Методическая разработка программы "Тайны живой природы"
элективный курс по биологии (9 класс) по теме

Прграмма "Тайны живой природы" предназначена для обучающихся 9, 10 класса.

Филосовская идея, реализуемая в современной школе - свободное, разнесторонне развитие личности ребёнка средствами обучения и воспитания.

Данный курс ставит своей целью формирование интереса к предмету биологии, к исследовательской деятельности старшеклассников, помогает в выборе дальнейшего жизненного пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tayny_zhivoy_prirody.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием города Калуги

МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей» г. Калуги

                                                                                                                        « Утверждаю»

                                                                                    Директор МОУ ДОД «ЦДОдД» г. Калуги

                                                                                                               Вышегородских Л.А.

Программа

Тайны живой природы

для детей 15 – 16 лет

2 года обучения

модифицированная

                                                           Составитель: учитель биологии

                                                           МОУ «СОШ №12» г. Калуги,

                                                           Педагог дополнительного  образования

                                                           МОУ ДОД «ЦДОдД» г. Калуги                              

                                                           Ефремова Ольга Викторовна

Калуга – 2009

Пояснительная записка

Программа «Тайны живой природы»  предназначена для учащихся 9, 10 классов.

Философская идея, реализуемая в современной школе, - свободное, разностороннее развитие личности ребёнка средствами обучения и воспитания. Основная функция учителя в настоящее время – создать условия для творческого развития каждого ученика, его самоопределения и самореализации.

Данный курс ставит своей целью формирование интереса к предмету биологии, к исследовательской деятельности старшеклассников, помогает в выборе дальнейшего жизненного пути.

Цель: способствовать формированию интеллектуально развитой, творческой личности ребёнка с развитым познавательным интересом, способной проявить свою индивидуальность, посредством приобщения школьников к углубленным занятиям по биологии.

Задачи:

  1. Образовательная

-  расширить кругозор в области современных биологических знаний;

-  научить учащихся основам исследовательской деятельности;

- сформировать умения и навыки здорового образа жизни, экологически безопасного поведения.

2. Воспитательная

 - сформировать экологическое отношение к природе, обществу, понимание жизни как высшей ценности;

- воспитать аккуратность, опрятность, уверенность в себе, чувство ответственности за своё здоровье;

- воспитать активную жизненную позицию.

3. Развивающая

- развить творческие способности;

- развить мотивацию к экологически грамотному поведению и здоровому образу жизни;

- развить мышление, наблюдательность.

Особенности программы:

Данная программа рассчитана на подростков в возрасте от 15 – 16 лет. Предлагаемый режим работы:

1-ый год обучения – 4 часа в неделю (два раза в неделю по два часа).

2-ой год обучения – 6 часов в неделю (3 р. по 2 часа) или (2 р. по 3 часа)

Программа предполагает проведение лабораторных, практических работ, экскурсий, создание творческих работ учащихся.

Методы обучения:

Эвристический – метод исследования, познания, озарения детей

Проблемный – метод поиска решения поставленной задачи;

Объяснительно-иллюстративный – метод объяснения с использованием наглядности;

Модельный, прогностический и т.д.

Формы обучения: лекции, доклады, защита рефератов, видеоуроки, практикумы, семинары, ролевые игры и т.д.

В процессе обучения дети знакомятся со специальной литературой, обсуждают проблемы в области биологии, при поддержке учителя собирают дополнительную информацию по изучаемым темам, оформляют её в виде сообщений, рефератов. Занятия стимулируют процесс самообразования у детей.

Прогнозируемый конечный результат:

К концу 1-го года обучения дети знают:

- технику безопасности при проведении лабораторных работ

- алгоритм исследовательской деятельности, требования к оформлению учебно-исследовательской работы

- основные гипотезы происхождения жизни

- основные направления исследований в области генетики

Умеют:

- составить план исследования, определить его тему

- самостоятельно работать с литературой

- обсудить научную проблему под руководством учителя

- оформить реферат

- выполнить и защитить результаты практических работ

- защитить свою исследовательскую работу, проект

К концу 2-го года обучения дети знают:

- основы экологических знаний

- имеют понятие о новой экологической этике

- имеют осознание ценности всего живого

Умеют:

- вести самостоятельно дискуссию на научную тему

- определять тему исследовательской деятельности

-самостоятельно выстраивать алгоритм исследовательской деятельности

Тематический план первого года обучения


п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Форма проведения занятий

Формы подведения итогов по теме

1.

Комплектование групп

4

4

Анкетирование,

беседы

2.

Основы исследовательской деятельности

4

4

Лекция

семинар

Зачет

3.

Проблема сущности и происхождения жизни

10

2

8

Лекция

Семинар

Интернет

Сообщение по теме

4.

Загадки эволюции

10

2

8

Лекция

Семинар

Интернет

Сообщение по теме

5.

Современные исследования в генетике

52

20

32

Лекция

Семинар

Интернет

Практикум

Защита реферата

Акция-митинг

6.

Тайны генома

10

2

8

Лекция

Семинар

Интернет

Сообщение по теме

7.

Загадки экологии

50

25

25

Лекция

Семинар

Интернет

Практикум

Экскурсии

Круглый стол

Ролевые игры

Акция-митинг

Викторина

8.

Инструктажи

4

3

1

Лекция

беседы

Краткое содержание тем 1 года обучения:

1.Комплектование групп (4 час.)

Интересы детей, анкетирование, игры на знакомство.

2.Основы исследовательской деятельности (4 час.)

Определение темы и целей работы. Алгоритм исследовательской деятельности. Оформление результатов исследования.

3. Проблема сущности и происхождения жизни (10 час.)

Представления о происхождении жизни на разных этапах развития человечества. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Гипотезы: самозарождения жизни на Земле; гипотеза вечности; возникновение жизни естественным путём; гипотеза панспермии; гипотеза абиогенного синтеза. Нерешённость и дискуссионность проблемы происхождения жизни на Земле.

4. Загадки эволюции (10 час.)

Развитие проблемы эволюции живой природы в разные периоды становления и развития биологической науки. Понятие «эволюция», причины, направления, результаты. Доказательства эволюции. Синтетическая теория эволюции. Моделирование процесса эволюции с помощью ЭВМ. Перспективы решения проблемы вымирания видов.

 

5. Современные исследования в генетике (52 час.)

Роль генетики на современном этапе развития цивилизации. Генная и клеточная инженерия, их использование на практике. Этические аспекты исследований в области генной инженерии. Биотехнология – двигатель будущего. Получение трансгенных продуктов питания: «за» и «против». Перспективы развития биотехнологии.

6. Тайны генома (10 час.)

Геном человека. Наследственность и изменчивость организмов. Комплексные исследования генома человека. Этические  и прикладные аспекты некоторых исследований, связанных с геномом человека. Перспективные открытия в области исследований, связанных с геномом человека.

7. Загадки экологии (50 час.)

Биологические ритмы, их проявление у растений, животных и человека. Исследования Л.А.Чижевского по влиянию солнечной активности на организмы. Связь между деятельностью Солнца и заболеваниями человека. Суточные и сезонные ритмы, их роль в жизни организмов. Практическое применение знаний о биоритмах. Экологические  аспекты, связанные с охраной живых организмов, их ролью в городских экосистемах. Дискуссионность проблемы вреда и пользы растений и животных.

8. Инструктажи (4 час.)

Правила работы с колюче-режущими предметами; правила поведения в биологической лаборатории; правила работы с микроскопом; правила работы с кислотами и щелочами и т.д.

Методическое обеспечение

Программа модифицированная, общеразвивающая, однонаправленная, с углубленным изучением отдельных тем в биологии. В своей теоретической основе программа опирается на программу курса «Тайны живой природы» авторы: Е.Т. Бровкина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.С. Резникова, адаптированную к условиям объединения. В программе используется практический опыт педагога в этой области.

Для формирования интереса к изучению биологии необходимо обратить внимание на изучение наиболее интересных,  актуальных тем в биологии.

С учетом возрастных особенностей детей занятия строится на технологии сотрудничества, которая ставит учащегося в позицию субъекта собственно познавательной деятельности, строителя нравственных ценностей, делает процесс обучения осознанным.

Учитываются индивидуальные особенности детей (канал восприятия, полушарность, темперамент и т.п.) при планировании лекционных, практических занятий; при выступлении на семинарах; а так же на конференциях.

Материально-техническое обеспечение: кабинет биологии, лаборатория кабинета биологии, кабинет информатики; фототехника, видеотехника, компьютеры, канцтовары

Используемая литература:

  1. Большой справочник по биологии. – М.: «Издательство Астрель», «Олимп», Фирма  «Издательство АСТ», 2000
  2. Биология. Большой энциклопедический словарь/ Гл. ред. М.С. Гиляров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001
  3. Терёмов В.В., Рохлов В.С. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-РЕСС, 1999
  4. Журналы «Биология в школе»

Литература для детей

  1. Биология: Общая биология. 10 – 11 класс: учеб. для общеобразоват. уреждений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – м.: Дрофа, 2007
  2. Основы экологии: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. Учреждений/ Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. – М.: Просвещение, 2000
  3. Терёмов В.В., Рохлов В.С. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-РЕСС, 1999
  4. Биология. Большой энциклопедический словарь/ Гл. ред. М.С. Гиляров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ "Наблюдение за весенними цветами мать-и-мачеха"

Познакомить детей с первоцветом - мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста....

Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»

Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....

Методическая разработка экскурсии "Живой светофор"

Методическая разработка тематической экскурсии по школьному музею...

Методическая разработка классного часа "Природа не прощает ошибок"

Данная разработка предназначена для обучающихся в 5-6 классах. Материал построен с учётом интересов детей, в ней сочетаются тестовые задания, вопросы на смекалку. Интерес представляет своеобразная экс...

Методическая разработка урока "Дикая природа США" 9класс

Методическая разработка по учебнику "Английский в фокусе" 9класс, урок "Дикая природа США"...

Методическая разработка классного часа «Природа – это дом, в котором мы живем!»

Экологическая культура составляет ядро нового мышления людей и материализуется не только в процессе взаимоотношений с природой, но и сообществом людей, с отдельным человеком – ребенком, взрослым...