Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

кабанова татьяна леонидовна

 Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализовать требования ФГОС ООО в основе которого лежит системно - деятельностный подход. Сущность данного подхода состоит в формировании деятельностных способностей у обучающихся. В разработке представлен один из типов уроков деятельностной направленности – урок получения нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_biologii_5_klass.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока биологии 5 класс  "Живые организмы. Что это такое?"

                

Аннотация урока. Данная методическая разработка  - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы.  Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /  Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2012.

   Здесь отражена попытка реализовать требования ФГОС ООО в основе которого лежит  системно - деятельностный подход. Сущность данного подхода состоит в  формировании деятельностных способностей у  обучающихся. В разработке представлен один из типов уроков деятельностной направленности – урок получения нового знания.

На уроке  должны создаться доброжелательная атмосфера, ориентированная на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Цель урока  - передачи функции от учителя к ученику.

         В ходе урока обучающийся самостоятельно добывает знания, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений. Используются различные формы (сочетание репродуктивной и проблемной формы обучения), методы (словесные, наглядные) и приёмы обучения, которые повышают степень активности учащихся в учебном процессе. По ходу урока подразумевается  обучение детей осуществлять рефлексивное действие (обнаруживать незнание, находить причины затруднений).

  Обучающиеся  учатся работать по правилу и  творчески. На уроке задаются  критерии самоконтроля и самооценки (происходит  формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).            

Тема урока: класс  "Живые организмы. Что это такое?"

Тип урока: урок получения новых знаний. 

Деятельностная цель: формирование  умений реализации новых способов действий: - формулировать цель учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний; - уметь выбирать  способ и средства реализации  учебной цели, - развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы  теоретического мышления); -  осуществляет самооценку  собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.  

 Образовательная цель: расширяет  базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов   Решаемые учебные проблемы:  учебно-практическая проблема (по педагогической значимости), требующие усвоения новых действий, фронтальная (по способам организации процесса решения), урочная (по месту возникновения).

Планируемые образовательные  результаты: 

  1. Предметные, метапредметные, личностные
  1. познакомиться  с учебником, рабочей тетрадью, правилами работы с ними;
  2. научиться перечислять отличительные свойства живого;    
  3. Учиться понимать биологические термины: обмен веществ и энергии, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость, подвижность, размножение.

2.     Познавательные: 

  1. научиться ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение);
  2. учиться строить высказывания;
  3. учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

3.     Коммуникативные:     

  1. учиться слушать и понимать речь другого человека;
  2.      учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;    
  3. учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.

4. Регулятивные: 

  1. учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)  
  2. учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию;
  3. Осознавать единство и целостность мира;    
  4. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
  5. Личностное самоопределение и смыслообразование.

  Основные понятия, изучаемые на уроке: живой организм, обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость, подвижность, размножение.

Учащийся  должен знать: основные признаки живых организмов,  определения: живой организм, обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость, подвижность, размножение; особенности  их проявления  у растений и животных. уметь: называть признаки живых организмов, сравнивать объекты живой и неживой природы, анализировать и  обобщать теоретический материал,  выявлять особенности проявления основных признаков живых организмов, давать определения понятиям: обмен веществ, раздражимость, рост, размножение. Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, компьютер,  интерактивная доска, заводная игрушка, документ камера.

 Вид используемых на уроке ИКТ средств: технология презентаций

 Ход урока. 1. Организационный момент. (1-2 мин.)

Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД

 Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке, проверяет подготовленность рабочего места  учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы  обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность. - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое   состояние не покидало вас в течение всего урока. Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами! Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.  

 Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. Личностные УУД: - самоопределение, смыслообразование 1. Этап.  Актуализация знаний (5 - 6 мин.) Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД    

   Учитель актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. Учитель читает стихотворение-загадку. Можно использовать видеоряд с музыкой.

Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг – - Скажите что это?  (природа)

 Проводит подводящий диалог.   - Какой предмет о природе Вы изучали в 4-м классе? - Как назывался учебник? Почему? - А как называется наш учебник? Что мы будем изучать? - Как учебник нам в этом поможет? - Нравится учебник? Рабочая тетрадь? - Познакомимся с ними поближе!  

Рассмотрите рисунок «Природные тела», подчеркните зелёным карандашом живые организмы. Предварительно необходимо  в ходе беседы выяснить, что показано на каждой иллюстрации. Учитель просит одного из учащихся у доски выполнить это задание, комментируя ход своих действий. При отсутствии документ камеры можно использовать подобную таблицу.     Остальные учащиеся работают в тетрадях. Учитель просит оценить класс работу ученика у доски. При необходимости корректирует ответ. - Молодцы! А по каким признакам вы отличаете живой организм от неживого? - Назовите эти признаки! Учитель фиксирует на доске понятия, названные учащимися в виде схемы. Слушают  стихотворение, отвечают на вопрос.                       Вспоминают ранее изученный материал.   Отвечают на вопросы. Изучают структуру учебника, рабочей тетради. Знакомятся с заданием, осмысливают его.   Выполняют задание (классифицируют объекты, по заданному признаку).       Вспоминают, изученный ранее материал (понятия). Перечисляют известные им признаки жизни. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать.                    

 Предметные УУД: - знакомятся со  структурой учебника, рабочей тетрадью.  

 Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.      

 Личностные УУД: смыслообразование и личностное самоопределение.  

2. Этап.

 Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.) Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД    

 Учитель  подготавливает мышление учащихся, организует осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и  фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Создает для учеников проблемную ситуацию: на некоторые свойства приводит пример из неживой природы. Например: демонстрирует движение механической (заводной) игрушки - Какой признак живых организмов сейчас был показан? (движение); рост – сосулька, сталактит;  размножение – компьютерный вирус.  Учитель просит дать определение «живой организм». - Что такое живой организм? Жизнь? - Какое вы заметили противоречие?  - Что удивило? Почему не смогли выполнить задание?                 

  Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её. Предметные УУД: - учатся перечислять признаки живых организмов;  - учатся понимать смысл биологических терминов.

Личностные УУД: - личностное самоопределение.

Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения.

 Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

 3. Этап. Целеполагание. (3-4 мин.) Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД    

 Учитель организует работу по  формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний. - Что мы знаем о живых организмах? - Существуют ли такие признаки (признак), который позволит нам дать определение «живой организм»?   Ответы учащихся фиксируются на доске в виде таблицы, заполняются 1и 2 колонки.   Знаю Хочу узнать Что узнали? Учитель записывает признаки живых организмов, знакомые учащимся       Учитель обращается с вопросом: - Каков главный вопрос нашего урока? - Какова цель? Выслушивает предположения детей, лучшие формулировки записываются в таблицу -2 колонка. (Что такое  живой организм? Изучить признаки живых организмов,  дать определение «живой организм»)   Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.                  

 В коммуникативной форме формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности. Предметные УУД: - учатся понимать биологические термины: живой организм. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока) Личностные УУД: - смыслообразование и личностное самоопределение.  

 4.     Этап. Планирование.(5-6 мин.) Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД    

  Учитель организует выбор способа и средств реализации  учебной цели. Учитель побуждает к высказыванию предложений о том, как (метод уточнения, если новый способ действия можно сконструировать из ранее изученных или метод дополнения, если изученных аналогов нет, и требуется введение принципиально нового знака или способа действий) и с помощью чего можно достичь поставленной цели. - Каким образом мы можем изучить признаки живых организмов? (изучить материал учебника) - Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки; микроскоп, микропрепараты)   Организует работу в паре. - Составьте план нашей дальнейшей работы. -  Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы? Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся. 

 Учитель фиксирует план  на доске.  1. Осмыслить задание. 2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием (вписать в схему изученные признаки живых организмов, дать определение понятию «живой организм»).  4. Мысленно сформулировать ответ.  5. Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что,  во-первых…, во вторых…». - Как вы предполагаете,  каким будет ответ? Предположения (гипотезы) учащихся фиксируются на доске.  Высказывают свои предположения.   Выбирают способ  (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и  обсуждают его с учителем.  Высказывают свои предположения (гипотезы) Предметные УУД: - учатся перечислять отличительные свойства живого. Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием, - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - учатся выражать свои мысли. Личностные УУД: - формирование  личностного и жизненного самоопределения.

5.     Этап. «Открытие» нового знания (7-8  мин.) Деятельность учителя Деятельность учащихся    

 Формирование УУД Учитель формирует основы  теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению; Организует работу в паре. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь.                      - Что мы узнали нового?  - Какими признаками мы можем дополнить нашу схему? Вносит в схему изученные признаки живых организмов. - Как нам ответить на наш вопрос? - Подтвердилась наша гипотеза? Корректирует ответы учащихся. - Дать точное определение жизни чрезвычайно трудно. Живые организмы обладают рядом признаков, отсутствующих у большинства неживых. Единственный способ описать жизнь – это перечислить основные свойства живых организмов.   Организует и проводит физкультминутку. Не сутультесь, грудь вперед, Плечи разверните. (Рывки руками перед грудью.) А теперь рывки руками Снова повторите. Достаём рукой носочек — Правой — левый, левой — правый. Вертолёт летит, стрекочет, Винт работает исправно. (Наклониться вперёд и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот, левой рукой — правой ступни.) А теперь, как будто мячик, Все на месте мы поскачем. Отдохнули, посвежели И на место снова сели. (Дети садятся.) Работают в паре. Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях своё «открытие».   Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи.  Выполняют упражнения. Предметные УУД: - учатся перечислять признаки живых организмов;  - учатся понимать смысл биологических терминов. Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; Личностные УУД: - формирование жизненного самоопределения.

6.  Этап. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.)   

Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД

Учитель организует работу по усвоению учащимися нового способа действия. Усвоение понятия «жизнь» у учащихся начинается с выделением существенных признаков этого понятия. Это достигается введением определений, которые отвечают на вопрос что такое? И указывают на существенные признаки предмета (явления).   Формирование понятий общих и отличительных признаков идёт при выполнении самостоятельной работы с учебником и заполнении таблицы в рабочей тетради № 4 стр.6 Учитель предлагает выполнить данное задание. Выводит его с помощью документ камеры на доску.        Даёт на его обдумывание 1 мин. Организует подводящий диалог. - На какой вопрос мы должны будем дать ответ по результатам этого задания?(Каковы особенности проявления основных признаков живых организмов у растений и животных?) - Что нам поможет выполнить это задание? Демонстрирует план работы (алгоритм).       - Как мы будем выполнять это задание? (см. план)     - Что будем записывать в таблицу?  - Как вы считаете, наши записи будут общими или отличными? Почему?   - Что мы запишем в строке «питание»? «Дыхание»  и т.д   - Какой ответ мы можем дать на поставленный вопрос?   - Подтвердились наши предположения? Осмысливают задание (определяют последовательность действий).  Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности).               В ходе диалога формулируют проблему, цель и способы её достижения.   Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания. Затем предлагают варианты формулировок, по каждому пункту, которые необходимо поместить в таблицу.       Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи. Предметные УУД: - учатся перечислять признаки живых организмов, называть их особенности;  - учатся понимать смысл биологических терминов.   Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.   Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.   Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;   Личностные УУД: - осознают единство и целостность мира. - формирование личностного и жизненного самоопределения.

7.     Этап. Рефлексия.(2-3 мин). Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД

Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог. - Обратите внимание на наши записи!  Демонстрирует: вопрос урока, цель, задачи, план. - Всё мы выполнили? Вернёмся к нашей таблице!   Знаю Хочу узнать Что узнали?       - Что мы запишем в третьей колонке?   - Как оцените свою работу?   Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.  Формулируют и записывают то, что узнали на уроке. 

Предметные УУД: - учатся перечислять признаки живых организмов, называть их особенности;  - учатся понимать смысл биологических терминов.

Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся  выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения.

8.  Этап. Домашнее задание. (2 мин). Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД

Озвучивает домашнее задание. - Откройте  дневники, запишите домашнее задание. Дома вам предлагается выполнить следующую работу: 1. Прочитать п.1 стр. 8-11(задание обязательное для всех). Задание 2 или 3 выполняется по выбору. 2. Ответьте на вопрос, проявление каких свойств живых организмов можно наблюдать в процессе работы двигателя автомобиля? 3. Придумай рисунок, иллюстрирующий утверждение:  «Всё, что нас окружает,- тела живой и неживой природы».  Обозначь на рисунке, какие из изображённых тобой тел природы относят  к телам живой, а какие из них – к телам неживой природы.   Записывают домашнее задание.

Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения.

Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.                                              

 Литература:

  1. Природоведение. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /  Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2012.-158, с.: ил.
  2. Галеева Н.Л. Сам себе учитель: Курс практических занятий по формированию успешности ученика. - М.: «5 за знания», 2009.- 96с.
  3. Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя.- М.: «5 за знания», 2006.- 144с.  
  4. Сухова Т.С. Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана — Граф, 2012. - 176 с.   Интернет- ресурсы:   1.     http: // biology.76206s002.edusit.ru 2.     http: // sites.google.com 3.     http: // wiki.openclass.ru 4.     http:// www. uroki.net  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Многообразие клеток живых организмов", биология 10 класс

Данный материал содержит технологическую карту урока по теме "Многообразие клеток", рекомендации и раздаточный материал для проведения урока....

Методическая разработка урока биологии в 6 классе на тему: «Среды обитания, освоенные живыми организмами нашей планеты».

Урок разработан в соответствии с ФГОС и ориентирован на учебник  "Биология: 5-6 классы", авторы: Сухова Т.С. и Строганов В.И.,2016....

Методическая разработка урока биологии в 6 классе на тему: «Среды обитания, освоенные живыми организмами нашей планеты».

Урок разработан в соответствии с ФГОС и ориентирован на учебник  "Биология: 5-6 классы", авторы: Сухова Т.С. и Строганов В.И.,2016....

Методическая разработка по теме "Царства живых организмов"

Данная методическая разработка предлагает один из вариантов проведения урока биологии в 5 классе по теме "Царства живых организмов"....

Методическая разработка урока биологии " Формы размножения организмов"

Урок позволит учащимся расширить понятие «размножение», познакомить с формами бесполого и полового размножения....

Методическая разработка урока биологии на тему «Значение живых организмов в природе и жизни человека» в 5 классе

Тема урока: Значение живых организмов в природе и жизни человека.Цель урока: Организовать деятельность учащихся по формированию понятия о значении живых организмов в природе, жизни человека и об их вз...