Методическая разработка урока биологии для 5 класса по теме «Группы животных по типам питания»
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Абдуллина Полина Владимировна

Данная тема изучается ранее в курсе «окружающий мир», поэтому обеспечивается преемственность в изучении биологии в начальной и средней школе; происходит интеграция знаний из различных предметов (биологии, географии, химии); кроме этого, изучение данной темы способствует осознанию биологического разнообразия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока биологии для 5 класса по теме «Группы животных по типам питания»

Автор материала: П.В. Абдуллина, учитель  биологии ГБОУ СОШ № 77 с углубленным изучением химии Петроградского района Санкт-Петербурга

1. Пояснительная записка

Целевая аудитория: ученики общеобразовательных школ 5 класса.

Используемый учебник: Биология: 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Т. С. Сухова, В. И. Строганов. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 144 с. : ил. – (Живая природа).

Актуальность темы: данная тема изучается ранее в курсе «окружающий мир», поэтому обеспечивается преемственность в изучении биологии в начальной и средней школе; происходит интеграция знаний из различных предметов (биологии, географии, химии); кроме этого, изучение данной темы способствует осознанию биологического разнообразия.

Цели урока: способствовать овладению учащимися навыками продуктивного чтения и применять полученные знания и навыки в конкретной жизненной ситуации; создать условия для осознания и осмысления новой информации по теме.

Задачи урока:

 Предметные: 
способствовать усвоению понятий и терминов: питание, травоядные животные, хищники, плотоядные, паразиты, цепь питания;

раскрыть особенности питания животных. Расширить знания учащихся о разнообразии способов получения пищи животными.

Метапредметные: 
развитие коммуникативных способностей школьника;

овладение способами самоорганизации учебной деятельности;

овладение навыками продуктивного чтения и использование полученной информации для классификации животных по типам питания;

Личностные:

проявление эмоционально-ценностного и гуманистического отношения к объектам живой природы.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями  питания животных, способами добывания пищи; учатся выделять существенные признаки питания животных; овладевают умением различать животных по способам добывания пищи.

Метапредметные: учащиеся осваивают умение классифицировать животных по способам добывания пищи; учатся работать с разными источниками информации

Личностные: у учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.

 Педагогические технологии и методы обучения:

      Для реализации поставленных целей и задач на уроке используются элементы различных технологий: продуктивного чтения,  проблемного обучения, игровые; используемые методы: словесные, наглядные, поисковые.

Формы обучения:

Индивидуальные, фронтальные, групповые.

Методы оценки и самооценки:

Промежуточная самооценка по ходу уроку и в конце урока

Материально-технические средства:

На уроке используются средства ИКТ (компьютер, проектор), компьютерная презентация. Раздаточный дидактический материал.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

2. Основные этапы урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая технология, прием, метод

Средства обучения

Планируемый результат (УУД, ЗУНы)

Организационный

Организация всех участников урока на совместную деятельность.

Создание благоприятной атмосферы сотрудничества

Эмоциональная «настройка», мобилизация на урок

I. Актуализация имеющихся знаний.

Постановка перед учащимися проблемного вопроса: «Что изображено на слайде, какой процесс?» ,  «Что такое питание?», «Организмы каких царств должны питаться?»,  «Что объединяет 4 рисунка?»,

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Проблемные вопросы, беседа

Компьютерная презентация

Предметные:
Актуализация знаний, полученных школьниками на уроках, о питании организмов.
Метапредметные (УУД):
Познавательные УУД:
Поиск и выделение необходимой информации при просмотре изображений.
Коммуникативные УУД:
 Готовность вступать в диалог, участвовать в обсуждении вопроса.

Формулирование темы урока и определение задач урока учащимися.

Учитель совместно с учащимися определяет тему урока и план урока

Учащиеся формулируют тему урока «Питание животных», обсуждают план урока

Диалог, фронтальная беседа

Компьютерная презентация

Регулятивные УУД:

Умение формулировать цели.

Коммуникативные УУД: Готовность вступать в диалог, участвовать в обсуждении вопроса.

II. Основная часть урока.

1. Изучение нового материала

Организует работу учащихся с изображением на карточках, организует диалог о питании данного животного

Организует работу учащихся с маршрутным листом (работа с текстом и таблицей).

 Рассматривают животное, изображенное на карточке, определяют, чем питается это животное

Учащиеся записывают тему урока в маршрутном листе. Делают первые два задания: читают текст, выполняют задание после текста, заполняют один столбик из таблицы .

Работа с изображением, диалог

Продуктивное чтение, работа с таблицей

Дидактический материал, подготовленный учителем заранее

Дидактический материал, подготовленный учителем заранее

Метапредметные (УУД):
Познавательные УУД:
Выделение необходимой информации из рисунка, представленной на карточке.

Коммуникативные УУД: Готовность вступать в диалог, участвовать в обсуждении вопроса, слушать собеседника.


Предметные:

Знать, среду обитания, примеры животных, чем питается конкретная группа животных ( по типу питания).

Метапредметные (УУД):

Познавательные УУД:

Выделение необходимой информации из текста. Смысловое чтение.

Регулятивные УУД:

Поиск информации в тексте.

Промежуточная самооценка

 Учитель побуждает учащихся к анализу своей деятельности и самооценке.

Проводят самооценку в маршрутном листе по итогам выполнения второго задания.

Самооценка

Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля и самооценка

2. Продолжение изучения нового материала

Организует работу по продолжению изучения групп животных по типу питания. Организует работу групп учащихся (в зависимости от типа питания, записанного в маршрутном листе).

Выходят к доске группами (по очереди), представляют самостоятельно изученную информацию остальным учащимся для записи  таблицы. Остальные ученики заполняют таблицу.

Работа с таблицей

Предметные:

Знать типы питания животных, их среду обитания, чем питается животное, знать примеры животных.

Уметь классифицировать животных по типам питания.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные УУД:

Поиск информации.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в обсуждении вопроса, умение задавать вопросы.

Промежуточная самооценка

Учитель побуждает учащихся к анализу своей деятельности и самооценке.

Проводят самооценку в маршрутном листе по итогам выполнения третьего задания.

Самооценка

Дидактический материал, подготовленный учителем заранее

Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля и самооценка

3. Продолжение изучения нового материала

Учитель задает вопросы: «связаны ли данные животные между собой?», «Что такое цепь питания&».

Осуществляет работу учащихся с пятым заданием из маршрутного листа.

Проверяет правильность выполнения задания

Отвечают о взаимосвязи животных в процессе питания. Формулируют, что такое цепь питания.

Составляют цепь питания в маршрутном листе.

Предметные:

Знать и уметь применять понятие «цепь питания».

Уметь составлять цепи питания.

Метапредметные (УУД):

Коммуникативные УУД:

Участвовать в обсуждении вопроса, умение задавать вопросы

4. Оценочная деятельность

Помощь в организации оценочной деятельности учащихся.

Учащиеся осуществляют

пересчет баллов в отметку по критериям.

Делают вывод о значимости своей работы

Беседа

Регулятивные УУД: осуществление самооценка

5. Рефлексия

Итоги изученного на уроке предлагает подвести учащимся.

Отмечает работу учащихся на уроке.

Игра «Верю – не верю». Учитель зачитывает утверждения о питании животных. Объясняет верные или не верные утверждения.

Учащиеся определяют, достигли или нет поставленных целей. Отмечают, чему научились, с какими трудностями столкнулись, где может пригодиться полученный на уроке опыт деятельности.

Ученики соглашаются с утверждением (должны встать), или не соглашаются (сидят на месте).

Диалог

Игровая

Личностные УУД: проявление ценностного  отношения к объектам живой природы

III.

Домашнее задание

Учитель предлагает творческое домашнее задание по выбору.

1. Составить 5 утверждений верных/неверных про питание животных.

2. Составить цепь питания из 5 живых организмов.

Учащиеся выбирают домашнее задание

Творческие

Компьютерная презентация



Предварительный просмотр:

Приложения

Маршрутный лист урока

Тема ________________________________________ Дата _________________

Ученика(цы) ______________________________________  класса __________

Задание 1.  Прочитайте текст о растительноядных животных.
Ответьте на вопрос после текста.

Растительноядные (травоядные)

Растительноядные животные едят исключительно пищу растительного происхождения.  Эту группу условно можно разделить на зерноядных (питаются в основном семенами), листоядных и плодоядных животных. кроме этого, некоторые животные употребляют в пищу цветы, корни или кору дерева.

Так как растительная пища очень трудно переваривается, они имеют сложное строение желудка, что помогает справиться с пищеварением. Особенностью устройства ротового аппарата является преобладание резцов и коренных зубов (для млекопитающих) или роговых пластин, приспособленных для перетирания растительной пищи. Клопы, тли, цикады обладают колюще-сосущим ротовыми аппаратами – этим обеспечивается питание соками растений. Развиваются дополнительные отделы желудочно-кишечного тракта – слепая кишка, рубец и т.д..

Для травоядных млекопитающих характерно относительное развитие периферического зрения. Сравнительно с хищными млекопитающими, у травоядных скелет и мускулатура более грубые и менее координационно развиты, вместе с этим, однако, повышается выносливость.

        Подумайте и отметьте, чем питаются растительноядные животные, какими частями растений?

           Трупами животных                                     Семенами, листьями, плодами

           Растительной и животной пищей              Тканями других животных

Задание 2. Заполните колонку таблицы о растительноядных животных

Таблица. Группы животных по типу питания

Черты сравнения

Растительно-ядные

Чем питаются

Особенности строения

Среда обитания

Примеры

Оцени свою работу:

Если справился с заданием без ошибок, поставь себе 2  плюса  

                     Если задание выполнил с ошибкой, поставь 1 плюс

                           Если были какие-то затруднения, поставь галочку

Задание 3. Вам необходимо выступить с сообщением о питании травоядных животных.

Оцени свою работу:

Если справился с заданием без помощи учителя и одноклассников,
поставь себе 2  плюса  

 Если задание выполнил с помощью учителя или одноклассников, поставь 1 плюс

Если были затруднения и не смог ответить, поставь галочку

Задание 4. Заполни остальные колонки после сообщений учеников о других типах питания.

Задание 5. Составь цепь питания с животным на карточке, полученной в начале урока.

 
Оцени свою работу:
 Если справился с заданием без ошибок, поставь себе 2  плюса  

                     Если задание выполнил с ошибкой, поставь 1 плюс

                           Если были какие-то затруднения, поставь галочку

Оцени свою работу на уроке:

6 плюсов – «5»

4-5 плюса – «4»

2-3 плюса – «3»

 1-2 плюса – Надеюсь, на следующем уроке у тебя все получится

                                         

Дополнительные баллы *                            Отметка за урок:

*Каждые 2 дополнительные балла повышают на 1 балл отметку за урок

Маршрутный лист урока

Тема ________________________________________ Дата _________________

Ученика(цы) ______________________________________  класса __________

Задание 1.  Прочитайте текст о падальщиках
Ответьте на вопрос после текста.

Трупоеды (падальщики)

Животные падальщики ‒ это плотоядные животные, которые питаются падалью (мёртвыми животными), а не охотятся, как многие другие плотоядные животные. Некоторые падальщики, такие как африканские грифы, полностью полагаются на такой способ питания. Другие, такие как львы или волки, только частично являются падальщиками и в основном предпочитают охотиться на свою собственную добычу.

 Среди хорошо известных животных падальщиков находятся грифы, шакалы, гиены, жуки-могильщики, еноты, аисты марабу, пираньи.

Все животные падальщики имеют свои собственные приспособления для поглощения падали: крепкие клювы и зубы, а их желудочный сок насыщен специальными ферментами, что позволяют убивать бактерии, которые быстро размножаются в падали, вызывая гниение. Конечно, все это кажется мало приятным, но эти животные играют в природе очень важную роль, уничтожая и используя мертвую материю.

Жуки-могильщики также питаются падалью. Благодаря развитым рецепторам на концах усиков, они издалека чуют падаль и способны слетаться к ней за сотни метров.

Каковы особенности  строения тела, пищеварительной системы животных-падальщиков?

         Покровы тела, позволяющие животным обитать в теле хозяина                  

          Есть признаки растительноядных и хищных животных                                
         Крепкие клювы и зубы
         Есть крючки и присоски для прикрепления  к телу хозяина

Задание 2. Заполните колонку таблицы о падальщиках

Таблица. Группы животных по типу питания

Черты сравнения

Падальщики

Чем питаются

Особенности строения

Среда обитания

Примеры

Оцени свою работу:

Если справился с заданием без ошибок, поставь себе 2  плюса  

                     Если задание выполнил с ошибкой, поставь 1 плюс

                           Если были какие-то затруднения, поставь галочку

Задание 3. Вам необходимо выступить с сообщением о питании падальщиков.

Оцени свою работу:

Если справился с заданием без помощи учителя и одноклассников,
поставь себе 2  плюса  

 Если задание выполнил с помощью учителя или одноклассников, поставь 1 плюс

Если были затруднения и не смог ответить, поставь галочку

Задание 4. Заполни остальные колонки после сообщений учеников о других типах питания.

Задание 5. Составь цепь питания с животным на карточке, полученной в начале урока.

 
Оцени свою работу:
 Если справился с заданием без ошибок, поставь себе 2  плюса  

                     Если задание выполнил с ошибкой, поставь 1 плюс

                           Если были какие-то затруднения, поставь галочку

Оцени свою работу на уроке:

6 плюсов – «5»

4-5 плюса – «4»

2-3 плюса – «3»

 1-2 плюса – Надеюсь, на следующем уроке у тебя все получится

                                         

Дополнительные баллы *                            Отметка за урок:

*Каждые 2 дополнительные балла повышают на 1 балл отметку за урок

Маршрутный лист урока

Тема ________________________________________ Дата _________________

Ученика(цы) ______________________________________  класса __________

1.  Прочитайте текст о всеядных животных.
Ответьте устно на вопрос после текста.

Всеядные

Питаются пищей как растительного, так и животного происхождения. Всеядность означает способность животных употреблять в пищу наиболее широкий спектр продуктов и организмов: растения, грибы, других животных. Всеядные животные живут преимущественно в холодных и умеренных поясах северного полушария. Суровые условия природы вынудили этих животных в процессе эволюции изменять свой тип питания таким образом, чтобы приспосабливаться к выживанию в холоде, условиях смены сезонов и периодичности появления тех или иных групп еды.

Для таких животных характерен наименее специализированный ротовой аппарат. В общем случае имеются черты свойственные и для хищников, и для травоядных. К всеядным животным можно отнести медведей, крыс, некоторых приматов, сверчков. Из пресмыкающихся это агамы, синеязыкие сцинки, дневные гекконы и некоторые другие рептилии. К этой группе относится и человек.

Какие еще примеры всеядных животных  вы можете привести? Отметьте.

           

          Лошадь, лось, клёст                                     Ворона, крыса, медведь  

          Вошь, шакал, бычий цепень                       Орел, леопард, акула

Задание 2. Заполните колонку таблицы о всеядных животных

Таблица. Группы животных по типу питания

Черты сравнения

Всеядные

Чем питаются

Особенности строения

Среда обитания

Примеры

Оцени свою работу:

Если справился с заданием без ошибок, поставь себе 2  плюса  

                     Если задание выполнил с ошибкой, поставь 1 плюс

                           Если были какие-то затруднения, поставь галочку

Задание 3. Вам необходимо выступить с сообщением о питании всеядных животных.

Оцени свою работу:

Если справился с заданием без помощи учителя и одноклассников,
поставь себе 2  плюса  

 Если задание выполнил с помощью учителя или одноклассников, поставь 1 плюс

Если были затруднения и не смог ответить, поставь галочку

Задание 4. Заполни остальные колонки после сообщений учеников о других типах питания.

Задание 5. Составь цепь питания с животным на карточке, полученной в начале урока.

 
Оцени свою работу:
 Если справился с заданием без ошибок, поставь себе 2  плюса  

                     Если задание выполнил с ошибкой, поставь 1 плюс

                           Если были какие-то затруднения, поставь галочку

Оцени свою работу на уроке:

6 плюсов – «5»

4-5 плюса – «4»

2-3 плюса – «3»

 1-2 плюса – Надеюсь, на следующем уроке у тебя все получится

                                         

Дополнительные баллы *                            Отметка за урок:

*Каждые 2 дополнительные балла повышают на 1 балл отметку за урок

Маршрутный лист урока

Тема ________________________________________ Дата _________________

Ученика(цы) ______________________________________  класса __________

Задание 1.  Прочитайте текст о паразитических  животных.
Ответьте на вопрос после текста.

Паразиты

 Питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.

Адаптации к паразитизму: высокая плодовитость, органы прикрепления (например присоски у паразитических червей), покровы, не переваривающиеся в теле хозяина, особенности ротового аппарата (например, колюще-сосущий), способность переживать неблагоприятные условия среды (образование цист, устойчивые яйца и капсулы с личинками).

Паразитизм близок к хищничеству, однако в отличие от настоящего хищника паразит не убивает хозяина сразу. Паразитов подразделяют на две основные категории: микропаразиты и макропаразиты.

К микропаразитам относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина (простейшие).

К макропаразитам животных относятся круглые и ленточные черви (главные макропаразиты животных), вши, блохи, клещи.

Подумайте и отметьте, в каких средах обитания можно встретить паразитических животных?

           Наземно-воздушной                             Почвенной

           Водной                                                  Организменной

Задание 2. Заполните колонку таблицы о паразитических животных

Таблица. Группы животных по типу питания

Черты сравнения

Паразиты

Чем питаются

Особенности строения

Среда обитания

Примеры

Оцени свою работу:

Если справился с заданием без ошибок, поставь себе 2  плюса  

                     Если задание выполнил с ошибкой, поставь 1 плюс

                           Если были какие-то затруднения, поставь галочку

Задание 3. Вам необходимо выступить с сообщением о питании паразитических животных.

Оцени свою работу:

Если справился с заданием без помощи учителя и одноклассников,
поставь себе 2  плюса  

 Если задание выполнил с помощью учителя или одноклассников, поставь 1 плюс

Если были затруднения и не смог ответить, поставь галочку

Задание 4. Заполни остальные колонки после сообщений учеников о других типах питания.

Задание 5. Составь цепь питания с животным на карточке, полученной в начале урока.

 
Оцени свою работу:
 Если справился с заданием без ошибок, поставь себе 2  плюса  

                     Если задание выполнил с ошибкой, поставь 1 плюс

                           Если были какие-то затруднения, поставь галочку

Оцени свою работу на уроке:

6 плюсов – «5»

4-5 плюса – «4»

2-3 плюса – «3»

 1-2 плюса – Надеюсь, на следующем уроке у тебя все получится

                                         

Дополнительные баллы *                            Отметка за урок:

*Каждые 2 дополнительные балла повышают на 1 балл отметку за урок

Маршрутный лист урока

Тема ________________________________________ Дата _________________

Ученика(цы) ______________________________________  класса __________

Задание 1.  Прочитайте текст о хищных животных.
Ответьте на вопрос после текста.

Плотоядные (хищники)

Пищей в этом случае являются другие животные: травоядные животные или другие плотоядные.

Развиваются различные орудия нападения и удержания жертвы: особенности ротового аппарата, в том числе устройство зубов и челюстей – преимущественное развитие получают клыки (для млекопитающих), вытянутая пасть (крокодилы), с несколькими рядами зубов направленными вовнутрь (акула); когти (кошачьи, хищные птицы). Для хищных млекопитающих характерно относительное снижение периферического зрения за счет увеличения его остроты. Для многих хищников характерен засадный метод охоты – выжидание жертвы и относительно короткий бросок – необходимы высокая скорость, точная координация, но это происходит в общем случае за счет снижения выносливости.

Дятлы, которых можно отнести к насекомоядным, питаются личинками насекомых, живущими под корой деревьев. Приспособлением к этому служит массивный прочный клюв и особенное устройство лап и хвоста, позволяющих удерживаться на вертикальном стволе дерева.

Выберите, чем питаются плотоядные животные, какими группами организмов?

      Трупами животных                          

      Растительноядными  и др.хищниками

       Семенами, листьями, плодами

       Соками и тканями живых организмов

Задание 2. Заполните колонку таблицы о хищных животных

Таблица. Группы животных по типу питания

Черты сравнения

Хищные

Чем питаются

Особенности строения

Среда обитания

Примеры

Оцени свою работу:

Если справился с заданием без ошибок, поставь себе 2  плюса  

                     Если задание выполнил с ошибкой, поставь 1 плюс

                           Если были какие-то затруднения, поставь галочку

Задание 3. Вам необходимо выступить с сообщением о питании хищных животных.

Оцени свою работу:

Если справился с заданием без помощи учителя и одноклассников,
поставь себе 2  плюса  

 Если задание выполнил с помощью учителя или одноклассников, поставь 1 плюс

Если были затруднения и не смог ответить, поставь галочку

Задание 4. Заполни остальные колонки после сообщений учеников о других типах питания.

Задание 5. Составь цепь питания с животным на карточке, полученной в начале урока.

 
Оцени свою работу:
 Если справился с заданием без ошибок, поставь себе 2  плюса  

                     Если задание выполнил с ошибкой, поставь 1 плюс

                           Если были какие-то затруднения, поставь галочку

Оцени свою работу на уроке:

6 плюсов – «5»

4-5 плюса – «4»

2-3 плюса – «3»

 1-2 плюса – Надеюсь, на следующем уроке у тебя все получится

                                         

Дополнительные баллы *                            Отметка за урок:

*Каждые 2 дополнительные балла повышают на 1 балл отметку за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии с ЭОР на тему "Дыхание и здоровье человека"

Вашему вниманию представлен урок биологии в 8 классе по теме «Дыхание и здоровье человека». Данный урок – один из заключительных уроков по теме «Дыхание». Он тесно связан с предыдущими и работает на п...

Разработка урока в 6 классе по теме "Домашние животные"

Урок по теме "Домашние животные". Отработка материала. Проверка знаний....

Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".

урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....

Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс

Примеры дифференцированных заданий для осуществления  контроля знаний и подготовки к ГИА  по биологии учащихся 9 классов....

Разработка урока во 2 классе по теме "Мои животные"

Разработка урока во 2 классе по теме "мои животные" (УМК “Spotlight” Н.И.Быкова, Д.Дули, М.Д.Поспелова, В. Эванс)...

методическая разработка урока в 5 классе по теме "Животные"

разработка технологической карты к уроку в 5 классе на тему"Животные"...