Компетентностный подход на уроках биологии
статья по биологии по теме

Михеева Лариса Анатольевна

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии, но урок остается главной формой обучения.  На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Современный урок – это не только  передача суммы сведений в той или иной учебной области, но и развитие личностных компетенций учащихся.

 В документах по стратегии модернизации общего образования определено понятие компетентность, как способность использовать освоенное содержание образования для решения практических, познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач в различных сферах учебной и внеучебной деятельности.

Биология - одна из наук, где можно качественно формировать все виды компетентностей. Она наиболее близка по своему содержанию к выполнению этой задачи. Биология обучает законам окружающего природного мира, знакомит с возможностями организма, имеет огромный практический потенциал, связана с большим количеством других наук.

Применение компетентностного подхода на уроках биологии способно помочь учащимся в овладении технологиями жизнетворчества, создать условия для раскрытия потенциала самосознания, самооценки,  самоорганизации, самореализации, самоконтроля и интеграции в социоуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_mikheeva.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Л.А. Михеева, учитель

 1 категории  МОУ «Средняя

общеобразовательная школа №1»

 г. Перми

Компетентностный подход на уроках биологии.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии, но урок остается главной формой обучения.  На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Современный урок – это не только  передача суммы сведений в той или иной учебной области, но и развитие личностных компетенций учащихся.

 В документах по стратегии модернизации общего образования определено понятие компетентность, как способность использовать освоенное содержание образования для решения практических, познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач в различных сферах учебной и внеучебной деятельности.

Биология - одна из наук, где можно качественно формировать все виды компетентностей. Она наиболее близка по своему содержанию к выполнению этой задачи. Биология обучает законам окружающего природного мира, знакомит с возможностями организма, имеет огромный практический потенциал, связана с большим количеством других наук.

Применение компетентностного подхода на уроках биологии способно помочь учащимся в овладении технологиями жизнетворчества, создать условия для раскрытия потенциала самосознания, самооценки,  самоорганизации, самореализации, самоконтроля и интеграции в социоуме.

Успешность современного урока зависит от мастерства  учителя,  в его  умелом владении методикой обучения и  воспитания,  творческом  применении  новейших достижений  педагогики  и  передового  педагогического  опыта,  рациональном руководстве  познавательной  и  практической  деятельностью   учащихся,   их интеллектуальным развитием.

В настоящее время все большее значение приобретает самообразовательная функция урока.

Самообразование на уроках биологии - это овладение учащимися приемами работы с учебником, справочной литературой, современными носителями информации, наглядными пособиями, формирование умений наблюдать за объектами природы, ставить простейшие опыты. На уроке ученик должен не только получить знания, но и преобразовать их в умения и навыки.

Личностная ориентация содержания образования предполагает развитие творческих, познавательных способностей учащихся, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

 Экологическая ситуация, сложившаяся в Пермском крае, приводит к снижению уровня здоровья населения, к увеличению хронических заболеваний.

 Состояние здоровья учеников нашей школы также вызывает большую тревогу.   Ежегодные медицинские осмотры, проводимые в нашей школе, показывают снижение числа детей, имеющих I гр. здоровья  с 1,6% в 2005 г. до 1% в  2008 г., а также увеличение количества детей с III и IV гр. здоровья. Становится больше детей с нарушением осанки: 2005г.- 26,6%, 2008г.- 37,8%, нарушением зрения: 2005г. – 15,9%, 2008г. – 22,4%. В связи с этими данными  актуальной является задача формирования здоровья учащихся  путем обучения детей управлению собственным здоровьем. Но управлять здоровьем без элементарных знаний анатомии и физиологии невозможно, поэтому возникла необходимость введения пропедевтического курса для 6-х

 классов  «Слагаемые здоровья».

Программа позволяет реализовать компетенцию личностного самосовершенствования, она модифицирована и адаптирована к условиям нашей школы. В основу курса заложены следующие задачи:

 

1.   Развитие интереса к своему организму,

  1. Приобретение знаний о строении организма, о составляющих здоровья,
  2. Развитие гигиенических навыков,
  3. Повышение уровня знаний и навыков  подростков  ЗОЖ,
  4. Формирование убеждения в необходимости ЗОЖ,
  5. Информирование о СОЗ и их последствиях,
  6. Формирование потребности в самопознании.  

В классах, где проводились занятия по курсу «Слагаемые здоровья» отмечается положительная динамика в здоровье детей, которая отслежена по уменьшению количества медицинских справок с респираторными заболеваниями, т. к. учащиеся начали более осознанно относиться к своему здоровью, стали посещать спортивные секции и клубы.

Формирование валеологической компетентности является важной составляющей, т. к. запас знаний поможет им в осознании персональной ответственности за свое здоровье и в выборе будущей профессии.

В дальнейшем, для успешной адаптации личности,  предлагаются   курсы по выбору, которые должны помочь им реально оценить свои возможности и сориентировать  в дальнейшем выборе профиля обучения.

     Разработанный в настоящее время элективный курс для учащихся интересующихся биологией - «Вода- источник жизни», направлен на расширение опыта практической, экологически значимой деятельности.

Программа курса предусматривает  17 часов и  ориентирована на  учащихся 7- 8 классов, она построена из теоретической и практической частей.

Цели и задачи курса:

  • Формирование экологически грамотного поведения в природе,
  • Овладение знаниями  и умениями наблюдать и оценивать состояние окружающей среды и своего здоровья.
  • Формирование отношения к окружающему миру, как к условию существования всего многообразия жизни.
  • Развитие коммуникативных умений.
  • Знакомство с профессиями эколога и гидробиолога.

При изучении курса учащиеся  приобретают  навыки культурного поведения  в природной среде, осваивают меры безопасности при нахождении в воде, учатся простейшим способам очистки воды из природных источников.

Реализация этого курса решает еще одно требование, заявленное в Концепции модернизации образования - это связь школы и родителей.

В проведении практической части принял участие доцент кафедры водоснабжения и канализации, к.т.н. ПГПУ Кудрин С.А., который является родителем одной из учениц нашей школы.

Такое гармоничное взаимодействие детей и взрослых на основе совместной деятельности открывает путь конструктивного диалога разных поколений, имеющих свой опыт индивидуальных и коллективных отношений.

Задача современной школы состоит уже не в том, чтобы заставить ученика вызубрить набор знаний по всем предметам школьной программы, а в том, чтобы привить им те умения, воспитать в них те компетентности, которые позволят им успешно реализовать себя в любой сфере деятельности. Научить учащихся применять свои знания в жизненных ситуациях.

Литература:

  1. Буданова Г.Л., Буйлова Л.Н. Повышение уровня воспитательной работы в школах. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 328с.
  2. Голубева Л.В., Чегодаева Т.А. Анализ урока:

      типология,методики,диагностика. – Волгоград: Учитель,2007.- 121с.

  1. Густокашина Л.А, Педагогический анализ урока: Учебно- методическое пособие. Пермь: ПКИПКРО,2008.-72с.
  2. Поташник М.М,, Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2003.-112с.

     5.   Хуторской А.В. Ключевые компетенции // Народное образование. –                

            2003.-№2,5.-280с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация компетентностного подхода на уроках рукоделия - ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, описывающий моделирование системы работы ПДО в новых условиях

Актуальность заявленной темы инновационного педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования. Чтобы сформировать компетентного обучающегоося в таком виде искусства, ка...

Применение компетентностного подхода на уроках информатики

Статья отнесена к разделу:Преподавание информатики, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии...

Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...

Тема: Компетентностный подход к преподаванию биологии в школе старшей ступени.

В теории дидактики существуют различные подходы к определению компетенции ученика. Моя работа основополагается на следующих определениях: компетенция — это готовность ученика использовать усвоенные...

Компетентностный подход в обучении биологии

Вся жизнь – это череда решений нестандартных производственных и житейских. Эффективен не тот, кто просто много знает, а тот, кто владеет инструментами приобретения, организации и применения знаний из ...

Компетентностный подход на уроках биологии

Компетентностный подход на уроках биологии...

Представление результатов педагогического опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

Компетентностный подход продиктован переоценкой жизненных ценностей в нынешнее время и предполагает  поворот к личностно-ориентированному, деятельностному содержанию образования, основанному на ф...