактерии гниения  разлагают органические вещества отмерших растений и  животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.

Следующая группа – почвенные бактерии. Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы.

Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии производят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.

Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.

Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют патогенные вредные бактерии. Можно сказать, что микрофлора человека является  дополнительным «органом», участвующим в переваривании пищи и защите организма от инфекций.

Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике.  Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.

Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах, чем наносят непоправимый урон, например, когда под их действием страницы старинных рукописей рассыпаются.

Некоторые виды бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.

Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают  при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.

Вопросы для  интерактивного тестирования по теме «Бактерии»

А1. Бактерии – это организмы:

  1. только одноклеточные;
  2. только многоклеточные;
  3. и одноклеточные, и многоклеточные.

А2. В клетке бактерий есть:

  1. оболочка, цитоплазма, ядро;
  2. цитоплазма, ядро, нуклеиновая кислота;
  3. оболочка, цитоплазма, нуклеиновая кислота.

А3. Бактерии:

  1. питаются готовыми питательными веществами;
  2. сами способны создавать питательные вещества;
  3. верно  1 и 2.

А4. Определите правильное высказывание.

  1. Бактерии размножаются спорами.
  2. Споры помогают бактериям переживать неблагоприятные условия и распространяться.
  3. Споры бактерий быстро погибают в неблагоприятных условиях.

А5. Определите правильное высказывание.

  1. Все бактерии приносят вред  другим живым организмам.
  2. Целлюлозоразрушающие  бактерии приносят пользу человеку.
  3. Человек использует бактерий для создания некоторых продуктов питания.

Оценочный лист к уроку

Фамилия, имя ученика________________________________________________________________


Задания

Баллы

Критерии оценки

Задание  № 42

3 балла – правильно  названы 3 особенности строения.

2 балла – правильно  названы 2 особенности строения.

1 балл – правильно  названа 1 особенность строения.

0 баллов – задание не выполнено.

Задание  № 40

3 балла – правильно  названы 3 части бактериальной клетки.

2 балла – правильно  названы 2 части бактериальной клетки.

1 балл – правильно  названа 1 часть бактериальной клетки.

0 баллов – задание не выполнено.

Задание  № 43

2 балла – правильно  назван процесс, изображённый на схеме, дана его характеристика.

1 балл –  правильно дан ответ на один из вопросов задания.

0 баллов – задание не выполнено.

Задание  № 44

2 балла – правильные ответы на два вопроса задания.

1 балл –  правильно дан ответ на один из вопросов задания.

0 баллов – задание не выполнено.

Работа с дополнительной информацией

2 балла – задание выполнено полностью и правильно, активное участие в работе группы.

1 балл –  задание выполнено не полностью, активное участие в работе группы.

0 баллов – задание не выполнено или в работе группы не участвовал.

Итого

Максимальный балл – 12.

10 – 12 баллов – оценка 5.

8 – 9 баллов – оценка 4.

5 – 7 баллов – оценка 3.

Меньше 5 баллов – оценка 2.

Оцени свое настроение на уроке

(поставь галочку)

https://lh5.googleusercontent.com/tn1-R9Nz4f-XyiUro4LttfBzW358Kl2lbML-nIMgefqNbipsirN-qcwhNB2GvRFv14Zq2B5Abw6mmj-CTBbxqxIX_vl94e81g7r3NaxhPD5CHvrlcGkhhNdju8F0F6hGiA


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку

В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

Интегрированный урок биологии: "Строение и жизнедеятельность бактерий"

Интегрированный урок биологии в соответсвии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока биологии « Строение и жизнедеятельность бактерий»

Технологическая карта  урока  биологии « Строение и жизнедеятельность бактерий» для 5 класса...

Открытый урок биологии в 5 классе "Бактерии"

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности царства Бактерии, углубить знания о типах питания организмов на примере бактерий.Учебник: И.Н. Понамарёва...

Разработка открытого урока биологии "Строение и функции кожи" 8 класс

Данная разработка содержит материал для урока биологии 8 класса по теме:"Стрение и функции кожи"....