Методическая разработка по теме "Царства живых организмов"
методическая разработка по биологии (5 класс)

Ермоленко Лилия Николаевна

Данная методическая разработка предлагает один из вариантов проведения урока биологии в 5 классе по теме "Царства живых организмов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_tsarstva_zhivyh_organiznov.docx54.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по биологии по теме «Царства живой природы».        

Пояснительная записка.

Урок  биологии «Царства живой природы» проводиться в 5 классе по линейке И.Н.Пономаревой. Данный урок является 9-м в программе 5 класса и 1-м при изучении темы № 2 «Живые организмы».

Тип урока: открытие нового знания        

Цель урока: создать условия для формирования представлений о царствах живой природы как основе систематизации живых организмов.

Задачи урока:

Обучающие: создание для учащихся условий по усвоению понятия «царства живой природы» как основы систематизации живых организмов

Развивающие: способствовать развитию мыслительных процессов;
развитию познавательной активности, памяти, внимания;
развитию умения оценивать правильность выполнения учебной задачи;  развивать устную монологическую речь

Воспитательные: создание для обучающихся благоприятной психологической  атмосферы  для раскрытия потенциала каждого ребенка; положительной мотивации в обучении;

воспитание уважительного отношения к природе, живым организмам.

Планируемый результат обучения:

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

        

Формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Урок построен в соответствии с ФГОС ООО с  использованием элементов технологии развития критического мышления (через чтение и письмо) и технологии проблемно-диалогового обучения.  Данные технологии были выбраны для построения урока, т.к. я считаю, что именно через реализацию элементов (именно элементов, а не технологий в чистом виде, т.к. возраст учащихся не позволяет им целый урок работать  в какой то одной технологии) данных технологий можно максимально реализовать поставленные цели урока. Через технологию критического мышления можно повысить активность учащихся на уроке, научить ученика работать самостоятельно, извлекать из массы информации  нужную,  научить учащихся грамотно строить свои высказывания, пополнять словарный запас. Технология проблемно-диалогового обучения в данном уроке тоже присутствует в виде элементов на определенных этапах урока и помогает учащимся научиться ставить задачу, планировать действия с целью решения данной задачи, вступать в диалог с учителем и одноклассниками.

 

Ход урока

Предмет, класс

Биология, 5  класс

Учитель

Ермоленко Л.Н.

Тема урока,

№ урока по теме

Царства живой природы, 1 урок

Цель урока

Создать условия для формирования представлений о царствах живой природы как основе систематизации живых организмов.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

создание для учащихся условий по усвоению понятия «царства живой природы» как основы систематизации живых организмов

способствовать развитию мыслительных процессов;
развитию познавательной активности, памяти, внимания;
развитию умения оценивать правильность выполнения учебной задачи;  развивать устную монологическую речь

создание для обучающихся благоприятной психологической  атмосферы  для раскрытия потенциала каждого ребенка; положительной мотивации в обучении;

воспитание уважительного отношения к природе, живым организмам.

Актуальность и вид использования средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет и др.)

Образовательные ресурсы Интернет

( адреса сайтов)

Фидеофильм «Разнообразие живых организмов» https://www.youtube.com/watch?v=2UlPsM9yqDo

Фото живых организмов https://www.google.com/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D1%85+%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B2

Царства живых организмов http://www.mitht.rssi.ru/school/1-8.html

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап урока ___ Мотивация к учебной деятельности ( 2-3 минуты)______ 

Цель: включение в учебную деятельность на лично-значимом уровне

1.Вводит в деятельность при помощи этикетного диалога.

2.Организует оценку готовности учащихся к уроку.

1.Учащиеся участвуют в этикетном диалоге

2.Оценивают степень готовности к уроку

1.Взаимодействуют с учителем

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

1.Оценивают степень готовности к уроку

1. Определение способов действий в рамках предложенных условий и требований

2. Осуществление самоконтроля своей деятельности в рамках предложенных условий и требований

Результат: учащиеся включены в учебную деятельность, обеспечена готовность к уроку.

2 этап урока Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (4-5мии)

Цель: Определение границ первичных «знаний» и «незнаний» по теме  «Царства живых организмов»

1.Организует фронтальную работу учащихся по обобщению понятия живой организм посредством приема «Угадай-ка» (приводится ряд загадок)   (Приложение 1)

2. Организует работу с текстами загадок.

3. Фиксирует ответы учащихся на доске и обращает их внимание на то, что полученные понятия очень разрознены. Предлагает их классифицировать и назвать объединяющее их понятие

1.Слушают загадки

2.Работают фронтально, отгадывая загадки.

3.Обобщают ряд понятий и записывают в тетради понятие «живой организм» и относящиеся к нему слова-ответы на загадки

4. Предпринимают попытку классифицировать понятия, осознают, что не владеют достаточной информацией о классификации живых организмов.

1.Выделение существенной информации 2.Осуществление анализа понятий с выделением существенных признаков

1.Участвуют во фронтальной дискуссии

2. Высказывают предположения, точку зрения

1.Произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной форме

1. Осуществляют само и взаимоконтроль выполнения задания

2.Осуществляют оценки предложенных классификаций

1. Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственно  возможности ее решения

Результат: учащиеся обнаружили затруднение – незнание классификации живых организмов и объединяющего их понятия.

3 этап урока_ Выявление места и причины затруднения (6-7 мин)

Цель: определить причину затруднений и выделить гипотезу.

1. Организует работу по просмотру видеоролика «Многообразие живых организмов»  (Приложение 2)

2. После просмотра видеоролика задает вопросы по содержанию

(Приложение 3)

3.Раздает раздаточный материал с кроссвордами и предлагает решить кроссворд.

 (Приложение 4)

4.Предлагает выделить слово по вертикали

5.Организует  рефлексию этапа

1. Просматривают видеоролик

2.Отвечают на вопросы учителя после просмотра клипа «Живые организмы»

3. Приводят примеры живых организмов из личного жизненного опыта

4. Заполняют кроссворд и выделяют слово «царство».

1.Определение цели учебной деятельности; 2.Выявление проблемы под руководством учителя при решении учебной задачи;

3.Ориентирование в своей системе знаний: определение границ знания\ незнания, понимание того, что нужна  дополнительная  информация (знания) для решения учебной  задачи деятельности;

4.Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, преобразовывать ее в практическую

1. Участвуют в диалоге с учителем

2. Выстраивают высказывания о понимании просмотренного видеоролика.

1. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

 2. Развитие монологической речи

1.Осуществляют рефлексию этапа   (трудности при заполнении кроссворда, эмоциональное состояние)

1. Аргументация своих суждений. 2. Фиксирование причины затруднения в формулировании темы.

Результат: Выделено обобщающее понятие «царство», но классификация типов царств непонятна учащимся.

4этап _Построение  проекта выхода из затруднения (6-8 мин)

Цель: первичное закрепление понятия  «царство» с проговариванием во внешней речи

1.Фиксирует тему урока

2.Беседует с учащимися о значении понятия «царство»

3.Организует работу учащихся в микро группах по составлению кластера.

(Приложение 5)

4.Помогает учащимся сформулировать определение царства природы

1.Проговаривают тему урока

2.Высказывают предположения о том, какое оно, царство живых организмов, как оно организовано, что или кто входит в его состав.

3.Заполняют кластер

(записывают слова -  что они понимают под словом «царство природы»), фиксируют кластер в тетрадях.

4.Обсуждают ключевое понятие «Царство природы», записывают в тетрадь определение «Царство»

1.Структуирование знаний.

2.Умение наблюдать, делать выводы.

1.Объединяют  усилия на решение поставленных вопросов

(Объединяются в группы и проводят обсуждение)

1.Согласование усилий по решению учебной задачи

2.Формулирование собственного мнения и позиции.

1.Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль

2. Сравнивают правильность сформулированного определения с эталоном (текст учебника, стр. 38 )

1.Планирование своих действий

2.Уточнение и дополнение высказываний учащихся в соответствии с поставленной задачей

Результат: Определено учащимися ключевое понятие «царство».

5 этап _ Реализация построенного проекта (5-6 мин)

Цель: Формулирование представления о царствах живой природы.

1. Организует работу по группам с использованием игрового приема «Выбери меня»  (Приложение 6)

2. Предлагает учащимся, используя параграф учебника обосновать свой выбор.

3.Предлагает заполнить таблицу и поясняет требования к ее заполнению  

(приложение 7)

1. По примеру, представленному на фото, находят соответствия живых организмов среди перемешанных фото (иллюстраций на доске, обосновывают свой выбор.

2. Определяют, что царств четыре: Бактерии, Растения, Животные, Грибы.

3. Заполняют таблицу в тетради, пользуясь параграфом учебника и распределенными картинками, осознавая, что у каждого царства свои характеристики и представители (Приложение 7)

1.Умение строить логическую цепь рассуждений, пользуясь предложенными фото

2.Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.

1.Участвуют в диалоге, высказывают свои идеи

1. Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

2. Использование чужих высказываний для обоснования своих суждений

1.Распределеляются по группам

2. Распределяют роли в группах

2.Контролируют деятельность в группе

1.Контроль и оценивание собственной деятельности

Результат: Учащимися определены  4 типа царств и заполнена таблица «Царства живых организмов».

Физкультминутка (Приложение 8)

6 этап  _ Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (3-4 мин)

Цель: первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1.Организует анализ таблицы при помощи вопросов. (Приложение 9).

2.Отслеживает понимание материала и проводит рефлексию усвоения материала.

1.Анализируют таблицу совместно с учителем: характеризуют царства, называют примеры.

2. Вписывают недостающие элементы.

1.Построение речевого высказывания в устной речи.

2.Выделение существенной информации из таблицы.

1.Уточняют полученные задания

2.Концентрируют внимание

3.Участвуют в диалоге

4.Проявляют умение договариваться  и приходить к общему решению.

1.Умение слушать в соответствии с целевой установкой

2.Учебное сотрудничество с учителем (помощь при затруднениях)

1.Контролируют свои действия

2. Оценивают правильность заполнения таблицы

3. Выслушивают одноклассников, корректируют их речь (высказывания)

1. Наблюдение и анализ  собственной учебной и познавательной деятельности и деятельности других обучающихся в процессе взаимопроверки.

2. Самостоятельное определение причины своего успеха или неуспеха и умение находить способы выхода из ситуаций неуспеха.

Результат: Даны краткие характеристики царствам живых организмов и учащиеся самостоятельно привели примеры представителей царств.

7 этап Самоконтроль с самопроверкой по эталону (5-6 мин)

Цель: формировать умение самостоятельно обобщать знания о различных царствах и их представителях.

1.Организует самостоятельную работу учащихся в  тетради. (Приложение 10)

2.Проводит взаимопроверку правильности выполнения задания в парах  

3. Организует общий разбор заданий фронтально

1. Осуществляют самостоятельную работу над заданиями, ищут верные ответы.

2. Осуществляют взаимопроверки в парах, исправляют ошибки, если таковые имеются.

3.Проводят проверки в классе.

1.Фиксация выбора верных ответов в заданиях.

2. Умение строить логическое суждение.

1.Осуществляют построение небольших монологических высказываний в парах с опорой на личный опыт

1. Умение формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания

1. Осуществляют взаимопроверки в парах, исправляют ошибки, если таковые имеются.

1.  Контроль и оценивание деятельности партнера

2. Оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки

3. Умение сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Результат: Учащиеся обобщили знания о различных царствах и их представителях, осуществили само и взаимоконтроль усвоения материала

8 этап Включение в систему знаний и повторение (4-5мин)

Цель: закрепление материала по теме при помощи творческого занятия.

1.Предлагает выполнить продуктивное творческое задание  нарисовать понравившегося представителя одного из царств (формат А4) и небольшим (3-4 предложения) рассказом обосновать свой выбор. (при недостатке времени может быть выполнено как домашнее задание)

1. Рисуют своего представителя любого царства и обосновывают свой выбор небольшим рассказом.

1. Самостоятельность в решении проблемы поискового характера.

2.Построение логической цепи рассуждения.

1.Составляют монологические высказывания – рассказ о выбранном живом объекте.

1.Умение полно и точно выражать свои мысли. Результат: проверка уровня усвоения изученного материала.

2. Владение монологической речью.

1.Планируют свой рассказ соответствии с поставленной задачей.  

1.Осознание качества и уровня усвоения материала; оценка результатов работы.

Результат: Выполнение творческого задания учащимися о представителе любого царства в формате А4.

9 этап _ Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3мин)

Цель: выявление «+» и «-» в работе учащихся

1.Организует рефлексию и самооценку  учебной деятельности при помощи приема «Рефлексивный экран»

Проводит рефлексию в виде идентификации «Кто Я»

(приложение 11)

1.Анализируют свою деятельность на уроке

2.Обобщают полученные знания

1.Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

1.Участвуют в обсуждении урока во фронтальном режиме

1. Умение формулировать собственное мнение и позицию

1.Осуществляют самоконтроль

1.Проводят анализ своей деятельности на уроке

2.Анализируют достоинства и недостатки работы на уроке

1.Умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий

Результат: учащиеся делают выводы по уроку и определяют свое отношение к деятельности и результатам, достигнутым на данном уроке.

Приложение 1

Загадки для приема «Угадай - ка»

1.Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)

2. Шесть ног без копыт,
Летит – жужжит, упадет, землю роет. (жук)


3. Нам в дождь и зной 
Поможет друг
Зелёный и хороший –
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (дерево)


4. Нарядные сестрёнки
Весь день гостей встречают, медом угощают. ( цветы)


5. Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножки есть, но нет сапожек.
Шляпка есть, нет головы. (гриб)


6. Кто в беретке ярко – красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит.
Всё стучит, стучит, стучит. (дятел)


7. Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная. (ёлка)


8. Кудри в речку опустила.
И о чём–то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (ива)


9. Под водой живёт народ,
Ходит задом наперёд. (рак)


10. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту – зовусь я ….(подосиновик)


11. Наткёт, наплетёт, сядет и добычу ждёт (паук)


12. К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи. ( арбуз)

Приложение 2

https://www.youtube.com/watch?v=2UlPsM9yqDo

Приложение 3

Вопросы после просмотра видеоролика

Какие живые организмы были представлены в видеоролике?

Все организмы одинаковые или можно найти отличия?

По каким признакам можно объединить увиденные живые организмы?

Сколько групп вы можете выделить?

Если ли в природе «плохие» и «хорошие» живые организмы. Ответ аргументируйте.

Как вы думаете, зачем нужно сохранять в природе видовое разнообразие живых организмов?        

Приложение 4

1

ц

2

а

3 р

4 с

5

т

6 в

7

о

        

  1. Хищное млекопитающее из семейства кошачьих, обитающее в Америке. (Оцелот)
  2. Отгадай загадку: Он идет не торопливо,

                                    Зацепил хвостом он сук.

                                     Полосатый он, красивый.

                                     Зверь хозяйственный… (Барсук)          

  1. Отгадайте растение:  В том лесу, не в огороде,

                                           Только осень на подходе,

                                           Новый у нее наряд,

                                           Бусы красные висят…

                                          Дрозд, снегирь, другая птица

                                          Могут ее угоститься,

                                          Как усилиться мороз,

                                          Возрастет на нее спрос. (Рябина)

4. Светолюбивое хвойное растение. (Сосна)

5. Часть растения, его остов. (Стебель)

6. Городская птица. Голова, крылья и хвост чёрные, туловище серое. (Ворона)

7. Отгадайте загадку: Ядовита и опасна,

                                      И смертельно всем опасна!!!

                                      С тонкой ножкой оборванка

                                      Это бледная…. (Поганка)

Приложение 5

        

     Приложение 6

Игра «Выбери меня!»

Учащиеся разбиваются на 4 команды

Каждой группе выдается 1 картинка (эталон): 1 группе - изображение гриба, 2 группе - изображение бактерии, 3 группе – изображение растения, 4 группе -  изображение животного.

На доске вывешиваются вперемешку различные фото живых организмов (по 4-5 на каждое царство). После совещания, группы выбирают «родственные» их группе фото из предложенных. После совещания, каждая группа показывает выбранные ими фото и обосновывают свой выбор. Остальные группы, если не согласны – исправляют или дополняют выступающих.

Приложение 7

Таблица «Царства живых организмов»

царства

Характеристика царства

Представители

1. Растения

2. Животные

3. Бактерии

4. Грибы

Приложение 8

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,        

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Приложение 9

Вопросы к заполнению таблицы (к приложению 7)

1. Охарактеризуйте царство Растений, какие примеры вы занесли в таблицу. Чем это царство отличается от всех остальных?

2. Охарактеризуйте царство Животных, какие примеры вы занесли в таблицу. Чем это царство отличается от всех остальных?

3. Охарактеризуйте царство Бактерий, какие примеры вы занесли в таблицу. Чем это царство отличается от всех остальных?

4. Охарактеризуйте царство Грибы, какие примеры вы занесли в таблицу. Чем это царство отличается от всех остальных?

 

Приложение 10

Работа в парах (взаимопроверка)

I. ТестВыберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

1. Укажите наиболее крупную систематическую категорию
А) царство
Б) отдел
В) класс
Г) семейство

2. Какая наука позволяет ориентироваться в огромном многообразии организмов? 
А) экология
Б) систематика
В) биология
Г) ботаника

3. Наименьшая единица систематики организмов
А) вид
Б) род
В) популяция
Г) отдельная особь

4. Организмы, которые не могут производить готовые питательные вещества:

а)животные

б)растения

в)бактерии

г) грибы

5. В состав бактерии не входит:

А)ядро

Б)цитоплазма

В)рибосомы

Г)клеточная мембрана

II. Исправьте ошибки в неверных утверждениях:

1. Самая крупная единица классификации - это вид.

2. Различают царства Бактерии, Грибы, Вирусы.

3. Классификация организмов - это распределение их по группам.

4. Самое древнее царство – это животные.

5.Раздел биологии, посвященный классификации живой природы носит название микология.

Приложение 11.

В конце урока рефлексия проводится в виде самоидентификации учащегося в работе на уроке. Он выбирает из предложенных характеристик то царство, к которому хочет себя отнести в соответствии с предложенными характеристиками и поднимает ту карточку, с которой себя ассоциирует:

Б –  ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (одноклеточные, просто организованные живые организмы) – урок показался мне неинтересным, я мало что понял из него, почти не работал. Я испытывал много трудностей на уроке, и мне было тяжело и лень (неинтересно) их преодолевать.

Г –  ЦАРСТВО ГРИБЫ (одноклеточные и многоклеточные организмы, питающиеся готовыми веществами) – тема урока не сильно меня заинтересовала, работал время от времени, чтобы не получить плохую отметку. Местами было трудно и неинтересно работать.

Р – ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (многоклеточные организмы, сами производящие питательные вещества) – в целом урок мне понравился, не всегда было легко, но я сумел собраться, организовал активную деятельность,  и выполнил все задания.

Ж – ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ (высокоорганизованные многоклеточные организмы) – урок понравился, я был активен как в самостоятельной, так и в парной и групповой работе, было достаточно легко работать, я приобрел новые знания, теперь я знаю какие бывают  царства,  их характеристику и могу научить других.

Ц – ЦАРЬ – мне было легко работать, я приобрел большой объем новых знаний, теперь я понимаю, какие бывают  царства,  их характеристику. Мне захотелось ВСЕ узнать о царствах живых организмов, и я обязательно дома это сделаю!

 

Анализ урока «Царства живых организмов».

Краткая характеристика условий проведения урока, его цели и задач

      Урок проведен в пятом классе по теме «Царства живых организмов»  построен в соответствии с ФГОС ООО с  использованием элементов технологии развития критического мышления (через чтение и письмо) и технологии проблемно – диалогового обучения. Данные технологии были выбраны для построения урока, т.к. я считаю, что именно через реализацию элементов (именно элементов, а не технологий в чистом виде, т.к. возраст учащихся не позволяет им целый урок работать  в какой то одной технологии) данных технологий были максимально реализованы поставленные цели урока.

Данный урок – это урок открытия новых знаний.

Данный урок представлен в начале освоения рабочей программы учебного предмета «Биология» и проводится в рамках изучения раздела «Многообразие живых организмов», урок № 9 в 5 классе. Возраст учащихся 10-11 лет. Требования к уровню подготовленности учащихся 5 класса являются:

- умение  работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты

- умение выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

 Изучение данного учебного материала связано с личным опытом учащихся - это первоначальные знания о живых организмах, о различных видах живых организмов, условиях существования видов организмов.

        Целью урока   являлось создание условий для усвоения знаний о классификации живых организмов – о царствах.  Цель согласована  с задачами урока. С помощью обучающих  задач решалась часть цели, подразумевающая приобретение знаний о царстве, типах царств и основных представителях. С помощью развивающих задач происходило ознакомление с некоторыми живыми организмами, обогащение словарного запаса. Также велась целенаправленная работа по приобретению учащимися умения извлекать необходимую информацию из различных источников (текстов, иллюстраций, таблиц). С помощью воспитательных задач решалась часть цели - воспитание уважения к природе, к живым организмам, формирование целостного взгляда на мир. Работа в паре и в группе способствовала воспитанию дружеских взаимоотношений и достижению взаимопонимания между учащимися.

        При проведении урока были созданы следующие условия:

- положительный эмоциональный настрой,

- наличие иллюстративного материала,

- практическое применение знаний не абстрактно, а осязаемо – при решении учебных задач с опорой на личный опыт,

- работа с различными источниками (учебник, рабочая тетрадь, таблица, мультимедийная презентация, иллюстрации)

- работа в группах, способствующая реальной коммуникации, дающая возможность каждому участнику высказать свою точку зрения, и как следствие создание ситуации успеха для некоммуникабельных детей.

На уроке были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

        

Характеристика этапов урока

Урок начинается с  этапа Мотивации к учебной деятельности, задачей которого является подготовка учащихся к работе на уроке, самоопределение и мотивация учащихся к учебной деятельности. Этот этап, хотя и непродолжительный, но позволяет быстро настроить учащихся на продуктивную работу, служит стимулирующим введением в учебную деятельность, а также создает эмоциональный и деловой настрой.  

На этапе Актуализации  знаний и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии использован прием «Угадай-ка» (приводится ряд загадок), относящийся к игровым технологиям. Учащиеся, на основе собственных знаний и представлении о многообразии живых организмов, распознают предложенные организмы. Работа проводится фронтально, учащиеся отгадывают загадки о живых организмах и пытаются классифицировать их. Этот этап помог актуализировать знания учащихся и определить границы знания/незнания.   Данный этап урока сопровождался высоким уровнем эмоций – были приведены примеры живых организмов из личного опыта учащихся: кто и какие организмы знает, кто какие видел и т.д.

На этапе «Выявления места и причины затруднения» при помощи подводящего диалога использовались элементы технологии проблемно – диалогового обучения, которые помогли найти пути решения учебной задачи. При работе  с кроссвордами удалось зафиксировать затруднения учащихся в части знания/незнания элементов классификации живых организмов, помочь учащимся определить тему и цель урока.

На этапе «Построения проекта выхода из затруднения» при помощи одного из приемов технологии развития критического мышления был составлен кластер «Царство».  На данном этапе была организована работа в группах по определению учащимися понятия «Царство». Данный этап позволил дать определение понятию «Царство», как ключевому понятию урока. Данный кластер позволил учащимся  определить планируемый результат урока – выявить понятие «царство» и  установить связь данного понятия с понятием «живые организмы».

На этапе «Реализации построенного проекта» были использованы разнообразные виды деятельности  - работа с иллюстрациями учебника, с текстом учебника, с иллюстрациями различных живых организмов, заполнение таблицы. Считаю, что данный этап был самым насыщенным по объему, но самым интересным для учащихся. Представленная на этом этапе информация была привлекательна и познавательна для детей. Для каждого учащегося была создана ситуация успеха – пошаговое заполнение таблицы помогло учащимся осознать, насколько они близки к конечному результату. Это также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Данный этап так же содержал элементы технологии критического мышления через чтение и письмо.

В середине урока было отведено время для проведения физминутки, которая помогла учащимся отдохнуть от интенсивной работы и снять напряжение.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи проводилось фронтально при работе с таблицей, которую заполняли на предыдущем этапе.  Проводилось осуществление само- и взаимоконтроля выполнения учащимися заранее определенного алгоритма работы. После озвучивания монологического высказывания партнеру, учащимся было предложено дополнить рассказ или исправить ошибки предыдущего выступающего. Таким образом, была систематизирована вся необходимая информация о царствах, как самой крупной систематической единице в биологии,  и задан эталон для дальнейшей работы.

Этап «Самоконтроля с самопроверкой по эталону» проведен при помощи работы в парах, проведена взаимопроверка. Учащимся был предложен мини – тест, с дальнейшей фронтальной проверкой и сверки с эталоном. Учащиеся формулировали собственное мнение и позицию; строили понятные для партнёра высказывания.

Включение в систему знаний и повторение было проведено в виде продуктивного творческого задания  – нарисовать представителя понравившегося царства и написать небольшой рассказ (3-5 предложений), который обосновывал бы выбор учащегося. Данная работа требовала временных затрат и поиска дополнительных материалов, поэтому учащиеся выполнили ее дома. Презентация получившихся работ была проведена на следующем уроке.

Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретённых знаний. Метод «Рефлексивный экран» в виде приема идентификации «Кто Я» позволил эмоционально окрасить персональный анализ и взаимоанализ полученных знаний каждым учащимся. Данный метод был выбран,  так как  на уроке в 5 классе существует необходимость давать положительные характеристики (так как учащиеся только начали изучать новый предмет) результатам деятельности учащихся, что стимулирует и повышает их активность на уроке. У учащихся произошло осознание качества и уровня усвоения материала, необходимых для дальнейшей деятельности, и степени достижения запланированного результата урока. Благодаря структуре урока и использованию элементов технологии развития критического мышления и проблемно-диалогового обучения  результат урока был достигнут каждым учащимся.

По итогам урока можно сделать вывод: время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено, поддерживался хороший темп работы учащихся.  В течение всего урока было обеспечено поддержание физического, физиологического, психического здоровья учащихся, организовано чередование учебной нагрузки благодаря частой смене видов деятельности.

Считаю, что поставленная цель урока выполнена, задачи решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к методической разработке "Каждый павший - живой, если в сердце живет "

Презентация, посвященная памяти беловчан, погибших в Афганской и Чеченских войнах....

Методическая разработка программы "Тайны живой природы"

Прграмма "Тайны живой природы" предназначена для обучающихся 9, 10 класса.Филосовская идея, реализуемая в современной школе - свободное, разнесторонне развитие личности ребёнка средствами обучения и в...

Методическая разработка занятия "Формы размножения организмов"

Материал представляет собой методическую разработку занятия "Формы размножения организмов" по дисциплине "Биология" для специальностей среднего профессионального образования. Методическую разработку м...

Методическая разработка урока мужества "Живое слово о войне"

Методическая разработка представляет собой сценарий внеклассного мероприятия, посвященного встречи старшеклассников с ветеранами - членами Самарского областного комитета ветеранов войны и военной служ...

Методическая разработка урока "Индивидуальное развитие организма"

Методическая разработка урока. 8 класс.Биология....

Методическая разработка урока «Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты»

Школьный учитель из транслятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельнос...

Методическая разработка занятия "Изучай свой организм"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....