Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны
материал по биологии по теме

Гордеева Ольга Ивановна

Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течение последних трёх лет - «Компетентностный подход в обучении биологии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_opyt_sayt.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Русско-Паевская средняя общеобразовательная школа»

Инсарский муниципальный район РМ

Публичное представление собственного инновационного опыта:

«Компетентностный подход в обучении биологии»

учителя биологии

Гордеевой Ольги Ивановны

с.Русская Паёвка

2013 год

 «По-настоящему об уровне цивилизации говорят

 не переписи населения, не размеры городов, не

собранный урожай - нет, о нем говорят качества

человека, которого производит страна».

      Р.У. Эмерсон

        За последние годы работы в школе, вижу большие перемены, которые происходят в современном обществе, перемены, которые требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей образования. Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами.

В связи с этим, профессия  учителя как никогда, требует постоянного самообразования, совершенствования и  профессионального роста. Поэтому, изучаю нормативно-правовые документы, касающиеся системы образования, осуществляю свою педагогическую деятельность в соответствии  с законом «Об образовании», национальной программой «Наша новая школа»,  основными направлениями модернизации системы образования. Использую ключевые положения  Концепции Федеральных Государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения при подготовке к урокам. Это помогает мне определить свои перспективы, планы, ориентиры в работе.  

        Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю  в течение  последних трёх лет - «Компетентностный подход в обучении биологии».

Условия возникновения, становления опыта.

Возникновение и становление опыта проходило в МБОУ «Русско-Паёвская средняя общеобразовательная школа». Школа способствует социализации и адаптации обучающихся, предоставляет возможность для выбора индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального самоопределения. В данном учреждении реализуется личностно - ориентированный подход к решению задач, индивидуализации образования и воспитания.

        В «Федеральной концепции модернизации российского образования» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно, компетенция, становится показателем нового качества образования, потому что в настоящее время возросла роль качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий.  Поэтому, модернизация образования предполагает приоритет компетентностного подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникшие в различных ситуациях. Ребенок должен понимать, что изученное ему понадобится, именно для этого он и учится. Отсюда возникает потребность найти способы и пути решения проблем поставленных временем.

Поэтому становление и реализация данного опыта осуществлялась в единой системе уроков и внеклассной работы на второй и третьей ступени обучения, где путь к знаниям лежит через собственный творческий потенциал и познавательную активность. Таким образом, учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентация учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний и приобретение личностного и профессионального опыта.

1. Актуальность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования. В наше непростое время высоких скоростей и новейших технологий найти себя бывает непросто. Сегодня востребованы люди творчески активные, мобильные, способные самостоятельно решать проблемные ситуации, применять полученные знания для решения новых, нестандартных задач. Значит выпускнику, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть  творческим, самостоятельным, ответственным  коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные  и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Именно поэтому, сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала.            

   Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Анализируя свой педагогический опыт, я понимаю, что системная работа с учащимися способствует развитию познавательных интересов учащихся и успешности их деятельности, связанна с учебным предметом биологии.

«Как учить детей?», «Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению биологии?», «Каким способам деятельности обучать детей?» -  эти вопросы задает себе каждый творчески работающий учитель, особенно в настоящее время, потому что вопрос традиционного обучения – «Чему учить?» - становится менее актуальным. Ответы на эти вопросы даёт мне компетентностный подход в обучении.

   Перспективность вижу в том, что и Государственный стандарт образования и Концепция модернизации образования выделяют компетентностный подход в обучении как один из значимых. Перспективность данного опыта связана с осознанием новизны, с возможностью практического применения полученных результатов в школе. Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, когда актуальны не только правильный выбор профессии и трудоустройства, но и развитие личностных качеств. Поэтому, компетентностный подход является одним из стратегических направлений развития и модернизации отечественного образования, личностно-ориентированный по своей природе.

Что такое компетентностный подход?

Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдалённого эффекта» школьного образования всё, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мёртвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.

 Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует другой постановки вопроса, а именно «Каким способам деятельности обучать?» В этом случае основным содержанием обучения являются действия, операции, соотносящиеся не столько с объектом приложения усилий, сколько с проблемой, которую нужно разрешить. Не привычные «должен знать», «должен уметь», а «может».

Следуя потребностям современного общества, будущий выпускник, формируя ключевые компетентности, должен обладать следующими способностями:

- уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результаты собственных действий;

- проявлять активность в познании окружающего мира, научиться добывать знания из различных источников, анализировать информацию, делать обобщения, формулировать и аргументировать выводы, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях;

- обладать навыками общения, быть контактными в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение и быть терпимым к мнению других, работать в коллективе в различных областях, предотвращать конфликтные ситуации, выполнять различные социальные роли;

- самостоятельно трудиться над развитием интеллектуального, физического, культурного уровня.

В ходе становления опыта столкнулась со следующими проблемами:  недостаточная подготовленность отдельных обучающихся по предмету, результаты среза знаний по биологии,  выпускные экзамены в формате ЕГЭ, ГИА по биологии, показывают, что объём базовых знаний достаточен, однако уровень заданий повышенной сложности вызывает затруднения, где одним из критериев оценки является решение творческих заданий.

   Выявленные проблемы успешно решаются в данном опыте. Для реализации компетентностого подхода в образовании и воспитании школьников по биологии, выявленные проблемы позволили определить основное направление своей деятельности.

Цель опыта: формирование и развитие ключевых компетентностей обучающихся, способствующих их развитию.

Задачи: сформировать у обучающихся необходимую систему знаний, умений, навыков и способов деятельности, для достижения высокого уровня развития, способности к самообразованию; сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую и познавательную активность, и самостоятельность обучающихся.

Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, чтобы  научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться в нестандартных ситуациях, быть востребованным и успешным в современном мире и  обществе.

2. Концептуальность

Своеобразие:

Повышается положительная мотивации обучения и познавательная деятельность обучающихсякак на уроках, так и во внеурочное время.

Расширяется возможность самостоятельной деятельности: формируются навыки проектно - исследовательской деятельности.

Повышается объем выполняемой работы на уроке, обеспечивается высокая степень дифференциации обучения.

Обеспечивается доступ к различным справочным системам или другим информационным ресурсам. А всё вместе способствует повышению качества образования.

Новизна опыта. Элементы новизны состоят в том, что: выбраны педагогические технологии, на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся, способствующие успешной самореализации личности, развитию его творческого потенциала, определено учебное биологическое содержание творческого, познавательного характера, позволяющего сформировать и развить ключевые компетентности школьников в образовательном процессе по биологии,  усвоение содержания биологических знаний и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной познавательной деятельности.

Что даёт компетентностный подход мне как учителю и моему ученику?

Компетентностный подход позволяет: согласовать цели обучения, поставленные мною, с собственными целями учащихся, подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе или колледже, подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам, повысить степень мотивации учения, за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся, обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности.

Что я должна уметь как учитель? Чтобы успешно реализовать компетентностный подход, я как учитель должна уметь: видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников, проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам, чувствовать проблемность изучаемых ситуаций, связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста, закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике, планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов, ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися, оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств.

Чтобы реализуемый мною подход в обучении, был действительно компетентностным, я остерегаюсь: привычки считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников, передавать ученикам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как была воспитана сама.

Основными принципами и приемами моего опыта является: принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала,  индивидуализации в условиях коллективной работы, стимулирование  разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение проектно - исследовательской деятельности в учебном процессе,  готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.

Принципы педагогической деятельности.

        Для успешной реализации компетентностного подхода в обучении необходимо владеть принципами организации педагогического процесса.

        Принцип компетентностной ориентации обучения как ориентации на формирование обобщённых умений. Формирование познавательных, информационно-коммуникативных и рефлексивных компетенций учащихся, исходя из Государственных стандартов образования.

        Принцип доступности. По Я.А. Коменскому: от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

        Принцип осмысленности. Осмысление проблемы, цели, задачи происходит при самостоятельной их формулировке учащимися.

        Принцип естественности. Проблема не должна быть надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим.

        Принцип самодеятельности. Ребёнок может овладеть ходом исследования только через проживание его, то есть через собственный опыт.

        Принцип обучения в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями учащихся позволяет создать необходимые условия для развития каждого ребенка в отдельности, учитывая при этом их личностные особенности, их индивидуальность.

        Принцип рационального сочетания индивидуального и коллективного образования. Выбор парных, групповых и индивидуальных форм обучения в зависимости от уровня сложности изучаемого материала для развития самостоятельности и творчества учащихся.

        Принцип активной деятельности учащихся. Освоение учениками знаний, умений, навыков, способов деятельности преимущественно в форме деятельностного, компетентностного подхода.

        Принцип практической направленности обучения биологии. Решение заданий прикладного, практического содержания.

        Принцип  усвоения знаний. Система организации дополнительных занятий с учащимися.

        Принцип контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль.

        Принцип систематической рефлексии. Обучение рефлексии позволяет ученикам учиться на своём опыте, так как допущенные ошибки не страшны, если их учитывают и исправляют.

3. Теоретическая база опыта

       Сейчас, как никогда необходимо отличать ключевые компетентности как результат образования, в частности, от традиционных знаний, умений и навыков. На сегодняшний день в России уже достаточно много крупных научно-теоретических и научно-методических работ, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций такими исследователями, как: А.В. Хуторским, Л.Ф. Ивановой, А.Г. Каспржак, П.П. Борисовым, Н.С. Веселовской, И.А. Зимней, Т.Б. Табардановой, Г.А. Цукерман и др., а также и зарубежными учеными: Р. Барнеттом, Дж. Равеном (Великобритания), В. Вестером (Голландия) и др.

   Теоретической базой опыта также стали идеи культурно-исторического системно-деятельностного подхода, разработанного в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др.; проблемно-ориентированного развивающего обучения: Л.В.Занкова; смысловая педагогика вариативного развивающего образования: А.Г.Асмолов, В.В.Рубцов, В.Е. Клочко, Е.А.Ямбург, В.Э.Мильман, 1987г., И.В.Абакумова, 2003г., где целью образовательного процесса выступает многомерное системное развитие смыслового сознания, обретение личных смыслов; личностно-ориентированное развивающее образование: В.Д.Шадриков, В.И.Слободчиков, И.С.Якиманская, которое обеспечивает развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и личностного профиля.

Компетентностный подход – это принципиально новый подход в обучении. Однако идеи его можно рассматривать как логическое продолжение лучших педагогических идей: концепция общеучебных умений и навыков, трактовка которых близка к трактовке некоторых ключевых компетенций: идеи Ю.К. Бабанского об оптимизации учебного процесса.

    «Формируя «общеучебные умения и навыки», школа готовит человека, умеющего учиться, тогда как, формируя ключевые компетенции, готовит человека, умеющего жить». (И.С.Сергеев). Сравнение позволяет охарактеризовать ключевые компетенции как наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества. Именно, поэтому формируемые биологические знания должны стать действенными, фундаментом практической деятельности, а умения (познавательные, практические) – основой для формирования ключевых компетенций.

4.  Ведущая педагогическая идея

Компетентностный подход продиктован переоценкой жизненных ценностей в нынешнее время и предполагает  поворот к личностно-ориентированному, деятельностному содержанию образования, основанному на формировании универсальных способов освоения мира. Современная жизнь требует  от человека не столько приобретения знаний и умений в одной профессиональной сфере, сколько способности к профессиональной мобильности, способности переучиваться и сменить  профессию, если это необходимо для того, чтобы быть успешным в жизни и добиться благополучия.

 Исходя из всего вышесказанного, перед учителем современной школы ставится задача не только передавать учащимся знания, но и обучить их способам действия, обогатить опытом работы в различных ситуациях.    Вследствие этого ведущая педагогическая идея: повышение качества обучения биологии, развитие  познавательного интереса и мыслительной деятельности, развитие ученика как личности  за счет формирования компетенций учащихся в учебном процессе.

   Образовательный процесс осуществляю через уроки, кружковые занятия, курсы по выбору, индивидуальные занятия и занятия с одарёнными  детьми.

   При формировании компетенций учащихся, учебные занятия планирую так, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. У учеников должны быть сформированы операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Такие операции составляют основу компетентностного подхода в обучении.

   Что следует мне  изменить в структуре, содержании учебных занятий для достижения цели – формирование компетенций учащихся?

    Активизировать  учебно - познавательную, мыслительную деятельность и развивающие приёмы в обучении биологии для решения учебных задач и проблемных ситуаций. «Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать»   Гёте.

   Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эти положительные  эмоции школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный.

   Как важно, чтобы ребёнок, находясь на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, осознавал смысл и результат своих усилий, приобретая тем самым компетенции. Только те знания, которые добыты самим учащимся, становятся прочными и осознанными.

   Поэтому, в основу своего опыта положено формирование ключевых компетенций: научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях. Исходя из этого, я стараюсь: способствовать формированию устойчивой мотивации учащегося к саморазвитию через ситуацию успеха; способствовать формированию навыков решения проблемных ситуаций; формировать навыки проектно - исследовательской деятельности; способствовать формированию устойчивой рефлексии своей деятельности.

5. Оптимальность и эффективность средств

        Выстраивая свои педагогические действия, я помогаю детям освоить знания, приобрести навыки учебно-познавательной деятельности, научиться применять знания в конкретной ситуации и достигать положительных результатов. Эти три составляющие и есть основа понятия «компетентность», которая состоит в его готовности эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

   Анализ особенностей содержания предмета биологии и возможностей обучающихся, уровня их развития позволяет мне выделить в качестве наиболее актуальных следующие ключевые компетентности: учебно-познавательные, коммуникационные, информационные, общекультурные, личностного самосовершенствования. Свой педагогический опыт по формированию ключевых компетентностей  обучающихся я свожу к следующему:

1. Изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний.

2. Создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. Это: создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели; деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование; ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; организация продуктивной групповой работы; обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера; усиление практической направленности школьного образования по биологии.

   Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей. Наряду с традиционными способами повышения мотивации я отдаю предпочтение таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка: совместная работа с ребенком по выработке целей и задач, чтобы учебные задания  имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка, предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

3. Развитие ключевых компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности.

   При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика. Я учу своих детей представлять результаты труда в виде: анализа текста,  обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации).

   В моей педагогической практике есть опыт применения различных современных технологий, активных методов обучения. Я выделяю несколько основных технологий, на мой взгляд, имеющих возможность реализации компетентностного подхода.

1. Игровые технологии        

Особенности: Направленность на жизненно важную ситуацию и поиск путей решения.        

Ведущий метод: Игра.        

Формы работы: Сюжетно – ролевая игра, дидактическая игра, деловая игра, урок – путешествие, викторины, загадки.

Ролевые игры формируют у подростков компетентность самореализации. Проживая в течение урока определенные социальные роли: социолога, аналитика, врача, подросток приобретает готовность к самоопределению в будущей профессиональной деятельности. На своих уроках с целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности я использую загадки, ребусы, кроссворды, задание «Исключи лишнее», экологические задачи.

2. Коммуникативные технологии        

Особенности:  Активное взаимодействие всех участников учебного процесса с привлечением разных источников информации.        

Ведущий метод: Общение.         

Формы работы: Работа в малых группах, парах, диалог, дискуссия, обмен мнениями по результатам работы.

Считаю эффективной работу в группах. Работа в группах, в лабораториях, командах способствует воспитанию коллективной ответственности друг за друга, формируются лидерские качества.

3. Исследовательские технологии        

Особенности:  Обучение через «открытие».

Ведущий метод: Проблемное обучение, метод проектов. Экологические задачи, проекты, творческие задания, наблюдения, практические занятия, опыт.

Формы работы: Исследование, экскурсии на природу, предприятия и организации.

   Проектная технология представляет собой последовательную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Основной целью использования проектной деятельности на уроках биологии является формирование предметной компетенции учащихся, приобщение их к исследовательской работе. Исследовательская деятельность – одна из эффективных форм процесса познания. Теория без практики ничто. Ученик, попробовав себя в роли исследователя, экспериментатора максимально усваивает учебный материал. Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий.   Участвуя в проектной деятельности, ребята получают навык сбора и обработки информации, исследовательской деятельности, постановки проблемы и поиска путей ее разрешения, представления полученных результатов деятельности. Таким образом, проектная технология позволяет мне осуществлять компетентностный подход, формирование информационной, коммуникативной компетентностей, и компетентности разрешения проблем.

4. Здоровьесберегающие технологии        

Особенности: Направленность на потребность здорового образа жизни.        

Ведущий метод: Укрепление здоровья        

Формы работы: Динамические паузы, подвижные игры, физкультминутки,  упражнения для профилактики осанки, упражнения для глаз, мышц рук и т.д. Физкультурно-оздоровительные и спортивно-развлекательные мероприятия, походы.

Данная технология направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.

5. Информационно – коммуникативные технологии        

Особенности: Направленность на создание индивидуальных образовательных траекторий.

Ведущий метод: Контроль.        

Формы работы: Тесты, тестовые упражнения, игровые, творческие и  логические задания.

Формирование и развитие ключевых компетентностей невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий, которые применяю в разных ситуациях и на разных этапах урока. Использование новых технических средств, способствует повышению эффективности и информативности урока, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии с учениками, проведению совместных исследований, выполнению самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности. Мои уроки, благодаря ресурсам ИНТЕРНЕТ, комплексу мультимедийных возможностей компьютера и разнообразию образовательных CD-дисков, стали более интересными и увлекательными.     Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, словарные статьи, иллюстрации.  Это позволяет мне, прежде всего, воздействовать не только на сознание, но и на эмоции учащихся, а также более рационально распределять время урока так, чтобы «заучивание» происходило с помощью текстовых и визуальных материалов, что более эффективно. В результате остается больше времени на аналитическую деятельность учащихся, позволяет гораздо легче, чем ранее, сопоставлять различные факты, суждения, теории. Таким образом, использование ИКТ открывает новые возможности для развития самостоятельного мышления детей, что в конечном итоге приводит к более высокому качеству обучения. Я стараюсь создать банк уроков-презентаций, где используются иллюстрации растений, животных, таблицы, статистические данные, схемы и циклы развития.

   Изучение курса биологии  – процесс раскрытия содержания ведущих биологических понятий на разных этапах их осмысления, понимания и применения через постановку и решение на уроках учебных задач.

Для достижения поставленной цели и задач своей работы, в рамках компетентностного подхода, использую систему методов, обеспечивающих усвоение школьниками биологических знаний, способов умственной деятельности, развитие их мыслительных способностей и повышающих интерес детей к самостоятельному процессу познания: главный акцент в проектировании учебной деятельности ориентирован на самостоятельный поиск новых знаний, на основе наблюдения, сравнения, классификации, установления взаимосвязей, взаимозависимостей, обобщения.

   Проблемные задания имеют личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Включение обучающихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению - углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины: факт - гипотеза - теория - знание (истина).

   Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы. На этапе выдвижения гипотез обучаю школьников предлагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, рассматривать пути их доказательства. Активация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышления вслух, при использовании активизирующих вопросов.

Метод уяснения готового знания из печатного источника. Обучающимся, предлагаю тексты из учебника, журналов, словарей по определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организую работу по группам, парам или индивидуально, а затем коллективно обсуждаем вопросы.

Методы проблемного обсуждения и эвристической беседы. Эти методы предполагают сочетание устного изложения материала учителем, постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы.

Метод исследовательского изучения. Учебный процесс организую путем применения системы теоретических и практически исследовательских заданий, характеризующихся высоким уровнем проблемности. Его использую на лабораторных занятиях, обобщающих уроках, экскурсиях, а также при работе над исследовательским проектом. Проектный урок, который полностью состоит из работы над исследовательским проектом. Например: 8 класс – «Влияние физических нагрузок на работу сердечно-сосудистой системы»,  10-11 класс – «Экологические проблемы своего села» или урок, на котором использую исследовательские проекты, выполненные отдельными обучающимися или группами во внеурочное время по каким-либо темам биологического содержания  или межпредметные проекты, например: «Профилактика ОРВИ» (8 класс), «Птицы нашего села» (7 класс).

Эффективность образовательного процесса значительно повышается путём применения творческих задач. Применение творческих задач (исследовательского и изобретательского типов) на уроках биологии помогает:

использовать полученные обучающимися знания для решения различных практических, исследовательских и учебных задач (закрепление знаний);

выявлять и развивать индивидуальные возможности и творческие способности детей, а также ключевые компетентности школьника;

способствовать приобретению обучающимися навыков получения, обработки и представления научных знаний как в письменной, так и в устной форме;

способствовать развитию познавательного интереса обучающихся через радость творчества и те положительные эмоции, которые они будут испытывать при решении творческих задач;

способствовать приобретению навыков продуктивной совместной работы в группе.

   Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок. Важным для себя считаю его структурирование. Не отвергая традиционного метода построения урока, применяю и нетрадиционные формы. Основными формами организации обучения школьников являются: урок формирования новых знаний - это урок-исследование, урок-лекция, урок-путешествие, конференция, урок-экскурсия; уроки проверки знаний - семинары (индивидуальная работа); проблемно-практические дискуссии (коллективная работа); практические занятия (коллективная работа); проблемно-лабораторные занятия (групповая работа); урок решения задач; урок-зачет и обобщения в игровой форме.

   Уроки выстраиваю на принципах доступности, научности, индивидуальности, преемственности; развиваю коммуникативные умения и навыки, логику мышления, использую воспитательный потенциал каждого урока, направленный на формирование всесторонне развитой личности.  

   Для реализации целостности воздействия учебного процесса на развитие обучающихся мною применяются следующие приемы, формы и виды учебных заданий:

Опорные листы (модели биологических процессов) учат сопоставлять, интерпретировать, осознавать и рефлектировать свои и чужие мысли, уметь видеть и ставить цель;

Тесты в картинках учат проектировать и анализировать ситуацию, формулировать сущностные определения, осуществлять цепь суждений, формируют установку на доказательность;

Найти лишнее и дай объяснение своему выбору (хлоропласт, вакуоль, оболочка, ядро). Данное задание учит сравнивать и систематизировать имеющиеся знания;

«Логическая цепочка» – задание на определение и восстановление логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиями, которое направлено на развитие мышления (Постройте логическую цепочку из таких понятий: эритроцит, кровеносная система, гемоглобин, кровь, организм) или «Третий лишний» - задание на определение логической связи между написанными в определенном порядке словами органа и его функции (бронхи, легкие, сердце).

Упражнение «Найди и исправь» учит преобразовывать текст, осуществлять цепь суждений и формировать самоанализ (найти смысловую ошибку в тематическом тексте, составить текст с биологическими ошибками);

«Решить» биологическую задачу на выдвижение гипотез и их защиту. (В растительной клетке есть белок хлорофилл, «работающий» в процессе фотосинтеза. В эритроцитах человека есть белок гемоглобин, функцией которого является перенос кислорода от легких ко всем клеткам организма и перенос углекислого газа от тканей к легким. Третичные структуры этих белков чрезвычайно похожи. Какой вывод можно сделать из такого сходства?);

Найди сходство или различия. Данная форма используется для работы с понятиями, моделями, объектами, помогает раскрыть смысл усвоенных знаний, умений и навыков (Что общего между липидами и углеводами; назовите как можно больше отличий митоза от мейоза);

«Соотнеси факты и понятия» – задание помогает классифицировать факты, соотнести их с обобщающим словом, вынуждает учащегося конструировать или вспоминать реальные образы. (Найти среди примеров те, которые подтверждают способность живых организмов адекватно реагировать на изменения внешней среды: наличие аппендикса у человека, наличие панциря, перенос тополиного пуха ветром, угрожающая поза кобры, постоянство температуры тела у теплокровных животных);

 Кроссворды. Они обеспечивают развитие ассоциативной памяти и способствуют прочному сохранению знаний;

Составление презентаций по заданному алгоритму или самостоятельно;

Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям. Они позволяют развивать способности учащихся анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, рассуждать и делать выводы.

При решении задач формируются и оцениваются ключевые и предметные компетентности.

   Оценивание учащихся происходит в ходе ежедневных опросов, на зачетах, контрольных и практических занятиях. В своей педагогической деятельности я также использую следующие формы итогового контроля: контрольные работы с использованием КИМов ЕГЭ (тестовые задания А и В), контрольные работы с использованием заданий ЕГЭ категории С, требующие от учащихся реализации навыков и умений поискового, научно-исследовательского и творческого характера, а также контрольные работы с использованием КИМов ГИА. Не обойтись современному учителю и без творческого домашнего задания. Это и составление кроссвордов, ребусов, выполнение рисунков, на заданную тему, сообщения, доклады.

   Применяю разные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, фронтальную.

  Одной из форм организации деятельности учащихся является исследовательская работа, в процессе которой идет воспитание и обучение творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. Обучающий результат такой работы заключается не только в приобретении  новых знаний, но и овладении исследовательскими навыками. При организации исследовательской деятельности в своей практике я реализую следующие направления:1) экологические исследования; 2) исследования в рамках предмета.

    В рамках данного направления учащиеся нашей школы исследовали зимующих птиц своего села, воду из различных источников на территории села, мед  с пасеки своего села, работу главного лесничего Ляховского Е.С..

  Успешно организую социально значимую, творческую деятельность ученика,  привлекаю своих воспитанников  к активному участию в жизни образовательного учреждения; решению проблем местного социума: благоустройству территории школьного двора, улиц села; осуществляю стимулирование самовоспитания учащихся через ролевые игры и тренинги, при этом учитываю возрастные особенности, личностные характеристики и возможности воспитанников. Учащиеся включаются в разнообразные по содержанию и эмоционально-притягательные по форме виды учебной и культурно - досуговой деятельности с целью интенсивного проживания различных социальных ролей, обогащения индивидуального жизненного опыта и расширения границ их возможностей.

   В своей работе успешно применяю педагогическую технологию сотрудничества, цель которой усвоение знаний, умений с учетом потребностей и возможностей развития обучающегося. Необходимо дать каждому обучающемуся всестороннее и гармоническое развитие, создать условия для самореализации личности: проведение дискуссии,  взаимоопрос  и взаимопроверка,  разработка мини-проекта, групповое и коллективное обсуждение.

В ходе работы  мною разработаны следующие материалы:

- Рабочие программы по курсу «Природоведение» 5 класс и «Биология» с 6 по 11 классы, по курсу «Химия» с 8 по 11 классы через постановку учебных задач, позволяющее спроектировать учебную деятельность школьников на уроке; проекты и конспекты уроков для 5 – 11 классов по данному предмету;  системы тестов, контрольных работ, листов контроля и оценки знаний; инструментарий для оценки и самооценки деятельности учащихся.

- Рабочие программы курсы по выбору: «За страницами учебника биологии» - 6 класс, «Решение биологических задач в ходе к подготовке к ЕГЭ по биологии» - 11 класс, «Я и мое здоровье» - 8 класс, «Подготовка и ГИА по биологии» - 9 класс.  «Учись решать задачи по химии» -  9 класс, «Шаг в химии» - 8 класс, «Законы и теории, лежащие в основе решения расчетных и экспериментальных задач по химии» - 11 класс.

   Основным средством овладения учебными знаниями в школе всегда являлся учебник. Он формирует основные обучающие функции. Учебник – главное звено в жизни ученика и учителя. Сегодня важно иметь хороший учебник, но его сложно выбрать из среды множества печатных изданий, которые предлагают издатели. Поэтому в своей работе  я всегда беру за основу учебные пособия, рекомендованные Министерством образования и науки Российской федерации. Уроки биологии провожу по учебникам линии Н.И.Сонина и А.А.Плешакова. Но в качестве дополнительного учебного материала у меня под рукой всегда альтернативные учебно – методические пособия.

Работаю по программе  А.А.Плешакова и Н.И. Сонина.

Характеристика учебной программы:  методические комплекты для каждого класса написаны доступным, понятным языком, а главное это первый полный комплект, созданный и для ученика и для учителя, что позволяет экономить время для подготовки к уроку, и дает возможность не останавливаться на достигнутом, искать новые методические приемы и подходы, разнообразить свои уроки, сделать их интересными и содержательными.

   Но  в учебном материале 6 и 7 классов хочется внести изменение.  В ГИА и ЕГЭ  много тестов, требующих глубины знаний строения, морфологии и систематики царств живой природы, поэтому хотелось бы  разделить ботанику и зоологию, приблизив к классическому варианту.

  В своей работе большое место уделяю межпредметным связям. В педагогической науке межпредметные связи рассматриваются как дидактическое условие, способствующее повышению научного уровня обучения и формированию научного мировоззрения учащихся. Межпредметные связи способствуют углубленному пониманию законов природы, раскрывают их применение в науке и различных отраслях производства.

   Формирование у обучающихся в ходе образовательного процесса, ключевых компетенций, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях, реализует на мой взгляд, не только учебный процесс, но и организация внеклассной и внешкольной работы.

Внеурочная работа по предметам

    Одной из  главных  задач школы, помимо обеспечения качества образования, является обеспечение индивидуальных запросов учащихся, развитие их творческих способностей. Этому во многом способствует внеурочная деятельность по предметам.  Внеурочная работа, которую я осуществляю, ориентирована на расширение  и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников.

      Традиционным видом внеурочной работы остаётся проведение предметной недели. Эта форма внеурочной работы мною проводится  систематически и является эффективной. В ходе предметной недели я провожу открытые уроки и разнообразные мероприятия, формы их проведения различные: игры, КВНы, викторины, конкурсы, пресс-конференции «Мы – против наркотиков», круглый стол «Вода – чудо природы». Выпускаются биолого-химические газеты.                                                  

    Все это вызывает  повышенный интерес у учащихся к моему предмету. Увеличилось число учащихся, которые участвуют  в проведённых мероприятиях.

Внеклассная работа по предметам

   Уже второй год я являюсь руководителем объединения «Юный лесовод» и школьного лесничества «Березка». Работая с членами  объединения, я   использую  разнообразные формы и методы: занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии,  использование игровых обучающих ситуаций. В основу работы положены теоретические, практические работы; наблюдения в природе; работа с научно-популярной литературой, определителями, справочниками; составление отчетов, подготовка докладов, учебно-исследовательских работ, проведение самостоятельных исследований и экскурсий. Программа кружка предусматривает приобретение знаний об объектах живой природы – представителях животного и растительного мира, обитающих в лесных сообществах; о проблемах охраны леса и его значении в жизни людей, научных основах проблем взаимодействия общества и природы.

  Практическим вкладом  в дело охраны природы родного края является: лесовосстановление - посадка саженцев сосны на площади 1 гектар, озеленение села, пришкольного участка – посажено более двух тысяч саженцев; помощь зимующим птицам – повешено более 50 кормушек, привлечение птиц – развешаны скворечники - 24;  экологический десант – уборка леса от мусора 1 гектар и улиц села; сбор наблюдений по выявлению влияния загрязнений различного типа и других нарушений природы на растительность и животный мир.

   Формы и методы работы кружка «Юный лесовод»: использовались коммуникативные методы, групповые занятия, включение в учебную деятельность экскурсий, походов, работа на экологических тропах, проектные технологии и учебно – исследовательские работы. Все это способствует у обучающихся развитию интереса к предмету биология и экология, повышению мотивации, активному включению  кружковцев и членов ШЛ в проектную и исследовательскую деятельность.

 Поэтому мои учащиеся, за последнее время, становятся активными участниками районных, республиканских  и всероссийских конкурсов.

Муниципальный уровень: Конкурс «Защитим лес», Орнитологическая акция «Наши зимующие птицы», «Школьное краеведение. Олимпиада 2013», I-V научно – практическая конференция  творческих,  проектных и исследовательских работ учащихся  «Первые шаги в науку», «Калейдоскоп профессий», Олимпиада по биологии, по экологии.

Республиканский уровень: Конкурс «Защитим лес», Орнитологическая акция «Наши зимующие птицы», Конкурс проектно – исследовательских работ    учащихся  ОУ  «ПРИРОДА И МЫ», «Конкурс школьных лесничеств», Экологическая акция «Дом для птиц», Слет школьных лесничеств.

Всероссийский уровень: «Зеленая планета», Экологокультурная акция «Покормите птиц», Игровой конкурс по естествознанию «ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА», Всероссийская олимпиада по биологии. Центр поддержки талантливой молодежи г.Бийск.

Реализация различных видов внеклассных и внеурочных занятий по биологии позволяет мне  направлять учащихся от индивидуальной деятельности к групповой. Особенно большое значение имеют комплексные исследования учащихся в решении экологических проблем (общих и региональных). На внеклассных занятиях вовлекаю детей в активную природоохранную, научно-исследовательскую, научно-практическую (участие в акциях и проектах), научно-просветительскую, эколого-краеведческую и эстетическую деятельности. Это акции, проекты и конкурсы, посвященные благоустройству территории школы и села (экологическая акция «Наши зимующие птицы», «День Земли», «Скворечник», всероссийская акция «Мы за сохранение лесов России», «Покормите птиц» и др.).

    Обучающиеся проявляют способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), организовывают взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретных ситуаций. Всё это помогает обучающимся  в формировании компетенций: ценностно-смысловых;  социально-трудовых;  общекультурных; компетенцией  личностного самосовершенствования. 

6. Результативность опыта.

Сочетание комплекса педагогических технологий, обеспечивающих формирование общеучебных компетенций, позволяет мне добиваться успехов в обучении и воспитании учащихся.

Обучающимися достигаются следующие результаты:

-применяют полученные умения и навыки в практической деятельности;

-выявляют возникающие проблемы, выдвигают гипотезы, находят альтернативные варианты решения проблем;

- формируют устойчивые познавательные интересы;

- формируют представление о биологии как о предмете, где каждому есть возможность выразиться, проявляют активность в познании окружающего мира;

- формируют навыки, позволяющие продолжить обучение в ВУЗе, колледже;

-осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности;

- повышают нравственный и интеллектуальный уровень;

-делают обобщения, формулируют и аргументируют выводы;

-приобретают навык работы со справочной литературой, проводят необходимые наблюдения, анализируют полученные результаты;

-адекватно оценивают деятельность одноклассников, обладают навыками общения;

- изменяют поведение в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение;

- отмечается динамика участия обучающихся в творческой деятельности;

-вырабатывают умения и навыки ориентирования в информационном пространстве,  в жизненных ситуациях.

Использование и реализация компетентностного подхода на уроках биологии с использованием педагогических технологий развивает обучающихся и даёт, на мой взгляд, положительные  результаты в освоении способов знаний.

Результативность применения данной проблемы проявляется в:

- положительной динамики качества знаний;

- результатах итоговой аттестации в форме ЕГЭ -

- положительных результатах итоговой аттестации   в форме ГИА;  

- участии детей в предметных олимпиадах;

- результативное участии детей в заочных олимпиадах, конкурсах, научно – практических конференциях  творческих,  проектных и исследовательских работ учащихсяразличного уровня.

1. Положительная динамика качества знаний: динамика качества знаний обучающихся за межаттестационный период по биологии, в среднем, составила 3%.

2008/2009

учебный год

2009/2010

учебный год

2010/2011

учебный год

2011/2012

учебный год

2012/2013 учебный год

6 кл. -  63%

6 кл. - 70%

6 кл. - 72%

6 кл. - 75%

 6 кл. -  77%

7кл. - 62%

7 кл. - 69%

 7 кл. -   70%

7 кл. - 72%

7 кл. - 75%

8 кл. - 60%

8 кл. - 65%

  8 кл. -  70%

8 кл. - 69%

8 кл. - 71%

9 кл. -  66%

 9 кл. - 70%

  9 кл. -   72%

9 кл. - 75%

9 кл. - 75%

10 кл. -  71 %

10 кл. – 72%

10 кл. - 75%

10 кл. – 75%

10 кл. - 80%

 11 кл. -  80%

11 кл. – 83%

11 кл. – 85%

11 кл. – 85%

11 кл. - 100%

в среднем  67%

в среднем 71%

в среднем 74%  

в среднем 75%

в среднем 79%

+4

+3

+1

+4

динамика знаний, в среднем, + 3%

2.  Мои ученики успешно сдают ЕГЭ по биологии. 66% выпускников за последние 3 года показали результаты выше среднереспубликанских; 63,75% выпускников выбирают ЕГЭ по биологии.

Учебный год

Предмет

Количество аттестующихся

Средний балл по РМ

Средний балл

2010 - 2011

биология

4 из 6

58,77

54,75

2011 - 2012

биология

3 из 5

58,84

66

2012 - 2013

биология

5 из 8

64,15

65

3.  Положительный результат итоговой аттестации   в форме ГИА:

Предмет

Форма экзамена

Класс

Количество учащихся, сдававших экзамен

Качество знаний

Уровень обученности %

Биология

ГИА

9

6

66 %

100 %

4. Участие учащихся в предметных олимпиадах:

Год

Ф.И. ученика

Участие

Масштаб

2008

Таказин А. 10 класс

Олимпиада по

экологии

Муниципальный

3 место

2008

Тюрина М., 9 класс

Олимпиада по биологии

Муниципальный

2 место

2009

Тюрина М.,  10  класс

Олимпиада по биологии

Муниципальный

1 место

2009

Тюрина М.,  10  класс

Олимпиада по биологии

Республиканский

участие

2010

Тюрина М.,  11 класс

Олимпиада по биологии

Муниципальный

2 место

2010

Матренчева Т., 9 класс

Олимпиада по биологии

Муниципальный

2 место

2010

Матренчева Т., 9 класс

Олимпиада по биологии

Республиканский

Участие

2010

Иванова Д., 8 класс

Олимпиада по биологии

Муниципальный

3 место

2011

Иванова Д., 9 класс

Олимпиада по биологии

Муниципальный

3 место

2011

Матренчева Т., 10 класс

Олимпиада по биологии

Муниципальный

призер

5. Участие детей во Всероссийских  заочных олимпиадах и игровых конкурсах:

Участие учащихся во Всероссийском конкурсе «Человек и природа»

Год

Название

конкурса

Количество учащихся

классы

Масштаб

2010

2011

2012

2013

ЧиП

ЧиП

ЧиП

ЧиП

10

13

15

14

3-11

2-11

2-11

3-11

Всероссийский

Участие учащихся в III Всероссийской предметной олимпиаде по биологии. Центр поддержки талантливой молодежи г. Бийск

Год

Название

конкурса

Ф.И. ученика

класс

Масштаб

Результат

2013

Центр поддержки талантливой молодежи г. Бийск.     III Всероссийская предметная олимпиада по биологии

1.Бондарева Анжела

6

всероссийский

1 место по Мордовии

2.Шестопалова Ангелина

8

всероссийский

1 место по Мордовии, 6 – по России

3. Лисина Ольга

6

всероссийский

2 место по Мордовии

4. Байчурина Елена

10

всероссийский

2 место по Мордовии

5. Монахова Юлия

10

всероссийский

2 место по Мордовии

6. Проказова Светлана

11

всероссийский

3 место по Мордовии

7. Сухарькова Татьяна

7

всероссийский

3 место по Мордовии

8. Таказина Татьяна

11

всероссийский

3 место по Мордовии

9. Иноземцева Алина

7

всероссийский

4 место по Мордовии

10. Иванова Дарья

11

всероссийский

4 место по Мордовии

11. Королева Виктория

7

всероссийский

5 место по Мордовии

12.Зарубина Ирина

11

Всероссийский

5 место по Мордовии

13. Кафтайкина Светлана

11

Всероссийский

6 место по Мордовии

6.  Участие учащихся в конкурсах:

Наименование конкурса

ФИО

Место

Муниципальный

Конкурс «Защитим лес»

Байчурина Юлия

участие

Орнитологическая акция «Наши зимующие птицы»

ШЛ «Березка»

участие

«Школьное краеведение. Олимпиада 2013»

Проказова Светлана

2 место

«Калейдоскоп профессий»

Байчурина Елена

участие

Монахова Юлия

участиие

Республиканский

Конкурс «Защитим лес», «Подрост»

Иноземцева Алина

участиие

Орнитологическая акция «Наши зимующие птицы»

ШЛ «Берёзка»

участие

«Конкурс школьных лесничеств»

ШЛ «Берёзка»

Грамота министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования республики Мордовия, подарок

Экологическая акция «Дом для птиц», газета «Известия Мордовии»

ШЛ «Берёзка»

участие

«Слет школьных лесничеств»

ШЛ «Берёзка»

Грамота, подарок

Всероссийский

«Зеленая планета»

Иноземцева Алина

участие

Экологокультурная акция «Покормите птиц»

ШЛ «Берёзка»

участие

7. Участие учащихся в научно – практических конференциях  творческих,  проектных и исследовательских работ учащихся:

Год

Название мероприятия

Масштаб

Ф.И. ученика

Результат

2009

I научно – практическая конференция творческих,  проектных и исследовательских работ учащихся «Первые шаги в науку»

Муниципальный

Тюрина Мария

2 место

2011

III научно – практическая конференция  творческих,  проектных и исследовательских работ учащихся «Первые шаги в науку»

Муниципальный

Таказина Татьяна

3 место

2012

IV научно – практическая конференция  творческих,  проектных и исследовательских работ учащихся «Первые шаги в науку»

Муниципальный

Лисенков Сергей

Зарубина Ирина

Таказина Татьяна

Участие

Участие

участие

-2013

V научно – практическая конференция  творческих,  проектных и исследовательских работ учащихся «Первые шаги в науку»

Муниципальный

Проказова Светлана

участие

2013

«Школьное краеведение. Олимпиада 2013»

Муниципальный

Проказова Светлана

2 место

2013

Конкурс проектно – исследовательских работ                        учащихся  ОУ  «ПРИРОДА И МЫ»

Республиканский

1. Проказова Светлана

2. Зарубина Ирина

3. Таказина Татьяна

4. Иванова Дарья

Участие

Участие

Участие

Призер

Профессиональный выбор моих учеников.

 Процесс обучения становится осознанным, когда учащиеся хотят связать свой профессиональный выбор с изучением биологии. И такие учащиеся есть.

2010 год

Тюрина Мария - биологический факультет МГУ им.Н.П.Огарева.

2011 год

Ботова Дарья - медицинский колледж г.Саранска.

Морозова Светлана – факультет психологии и дефектологии  

МГПИ им.М.Е.Евсевьева.

2012 год

Матренчева Татьяна  - биологический факультет МГУ им.Н.П.Огарева.

Лисенков Сергей -  Аграрный институт. МГУ им.Н.П.Огарева.

2013 год

Иванова Дарья – биологический факультет, МГУ им. Н.П.Огарева.

Таказина Татьяна – медицинский институт, МГУ им. Н.П.Огарева. Кафтайкина Светлана - медицинский институт, МГУ им. Н.П.Огарева.

Цыганова Наташа - медицинский колледж г. Краснослободска.

   Пусть не многие из моих выпускников связали свою жизнь с профессиями, основанными на знаниях биологии и химии. Главное, что знания, полученные на моих уроках, помогут им в повседневной и профессиональной жизни. Я считаю, что если мой ученик умеет работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, самоорганизовываться, находить любую информацию, то он будет успешен в дальнейшем.

    Учитель всегда должен  удовлетворять растущие запросы школьников. Ученик берёт пример, прежде всего, с  учителя. Значит, я должна показать себя высоконравственным человеком, развивать психологическую и эмоциональную культуру, постоянно совершенствовать себя как учителя, а сложная и многосторонняя учебно-воспитательная  деятельность требует от меня регулярной и систематической работы по повышению квалификации.  

Я  использую информационные ресурсы, которые позволяют мне  совершенствовать свою  деятельность как учителя биологии, руководителя МО учителей естественно - математического цикла, председателя первичной профсоюзной организации и классного руководителя.

Я постоянно  учусь у своих коллег, перенимаю опыт учителей новаторов, работаю  с сайтами, повышаю квалификацию в области   преподавания биологии и химии. В феврале 2008 прошла курсы по теме «Современные тенденции развития школьного естественнонаучного образования», в октябре  2012 году прошла курсовую подготовку по теме «Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования: содержание и технологии». В сентябре 2013 года вновь прошла курсы повышения квалификации «Модернизация школьного биологического и химического образования в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования»      

С целью развития профессиональной компетентности также непрерывно и системно повышаю свою квалификацию через следующие компоненты:

изучение научно – методических статей по педагогике, психологии, биологии, экологии в периодических изданиях как «Биология в школе», «Воспитание школьников» так и в образовательных порталах Интернета;

изучение  нормативных документов по биологии Федерального компонента государственного стандарта образования;

изучение  федерального  базисного  учебного  плана  и программ по биологии.

7. Возможность тиражирования

1. Научно-практические семинары, семинары-практикумы, педагогические советы, заседания школьных МО.

  1. Научно-практические конференции.
  2. Размещение научно-методических материалов на сайте http://www.nsportal.ru/gordeeva-olga

8.  Приложения

-Урок природоведения в 5 классе: Урок - исследования «Три «подарка» человека самому себе и всей планете». Презентация к уроку

- Урок природоведения в 5 классе: Урок-путешествие по теме: «Жизнь на планете ОКЕАН»  урок изучения нового материала. Презентация к уроку

  1. - Урок биологии в 8 классе: «Внутренняя среда организма».  Презентация к уроку
  2. - Урок биологии в 8 классе: «Сердце».  Презентация к уроку

- Презентации к внеклассным мероприятиям:

«Синичкин праздник» - день встречи зимующих птиц.

«Зиновий – синичник» - день встречи зимующих птиц.

«Международный день птиц» - школьный весенний праздник.

- Исследовательские работы:

«Кто сажает лес?» Презентация по материалам исследования.

«Челмадеевскому Майдану посвящается…»  Презентация по материалам исследования.

 «У дедушки на пасеке» Презентации по материалам исследования.

«Лес в жизни Ляховского Евгения Сергеевича» Презентация по материалам исследования.

«Охранять природу – значит охранять Родину» Презентация  по материалам исследования.

 «SOS – спасите Землю!» - защита экологического плаката.  

       

Заключение

     В заключении я делаю вывод, что компетентностный подход в обучении биологии в настоящее время играет  и будет играть важную роль в системе образования. Так  как  в  процессе  такого  обучения  происходит  активное  участие  в  образовательной деятельности, содержание и формы  которой  обеспечивают  ученику  возможность  самообразования,  саморазвития  в   ходе овладения знаниями.  

   Работу в направлении формирования компетенций я не считаю законченной. Есть возможности совершенствования в применении исследовательской технологии на уроках и вне его, необходима также разработка психолого-педагогического материала  для определения уровня сформированности ключевых компетенций.

    В будущем надеюсь, что моя деятельность принесет ожидаемые результаты:

в повышении качества знаний и уровня обученности учащихся по биологии;

в повышении результатов итоговой аттестации;

в  заинтересованности обучающихся в изучении биологии и химии;

в  увеличении числа обучающихся,  охваченных внеклассной работой;

в желании продолжить свое образование вне стен общеобразовательного  учреждения по биологии и химии.

Список литературы:

Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2006.

Иванов Д.А., Митрофанова К.Г. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.

Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии.-2004.- №5.

Лисич А.В. «Формирование компетентности обучающихся по химии в условиях личностно-ориентированного подхода» - Салехард, 2008.

Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Просвещение, 1975.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебн. пособие. - М., 1998.

Хуторский А.В.,  Ключевые компетенции:  Народное образование. - 2003 - № 2, 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны

Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...

Публичное представление собственного инновационного опыта «Личностно-ориентированное обучение как ведущий подход современной образовательной политики».

Из  опыта работы учителя истории и обществознанияМБОУ «Приреченская СОШ» Рузаевского муниципального районаЧервяковой Людмилы Васильевны Российское образование сегодня переживает ответс...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя математики Беляевой Л.К.

Обобщение опыта учителя математики МОУ «СОШ № 9» Беляевой Л.К. по проблеме «Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках  математики  как условие развития конкурентоспосо...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя физической культуры

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя физической культуры  МБОУ «Никольская основная общеобразовательная школа»Киселевой Ирины Валентиновны«Приобщение учащихся к здоро...

публичное представление собственного инновационного опыта работы учителя русского, родного языка и литературы

Представление опыта работы. Учителю-словеснику поручена   высокая духовная миссия: строить жизнь человека, заложить в души учеников высокие нравственные принципы. ...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя физической культуры и ОБЖ

         Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоро...

Представление результатов педагогического опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

Компетентностный подход продиктован переоценкой жизненных ценностей в нынешнее время и предполагает  поворот к личностно-ориентированному, деятельностному содержанию образования, основанному на ф...