Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Антошина Ирина Анатольевна

Рабочая программа по биологии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_9_klass.docx67.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                              «Согласовано»                        «Утверждено»

Руководитель МО                            Заместитель                             Директор МБОУ СОШ п.Агроном

________________                         руководителя по УВР                ___________________________

         ФИО                                        МБОУ СОШ п.Агроном                                        ФИО

Протокол №_____ от                       ___________________             Приказ №___________ от

«__»___________20____г.             «___»__________20__г.             «___»____________20____г.

    Рабочая программа педагога 

                            Малыхиной Ирины Анатольевны

по биологии

9 класс

 

 

     

                                           

                                                                                               

                                                                           

                                                                                                               Рассмотрено на заседании

                                                                                                               педагогического совета

                                                                                                               протокол № ___________от

                                                                                                              «_____»_____________20____г.

                                                       

2013 — 2014 учебный год.

Пояснительная записка

Статус документа

Программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым  программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Созданные на ее основе авторские учебные программы и учебники должны соблюдать строгую преемственность с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации.

Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с  указанием примерного числа часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников. Большинство представленных в  программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В примерной программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов/

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды.  Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ, внедрения современных педагогических технологий.

Цели

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и  навыков, универсальных  способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который  полностью соответствует стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Общая биология (68 часов).

1. Введение в основы общей биологии (2 ч.)

Биология – наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Особенность региональной флоры и фауны.

Экскурсия 1: Биологическое разнообразие вокруг нас.

2. Основы учения о клетке (10 ч.)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов.

Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ  и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа:

Сравнение растительной и животной клеток.  Многообразие клеток.

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5ч)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.

Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. 

Лабораторные работы:

Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч)

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.

Лабораторные работы:

3. Решение генетических задач.

4. Изучение изменчивости у организмов.

5. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях.

5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5ч)

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.

6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы.

Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

7. Учение об эволюции (9 ч)

Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный  и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Особенности региональной флоры и фауны.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

Лабораторные работы:

6. Приспособленность организмов к среде обитания.

Экскурсии

3.  Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер.

4. Борьба за существование в природе.

8. Происхождение человека (антропогенез) (6ч)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы  эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

9. Основы экологии (10ч)

Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации.

Лабораторные работы:

Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места..

Экскурсии:

5. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды

Заключение (1ч)

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.

Итоговый контроль и тестирование.

Резервное время 4 час.

Требования к уровню подготовки обучающихся

на ступени основного общего образования

Предметно-информационная составляющая образованности:

знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов ;

знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;

знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;

знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; общих и специфических  методов сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;

знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;

знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;

представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;

умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме;

умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

умение определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить  информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;

умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;

использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

участие в экологических акциях двора, школы, микрорайона.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

понимание ответственности за качество приобретенных знаний;

понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;

понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте;

ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.

Распределение часов практической части:

№ урока

№ лабор. работы

№ пр. работы

Название лабор., практич. работы

9 класс

8

1

Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток

14

2

Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растений

22

1

Решение генетических задач

26

2

Решение генетических задач

28

3

Решение генетических задач

Практические и лабораторные работы являются частью комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ (в связи со спецификой курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Биология» отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся, разработанной Волгоградским государственным институтом повышения квалификации работников образования и  является модификацией граммы курса «Биология» для 6 – 9  классов автора И.Н. Пономаревой.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа предусматривает обучение биологии  в  9 классе в объеме 2 часа в неделю.

Настоящая рабочая программа по биологии для 9 класса разработана на основе базового изучения курса биологии  под ред. проф. И.Н. Пономарёвой.

Настоящая рабочая программа по биологии для9 класса ориентирована на использование учебников  И.Н.Пономарева, Корнилова О.А., Чернова Н.М.. «Биология»  9 класс, М.: Вентана-Граф

а также дополнительных пособий для учителя:  

Методическое пособие И.Н.Пономарева, Корнилова О.А., Чернова Н.М.. «Биология»  9 класс, М.: Вентана-Граф

для учащихся:

Сборник упражнений, тестов И.Н.Пономарева, Корнилова О.А., Чернова Н.М.. «Биология»  9 класс, М.: Вентана-Граф

Настоящая рабочая программа по биологии учитывает индивидуальный и дифференцированный подход в обучении 8 класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: разноуровневые задания, проектная деятельность, исследовательские работы, тестирование, использование ИКТ и Интернет ресурсов.

В соответствии с этим реализуется:

типовая программа базового изучения курса биологии  под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – 68 часов.

На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по биологии и с учетом направленности класса 9  реализуются базисный уровень.

За основу изучения биологии взята линия учебников, рабочих тетрадей и методических пособий по курсу «Биология» для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений. Линия разработана коллективом авторов под руководством проф. Пономарёвой И.Н.), и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего и среднего образования по биологии и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».

Я взяла этот УМК, так как это наиболее полный комплект не только учебников, но и учебных пособий, как для учителя, так и для учащихся. Кроме того, творческий коллектив авторов постоянно находится в работе.

Учебники и учебные пособия отвечают минимуму содержания основного (5 – 9 классы)

Данный комплект дополнен сериями «Экзамен для всех», «За страницами учебника», «Библиотека учителя».

Настоящая рабочая программа по биологии для 9 класса предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса.

Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: Электронные пособия, Электронная виртуальная лаборатория, Электронный репетитор по биологии, Электронная учебная программа, Электронная энциклопедия, а также Интернет.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу биологии  «Основы общей биологии»  9 класс.

Название темы

Элементы содержания

д/з

Дата проведения

По плану

фактическая

Биология — наука о живом мире  

Биология — наука о живом мире, учёные-биологи

§ 1

7.09

Общие свойства живых организмов

Свойства живых организмов, биологическое разнообразие, компоненты живого, обмен веществ, самовоспроизведение. раздражимость

§ 2

9.09

Многообразие форм живых организмов

Биосфера. Биосистема. Взаимодействие живых компонентов. Уровни организации жизни.

§ 3, с. 12 Проектная работа

14.09

Цитология — наука, изучающая клетку. Многообразие клеток

Цитология — наука, изучающая клетку. Клеточная теория. Царства живой природы. Ткани.

§ 4

16.09

Химический состав клетки

Неорганические вещества клетки. Органические вещества клетки. Биополимеры.

§ 5 Проектная работа

21.09

Белки и нуклеиновые кислоты.

Строение, функции белков и нуклеиновых кислот. ДНК. РНК. Азотистые основания. Принцип комплементарности.

§ 6

23.09

Строение клетки  

Цитоплазма. Клеточная мембрана. Органоиды. Ядро.

§ 7

28.09

Органоиды клетки и их функции. Л/ р  № 1: «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток».

Мембранные органоиды. Немембранные органоиды.

§ 8, л/р

 с. 228

30.09

Обмен веществ –  основа существования клетки.

Обмен веществ. Анаболизм (ассимиляция). Катаболизм. Метаболизм (диссимиляция).

§ 9 Проектная работа

5.10

Биосинтез белков в живой клетке

Биосинтез белков. т-РНК, и-РНК, р-РНК. Транскрипция. Трансляция

§ 10

7.10

Биосинтез углеводов — фотосинтез  

Фотосинтез. Хлоропласты. Стадии фотосинтеза. АТФ

§11

12.10

Обеспечение клеток энергией

Биологическое окисление (клеточное дыхание). Аэробы. Анаэробы.

§ 12,

с. 43

14.10

Типы размножения.

Половое размножение. Гаметы. Зигота. Бесполое размножение. Гаметофит, спорофит.

§ 13

19.10

Деление клетки. Митоз. Л/р № 2: «Рассматривание делящихся клеток растений под микроскопом». 

Стадии митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Интерфаза. Веретено деления. Хромосомы. Хроматиды.

§ 14, р.21 л/р с. 229

21.10

Образование половых клеток. Мейоз. 

стадии мейоза. Диплоидный набор хромосом. стадии мейоза. Гаплоидный набор хромосом. Крссинговер.

§ 15

26.10

Индивидуальное развитие организмов –   онтогенез.

Онтогенез. Зачаток. Эмбриональный период. Постэмбриональный период. Возрастные периоды.

§ 16 Проектная работа

28.10

Обобщение и систематизация знаний. См/р

Обобщение и систематизация знаний. Основные понятия темы.

с. 58 – 59

2.11

Из истории развития генетики.

Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Ген.Селекция. Значение генетики.

§ 17 Проектная работа

    11.11

Основные понятия генетики

Наследственность. Генотип. Фенотип. Изменчивость.

§ 18

16.11

Генетические опыты Менделя.  

Мендель. Скрещивание. Гибрид. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Чистые линии. Гомозигота. Гетерозигота. доминантный признак. рецессивный признак. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления.

§ 19

18.11

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя  

Дигибридное скрещивание. Чистые линии. Гомозигота. Гетерозигота. Доминантный признак. рецессивный признак. Аллельные гены. Закон расщепления. Рекомбинация генов. Закон независимого наследования.

§ 20

23.11

Пр/р № 1: «Решение генетических задач». 

Законы Меделя. Решётка Пиннета.

§ 19 – 20. л/р  с.229

25.11

Сцепленное наследование генов и кроссинговер

Сцепленное наследование. Группа сцепления. Закон сцепления. Крссинговер.

§ 21

30.11

Взаимодействие генов и их множественное действие  

Полимерия. Генотипическая среда.

§ 22 Проектная раб.

2.12

Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом

Половые хромосомы. Аутосомы. Кариотип. Признаки сцепленные с полом.

§ 23 Проектная раб.

9.12

Пр/р № 2: «Решение генетических задач».

Обобщение и систематизация знаний.

§ 21 – 23, задача

14.12

Наследственная изменчивость

Генотипическая изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Комбинации генов. Мутации. Мутагены. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости (закон Н.И. Вавилова).

§ 24

16.12

Другие типы изменчивости.

Модификационная  (фенотипическая) изменчивость. Приспособительные адаптации. Норма реакции. Онтогенетическая (возрастная) изменчивость.

§ 25,

21.12

Наследственные болезни, сцепленные с полом. Пр/р № 3: «Решение задач».  

Наследственные болезни. Генные болезни и аномалии. Гемофилия. Дальтонизм. Хромосомные болезни. Болезнь Дауна. Трисомия.

§ 26, с.97 Проектная работа

23.12

Генетические основы селекции организмов

Селекция. Искусственный отбор. Гибридизация. Гетерозис. Мутагенез. Полиплодия.

§ 27 Проектная работа

28.12

Особенности селекции растений

Селекция. Искусственный отбор. Гибридизация. Гетерозис. Мутагенез. Полиплодия.

§ 28

13.01

Центры многообразия и происхождения культурных растений  

Центры многообразия и происхождения культурных растений. Учение о происхождении культурных растений Н.И. Вавилова.

§ 29

18.01

Особенности селекции растений и животных  

Одомашнивание (доместикация). Сознательный отбор. Сорт. Порода. Искусственное осеменение. Клонирование.

§ 30

20.01

Основные направления селекции микроорганизмов  

Селекция микроорганизмов. Генная инженерия. Клеточная инженерия. Биотехнология. Значение.

§ 31

25.01

Обобщение и систематизация знаний. См/р.

Обобщение и систематизация знаний. Основные понятия темы.

§  17 – 31 с.116-117

27.01

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания  

Биогенез. Абиогенез. Абиогенез. Теория панстермии. Теория стационарного состояния. Теория биохимической эволюции.

§ 32 Проектная работа

1.02

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

Протобионты. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Эволюция живой материи. Условия жизни на Земле. Коацерватные капли. Элементарные первичные организмы.

§ 33

3.02

Значение фотосинтеза и биологического круговорота  веществ в развитии жизни

Гетеротрофы. Брожение. Автотрофы. Хлорофилл. Эукариоты. Мир растений. Биологический круговорот веществ. Биосфера.  

§ 34

8.02

Этапы развития жизни на Земле.

Эра. Период. Эпоха. Катархей. Архей. Протерозой. Палеозой. Мезозой. Кайназой.

§35,с.133

Проектная раб.

10.02

Идея развития органического мира в биологии

Эволюционное учение. Эволюция живых организмов. Ламаркизм. Креоционизм.

§ 36

15.02

Основные положения теории  Ч. Дарвина об эволюции органического мира.

Движущие силы эволюции. Борьба за существование: межвидоая, внутривидовая, борьба с неживой природой. Естественный отбор. Расхождение признаков (девергенция). Искусственный отбор.

§ 37 Проектная работа

14.02

Современные представления об эволюции органического мира. 

Современное учение об эволюции. Элементарная единица эволюции. Популяция. Элементарные явления эволюции.  Элементарный материал эволюции. Элементарные факторы эволюции. Мутационный процесс. Популяционные волны Изоляция.

§ 38

17.02

Вид, его критерии и стрктура.

Вид. Критерии вида: морфологический, физиолого-биологический. географический. экологический. репродуктивный. Структура вида.

§ 39

22.02

Процессы видообразования. 

Видообразование: географическое (аллопатрическое), биологическое (симпатрическокое).  Микроэволюция.

§ 40

22.02

Макроэволюция — результат микроэволюций  

Качественный этап эволюционного процесса. Надвидовые группы.

§ 41 Проектная раб.

24.02

Основные направления эволюции.

Биологический прогресс. Биологический регресс. Ароморфоз (морфофизиологический прогресс). Идиоадаптация. Дегенерация. Соотношение направлений эволюции.

§ 42

1.03

Основные закономерности биологической эволюции.

Биологическая эволюция. Необратимый характер эволюции. Прогрессивное усложнение форм жизни. Непрограмированное развитие живой природы. Общие и частные адаптации.

§ 43

3.03

Эволюция приматов  

Низшие приматы. Некролемуры. Понгиды. Гоминиды. Дриапитеки. Рамапитеки. Современные человекообразные обезьяны.

§ 44 Проектная работа

10.03

Доказательства эволюционного происхождения человека    

Антропогенез. Человек разумный. Социальные факторы среды: общественный образ жизни, трудовая деятельность, речь, мышление. Рудименты. Сходство человека и человекообразных обезьян. Биологические свойства вида.

§ 45

15.03

Этапы эволюции человека.

Предшественники (обезьянолюди или австралопитеки или предчеловеки). Архантропы (древнейшие люди – питекантроп и синантроп). Палеоантропы (древние люди – неандертальцы).

§ 46

17.03

Первые и современные люди  

Неантропы (новый человек - человек умелый, кроманьонец)  - современные люди.

§ 47

22.03

Человеческие расы, их родство и происхождение  

Полиморфный вид. Раса: негроидная, монголоидная, европеоидная.

§ 48

5.04

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

Житель биосферы. Промышленная революция. Научно-техническая революция. Сохранение жизни на Земле

§ 49. с.184

7.04

Обобщение и систематизация знаний. См/р

Обобщение и систематизация знаний.

§ 32 – 48

12.04

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы

Среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни.

§ 50 Проектная раб.

12.04

Общие законы действия факторов среды на организмы.

Закон оптимума. Зона угнетения (пессимума). Критическая точка. Закон  экологической индивидуальности видов. Закон ограничивающего фактора. Закон незаменимости факторов.

§ 51

14.04

Приспособленность организмов к действиям факторов среды.

Приспособительные признаки. Морфологические адаптации.  Экологические адаптации. Жизненная форма. Экологические группы. Пойкилотермные и гомойотермные группы организмов.

§ 52.

19.04

Биотические связи в природе.

Пищевые (трофические) связи. Цепи питания. Хищничество. Паразитизм. Собирательство. Пастьба. Конкуренция. Матуализм. Симбиоз. Комменсализм. Нахлебничество. Квартирантство.

§ 53

21.04

Популяции.    

Популяция. Надорганизменная система. Демографические показатели: численность, плотность, структура.

§ 54

26.04

Функционирование популяции и динамика ее численности

Динамические характеристики популяций: рождаемость, смертность, иммиграция, эмиграция. Ёмкость среды. Биотический потенциал. Самоизреживание. Задержка размножения.

§ 55

28.04

Сообщества.

Биоценоз. Условия существования. Структура. Экологическая ниша

§ 56

3.05

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Круговорот веществ и энергии. Абиотический компонент (биогенные вещества), продуценты, консументы, редуценты. Трофический уровень пищевых цепей. Правило десяти процентов.

§ 57

5.05

Развитие и смена биогеоценозов  

Сукцессия: первичная, вторичная; долгосрочная, краткосрочная. Управление сукцессиями.

§ 58

10.05

Основные законы устойчивости живой природы.

Цикличность использования биогенных веществ. Отрицательная обратная связь. Биологическое разнообразие видов. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость видов. Устойчивость.

§ 59

12.05

Рациональное использование природы и ее охрана.

Антропогенное воздействие. Истощение природных ресурсов. Загрязнение среды. Снижение биологического разнообразия. Экологическое образование.

§ 60

17.05

Итоговая к/р

Обобщение и систематизация знаний.

тест

19.05

Повторение

Обобщение и систематизация знаний.

тест

24.05

Повторение

Обобщение и систематизация знаний.

тест

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...