Методическая разработка урока биологии для обучающихся 8 класса по теме «Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости»
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Даниленко Светлана Николаевна

Методическая разработка урока биологии предназначена для учащихся 8 класса, изучающих курс биологии по линии Н.И. Сонина.

Цели урока:

Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:

  • механической и химической обработке пищи в ротовой полости;
  • свойствах ферментов;
  • рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости;
  • строении и типах зубов;
  • глотании пищи и передвижении её по пищеводу.

Развивающие: продолжить работу над формированием у учащихся:

  • осмысления учебного фактического и дополнительного материала;
  • навыков частично-поисковой деятельности;
  • умение применять полученные знания в собственной жизни;
  • умения работать в должном темпе.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к интеллектуальному труду;
  • формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга;
  • познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием  курения на состояние зубов и пищеварение в ротовой полости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока биологии для обучающихся 8 класса по теме «Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости».

Учитель биологии МАОУ «СОШ № 12 с УИОП» г. Губкина Белгородской области Даниленко Светлана Николаевна

Цели:

Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:

  1. механической и химической обработке пищи в ротовой полости;
  2. свойствах ферментов;
  3. рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости;
  4. строении и типах зубов;
  5. глотании пищи и передвижении её по пищеводу.

Развивающие: продолжить работу над формированием у учащихся:

  1. осмысления учебного фактического и дополнительного материала;
  2. навыков частично-поисковой деятельности;
  3. умение применять полученные знания в собственной жизни;
  4. умения работать в должном темпе.

Воспитательные: 

  1. воспитывать уважение к интеллектуальному труду;
  2. формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга;
  3. познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием  курения на состояние зубов и пищеварение в ротовой полости.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: частично-поисковый метод, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: рельефная таблица “Строение пищеварительной системы”, расческа с начесанной ватой, зубная щетка,  ломтики лимона, электронное пособие «Человек» - часть 4.

Оформление доски: тема урока, эпиграф, афоризм, план урока.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания:

На прошлом уроке мы изучали тему «Питательные вещества и пищевые продукты. Пищеварение». Проверим вашу подготовку следующим образом: 12 человек будут отвечать письменно на вопросы карточек, несколько человек будут поочередно работать за компьютером, остальные работают со мной.

А) 12 человек  письменно отвечают на вопросы карточек (5 минут):

Карточка №1

1. Что такое питательные вещества?

2. Какова роль пищи в организме?

3. Какой процесс называется пищеварением?

Карточка №2

1.Что происходит с пищей в результате её механической обработки?

2.Какова роль химической обработки пищи?

3. В каком виде питательные вещества всасываются в кровь?

Карточка №3

1.Что такое ферменты?

2. Какова роль пищи в организме?

3. Какова роль химической обработки пищи?

Карточка №4

1. Приведите примеры продуктов питания, наиболее богатых белками.

2. Какова роль пищи в организме?

3. Какой процесс называется пищеварением?

Карточка №5

1. Приведите примеры продуктов питания, наиболее богатых углеводами.

2. Какова роль пищи в организме?

3. Что такое ферменты?

Карточка №6.

1. Приведите примеры продуктов питания, наиболее богатых углеводами.

2. Какова роль пищи в организме?

3. Какую часть в организме человека занимает вода?

Б) Задания на компьютере с электронным пособием «Человек» часть 4: распределить компоненты питания по содержанию в них белков, жиров и углеводов:

А) белки: горох, творог, мясо, яйца, рыба, сыр, орехи,

Б) жиры: сливочное масло, подсолнечное масло,

В) углеводы: овощи, ягоды, крупа, мед, картофель, фрукты, хлеб

Проверка выполнения задания на компьютере.

В) Фронтальный опрос:

1. Какие две группы веществ входят в состав любой живой клетки?

(Неорганические и органические)

2.Какие неорганические вещества, входящие в состав живой клетки, вам известны?

(Вода и минеральные соли)

3. Какие органические вещества входят в состав клетки? (Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты)

4. Какова роль в воды в клетке?

(Вода – универсальный растворитель: в виде водных растворов вещества поступают в клетку, выводятся из клетки, перемещаются внутри клетки. При участие воды протекает большая часть реакций в клетке)

5.Каково значение пищи для организма? (Вещества, входящие в состав пищи - это источник энергии и строительный материал для клеток организма)

6.Сколько граммов жира необходимо употреблять в сутки человеку? (1-1,25г на кг веса)

7.Сколько граммов белка необходимо употреблять в сутки человеку? (100 - 120 г)

8.Почему белковая пища особенно необходима человеку в молодом возрасте? (Происходит  рост организма)

9.Почему нельзя злоупотреблять продуктами, содержащими легко усваиваемые углеводы? (Их избыток откладывается в виде жира)

10.При расщеплении какого из органических веществ выделяется наибольшее количество энергии? (Жира)

11.Что относится к пищеварительным сокам нашего организма? (Слюна, желудочный сок, кишечный сок, желчь, секрет поджелудочной железы)

12. Что такое ферменты? (Вещества белкового происхождения,  которые влияют на   химические реакции в пищеварительном канале)

(Электронное пособие) Какие ферменты содержатся в пищеварительных соках, давайте вспомним, повторите таблицу в тетради и выполним следующее задание:  распределим ферменты и конечные продукты расщепления в ЖКТ белков и пептидов, полисахаридов и жиров (восстанавливаем  таблицу):

Группа веществ

Ферменты

Конечные продукты

Белки и пептиды

трипсин

пептидазы

химотрипсин

аминокислоты

Полисариды

сахараза

мальтаза

амилаза

лактаза

моносариды

Жиры

липаза

глицерин

жирные кислоты

II. Мотивация.

Эпиграф: “Сто болезней входит через рот” (Китайская пословица).

Всё в руках человека, поэтому их надо часто мыть (Афоризм)

Сегодня мы познакомимся с процессами, которые происходят с пищей в ротовой полости, свойствами  ферментов, рефлекторной регуляцией  пищеварения в ротовой полости,

строением и типами зубов, правилами ухода за зубами и профилактикой заболевания зубов, процессом глотания пищи и передвижения её по пищеводу. Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Почему? Вы хотели бы это узнать?

III. Актуализация опорных знаний.

На прошлом уроке мы начали изучать пищеварительную систему, познакомились с органами пищеварения и основными стадиями процесса пищеварения. Давайте вспомним то, что вы уже узнали.

1.Зачем нашему организму необходим кислород? (При окислении питательных веществ выделяется энергия)

2.Что такое пищеварение?

(Пищеварение – это процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химическое расщепление ферментами питательных веществ на более простые части, хорошо усваиваемые организмом).

3.Какая система в организме человека переносит питательные вещества к клеткам и тканям? (Кровеносная)

4.Перечислите и покажите  на рельефной таблице органы, образующие пищеварительный канал.  (Пищеварительный канал состоит из ротовой полости -  глотки - пищевода - желудка -тонкого кишечника - толстого кишечника)

IV. Тема, цели урока, д/з. Сегодня мы начинаем изучать процессы, протекающие в органах пищеварения. Какой первый отдел пищеварительного канала? Конечно, ротовая полость, поэтому  наш урок называется «Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости»  (Учащиеся записывают в тетрадь тему урока).

Целью нашего урока будет изучить процессы, протекающие в ротовой полости, строение и функции органов ротовой полости, глотки и пищевода.  Эти знания понадобятся вам при дальнейшем изучении темы «Пищеварение» и изучении темы «Обмен веществ и энергии». Домашнее задание: стр. 152-155, проверить  свои знания, ответив устно на вопросы стр. 154. Зарисовать строение  коренного зуба человека и подписать его части, выполнить задание из части С.

Итак, сначала пища попадает в рот, именно с изучения строения ротовой полости мы и начнем знакомство с новым материалом. Прошу вас постепенно записывать рассматриваемые на уроке вопросы плана, а по необходимости будем  вести и дополнительные записи.

  1. Строение ротовой полости:

А) преддверие рта – представлено  губами и щелевидным пространством между щеками и зубами;

Работа с учебником: с.152: Какую роль выполняют губы? (Захватывание пищи, определение её качества)

Б) собственно рот – от зубов до глотки: в верхней части  представлен твердым небом, сзади – мягким небом, внизу – языком.

Вся полость рта выстлана слизистым эпителием. Между дужками неба находятся миндалины, на верхней и нижней челюсти расположены зубы, в ротовую полость открываются выходы трех пар крупных слюнных желез.  Что происходит с пищей в ротовой полости? (В ротовой полости происходит механическая и химическая обработка пищи) 

Каково же строение челюстей у человека? Переходим к рассмотрению второго вопроса плана.

  1. Верхняя и нижняя челюсти

Зубы – это обнаженная часть нашего скелета, и каждый зуб – живой орган.

Работа с учебником: с.152  текст и рисунок.      Сколько у человека зубов? 

У взрослого человека 32 зуба. Резцы, их 4 на каждой челюсти, имеют долотообразную коронку и одиночный корень. Клыки – по 2 на каждой челюсти – имеют коронку с двумя режущими краями, сходящимися под углом, корень одиночный. Малые коренные зубы – по 4 на каждой челюсти – лежат за клыками. Коронка сдавлена спереди назад и на жевательной поверхности есть два бугорка, имеет 2 корня. Больших коренных зубов на каждой челюсти 6 (последний, названный зубом мудрости, прорезается в возрасте от 18 до 30 лет). Форма коронки кубовидная, жевательная поверхность имеет 3 бугорка, верхние зубы имеют 3 корня, нижние – два.  Ни один вид зубов человека не имеет 4 корня. А в рекламных роликах о зубной пасте и жевательной резинке изображают коренные зубы с 4-мя корнями. Теперь, как биологически грамотные люди, вы будете знать, что это -  ошибка художника.

Сомкните зубы: если верхние резцы выступают вперед, накрывая нижние, значит, прикус у вас правильный. (Учащиеся записывают в тетрадь зубную формулу) (электронное пособие)

Каково же значение каждого из типов зубов? Рассматриваем следующий вопрос плана.

  1. Типы зубов, их значение (электронное пособие):

А)Резцы,

Б)Клыки,

В)Малые коренные зубы,

Г)Большие коренные зубы 

Какими зубами человек откусывает пищу? (Резцами и клыками)

Какие зубы служат для пережевывания пищи? (Большие и малые коренные)

У человека зубы участвуют в членораздельной речи, придавая своеобразную «окраску» отдельным звукам.

Одинаково ли строение челюстей и зубов у различных групп позвоночных животных? Давайте посмотрим. Переходим к изучению четвертого вопроса плана.

4. Строение челюстей и зубов у разных групп позвоночных животных (электронное пособие):

У травоядных животных коренные зубы больше, жевательная поверхность приспособлена к перетиранию растительной клетчатки. Почему при покупке лошади, смотрели не только на её внешний вид, но и на состояние зубов? (Ответ: чтобы определить, старая лошадь или молодая). У плотоядных обычно 6 резцов, которые очень острые, хорошо развиты клыки, предназначенные для разрывания пищи. У всеядных животных коренные зубы не такие острые, хорошо заметны клыки. У грызунов резцы растут в течение всей жизни.

Как же происходит смена зубов у человека? Рассмотрим этот вопрос.

5.Смена зубов.

У новорожденного младенца вообще нет зубов. Очень редко дети рождаются с зубами. Обычно у здорового ребенка первые нижние зубы появляются на 6-м месяце жизни; к одному году ребенок имеет 8 зубов, а к двум годам – 20 зубов. Это молочные зубы. Болезни (особенно рахит) задерживают прорезывание зубов. Учебник с. 152: С какого возраста начинается замена молочных зубов на постоянные? (С 6-7 лет).   К какому возрасту заканчивается? (К 12- 15 годам). Какие зубы у человека появляются самыми последними? (Последними вырастают зубы мудрости (обычно к 18-22 годам, иногда к 30 годам). У некоторых людей  зубы мудрости  могут и вообще не появиться. А почему “зубы мудрости” так называются? (Название “молочные зубы” дано Гиппократом, а когда человек “, ”благодаря учению приобретает мудрость”, вырастают зубы “мудрости” – так думал великий древний врач.) (электронное пособие)

Рассмотрим строение зуба (рисунок в учебнике стр. 152). Внимательно прослушав текст, будьте готовы ответить на мои вопросы.

6. Строение зуба (электронное пособие:  только рисунок):

Части зуба: коронка, шейка, корень. Корень зуба расположен в ячейке челюстной кости, покрыт цементом. Коронка зуба покрыта эмалью – самым прочным веществом в организме человека, которая предохраняет зуб от стирания и проникновения бактерий. Основная масса коронки и корня зуба состоит из дентина. Внутри зуба находится полость – пульпа, в которой находятся кровеносные сосуды и нервные окончания. Через неё осуществляется питание ткани зуба.

Где расположен корень зуба? (В ячейке челюстной кости)

Чем покрыт корень зуба? (Цементом)

Чем снаружи покрыта коронка зуба? (Эмалью)

Как называется самое прочное вещество в организме человека? (Эмаль)

Какие функции выполняет эмаль зуба? (Предохраняет зуб от стирания и проникновения бактерий)

Из какого вещества состоит основная масса коронки и корня зуба? (Из дентина)

Что такое пульпа? (Полость внутри зуба, в которой находятся кровеносные сосуды и нервные окончания)

Каково значение пульпы зуба? (Питает ткани зуба)

Итак, зуб – это сложный живой орган нашего тела, поэтому о нём нужно заботиться. Почему же разрушаются зубы и как неправильный прием пищи и курение оказывают влияние на состояние зубов человека?

7. Разрушение и лечение зуба (электронное пособие):

Эмаль – твердое, но хрупкое вещество.  Она легко разрушается, если после горячей пищи сразу употреблять холодную. Смена горячего и холодного воздуха происходит и при курении табака. Заглатывая горячий дым и обжигаясь, курильщик следом вдыхает холодный воздух, чтобы предотвратить ожог. Чем больше при этом контраст температур, тем большая вероятность повреждения эмали. Кроме того, табачный деготь оседает на зубах, образуя желтый налет, который через некоторое время превращается в зубной камень. (Электронное пособие):

Если зуб вовремя не вылечить, не запломбировать, он разрушится.  Так почему же плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы? (Человек с больными зубами будет слабым. У него будут проблемы с сердцем, почками, желудком. Больные люди – плохие работники).  Большое разрушающее воздействие на зубы оказывает молочная кислота, образующаяся при брожении углеводов. Вредно также грызть леденцы, орехи. Это может привести к механическим повреждениям зубов. При недостатке фтора зубы разрушаются быстрее. Поэтому в некоторые  зубные пасты добавляют  соли фтора.

Как же нужно ухаживать за зубами, чтобы сохранить их здоровыми и красивыми?

8.Уход за зубами.

Употребление сырых овощей и фруктов (например, моркови, яблок) способствует естественному очищению зубов.  Но этого недостаточно. В слюне содержатся различные минеральные соли и органические вещества. Смешиваясь с остатками пищи, они образуют желтый налет, который через определенное время твердеет и превращается в зубной камень.

Чистить зубы рекомендуется два раза в день – утром и вечером после приема пищи. Как правильно чистить зубы зубной щеткой? (Для наглядности можно взять расческу, начесать вату и предложить ее очистить)

Щетку следует вести от десны к коронке. При противоположном движении (от коронки к десне) налет забивается в щели между зубами и деснами, что ведет к образованию камней в области шейки зуба.

При боковых движениях слева направо и справа налево очищаются лишь верхние части коронок, что недостаточно. Кроме того, не проводится массаж десен, а без него они нередко начинают кровоточить. Чистить зубы рекомендуется не только с внешней, но и с внутренней стороны.

А как часто нужно менять зубную щетку? (Ответы обучающихся)

После еды нередко между зубами остаются частицы застрявшей пищи. Их надо удалить зубочистками из пластмассы или дерева. Можно воспользоваться  зубной нитью, протягивая ее между зубами. Металлическими предметами, например иголками, пользоваться нельзя: возможно повреждение эмали. Полоскание рта после еды также содействует очищению зубов.  

Вывод: Зубы у человека меняются только один раз, поэтому надо стремиться сохранить их на всю жизнь. Для этого надо есть поменьше сладостей и больше молочных продуктов, так как они являются поставщиками  кальция, необходимого зубам. Употреблять больше свежих овощей, фруктов, пить натуральные соки, так как они содержат витамины.  Ежедневно утром и вечером после приема пищи надо тщательно чистить зубы. Потому что ни одна жевательная резинка не заменит зубную щетку и зубную пасту. И, конечно, регулярно 1-2 раза в год посещать врача-стоматолога для своевременного обнаружения заболеваний зубов и их лечения.

Давайте вспомним, из каких этапов состоит процесс пищеварения?  (Механической и химической обработки пищи)

Где происходит механическая обработка пищи? (В ротовой полости)

Какие железы нашего организма участвуют в химической обработке пищи?

9.Железы пищеварительной системы:

А) печень (слайд № 1)

Б) поджелудочная железа – железа смешанной секреции

 Какой гормон она выделяет  в кровь? Какое заболевание развивается у человека, если поджелудочная железа вырабатывает недостаточное количество инсулина? О том, как поджелудочная железа и печень участвуют в пищеварении, вы узнаете через урок.

В) мелкие железы слизистой оболочки полости рта, желудка и кишечника

Г) слюнные железы: околоушные, подъязычные, поднижнечелюстные; (электронное пособие)

Все слюнные  железы  человека выделяют более 1 л слюны  в сутки.

Работа с учебником: с.153:  Какие функции выполняет слюна? (Смачивает пищу, убивает бактерии, расщепляет крахмал до глюкозы). Благодаря каким веществам слюна может выполнять такую роль в организме? Чтобы ответить на этот вопрос, изучим её состав.

10. Состав слюны (электронное пособие): (обучающиеся записывают состав слюны)

А) вода,

Б) минеральные соли,

В) органические вещества (муцин, лизоцим, ферменты)

 Слюна человека представляет собой вязкую,  прозрачную бесцветную жидкость, содержащую  органические и неорганические вещества и имеющую слабощелочную реакцию.

Муцин – слизистое вещество, способствующее смачиванию и склеиванию  пищевого комка.

Лизоцим убивает микробы, благодаря нему  ранки в полости рта быстро заживают. Животные не зря лижут раны, в их слюне также содержится лизоцим, причем в гораздо большем количестве.

 Что такое ферменты? (Это вещества белковой природы, влияющие на химические реакции). Они выполняют роль катализаторов. С понятием катализатор вы встретитесь при изучении курса химии в 9, 10 и 11 классах.

(Слайд № 2) Катализаторы – это вещества, которые  изменяют скорость химической реакции или вызывают её, но сами не входят в состав продуктов реакции. Ферменты – это биологические катализаторы.

Фермент амилаза  расщепляет молекулы крахмала  с образованием мальтозы и сахарозы. Фермент мальтаза расщепляет мальтозу и сахарозу до моносахаридов. В слюне в незначительном количестве имеется и другие ферменты – протеазы, пептидазы и т.д.

Ферменты – это белки, а вы все знаете, что происходит с белком куриного яйца при нагревании, белок сворачивается, ферменты слюны также разрушаются при нагревании.  Никотин, содержащийся в сигаретах, снижает активность ферментов, а значит, крахмал в ротовой полости будет плохо расщепляться, процесс расщепления углеводов нарушается. Ферменты, содержащиеся в слюне, работают в щелочной среде.  Предлагаю вам решить такую задачу:

Задача: В столовой к обеду был приготовлен винегрет, сильно заправленный уксусом. Как будет перевариваться в ротовой полости картофель, входящий в состав винегрета?

Слайд № 3 – свойства ферментов.

Как же происходит регуляция слюноотделения?

11.Регуляция слюноотделения.

Один берет в рот ложку, а другой – конфету, и у обоих выделяется слюна. Это безусловный  рефлекс.  

 Слайд №4  (схема рефлекторной дуги)

 А вот другой пример. Представьте, что вам принесли чай с ароматным лимоном. По кабинету разносится приятный цитрусовый запах!  Вы почувствовали, что во рту скопилась слюна?  Это условный рефлекс. Он приводит к выделению слюны при виде, запахе пищи или при мыслях о еде. Если человеку не знакома какая-то пища, выделение слюны происходить не будет.  Итак, слюна выделяется рефлекторно. 

“Вот-те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть” – говорил Иван Петрович Павлов при каждом удачном опыте. За цикл работ по физиологии пищеварения И.П. Павлову в 1904 г. была присуждена Нобелевская премия.

Продолжим знакомство с органами ротовой полости и рассмотрим функции языка.

12.Функции языка.

Учебник стр. 153. Какова роль языка в ротовой полости? (Язык выполняет множество разнообразных функций: это участие в процессе жевания, глотания, артикуляции речи; язык является органом вкуса). Вкусовые рецепторы возбуждаются только растворенными в жидкости веществами. Нерастворимые вещества не вызывают раздражения рецепторов и поэтому кажутся безвкусными. Вы не почувствуете вкус  твердой пищи до тех пор, пока она не смочится слюной.

Пережеванный, смоченный слюной, скользкий комочек пищи поступает в глотку. Рассмотрим акт глотания.

13. Глотание.

В момент проталкивания пищи происходит поднятие гортани и закрытие ее входа надгортанником. Пища в этом случае не попадает в дыхательные пути, а в результате сокращения мышц глотки продвигается в пищевод. Глотание является сложным рефлекторным актом. Обязательное условие при этом – раздражение рецепторов корня языка. От них нервные импульсы передвигаются в продолговатый мозг, где располагается центр глотания.   Центр глотания находится во взаимодействии с центром дыхания и центром сердечной деятельности. Вот почему во время каждого глотательного движения задерживается дыхание, и учащаются сердечные сокращения. Из глотки пищевой комок попадает в пищевод. В это время открывается вход в желудок.

Итак,  акт глотания включает следующие ступени (слайд №5):

1) сокращаются мышцы мягкого нёба, закрывая вход в носовую полость,

2) сокращаются мышцы гортани, закрывая вход в неё,

3) сокращаются мышцы ротовой полости и глотки, проталкивая пищевой комок в пищевод,

4) открывается вход в желудок.

Объясните биологический смысл поговорки: «Когда я ем, я глух и нем».

(Ответ: Когда мы разговариваем, надгортанник открывает доступ воздуха к гортани и частички пищи могут попасть в неё, а отвлечение  на речь собеседника мешает организму сосредоточиться на процессе усвоения пищи, так как замедляется выделение пищеварительных соков, потому что  нервная система будет занята  смысловым анализом услышанного.)

14. Передвижение пищи по пищеводу (электронное пособие)

После глотки пища попадает в пищевод. Пищевод  человека – цилиндрическая трубка длиной 22 – 30 см. Стенка верхней трети пищевода человека образована поперечно-полосатой мышечной тканью, которая постепенно заменяется гладкой мышечной тканью.

Пища перемещается по пищеводу постепенно благодаря волнообразным перистальтическим сокращениям её стенок. Из пищевода пища поступает в желудок. Какие химические превращения происходят с пищей в желудке, вы узнаете на следующем уроке биологии.

 А теперь подумайте и ответьте мне на следующий вопрос: «Почему пища продвигается по пищеводу, даже если человек висит вниз головой?»

(Ответ: пищевод имеет мышечные стенки, которые сокращаются и не пропускают комок пищи назад)

 V. Закрепление.

Проблемный вопрос: Давайте вернемся к вопросу, который я задала Вам в начале урока. Так почему же виновный человек не смог съесть сухой рис? А можно ли быть уверенным на 100%, что данный человек виновен?

Подготовка к ГИА:

Задания из части А (слайд № 6)

1. Где происходит  первичное расщепление углеводов:

1)в желудке 2) в ротовой полости 3)в тонком кишечнике 4) в толстом кишечнике

2.Что не относится к органическим веществам (слайд № 7)

1)вода 2)белки 3)жиры 4)углеводы

3. Из аминокислот состоят (слайд № 8)

1)жиры 2)углеводы 3)белки 4)нуклеиновые кислоты

4. Продуктами распада жиров являются: (слайд № 9)

1)глюкоза 2)глицерин и жирные кислоты 3)нуклеотиды 4)аминокислоты

Задание из части В: (слайд № 10)

Расположите последовательно органы пищеварительного тракта:

А) глотка

Б) толстый кишечник

В) тонкий кишечник

Г) ротовая полость

Д) пищевод

Е) желудок  

Задания из части С (слайд № 11)

С1.Почему в каждом отделе пищеварительной системы «работают» свои определенные ферменты?

Часть  А: 1-2, 2-1, 3-3, 4-2

Часть В: ГАДЕВБ

С1. Элементы правильного ответа:

1) В каждом отделе пищеварительной системы существует определённая кислотность и температура среды, в которых соответствующие ферменты работают более эффективно. Поэтому в каждом отделе и расщепляются определенные питательные вещества (углеводы, белки, жиры)

2)Ферменты специфичны, то есть расщепляют строго определенные вещества.

VI. Рефлексия: Что нового узнали на уроке? Как это пригодится вам в жизни?

1. Какие  органы и вещества в ротовой полости человека выполняют следующие функции:

  1. механическое измельчение пищи (язык, зубы);
  2. образование пищевого комка (слюна, язык);
  3. частичное расщепление углеводов (ферменты слюны);
  4. определение качества пищи и ее температуры (язык);
  5. орган речи у человека (язык, зубы, губы).

2. Приведите примеры условных и безусловных пищевых  рефлексов.

3.Назовите  крупные слюнные железы.

4.До каких веществ в ротовой полости расщепляются углеводы?

5.Как называется мягкая часть в центре зуба, содержащая нервы и кровеносные сосуды?

6.Какие виды зубов вы знаете?

7.Какие ферменты содержатся в слюне?

8.При каких условиях происходит пищеварение в ротовой полости?  

9.Какую роль играет язык?

10.Что такое перистальтика пищевода, кишечника?

Литература:

Учебник

1.Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 класс. –М.: Дрофа, 2006.

Дополнительная литература:

1. ГИА – 2009: Экзамен в новой форме: Биология: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов, Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер. – М.: АСТ: Астрель, 2009 – 93. – (Федеральный институт педагогических измерений).

2. Батуев А.С. Биология: Словарь-справочник. –М.: Дрофа, 1999.

3.Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. –М.: Просвещение, 1983.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поджелудочная железа

Слайд 2

Катализаторы Катализаторы – это вещества, которые изменяют скорость химической реакции или вызывают её, но сами не входят в состав продуктов реакции. Ферменты – это биологические катализаторы.

Слайд 3

Ферменты - биологически активные белковые вещества, которые катализируют химические реакции. Каждый фермент расщепляет питательные вещества только определенной группы /белки, жиры, углеводы/ и не расщепляет другие. Ферменты действуют только в определённой химической среде: щелочной или кислой. Наиболее активно действуют ферменты при t тела, а при 70-100° С разрушаются.

Слайд 4

Схема рефлекторной дуги

Слайд 5

Акт глотания: 1) сокращаются мышцы мягкого нёба, закрывая вход в носовую полость, 2) сокращаются мышцы гортани, закрывая вход в неё, 3) сокращаются мышцы ротовой полости и глотки, проталкивая пищевой комок в пищевод, 4) открывается вход в желудок.

Слайд 6

Часть А 1. Где начинается расщепление углеводов: 1)в желудке 2) в ротовой полости 3)в тонком кишечнике 4) в толстом кишечнике

Слайд 7

Часть А 2.Что не относится к органическим веществам: 1)вода 2)белки 3)жиры 4)углеводы

Слайд 8

Часть А 3. Из аминокислот состоят: 1)жиры 2)углеводы 3)белки 4)нуклеиновые кислоты

Слайд 9

Часть А 4. Продуктами распада жиров являются: 1)глюкоза 2)глицерин и жирные кислоты 3)нуклеотиды 4)аминокислоты

Слайд 10

Задание из части В: 1.Расположите последовательно органы пищеварительного тракта: А) глотка Б) тонкий кишечник В) толстый кишечник Г) ротовая полость Д) пищевод Е) желудок

Слайд 11

Задание из части С С1.Почему в каждом отделе пищеварительной системы «работают» свои определенные ферменты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Строение цветка"

Тема урока: Строение цветка. Цель: ознакомиться со строением и значением цветка, развивать логическое мышление, речь, память.Задачи: углубить знания о строении цветка как видоизмененном побеге, р...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока биологии для 7 класса по теме "Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных"

Разработка урока биологии для 7 класса по теме «Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных» может быть использована учителями, работающими по программе «Жи...

Методическая разработка урока биологии для 9 класса по теме "Видообразование"

Материал включает презентацию к уроку и технологическую карту проведения занятия. Направлен на развитие УУД школьников....

Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функция почек"

Данный урок является первым в разделе  Выделительная система. На уроке решаются следующие задачи: Формирование знаний  о строении мочевыделительной системы.  Развитие логического мышлен...

Методическая разработка урока по алгебре 10 класса по теме: «Построение графика функции косинус»

Построение графика функции косинус, свойства, решение уравнений с использованием графика...