Методическая разработка урока биологии " Формы размножения организмов"
методическая разработка по биологии (9 класс)

Урок позволит учащимся расширить понятие «размножение», познакомить с формами бесполого и полового размножения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_razmnozheniya_organizmov.docx290.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Формы размножения организмов».

Цель: формирование знаний об особенностях и способах   размножения живых организмов.

Задачи урока:

1. Охарактеризовать размножение, как один из этапов индивидуального развития организмов.

 2.Расширить и углубить знания о размножении на примере бесполого и полового размножения. 3.Охарактеризовать способы бесполого и полового размножения.

4. Значение бесполого и полового размножения для поддержания численности популяции и сохранении вида.

Тип урока:  обобщение и систематизация знаний и умений.

Планируемые результаты обучения:

предметные:  

- знать  формы и cпособы размножения  организмов;

-  знать  биологическую роль размножения;

- уметь  систематизировать способы размножения организмов;

- уметь подчеркнуть наследственную однородность потомства при бесполом и вегетативном  размножении.

.

метапредметные:

- развитие умения работать с  учебником( текстом, рисунками).

- способствовать развитию  навыков логического мышления,  сравнения;                

   -составление опорных конспектов, таблиц и схем.

личностные: - развитие представлений опрактической значимости каждого способа размножения;

                          - формирование умений применять полученные знания на практике (выявлять пути использования знаний о размножении и индивидуальном развитии в народном  хозяйстве, здравоохранении);    

Методы: анализ, синтез, сравнение (общелогический); теоретический (дедукция, индукция). (наглядные, словесные)

Формы обучения: работа в парах.

Оборудование: таблицы, иллюстрирующие бесполое и половое размножение организмов, комнатные растения, размножающиеся вегетативно, презентация.

Основные понятия:  

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

1. Актиализация знаний

  1. что такое митоз?.
  2. Почему митоз -  древнейшее размножение?
  3. Какой процесс  возник еще раньше митоза? И для каких организмов он характерен?

- амитоз, прокариот.

4.В каких клетках происходит митоз?

 - Соматических.

5.Какие клетки являются соматическими?

 - Которые содержат 2n хромосом, т.е. все, кроме половых.

6.Почему  образуются  идентичные клетки?  

- Это происходит за счет  того, что во время интерфазы осуществляется удвоение ДНК.

7. - Фазы митоза.

8.В чем биологическое  значение митоза?

1.Во время митоза образуются 2 клетки которые являются точной копией материнской.

 Благодаря этому митоз, обеспечивает важные процессы:

2. регенерацию

3. эмбриональное развитие

4. рост

5.замену погибших клеток на новые.

2.Постановка и решение учебной задачи

Загадка увеличения численности морских звёзд

В отчаяние приводили жителей прибрежных районов тропических морей и коралловых рифов морские звёзды. Они поедали моллюсков и коралловые полипы, которые были основными объектами промысла. Численность морских звёзд увеличивалась в геометрической прогрессии, ведь местные рыбаки, стремясь уничтожить ненавистных животных, разрывали их на части и выбрасывали в море. (способствуют их размножению.)

- Как вы думаете, о каком процессе идёт речь?

 - Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или самовоспроизведению.

 Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов.

-Каковы причины гибели организмов?

 Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники , катастроф. Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку.

Размножение организмов – основное свойство живого.

-Какова тема урока?

Тема урока: « Размножение и его формы».

 - Что такое размножение?

Размножение – это основное свойство всех организмов, которое заключается в воспроизведении себе подобных и обеспечивает продолжение существующего вида.        

Размножение - увеличение численности особей.

Благодаря этому свойству,  жизнь на нашей планете существует и продолжается.

Что лежит в основе размножения организмов?

  • деление клеток
  • Какие две формы размножения вам известны? Составить схему

Формы размножения

                                                       Бесполое                         Половое

Проблемный вопрос: в чём преимущество полового размножения перед бесполым?

-    Дайте определение бесполого размножения.

Бесполое размножение – это самовоспроизведение организмов, в котором участвует лишь одна особь или – размножение организмов, происходящее без образования гамет с участием лишь одного родительского организма.

Какое потомство образуется в результате бесполого размножения?

- идентичное или генетически однородное.

- У каких организмов бесполое размножение будет наиболее распространено?

У прокариот, растений, грибов, простейших, встречается у некоторых видов животных.

  1. Каковы виды бесполого размножения?

Самостоятельная работа по составлению таблицы. Нужно указать вид  бесполого размножения,  характерные особенности и примеры организмов.

- Что же лежит в основе бесполого размножения организмов?

 (деление клеток)

- Какие формы бесполого размножения вы знаете?

(заполнение схемы на листе)

http://yabiolog.ru/wp-content/uploads/2018/10/302954cc9df0fc1862569cda92af1d32.jpg

Задание: заполнить  таблицу, определив способ вегетативного размножения растений.

Вегетативное размножение растений.

Способы вегетативного размножения:

Примеры растений

1.Видоизмененными подземными побегами

а)корневищами

ландыш, пырей, мята

б) луковицами

лук, тюльпан

в) клубнями

Картофель

2. Черенками:

а)стеблевыми

традесканция,   смородина, герань.

б) листовыми

фиалка, бегония,

в)корневыми

ива

3. Отводками

крыжовник, смородина

4. Корневыми отпрысками

Малина

5. Видоизмененными надземными побегами – усами

земляника

Вывод: При любой форме бесполого  размножения потомки являются точной копией материнского организма и часто называются клонами.

-  Какая другая распространенная форма размножения?

Половое размножение – это воспроизведение организмов, в котором участвуют две особи – женская особь и мужская особь.

Каковы характерные особенности полового размножения?

В размножении принимают участие, как правило, 2 особи.

Происходит с образованием гамет. Гаметы – половые клетки, которые формируются в половых железах:

- в семенниках – сперматозоиды (малы, подвижны, состоят из головки (ядро), шейки (митохондрии и центриоль), хвостик;или спермии у растений( они не подвижны);

- в яичниках – яйцеклетки (неподвижные, крупные, содержат запас питательных веществ).

Сравните половые клетки по плану:

размер;

запас питательных веществ;

подвижность;

- В результате какого процесса образуются гаметы? (мейоза)

- Что такое коньюгация?

- Что такое кроссинговер?

- Какой набор хромосом имеют гаметы?

Способы  полового размножения.

 Существуют такие способы  полового размножения:  (схема)

1 Гермафродитное;

- Как называются организмы, у которых одна особь может производить и женские и мужские гаметы? (гермафродиты)

- Приведите примеры.(плоские. кольчатые черви, кишечнополостные, некоторые моллюски)

- Почему в природе возникло это явление? Какое это имеет значение? (приспособление к сидячему, малоподвижному  или паразитическому образу жизни)

- Гермафродитизм. (сообщение)

Гермафродитизм – явление, при котором одна и та же особь способна производить и мужские и женские клетки.  Гермафродитизм считается самой примитивной формой  полового размножения и свойственен многим примитивным организмам. Он представляет собой приспособление к сидячему, малоподвижному  образу жизни. Одно из преимуществ гермафродитизма состоит в том, что он делает возможным самооплодотворение, что весьма существенно для некоторых внутренних паразитов, таких как солитер, ведущих одиночное существование. Однако у большинства гермафродитных видов в оплодотворении участвуют гаметы, происходящие от разных особей, у которых имеются многочисленные приспособления, препятствующие самооплодотворению. Примерами гермафродитных организмов являются: бычий цепень, дождевой червь, многие брюхоногие моллюски, некоторые рыбы и ящерицы, а также большинству цветковых растений.

2 Двуполое или раздельнополое.  Оно характеризуется слиянием гаплоидных гамет, которое называют оплодотворением. При оплодотворении образуется диплоидная зигота, содержащая генетическую информацию обоих родителей. Для раздельнополого размножения характерно наличие полового процесса.

Какова сущность полового размножения у животных:

Рассмотрим сущность полового размножения у животных:

 - Какой набор хромосом имеет зигота?  (2п)

- Что развивается из зиготы?

Итак, при половом размножении потомство получается в результате слияния генетического материала гаплоидных половых клеток. Этот процесс называется оплодотворением .

- Какая еще разновидность полового размножения существует?

Одной из разновидностей полового размножения является  партеногенез.

.

- Что такое  партеногенез?(Сообщение)

 Партеногенез– это развитие зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки. Партеногенез следует относить к половому размножению и следует отличать от бесполого размножения, которое осуществляется всегда при помощи соматических органов и клеток (размножение делением, почкованием и т. п.).

- Для каких организмов характерен?

Такой тип размножения распространен  среди насекомых – тли, пчелы, муравьи, пчелы, осы, тли; ракообразные; простейшие,  иногда встречается у некоторых рептилий. При этом появляются особи только одного пола.

- Каково  значение партеногенеза?

Одно из главных биологических преимуществ партеногенеза заключается в ускорении темпа размножения вида, так как все особи подобных видов способны оставить потомство. В тех случаях, когда из оплодотворённых яйцеклеток развиваются самки, а из неоплодотворённых — самцы, партеногенез способствует регулированию численных соотношений полов (например, у пчёл).

  -У многих видов существует чередование разных форм размножения (полового и бесполого) что позволяет им оптимально решать задачу воспроизведения себе подобных в разных условиях обитания.

Рефлексия. :

- В чём преимущество полового размножения перед бесполым?

 - Что узнали нового?

-В чем были трудности?

-Как с ними справились

Домашнее задание:

Параграф 31-32, выучить термины. Устно ответить на вопросы после параграфа на странице 118


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока биологии для 7 класса по теме "Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных"

Разработка урока биологии для 7 класса по теме «Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных» может быть использована учителями, работающими по программе «Жи...

Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"

 Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...

Методическая разработка урока "Многообразие клеток живых организмов", биология 10 класс

Данный материал содержит технологическую карту урока по теме "Многообразие клеток", рекомендации и раздаточный материал для проведения урока....

Открытый урок натему "Формы размножения организмов"

Вопросы урока:—Что такое размножение?—Что такое бесполое размножение?—Формы бесполого размножения.—Что такое половое размножение?—Формы полового размножения.—Биологическое значение размножения для орг...

Методическая разработка урока биологии в 6 классе на тему: «Среды обитания, освоенные живыми организмами нашей планеты».

Урок разработан в соответствии с ФГОС и ориентирован на учебник  "Биология: 5-6 классы", авторы: Сухова Т.С. и Строганов В.И.,2016....

Методическая разработка урока биологии в 6 классе на тему: «Среды обитания, освоенные живыми организмами нашей планеты».

Урок разработан в соответствии с ФГОС и ориентирован на учебник  "Биология: 5-6 классы", авторы: Сухова Т.С. и Строганов В.И.,2016....