Конспект урока тема: ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. РАБОТЫ Н. И. ВАВИЛОВА. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ.
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Хазиева Лейсан Маратовна

Класс: 9             Предмет: биология                                                                                                              

теМА: ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. РАБОТЫ Н. И. ВАВИЛОВА. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Цель урока: изучить задачи селекции как науки, показать центры многообразия и происхождения культурных растений; выявить роль работ Н. И. Вавилова для селекции. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Задачи:                                                                       Образовательные: познакомить учащихся с основами селекции, обеспечить усвоение базовых понятий сорт, порода, штамм, научить различать сорта и гибриды. Познакомить с работами Н. И. Ва­вилова о центрах многообразия и происхожде­ния культурных растений, научить находить их по географической карте. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать знания, отработать умение учащихся работать с текстом учебника.

Воспитательные: подчеркнуть роль трудолюбия, любви к своему делу, свойственной увлечённым селекционерам.

Элементы содержания: селекция, центры происхождения и многообразия культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости. 

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление)

Методы обучения: Проблемно-развивающие.

Оборудование:  таблица  «Центры  происхождения  культурных растений», ноутбук, мультимедийное оборудование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka-_9klass.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 9             Предмет: биология                                                                                                             

теМА: ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. РАБОТЫ Н. И. ВАВИЛОВА. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Цель урока: изучить задачи селекции как науки, показать центры многообразия и происхождения культурных растений; выявить роль работ Н. И. Вавилова для селекции. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Задачи:                                                                       Образовательные: познакомить учащихся с основами селекции, обеспечить усвоение базовых понятий сорт, порода, штамм, научить различать сорта и гибриды. Познакомить с работами Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, научить находить их по географической карте. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать знания, отработать умение учащихся работать с текстом учебника.

Воспитательные: подчеркнуть роль трудолюбия, любви к своему делу, свойственной увлечённым селекционерам.

Элементы содержания: селекция, центры происхождения и многообразия культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости. 

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление)

Методы обучения: Проблемно-развивающие.

Оборудование:  таблица  «Центры  происхождения  культурных растений», ноутбук, мультимедийное оборудование.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарии

Организационный момент (1 мин.)

Проверяет готовность к уроку, психологический настрой.

Улыбнитесь своему партнеру по плечу, пожелайте плодотворной работы партнеру по лицу.

Мне хотелось бы чтобы тема нашего урока не оставила вас равнодушными, чтобы она повлияла на личную позицию каждого, чтобы вы сделали для себя определенные выводы и расставили приоритеты.

Рассаживаются по группам. Определяют свои номера номер.

Мэнэдж  мэт

Актуализация знаний (самостоятельное выполнение индивидуальных заданий на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке). Фиксирование затруднения при выполнении учебного действия (в виде громкой коммуникативной речи, либо смоделировать в виде графика, рисунка, схемы и т.д.)

(12мин.)

Организует работу по повторению основных моментов предыдущих тем. Давайте вспомним, какие основные характеристики  понятий наследственность и

изменчивость

вы знаете, используя сингл раунд робин. Каждому участнику группы на ответ дается 20 сек. Подумайте 10 сек. Начинает участник под номером 1. (следит за временем, организует обсуждение)

Какие формы  и методы  наследственности и изменчивости вы знаете, вспоминаем, используя релли робин. Подумайте 10 сек. Время работы 1 минута. Начинает участники с четными номерами.

(следит за временем, организует обсуждение)

Работа  с  терминами в  виде  фронтального  опроса.

Ген

Генетика

Генотип

Фенотип

Мутации

Работаем  по финк-райт-раунд робин. Подумаем 20 сек, пишем 3 мин, обсуждаем в группе по 1 минуте каждый участник. Начинаем с номера 2.

(следит за временем, организует обсуждение)

Четыре ученика по очереди отвечают по одному разу.

Ученики по очереди дают короткие ответы

Думают, записывают, по очереди зачитывают свой ответ с листочка

Сингл раунд робин.

Релли робин

Финк-райт-раунд робин

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин.)

Одной  из  главных  физиологических  потребностей  человека  является  -  потребность  в  еде.  Эта  потребность была  присуща  первобытному  человеку  и  человеку  современному. В   современном  мире  много  стран,   население  которых,  голодает  и  многие  семьи  не  знают,  что  будет,  есть  их   семья  на  обед. Это  страны  Африки  и  Латинской  Америки.   Продовольственная  проблема  -  глобальная  проблема  человечества.  Попробуйте сформулировать тему урока и свои задачи на урок.

Формулируют тему и задачи.

Построение и реализация проекта исходной задачи (первичное усвоение новых знаний, возможно построение учащимися плана, т.е. как будет построено новое знание). (возможна фронтальная или групповая работа)

(2мин.)

Решить  эту  проблему  помогает  такая  наука,  как  селекция,  с  которой  мы  сегодня  и  познакомимся?

У вас на столах лежат листы с утверждениями, в столбике «До» поставьте «+», если вы согласны с данным утверждением или «-»  если не согласны с утверждением. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения. Подумайте 5  сек. Выполните работу

Проставляют «+» и «-» в течение 1 мин.

Эй ар гайд

(5 мин.)

Все  современные  сорта  растений  и  породы животных,   без  которых немыслима  современная  цивилизация,  созданы человеком благодаря  селекции.

Например:

1. Предком  коровы  является  тур.

2. Предком  Овцы  мериноса является  муфлон.

3. Предками  Арабского  жеребца  и  Владимирского  тяжеловоза  является дикая  лошадь  Прежевальского.

4. Предками  различных  пород  собак  является  дикий  волк.

Вопрос  классу:  Чем  занимается  наука  селекция?  Как  дать определение  этой  науке?

Отвечают на вопрос Селекция – наука о создании новых и улучшении существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов

Высказывают предположения.

Проводят лабораторный опыт по инструкции.

Делают вывод

(10 мин.)

Порода, сорт, штамм – это искусственно полученные популяции животных,  растений,  грибов,  бактерий  с  нужными  для  человека  признаками.

Свойства  живых  организмов  определяются  их  генотипом,  который подвергается наследственной изменчивости, поэтому развитие селекции базируется на законах генетики как науки о наследственности и изменчивости.

Задача селекции состоит в создании и улучшении уже существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов. Научные основы создания человеком новых сортов растений и пород животных были раскрыты Дарвином в его учении об изменчивости, наследственности и отборе.

Посмотрев  презентацию, проделав опыт, еще раз прочтите все утверждения. В столбике «После» поставьте «+», если вы согласны с утверждением или «-», если вы не согласны. Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? Почему? Какие утверждения являются для вас самыми важными? Почему?

Смотрят презентацию со слайдами.

Ставят «+» и «-».

Высказывают свои мнения.

Включение в систему знаний и повторение                   (2+2 мин)

Подведя итог нашей работы, я предлагаю вам выполнить следующее задание: закончите предложение: если бы я выступал(а) с докладом на тему «Селекция в жизни человека»,  то остановилась бы на таких позитивных действиях  селекции как  … и негативных действиях  таких как … . Поделитесь своими мыслями с партнером по плечу, используя таймд пэа шэа.

Записывают свои предложения в тетрадь, рассказывают друг другу

Таймд пэа шэа

Информация о домашнем задании (с элементами выбора и творчества). Инструктаж по его выполнению.

(1 мин)

В качестве домашнего задания я предлагаю вам                  § 3.13, § 3.14. прочитать и найти ответы на следующие вопросы: 1. Почему большинство культурных растений погибнет без человека?

2. Почему центры многообразия культурных растений совпадают с теми местами, где располагались великие древние цивилизации?

Результат свой работы в виде презентации.

Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов занятий, учащиеся самостоятельно соотносят цель и результаты своей деятельности).         (2+ 3 мин)

На листе бумаги обведите свою ладошку.

Каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

большой – сегодня я узнал …

указательный - я понял, что…

средний - мне было трудно …

безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

мизинец – мне захотелось…

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…

до

утверждения

после

1.Наука о методах создания новых сортов растений, пород животных называется селекция.

2. Сорт – это совокупность пород животных созданная человеком.

3. Порода – это совокупность животных созданная человеком с полезными для него признаками.

4. Селекция представляет «эволюцию направляемую волей человека»

5. Н.И.Вавилов выделил 9 центров происхождения культурных растений.

до

утверждения

после

1.Наука о методах создания новых сортов растений, пород животных называется селекция.

2. Сорт – это совокупность пород животных созданная человеком.

3. Порода – это совокупность животных созданная человеком с полезными для него признаками.

4. Селекция представляет «эволюцию направляемую волей человека»

5. Н.И.Вавилов выделил 9 центров происхождения культурных растений.

до

утверждения

после

1.Наука о методах создания новых сортов растений, пород животных называется селекция.

2. Сорт – это совокупность пород животных созданная человеком.

3. Порода – это совокупность животных созданная человеком с полезными для него признаками.

4. Селекция представляет «эволюцию направляемую волей человека»

5. Н.И.Вавилов выделил 9 центров происхождения культурных растений.

до

утверждения

после

1.Наука о методах создания новых сортов растений, пород животных называется селекция.

2. Сорт – это совокупность пород животных созданная человеком.

3. Порода – это совокупность животных созданная человеком с полезными для него признаками.

4. Селекция представляет «эволюцию направляемую волей человека»

5. Н.И.Вавилов выделил 9 центров происхождения культурных растений.

до

утверждения

после

1.Наука о методах создания новых сортов растений, пород животных называется селекция.

2. Сорт – это совокупность пород животных созданная человеком.

3. Порода – это совокупность животных созданная человеком с полезными для него признаками.

4. Селекция представляет «эволюцию направляемую волей человека»

5. Н.И.Вавилов выделил 9 центров происхождения культурных растений.

до

утверждения

после

1.Наука о методах создания новых сортов растений, пород животных называется селекция.

2. Сорт – это совокупность пород животных созданная человеком.

3. Порода – это совокупность животных созданная человеком с полезными для него признаками.

4. Селекция представляет «эволюцию направляемую волей человека»

5. Н.И.Вавилов выделил 9 центров происхождения культурных растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по биологии (9 класс) "Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова"

Урок позволит углубить знания учащихся об истории селекции,  значении учения Н.И.Вавилова о Центрах многообразия и происхождения культурных растений, выявить сущность закона гомологических рядов....

Урок "Основные методы селекции растений и животных" (11 класс)

Разработка урока в 11 классе по теме "Основные методы селекции растений и животных", включая презентацию...

Конспект урока 10 класс "Методы селекции растений и животных"

Конспект раскрывает основные методы селекции растений и животных, которые использует человек для создания новых пород животных и сортов растений. Рассматриваются понятия: скрещивание близкородственное...

Технологическая карта урока по теме : «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов»

Технологическая карта урока биологии в  9 классе: «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов»...

Методическая разработка урока по теме:"Селекция растений, животных и микроорганизмов"

Методическая разработка открытого урока по теме: "Селекция растений, животных и микроорганизмов". В данной разработке дан полный план урока, технологическая карта....

Технологическая карта урока Биологии в 9 классе "Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов"

Технологическая карта урока Биологии в 9 классе "Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов"...