Методическая разработка урока биологии для 9 класса по теме "Видообразование"
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Мартынова Анна Николаевна

Материал включает презентацию к уроку и технологическую карту проведения занятия. Направлен на развитие УУД школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekh.karta_-_vidoobrazovanie.docx32.55 КБ
Файл vidoobrazovanie.pptx2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс, дата

9

Тема

Видообразование

Цель

Раскрыть механизмы процесса видообразования, сущность географического и экологического видообразования

Задачи

Образовательная:познакомить с понятием «видообразование».

Развивающая: развитие теоретического мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательная:экологическое воспитание.

Тип урока

комбинированный

Применяемая технология

технология последовательного формирования понятий

Образовательный продукт урока

конспект

Оборудование

презентация «Видообразование»; компьютер; проектор; интерактивная доска.

Источники

информации

  1. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2013.
  2. А.Ю. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина.– М.: Дрофа, 2013.
  3. А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов. Биология в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2012.
  4. Г.Н. Панина, Е.В. Левашко. Биология: ГИА: учебно-справочные материалы для 9 класса. – М.:Просвещение, 2011.
  5. А.А. Кириленко. Биология. 9 класс. Подготовка к ГИА: учебно-методическое пособие. – Ростовн/Д: Легион, 2012
  6. Г.И. Лернер. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2014: учебное пособие. – М.: Интеллект-Центр, 2014.
  7. Т.А. Ловкова. Биология. Общие закономерности. 9 класс: методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина.– М.: Дрофа, 2002.
  8. М.М. Гуменюк. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина.– Волгоград: Учитель, 2008.
  9. О.Г. Петрова. Биология.  9 класс: методические рекомендации по использованию коллекции цифровых образовательных ресурсовпо учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина. – М.: Дрофа, 2013.

Ход занятия

Этап

Задачи

этапа

Деятельность

преподавателя

Деятельность кадет

Формируемые универсальные учебные действия

Время

Организационный момент. Мотивация.

Подготовить кадет к работе на уроке

Принимает рапорт, приветствует кадет, фиксирует отсутствующих; проверяет внешнее состояние классного помещения; проверяет подготовленностькадет к уроку; организует внимание и внутреннюю готовность к уроку.

Сдают рапорт. Готовят рабочее место. Настраиваются на работу.

Регулятивные (формирование готовности к преодолению трудностей)

1 мин.

Этап всесторонней проверки домашнего задания.

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, совершенствуя при этом ЗУН

Выясняет степень усвоения заданного на дом материала в ходе индивидуального опроса, фронтальной терминологической разминки и решения биологических задач

определяет типичные недостатки в знаниях и их причины; организует ликвидацию обнаруженных недочётов

Устно отвечают на вопросы на стр. 58 учебника;

воспроизводят определения терминов: микроэволюция, вид, популяция, мутация, генофонд, ген, популяционные волны, изоляция, борьба за существование, естественный отбор, индивидуальная наследственная изменчивость;

решают биологические задачи по теме «Микроэволюция»

Познавательные (умение работать с информацией, анализировать  ее и синтезировать новые знания, обобщать).

Коммуникативные (умение выражать свои мысли, владение монологической формой речи).

Регулятивные (формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели, самоконтроля)

9 мин.

Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Направляет кадет на самостоятельное определение целей и задач занятия  в процессе решения задачи:

Если предположить, что у данных видов (медведь белый и бурый) один предок, почему произошло разделение на разные виды?

Каких знаний вам не хватает для решения данной задачи?

Что мы должны узнать и чему научиться на сегодняшнем уроке?

Участвуют в формулировке цели и задач урока.

Регулятивные (целеполагание, планирование)

1 мин.

Этап усвоения новых знаний.

Расширить и углубить знанияо многообразии и уровнях организации живой материи.

Добиться восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации знаний.

Организует работу с термином «видообразование»; знакомит с историей развития знаний об образовании видов в природе.

В ходе работы со схемой «Пути видообразования» предлагает найти наиболее распространенный тип видообразования, приводящий к увеличению числа видов.

В ходе работы с иллюстрациями и просмотра видеофрагмента предлагает определить отличительные особенности географического и экологического видообразования, определить правильную последовательность этапов видообразования.

Формулируют определение понятия «видообразование»;

отвечают на вопросы учителя;

работают с иллюстрациями, смотрят видеофрагмент, определяют отличительные особенности разных путей и способов видообразования;

на интерактивной доске вы страивают правильную последовательность этапов видообразования;

оформляют записи в тетради.

Познавательные (умение работать с информацией, анализировать и выбирать критерии для классификации, обобщать).

Коммуникативные (умение выражать свои мысли).

Регулятивные (формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели)

23 мин.

Этап информирования о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы

Дает домашнее задание: г. 5 повторить, выучить термины:

*видообразование

* популяция

*географическое видообразование

*экологическое видообразование

Проводит инструктаж по его выполнению.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные (формирование готовности к преодолению трудностей,  целеустремленности, настойчивости в достижении цели)

1 мин

Проверка понимания нового материала

Установить, усвоили или нет кадеты связь между фактами, содержанием новых понятий, устранить обнаруженные пробелы.

Вырабатывает умения оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи.

Организует выполнение разнообразных заданий  по применению новых знаний.

Решают биологические задачи, заполняют на доске и в тетрадях таблицу «Микроэволюция» Обобщают полученные знания, устраняют пробелы в знаниях.

Познавательные (умение применять знания в новой ситуации).

Регулятивные (контроль)

8 мин

Подведение итогов урока. Рефлексия

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Предлагает дополнить предложение:

1) Я знаю, что такое …

2) Я могу …

3) Я научился …

Оценивает работу класса и отдельных кадет. Аргументирует выставление отметок.

Определяют уровень  достижений своих результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.

Участвуют в оценивании ответов товарищей, планируют дальнейшую работу по изучению темы.

Регулятивные (адекватное восприятие отметок и оценок)

1 мин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

микроэволюция вид популяция мутация генофонд ген популяционные волны изоляция борьба за существование естественный отбор индивидуальная наследственная изменчивость

Слайд 2

Потомки неких птиц, которые попали на разные острова, перешли к питанию а) летающими насекомыми, б) семенами шишек в) насекомыми, обитающими в древесине г) зелеными частями растений Предположите, как мог переход к другому способу питания отразиться на внешнем облике потомков.

Слайд 3

Если предположить, что у данных видов один предок, почему произошло разделение на разные виды

Слайд 4

Видообразование Видообразование. Пути видообразования. Способы видообразования.

Слайд 5

Видообразование — это процесс изменения старых видов и появления новых в результате накопления новых признаков в определенных условиях.

Слайд 6

Эрнст Вальтер Майр (1904-2005) Американский ученный эволюционист, который в 1964 году в книге “Популяция, виды, эволюция” выделил основные пути видообразования.

Слайд 7

Пути видообразования (Э.В. Майр , 1964) филетическое гибридогенное дивергентное преобразование существующих видов слияние двух существующих видов А и В и образованием нового вида С разделение одного вида на несколько

Слайд 8

Филетическое видообразование

Слайд 9

Гибридогенное видообразование рябина кизильник рябинокизильник

Слайд 10

Дивергентное видообразование

Слайд 11

Пути видообразования (Э.В. Майр , 1964) филетическое гибридогенное дивергентное преобразование существующих видов слияние двух существующих видов А и В и образованием нового вида С разделение одного вида на несколько

Слайд 12

Способы видообразования географическое экологическое

Слайд 15

Определите правильную последовательность этапов географического видообразования естественный отбор особей в новых условиях среды возникновение новых видов расселение на новые территории возникновение подвидов географическая изоляция между популяциями

Слайд 16

Способы видообразования географическое экологическое

Слайд 17

Примеры причин экологического видообразования Переход на другой вид пищи Различия в поведении Разные сроки размножения Увеличение числа хромосом Гибридизация Изменения структуры хромосом

Слайд 18

Определите правильную последовательность этапов экологического видообразования естественный отбор особей в новых условиях среды возникновение новых видов освоение новых экологических ниш в пределах старого ареала биологическая изоляция между популяциями возникновение подвидов

Слайд 19

Домашнее задание: г. 5 повторить, выучить термины

Слайд 20

Определите тип видообразования

Слайд 21

Определите тип видообразования

Слайд 22

Определите тип видообразования

Слайд 23

Долгоносик большой сосновый Долгоносик дубовый Определите тип видообразования

Слайд 24

Определите тип видообразования

Слайд 25

Определите тип видообразования Цихлиды озера Виктория (более 500 видов)

Слайд 26

Определите тип видообразования Возникновение двух видов австралийских мухоловок связано с разделением некогда единого широкого ареала полосой безводной пустыни. Возникновение видов хризантем связано с удвоением основного набора хромосом. Образование лиственницы даурской в результате расширения ареала сибирской лиственницы. Образование 20 видов лютиков от одного исходного вида в результате заселения ими различных мест обитания. Существование популяций севанской форели, различающихся по срокам нереста, местам, нерестилища.

Слайд 27

Элементарная единица эволюции Элементарное эволюционное явление Элементарные факторы эволюции а) направленный б) ненаправленные Результат микроэволюции Микроэволюция

Слайд 28

Установите соответствие между движущими силами эволюции и результатами эволюции: А - движущие силы эволюции. Б - результат эволюции. Признаки: 1.Приспособленность к среде обитания. 2.Наследственная изменчивость. 3.Борьба за существование. 4.Естественный отбор. 5.Многообразие видов. 6.Изоляция. 7.Повышение и усложнение организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".

урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"

 Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...

Методическая разработка урока биологии в 6 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Движение.

Данная методическая разработка предлагается для проведения урока по теме "Движение". Главная цель - сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого;  познакомить с разнообр...