Главные вкладки

    Методическая разработка урока биологии 8 класса по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» с использованием ИКТ
    методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

    Головушкина Алёна Валерьевна

    Тема урока: "Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_po_biologii.docx42.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока биологии 8 класса по теме:

    «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний»

    с использованием ИКТ

    Тема урока: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний»

    Тип урока: Изучение новой темы в виде пресс-конференции.

    Цель урока: Расширение знаний учащихся о гигиене питания и предупреждении желудочно-кишечных заболеваний.

    Задачи:

    Образовательные: закрепить материал по строению пищеварительной системы, изучить симптомы, причины и пути заражения желудочно - кишечными и глистными заболеваниями и меры их профилактики.

    Развивающие: уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. Развить навыки устной речи, уметь делать выводы на основе полученной информации.

    Воспитательные: совершенствовать умение практически использовать усвоенные знания, потребность в объективной оценке своей деятельности, уважительного отношения к ответам одноклассников, мотивировать отрицательное отношение к алкоголю, курению, соблюдению правил личной гигиены у учащихся. Воспитать культуру отношения к своему здоровью.

    Оборудование: презентация, тетради, учебники.

    Ход урока

    I. Организационный момент (1 мин)

    II. Изучение нового материала (35 мин)

    Учащиеся делятся на три группы: врачи-диетологи, врачи-инфекционисты и врачи-паразитологи. Дети заранее находят информацию по своей теме и составляют краткую презентацию (на 2-3 минуты). Каждая группа усаживается за свой стол. (В каждой группе было по 5 человек)

    Учитель: Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним:

    Первая группа отвечает на первый вопрос: из чего состоит пищеварительная система? (пищеварительного канала и пищеварительных желез)

    Вторая группа отвечает на вопрос, чем регулируется процесс пищеварения? (нервной и гуморальной регуляцией)

    Третья группа: из чего состоит процесс пищеварения? (измельчения, расщепления, всасывания, удаления). (слайд 4)

    Учитель: Сегодня мы продолжим изучать тему пищеварение и поговорим о гигиене питания, о желудочно-кишечных заболеваниях и их предупреждении.

    Для нормальной жизнедеятельности нашего организма, в целом и каждой отдельной клеточки, необходимы питательные вещества и энергия, которые и поставляют органы пищеварения.

    Биологический возраст человека уже определен – 110 лет, мало кто доживает до этого преклонного возраста, причин много. Но каждый человек может прожить на этом «Белом свете» как можно дольше, если будет знать, соблюдать и следовать определенным правилам гигиены, вести здоровый и активный образ жизни, не иметь пагубных привычек и тогда по высказыванию И.П. Павлова можно дожить до 100 лет.

    Итак, слово предоставляется группе диетологов. (Каждая группа по ходу выступления фиксирует у себя в тетради полученную информацию).

    (Ученик) Я бы хотела начать свое выступление с эпиграфа: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить!» Сократ. (слайд 5)

    Гигиена питания – это отрасль гигиены, изучающая проблемы полноценной пищи и рационального питания здорового человека. (слайд 6)

    В переводе с латинского языка термин «рацион» означает суточную порцию пищи, а слово «рациональный» - разумный, целесообразный. Питание считается рациональным, если оно восполняет энергетические затраты организма и обеспечивает его потребность в пластических веществах, а также содержит все необходимые для жизнедеятельности витамины, макро- и микроэлементы. (слайд 7)

    От питания зависят: рост, вес, работоспособность, настроение, продолжительность жизни. (слайд 8)

    Пища с приятным запахом и вкусом улучшает аппетит и выделяет пищеварительные соки.

    Салаты и бульоны усиливают сокоотделение.

    Ржаной хлеб, капуста, слива, морковь, свекла, кефир – усиливают моторику кишечника. (слайд 9)

    Режим питания должен быть таков: Завтрак (7:30-8:00) 25%, Обед (12:30-13:30) 50%, полдник (15:30-16:30) 10%, ужин (18:30-19:30) 15%.(слайд 10-11)

    (Ученик) Что значит неправильное питание? Это есть всухомятку, в неопределенные часы времени, увлекаться фаст-фудом (быстрое питание - перекус), употреблять в пищу просроченные продукты и. т. д. (слайд 12)

    Влияние продуктов питания на печень.

    Алкоголь – сильнейший яд, может вызывать разрушение клеток печени и привести к циррозу.

    Жирные продукты, копчености, жареное, чрезмерное употребление сладостей, табака и голодовка отрицательно сказываются на печени. (слайд 13)

    (Ученик)  Влияние продуктов питания на желудок.

    Газированные сладкие напитки, алкоголь, острая пища, голодание. Неправильное питание приводят к гастриту, язве желудка и может привести даже к раку желудка. (слайд 14)

    (Ученик) Итак, какие существуют правила питания? (вопрос к группам)(группы отвечают) основные правила питания: (слайд 15)

    1. Регулярное питание (принимать пищу в определенные часы, 4-5 раз в день).
    2. Пища должна иметь привлекательный вид, приятный запах и вкус.
    3. В пищу нужно употреблять сырые овощи и фрукты.
    4. Разнообразное питание.
    5. Умеренность в еде.
    6. Есть не торопясь.
    7. Нельзя есть много соленой, сладкой и острой и копченой пищи.
    8. Не есть за 2 часа до сна.
    9. Соблюдение правил личной гигиены.

    Учитель: Ребята, начертите, пожалуйста, у себя в тетради таблицу и по ходу урока заполняйте ее.

    Заболевание

    Кем вызвано

    Симптомы

    Пути заражения

    Гастрит, язва желудка

    Холера

    Сальмонеллез

    Брюшной тиф

    Дизентерия

    Ботулизм

    Кишечный грипп

    Эхинококкоз

    Аскаридоз

    Тениоз

    Трематодоз

    Энтеробиоз

    Слово предоставляется инфекционистам

    (Ученик)  Заболевания органов пищеварения можно классифицировать на инфекционные, которые вызваны бактериями (холера, сальмонеллез, брюшной тиф, ботулизм, дизентерия), вирусами (кишечный грипп) и глистами (эхинококкоз, аскаридоз, тениоз, тениаринхоз, описторхоз, энтеробиоз). (слайд 16)

    Совсем недавно учеными-специалистами была установлена бактерия хеликобактер пилори, которая может обитать в желудке и вызывать гастрит и язву желудка. Как правило, заболевание может происходить бессимптомно. А также может выражаться частыми запорами или поносом, аллергией, чрезмерной ломкостью ногтей и грибковыми заболеваниями, неприятным запахом изо рта при отсутствии проблем с зубами, а также выпадением волос. Периодически повторяющаяся болью в области желудка, которая прекращается после приема пищи. Может быть изжога, тошнота, рвота, сильная тяжесть в желудке.

    Источники заражения: фекально-оральный путь передачи: через загрязненную пищу и воду, через посуду; через слюну при поцелуе; при кашле. Заболевание носит семейный характер. (слайд 17-18)

    (Ученик) Холера – острая кишечная инфекция, вызываемая бактериями вида Vibrio cholerae. Характеризуется фекально-оральным механизмом заражения, поражением тонкого кишечника, водянистой диареей, рвотой, быстрой потерей организмом жидкости и электролитов с развитием различной степени обезвоживания вплоть до смерти.

    Источники заражения: при питье зараженной воды, заглатывании воды при купании в загрязнённых водоёмах, во время умывания, а также при мытье посуды заражённой водой. При употреблении пищи, инфицированной во время кулинарной обработки, её хранения, мытья или раздачи, особенно продуктами, не подвергающимися термической обработке (моллюски, креветки, вяленая и слабосоленая рыба). Возможен контактно-бытовой (через загрязнённые руки) путь передачи. Кроме того, холерные вибрионы могут переноситься мухами. (слайд 19)

    (Ученик) Сальмонеллёзы - острые кишечные инфекции животных и человека, вызываемые сальмонеллами. Заболевание обычно начинается остро, обильной рвотой и поносом (стул водянистый, часто с зеленью, зловонный). Наблюдаются боли, урчание и вздутие живота, слабость, головная боль, головокружение, озноб, повышение температуры до 38-41 С, боли в мышцах и суставах, судороги мышц конечностей.

    Источники заражения: пищевые продукты животного происхождения (мясо, мясные продукты, молоко, яйца, особенно утиные и гусиные), реже - больное животное, в отдельных случаях источником заражения может быть человек (больной или бактерионоситель). При вынужденном, неправильном убое животных, нарушении правил хранения и приготовления продуктов (соприкосновение готовой и сырой продукции, недостаточная термическая обработка продуктов перед употреблением и т. д.). (слайд 20)

    Брюшной тиф - острое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, наличием возбудителя в крови больного (бактериемией) и язвенным поражением лимфатического аппарата тонких кишок. Симптомы: лихорадка, высокая температура, высыпания на коже. Источники заражения: являются больной человек. Возбудитель выделяется во внешнюю среду главным образом с испражнениями и отчасти с мочой.

    Заражение человека происходит только через рот при употреблении инфицированной воды (водный путь) или пищевых продуктов (пищевой путь), а также через руки, загрязненные частицами кала, содержащими возбудителя брюшного тифа (контактный путь).

    В летние месяцы в передаче инфекции большое значение имеют мухи. (слайд 21)

    (Ученик) Амёбиоз (дизентерия) – это острая или хроническая инфекция, которая протекает с явлениями общей интоксикации и поражает толстый кишечник человека. Симптомы: высокая t, боль в мышцах, суставах, озноб, головная боль, схваткообразная боль в левой половине живота. Стул многократный (20 и более раз в день) со слизью и кровью. Источник заражения: Заразиться можно, только проглотив бактерии. Например, выпив некипяченой воды или молока, съев немытые фрукты или овощи, воспользовавшись чужой посудой или зубной щеткой. Достаточно подержаться за поручень в автобусе, не помыть после этого руки и начать обедать.

    Основной источник инфекции - больной человек. Самыми заразными считаются пациенты, лежащие в стационаре с тяжелым и среднетяжелым течением дизентерии. (слайд 22)

    (Ученик) Ботулизм – это смертельно опасное инфекционно - токсическое заболевание. Clostridium botullini. Поражается нервная система (нарушение зрения, глотания, изменение голоса). Смерть наступает от паралича дыхания. Постоянное место пребывания клостридий ботулизма - кишечник многих животных и почва, куда они попадают с калом и где могут сохраняться долгие годы. Из почвы микроб попадает на пищевые продукты. Без доступа воздуха (в консервированных или плотных - таких как колбаса - продуктах) клостридии ботулизма начинают вырабатывать ботулотоксин - один из сильнейших известных ядов. (слайд 23)

    Пищевые отравления это болезненные состояния, развивающиеся при попадании в организм ядовитых веществ. (слайд 24)

    Что делать при отравлении?

    • Необходимо вызвать врача или скорую помощь.
    • До прихода врача сделать промывание желудка (дать обильное питье 4-5 ст. кипяченой воды выпить мелкими глотками или светло-розовый раствор перманганата калия и вызвать рвоту, надавливая пальцем на корень языка.
    • Больного укладывают в постель.
    • Для удаления яда из кишечника, дают слабительное  и ставят клизму.
    • Для уточнения диагноза сохраняют продукт, которым отравились. (слайд 25)

    Кишечный (желудочный) грипп - инфекционное заболевание, вызванное ротавирусамии. Симптомы: Жидкий и частый стул,  высокая температура тела, недомогание, слабость, боли в животе. Источники заражения – это либо больной человек, либо здоровый носитель вируса. Сам вирус размножается в клетках слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта и выводится вместе с калом. Основным способом передачи ротавируса является пищевой. Вместе с пищей в организм здорового человека попадает вирус, который может оседать на руках, предметах личной гигиены или на одежде больного. (слайд 26)

    Вывод: Желудочно-кишечные инфекции вызывают такие бактерии как холерный вибрион – заболевание холера; сальмонелла – сальмонеллез; дизентерийная палочка – дизентерию, бацилла – ботулизм. Источники заражения: вода, пища (не проваренное мясо, вяленая рыба, и т. д.) человек, мухи. (вывод делают остальные две группы, которые заслушивали выступления) (слайд 27)

    Выступление паразитологов.

    (Ученик) Гельминтозы - болезни, вызываемые паразитическими червями - гельминтами (глистами). Обычно сопровождаются: потерей веса больного, общим  недомоганием, головокружением, раздражительностью. При паразитировании глистов в кишечнике наблюдаются запоры или поносы, тошнота, реже рвота; в печени - желтушность, отеки; в легких – кашель. (слайд 29)

    Эхинококкоз – это одно из многочисленных паразитарных заболеваний, часто встречающихся у людей. Наблюдаются в странах, где доминирует сельскохозяйственная деятельность. Эхинококк может поражать любой орган, но в большинстве случаев доминирующее положение занимают поражения таких органов как печень, легкие и головной мозг.

    Симптомы: Слабость и повышенную утомляемость. Снижение общей работоспособности Периодические головные боли. Высыпания на коже в виде мелкоточечных красных пятен Повышения температуры тела, которые носят временный характер. Тошнота, рвота, диарея.

    Источники заражения: Зрелые черви паразитируют в кишечнике собак, лис, коз, свиней, коров. Яйца вместе с каловыми массами выделяются в окружающую среду и попадают: на землю, в воду, овощи, фрукты, в общем, на то, что соприкасается с фекалиями во внешней среде. При несоблюдении правил личной гигиены можно заразится. (слайд 30)

    (Ученик) Аскаридоз - один из наиболее широко распространенных в мире гельминтозов - заражен каждый четвертый человек на земном шаре.

    Симптомы: появляются боли в грудной клетке, кашель (часто с кровянистой мокротой),

    повышается температура тела. Возникают внезапные боли в животе; снижается аппетит (вплоть до отвращения к пище); появляется тошнота, рвота, повышенное слюнотечение; возникает жидкий стул или запоры; иногда с калом отходят гельминты, появляются аллергические реакции,

    Источники заражения: Человек заражается аскаридозом при проглатывании зрелого яйца, содержащего инвазионную личинку, преимущественно вместе с загрязненными овощами, ягодами, фруктами; а так же от домашних животных. (слайд 31)

    (Ученик) Тениоз или Тениодоз (лат. Taeniosis) - гельминтоз из группы цестодозов, характеризующийся поражением тонкого кишечника. Возбудитель тениоза - свиной цепень (лат. Taenia solium). Длина паразита - 1,5-2 м. (слайд 32)

    Симптомы: диспепсические явления (боли в животе, тошнота, рвота, понижение аппетита, расстройства желудка, неустойчивый стул); недомогание, головная боль; аллергические реакции; нарушается деятельность нервной системы - появляется раздражительность, бессонница.

    Источники заражения: Люди заражаются при употреблении в пищу недостаточно проваренного мяса свиней, а также через грязные руки, зараженное белье и продукты питания.

    Тениаринхоз - гельминтоз, который протекает преимущественно с диспепсическими расстройствами и активным выходом члеников бычьего цепня из ануса.

    Симптомы: больные жалуются на недомогание, раздражительность, расстройства аппетита, боли в области живота различной локализации, чаще в правой подвздошной области. У ослабленных лиц инвазия сопровождается неврологическими симптомами, головными болями, головокружениями, обмороками, нарушением сна, иногда – судорожными припадками.

    Источники заражения: Человек заражается при употреблении в пищу сырого или полусырого говяжьего мяса, содержащего финны (финнозное мясо). Финны могут оставаться живыми в шашлыке, недостаточно проваренном мясе, в строганине из слабомороженного мяса, в говяжьем фарше. (слайд 33)

    (Ученик) Трематодоз - болезнь человека и животных, вызываемые трематодами (плоские черви – сосальщики).

    Описторхоз – опаснейшее заболевание, возбудителем которого является печеночный сосальщик. Симптомы ранней стадии - увеличение печени, аллергические реакции и нарушения работы ЖКТ; симптомы поздней стадии - отдающие в спину боли, желчная колика, головные боли и головокружения, бессонница.

    Источник заражения: больной человек и животные, с калом которых яйца паразита попадают в воду, где их заглатывают улитки, в которых происходит размножение личинок паразита, заканчивающееся выходом в воду личинок-церкариев. Церкарии проникают в карповых рыб (карп, карась, жерех, язь, елец, плотва, лещь, линь, чебак).

    Заражение окончательных хозяев - человека и млекопитающих - происходит при употреблении в пищу сырой, малосоленой, вяленой или недостаточно термически обработанной рыбы, содержащей инвазионные личинки. (слайд 34)

    (Ученик) Энтеробиоз – это инфекционное заболевание, которое характеризуется поражением нижнего отдела кишечника, нередко наблюдается в толстой кишке аллергическими реакциями и сильным зудом в районе анального отверстия. Возбудителем энтеробиоза является червь – паразит острица.

    Симптомы: перианальный зуд во время сна, чаще ночью с 23.00 до 1.00 ч. наблюдаются кишечные расстройства - учащенный кашицеобразный стул, иногда имеющий примесь слизи, появляются коликообразные боли в пупочной области и по ходу толстой кишки. (слайд 35-36)

    Какие существуют меры предупреждения желудочно-кишечных и глистных заболеваний.

    Каждая группа составляет кластер (затем каждая группа зачитывает и помечает себе, что не добавили) (слайд 37)

    III. Подведение итогов урока. Оценка деятельности обучающихся. (Рефлексия) (9 мин)

    Вывод: Дорогие друзья! думаю, что наша пресс – конференция прошла вполне результативно, очень интересно и полезно. Понравились ли вам, что было сложным, что осталось не до конца понятным, что вы взяли для себя?

    Правильное питание – одно из основ здорового образа жизни! Правильное рациональное питание позволяет сохранить и укрепить здоровье, а гигиена предупредит многие заболевания!

    Список литературы

    1. Сонин Н.И. Человек.8 класс; учеб .для общеобр. учреждений. Н.И. Сонин,М.Р. Сапин.М: Дрофа, 2013.
    2. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся 9 кл.сред.шк. М.: Просвещение,1989.
    3. Школьник  Ю.К..Человек. Полная энциклопедия: М.: Эксмо,2012.
    4. Интернет ресурсы.
    5. https://ru.wikipedia.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок биологии 8 класс, тема Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний (2 часа).

    Урок биологии в 8 классе по теме «Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» разработан по методике КСО. Использован учебник 8 класса «Биология» по...

    методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

    Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

    Урок по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний».

    Цели урока:Образовательные: учить оценивать последствия своей деятельности по отношению к своему здоровью и здоровью других людей;Развивающие: продолжить развитие умений чётко и грамотно выражать свои...

    Методическая разработка урока биологии на тему "Воздушное питание растений"

    Методическая разработка  урока биологии на тему «Воздушное питание растений».  Урок передачи («открытия») новых биологических знаний. Данный урок является полноценной и развернутой иллю...

    Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных инфекции

    На основе повторения знаний о функциях и строениях органов пищеварения сформировывает представление о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания....

    Методическая разработка урока биологии для 5 класса по теме «Группы животных по типам питания»

    Данная тема изучается ранее в курсе «окружающий мир», поэтому обеспечивается преемственность в изучении биологии в начальной и средней школе; происходит интеграция знаний из различных предметов (биоло...