Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Антошина Ирина Анатольевна

Рабочая программа по биологии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.docx66.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                              «Согласовано»                        «Утверждено»

Руководитель МО                            Заместитель                             Директор МБОУ СОШ п.Агроном

________________                         руководителя по УВР                ___________________________

         ФИО                                        МБОУ СОШ п.Агроном                                        ФИО

Протокол №_____ от                       ___________________             Приказ №___________ от

«__»___________20____г.             «___»__________20__г.             «___»____________20____г.

    Рабочая программа педагога 

                            Малыхиной Ирины Анатольевны

по биологии

8 класс

 

 

     

                                           

                                                                                               

                                                                           

                                                                                                               Рассмотрено на заседании

                                                                                                               педагогического совета

                                                                                                               протокол № ___________от

                                                                                                              «_____»_____________20____г.

                                                       

2013 — 2014 учебный год.

Пояснительная записка

Статус документа

Программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым  программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Созданные на ее основе авторские учебные программы и учебники должны соблюдать строгую преемственность с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации.

Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с  указанием примерного числа часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников. Большинство представленных в  программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В примерной программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов/

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды.  Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ, внедрения современных педагогических технологий.

Цели

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и  навыков, универсальных  способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который  полностью соответствует стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основное содержание (68 ч)

ЧЕЛОВЕК  И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (60 ч)

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ.  Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма.

Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость.

Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.

Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков,  углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище.  Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения.

Выделение.  Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей

Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты

крови человека и лягушки)

Измерение  массы и роста своего организма

Распознавание на таблицах органов и систем органов человека

Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)

Определение норм  рационального питания

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке

Определение частоты дыхания

Измерение кровяного давления

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений

Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал

Изучение внешнего вида отдельных костей

Изучение изменения размера зрачка

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье

Примерные темы экскурсий

Многообразие растений своей местности

Сезонные явления в природе

Способы размножения растений, распространение плодов и семян

Многообразие животных своей местности, их роль в природе и жизни человека

Экосистема своей местности ( лес, луг, водоем).

Агроэкосистема своей местности ( парк, сад, сквер, поле, пруд).

Эволюция органического мира ( палеонтологический музей).

Резервное время – 8 часов

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ

Предметно-информационная составляющая образованности:

знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов Среднего Урала;

знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;

знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;

знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; общих и специфических для Урала методов сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;

знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;

знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;

представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;

умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме;

умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

умение определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить  информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;

умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;

использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

участие в экологических акциях двора, школы, микрорайона.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

понимание ответственности за качество приобретенных знаний;

понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;

понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте;

ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.

Распределение часов практической части:

№ урока

№ лабор. работы

№ пр. работы

Название лабор., практич. работы

8 класс

4

1

Клетки и ткани под микроскопом

7

2

Строение костной ткани

10

1

Первая помощь при травмах скелета

12

2

Выявляем правильность осанки и наличие плоскостопия»

14

3

Сравнение крови человека с кровью лягушки

17

3

Кислородное голодание

18

4

Пульс и движение крови

19

5

Первая помощь при кровотечениях

22

6

Измерение обхвата грудной клетки

25

7

Первая помощь при поражении органов дыхания

33

8

Функциональная проба с задержкой дыхания

36

9

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Помощь при ожогах

42

10

Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка

45

11,12

Обнаружение слепого пятна. Помощь при повреждении глаз.

48

13

Работа анализаторов

55

15

Изучение внимания при разных условиях

63

16

Определение темперамента

67

итоговая

Оказание первой медицинской помощи

Практические и лабораторные работы являются частью комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ (в связи со спецификой курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Биология» отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся, разработанной Волгоградским государственным институтом повышения квалификации работников образования и  является модификацией граммы курса «Биология» для 6 – 9  классов автора И.Н. Пономаревой.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа предусматривает обучение биологии  в 8  классе в объеме 2 часа в неделю.

Настоящая рабочая программа по биологии для 8 класса разработана на основе базового изучения курса биологии  под ред. проф. И.Н. Пономарёвой.

Настоящая рабочая программа по биологии для 8 класса ориентирована на использование учебников А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология. Человек», М.: «Вентана-Граф».

а также дополнительных пособий для учителя:  

Методическое пособие А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология. Человек», М.: «Вентана-Граф».

для учащихся:

Сборник упражнений, тестов А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология. Человек», М.: «Вентана-Граф».

Настоящая рабочая программа по биологии учитывает индивидуальный и дифференцированный подход в обучении 8 класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: разноуровневые задания, проектная деятельность, исследовательские работы, тестирование, использование ИКТ и Интернет ресурсов.

В соответствии с этим реализуется:

типовая программа базового изучения курса биологии  под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – 68 часов.

На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по биологии и с учетом направленности класса 8 реализуются базисный уровень.

За основу изучения биологии взята линия учебников, рабочих тетрадей и методических пособий по курсу «Биология» для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений. Линия разработана коллективом авторов под руководством проф. Пономарёвой И.Н.), и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего и среднего образования по биологии и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».

Я взяла этот УМК, так как это наиболее полный комплект не только учебников, но и учебных пособий, как для учителя, так и для учащихся. Кроме того, творческий коллектив авторов постоянно находится в работе.

Учебники и учебные пособия отвечают минимуму содержания основного (6 – 9 классы)

Данный комплект дополнен сериями «Экзамен для всех», «За страницами учебника», «Библиотека учителя».

Настоящая рабочая программа по биологии для 8 класса предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса.

Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: Электронные пособия, Электронная виртуальная лаборатория, Электронный репетитор по биологии, Электронная учебная программа, Электронная энциклопедия, а также Интернет.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу биологии  «Биология. Человек»  8 класс.

Название темы

Элементы содержания

Домашнее задание

Дата проведения

По плану

фактическая

Биологическая и социальная природа человека.

Место человека в системе органического мира. Биосоциальная природа человека.

с. 3 – 5

6.09

Науки об организме человека.

 Науки о строении человека. Методы исследования организма человека. Гигиена и её методы.

§ 1

7.09

Структура тела. Место человека в живой природе.

Структур организма. Сходство строения млекопитающих и человека.

§ 2

13.09

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Л/р № 1: «Клетки и ткани под микроскопом». 

Клеточное строение организма. Клетка. Строение. Функции. Особенности жизнедеятельности. Органоиды.

§ 3,4,

р. 5

Проектная работа

14.09

Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции.

Ткани. Виды тканей. Функции. Органы. Связь строения и выполняемых функций. Регуляция организма. Гуморальная регуляция. Нервная регуляция организма

§ 5,

р. 8,9

Л/р № 2

20.01.

Самостоятельная работа. 

Обобщение изученного материала. Основные понятия темы.

с.32 – 33 тесты

21.09

Скелет. Строение, состав и соединение костей. Л/р № 2: «Строение костной ткани». 

Опорно-двигательная система. Функции. Строение и состав костей. Виды костей. Рост костей в длину и толщину. Скелет человека.

§ 6

Л/р № 3

27.09

Скелет головы и туловища.

Отделы скелета. Функции.

§ 7

28.09

Скелет конечностей.

Отделы скелета конечностей. Функции.

§ 8

4.10.

Пр/р. № 1: «Первая помощь при травмах скелета».

Виды повреждений скелета. 1 помощь при повреждениях скелета.

§ 9  

в.1 – 3

5.10

Мышцы. Работа мышц.

Мышечная ткань. Виды мышц. Функции. Особенности работы разных видов мышечной ткани. Основные группы мышц. Функции. Работа мышц. Сгибатели, разгибатели. Утомляемость мышц.

§ 10,11

11.10

Нарушения осанки и плоскостопие. Пр/р № 2: «Выявляем правильность осанки и наличие плоскостопия». Развитие опорно-двигательной системы.

Причины и виды нарушения осанки и плоскостопия.

§ 12, 13 П/р с.59, 61,62

12.10

Подведение итогов по теме ОДС. 

Обобщение знаний по теме. Основные понятия темы.

с.66 –67, тест

18.10

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Л/р № 3: «Сравнение крови человека с кровью лягушки». 

Внутренняя среда организма. Кровь. Состав и функции крови. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Строение, функции. Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор.

§ 14,

Л/р

Исслед. работа

19.10

Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови.

Иммунитет. Виды. Фагоцитоз. Прививка. Вакцина. Укол.

§ 15, 16 заполн. табл. Проектная работа

25.10

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

Кровеносная система. Органы кровообращения. Строение. Функции. Строение сердца. Работа сердца. Автоматизация работы сердца. Пульс. Кровяное давление. Гипертония. Гипотония. Регуляция работы сердца.

§ 17

26.10

Движение лимфы. Практическая работа. Движение крови по сосудам. Пр/р № 3 «Кислородное голодание»

Движение крови и лимфы по сосудам. Лимфатическая система. Строение. Функции.

§ 18, 19

П/р с. 88

1.11

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Пр/р № 4: «Пульс и движение крови»

Регуляция работы кровеносной системы. Профилактика заболеваний кровеносной системы

§ 20, 21

П/р с. 91

2.11

Пр/р №5: «Первая помощь при кровотечениях».

Основы 1 мед. помощи при кровотечениях.

§ 22

15.11

Самостоятельная работа.

Закрепление изученного материала. Обобщение знаний по теме.

с. 99 – 100

16.11

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. 

Дыхательная система. Функции. Воздухоносные пути. Строение. Газообмен в легких и тканях.

§ 23, 24

22.11

Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Пр/р № 6: «Измерение обхвата грудной клетки».

Газообмен. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Вдох. Выдох. Жизненная ёмкость лёгких. Значение. Регуляция дыхания.

§ 25, 26

П/р с. 110

23.11

Болезни органов дыхания и их предупреждение.

Болезни органов дыхания и их предупреждение.

§ 27 исслед.раб. Проектная работа

29.11

Гигиена дыхания.

Гигиена дыхания.

§ 27

30.11

Пр/р № 7: «Первая помощь при поражении органов дыхания». 

Основы 1 мед. помощи при поражении органов дыхания и остановке дыхания.

§ 28

6.12

Самостоятельная работа. 

Обобщение знаний по теме. Основные понятия темы.

с. 120 – 121

7.12

Значение пищи и ее состав.

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме.

§ 29 Проектная работа

13.12

Органы пищеварения.

Значение пищеварения. Органы пищеварения. Связь строения и выполняемых функций.

§ 30

П/р

с. 125

14.12

Зубы. Пищеварение в ротовой полости.

Пищеварение в ротовой полости. Зубы. Слюнные железы. Лизоцим.

§ 31, 32

20.12

Пищеварение в желудке и в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Пищеварение в желудке и кишечнике. Желудочный сок. Кислотность.

§ 32, 33

21.12

Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.

Режим и гигиена питания. Нормы питания. Энергетическая ценность пищи. Заболевания. Профилактика заболеваний ЖКТ.

§ 34, 35

27.12

Самостоятельная работа. 

Обобщение знаний по теме. Основные понятия темы.

с. 145 – 146

28.12

Обменные процессы в организме. Нормы питания. Пр/р № 8: «Функциональная проба с задержкой дыхания».

Пластический и энергетический обмен. Распад и синтез веществ. Сущность Значение. Нормы питания.

§ 36, 37,

П/р

 с. 151

17.01

Витамины.

Витамины. История открытия. Роль. Заболевания. Авитаминоз. Продукты. Сохранение витаминов в продуктах питания.

§ 38 Сообщения. Проектная работа

18.01

Строение и функции почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Мочевыделительная система. Строение. Функции. Заболевания. Профилактика заболеваний.

§ 39, 40

24.01

Значение кожи и ее строение. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Пр/р № 9: «Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Помощь при ожогах». 

Кожа. Строение. Функции. Эпидермис. Сальные железы. Строение волоса. Роль кожи в терморегуляции организма. 1 помощь при тепловом и солнечном ударе.  1 помощь при ожогах и обморожении.

§ 41, 42, 43

25.01

Самостоятельная работа

Основные понятия темы.

с. 171 – 172

31.01

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Железы. Железы внутренней секреции. Гормоны.

§ 44,45 Проектная работа

2.02

Значение, строение и функционирование нервной системы.

Регуляция организма. Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. Нервная ткань. Клетки-спутники. Нейрон. Аксон. Дендрит. Нервы. Нервные узлы. Серое вещество. Белое вещество.

§ 46

П/р с. 180

7.02

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция.

Нейрогормональная регуляция организма. Автономная н/с, симпатическая и парасимпатическая н/с.

§ 47, 48

П/р с. 183

8.02

Спинной мозг.

Спинной мозг. Строение. Функции. Чувствительные и двигательные нервы.

§ 49

14.02

Головной мозг: строение и функции. Пр/ р № 10: «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка». Большие полушария головного мозга.

Головной мозг. Отделы головного мозга Строение. Функции. Большие полушария головного мозга. Строение. Функции. Зоны больших полушарий. Извилины.

§ 50,  

П/р

с. 192

15.02

Итоговая контрольная работа по теме «Системы органов»

Обобщение знаний по теме. Основные понятия темы.

с. 194 – 195

21.02

Как действуют органы чувств и анализаторы.

Анализаторы. Виды. Значение.

§ 51

22.02

Орган зрения и зрительный анализатор. Пр/р № 11: «Обнаружение слепого пятна». Заболевания и повреждения глаз. Пр/р № 12: «Помощь при повреждении глаз». 

Анализаторы. Значение. Составные части. Зрительный анализатор. Строение и функции глаза. Заболевания. Профилактика нарушений.

§ 52

28.02

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

Анализаторы слуха и равновесия. Строение и функции уха. Заболевания. Профилактика нарушений.

§ 53

1.03

Органы осязания, обоняния, вкуса.

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. Функции. 

§ 55

П/р

с. 208

7.03

Пр/р № 13: «Работа анализаторов».

Работа анализаторов

§ 54  П/р

с. 200

14.03

Самостоятельная работа. 

Обобщение знаний по теме. Основные понятия темы.

с. 211 – 212

15.03

Врожденные формы поведения.

Высшая нервная деятельность. Рефлекс. Значение.  Рефлекторная дуга. Рецепторы.

§ 56

21.03

Приобретенные формы поведения.

Виды рефлексов. Выработка рефлексов. Привычки. Дрессировка.

§ 57,

П/р с. 216

22.03

Закономерности работы головного мозга.

Торможение рефлексов. Значение.

§ 58

4.04

Биологические ритмы. Сон и его значение.

Сон и сновидения. Фазы сна. Значение сна.

§ 59

5.04

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы

Особенности высшей нервной деятельности человека.

§ 60

11.04

Воля и эмоции. Внимание.

Воля и эмоции. Внимание. Виды внимания. Развитие внимания.

§ 61,

12.04

Работоспособность. Режим дня.

Работоспособность. Режим дня.

§ 62

18.04

Самостоятельная работа. 

Обобщение знаний по теме. Основные понятия темы.

с. 236 – 237

19.04

Половая система человека.

Органы размножения человека. Строение. Функции. Половые железы. Половые гормоны.

§ 63

25.04

Наследственные и врожденные заболевания.

Наследственные и врожденные заболевания.

§ 64 Сообщен  

26.04

Болезни, передающиеся половым путем.

Болезни, передающиеся половым путем.

§ 64 Сообщен.

2.05

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

Оплодотворение. Гаметы. Зигота. Зародыш. Стадии развития. Онтогенез Развитие человека. Возрастные процессы. Подростковый период. Половое созревание.

§65 Проектная работа

3.05

О вреде наркогенных веществ.

Виды наркогенных веществ. Опасность. Привыкание.

§ 66 Сообщен. Проектная работа

10.05

Психологические особенности личности. Склонности человека. Пр/р № 14: «Определение темперамента».

Типы нервной деятельности. Темперамент. Виды темперамента. Характер человека. Склонности.

§ 67

тест

16.05

Самостоятельная работа. 

Обобщение знаний по теме. Основные понятия темы.

с. 259 – 260

17.05

Итоговая контрольная работа. 

Обобщение знаний по теме. Основные понятия темы.

тест

23.05

Итоговая практическая работа. 

Приемы оказания 1 мед. помощи.

тест

24.05

Повторение.

Основные понятия курса.

тест

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...