Спецкурс "Культура здоровья"
методическая разработка по биологии

Людишина Светлана Ильинична

Спецкурс отражает практическое осуществление интегрированного процесса как одного из перспективных направлений в работе школы, которое выражается в планировании нового курса, разработке уроков, в их логической последовательности. Он реализует методически подход средствами четырех предметов (биология, ОБЖ, физическая культура и обществознание)  в их взаимопроникновении и взаимодополнении. В основе спецкурса лежит модель учебно-воспитательного процесса «воспитание через обучение», в единстве урочной и внеурочной деятельности, как оптимального сочетания форм и методов, позволяющих негуманитарным дисциплинам выходить на проблемы нравственного характера.

Программа спецкурса составлена для учащихся  8 класса общеобразовательной школы. Использование ее возможно в двух вариантах: 1час в неделю – 35 часа за год; 2 часа в неделю – 70 часов за год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sptsk_kultura_zdorovya.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель: Людишина С.И.

Спецкурс «Культура здоровья»

Вступление

Данный спецкурс составлен с учетом некоторых положений программы «Здоровье»; практикума «Наука быть здоровым», разработанных Шибковой Д.З. (9, 8-34) (10, 23-150); практического пособия Гущиной Т.Н. «Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков» (3).

Спецкурс

«Культура здоровья» 

     Пояснительная записка

В России наблюдается общее снижение человеческих ресурсов, ухудшение качества питания, деградация личности, рост алкоголизма, наркомании, депопуляция населения, разрушение института семьи, увеличение детской смертности, рост инфекционных заболеваний. В последнее время в России наблюдается ухудшение состояния здоровья. Более 80 % старшеклассников имеют хронические болезни. Изменилась структура выявленных хронических болезней – вдвое увеличилась патология органов пищеварения, в четыре раза – опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия, втрое – болезни почек и мочевыводящих путей. Растет число отклонений в нервно-психическом здоровье детей. В структуре нервно-психических расстройств доминируют психопатические, истероподобные состояния, патохарактерологические изменения личности, формирующие так называемое девиантное поведение детей и подростков. В связи с этим наблюдается снижение интеллектуального развития детей. К такому выводу пришли медики, проанализировав данные о состоянии здоровья юных россиян за последние 20 лет. Среди детей и подростков возрастает число социально обусловленных и социально значимых заболеваний. Проблема токсикомании, наркомании, алкоголизма, беспризорности, безнадзорности, венерических болезней, туберкулёза, ВИЧ-инфицированных детей смещается в более ранние возрастные периоды и быстрыми темпами нарастает.

Сложившаяся ситуация в сфере физического, психического, социального, нравственного здоровья детей диктует необходимость принятия неотложных мер  на государственном уровне. В связи с этим актуально значимым и востребованным сегодня становится создание оздоровительных программ, методических, учебных пособий, а также организация спецкурсов, имеющих валеологическую направленность в образовательных учреждениях, где может успешно проводиться работа по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.

Спецкурс «Культура здоровья» является существенным звеном в системе экологического и здоровьесберегающего воспитания учащихся. Занятия, организованные по программе этого спецкурса должны быть построены по принципам тесной взаимосвязи самопознания и информации об окружающем мире, диалектики воспитания и самовоспитания.

В основе спецкурса – принципы тесной взаимосвязи самопознания и информации об окружающем мире. Содержание утверждает ценности здоровья, семьи, человека, окружающего природного мира. Оно направлено на воспитание у подростков ответственности за свое здоровье и поступки, последствия которых имеет значение для окружающих людей и природы, на формирование нравственных, волевых, деловых, коммуникативных качеств личности.

Занятия, организованные по программе этого спецкурса должны быть построены по принципам тесной взаимосвязи самопознания и информации об окружающем мире, диалектики воспитания и самовоспитания.

Цель спецкурса - формирование у учащихся понимания, что человеческий организм – развивающаяся система, где все взаимосвязано, в том числе физиология и психика; формирование у учащихся потребности вести здоровый образ жизни; содействовать формированию важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации подростка в обществе.

Задачи спецкурса:

  1. Углубление знаний учащихся о принципах работы человеческого организма.
  2. Формирование у учащихся понимания того, что все регуляторные системы организма человека тесно взаимосвязаны и работают как единое целое.
  3. Ознакомление учащихся с причинами возникновения некоторых расстройств нервной, эндокринной и иммунной систем, а также с опасностями потребления наркотиков, алкоголя, токсических веществ.
  4. Формирование социальных и здоровьесберегающих навыков.

Задача педагога – помочь детям самоорганизовывать здоровый образ жизни; помочь в выстраивании осознанного, целенаправленного эффективного общения с другими людьми.

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • взаимосвязь деятельности организма человека и его систем;
  • факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
  • опасность употребления веществ, дезорганизующих работу регуляторных систем организма;
  • особенности своего возраста;
  • принципы здорового образа жизни;
  • условия сохранения современной цивилизации.

  Учащиеся должны уметь:

  • оценивать свои поступки;
  • оценивать состояние здоровья;
  • управлять собой;
  • уметь самоорганизовывать себя;
  • владеть основами общения с людьми и окружающей природой.

Содержание спецкурса

Содержание спецкурса составлено на основе практического пособия Гущиной Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков (3).

I. Введение. Уникальность человеческой природы (2часа).

Содержание

 Homo sapiens – человек разумный. Природе человека присуще богатство и утонченность, разнообразие и непостоянство. Сотрудничество людей рождает культуру. Человек уникален, ибо все в нем необычно. У него есть разум, воля, чувства. Каждый поступок – результат неповторимых движений души.

Методики

 Размышление над определением человека, данным К. Линнеем «…существо двуногое, без перьев, курящее».

II. Я личность (4+3).

Содержание

 Чтобы понять себя как необычное творение, нужно осознать, кто я.

Тело – первооснова индивида. Восприятие собственного тела в разные годы жизни. Особенности каждого возраста. Непохожесть людей разного пола.

Индивид – отдельное живое существо, личность в ее своеобразии. Личность – системное качество, отражающее социальные связи и отношения индивида; биосоциальное в индивиде. Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида.

Человек – высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Формирование чувства гармонии и духовного единства с природой. Рефлексия – обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир. Анализ подростками своей жизни.

Практикум

1.Проведение подростками анализа своей личности и выявления уровня развития собственного «Я» (телесного, социального, рефлексивного, духовного).

Цель: выявление развития своего собственного «Я» и на основании этого построение своей собственной линии жизни.

2. Анализ подростками своей жизни.

Цель: выявление развития своего собственного «Я» и на основании этого построение своей собственной линии жизни.

3. Дневник самовоспитания. Примечание. Дневник самовоспитания может представлять собой несколько страничек тетради, каждый лист которой поделен на две части. Первая графа – более широкая, ее можно назвать: «Мои цели и задачи»; вторую – «Мои шаги по достижению целей». В первой графе пишутся основные цели. Здесь же записываются задачи, которые ведут к достижению целей. Во второй – значками «+» и «-» отмечаются успехи или неудачи в достижении поставленных задач. После каждого занятия ребенок должен открыть дневник и проанализировать свои достижения и неудачи.

Цель: научить анализировать свое поведение и планировать свои действия по достижению целей; формирование адекватной самооценки.

Методики

«Визитка», «Девиз», «Автопортрет», «Словесный портрет» (вариант: «Скажи мне, кто твой друг…»),  игры «Кошкины гости», «Магазин одной покупки».

III.  Как я воспринимаю других (2 + 5).

Содержание

Из чего складывается первое впечатление о человеке, что фиксируют глаза при первом знакомстве. Что такое сознание? Соотношение сознания и мнения о человеке. Преимущества и недостатки личностной и безличностной информации. Каждый человек воспринимает других через определенный образ, идеализирует людей, среди множества лиц и образов ищет своих кумиров.

Цели, дающие человеку смысл жизни. Понимание разницы между материальными и нематериальными целями. Осознание собственных целей и стремлений. Осознание детьми того, что является для них самым значительным в жизни, какие отношения они хотят установить с другими людьми, окружающим природным миром.

Практикум

1.Что главное в твоей жизни?

Цель: помочь учащимся осознать, что является для них самым значимым в жизни, какие взаимоотношения они хотят установить с окружающими людьми и природой.

Методики

«Мои потребности и окружающий мир», «Знаю ли я себя?», «Хочу» и «Надо», анкета для детей.

2.Как управлять собой.

Цель: познакомить с  механизмами самоуправления.

Методики

«Почему я устаю», игра «Белая ворона», дневник самовоспитания (уточните свои цели и задачи; запишите новые, если они возникли; какие шаги сделаны для достижения поставленных целей).

3.Основы общения.

Цель: показать важность умения находить контакт и вступать во взаимодействия с другими людьми. Отработать правила общения.

Методики

«Приятно ли со мной общаться», «Светский прием», игра в перевоплощение «Если бы я был…», анализ круга своего общения по заданной схеме, письмо самому себе («Напишите письмо, которое Вы бы хотели получить»), групповое дело «Предлагаю – выбираю»,  групповая работа «У зеркала», дневник самовоспитания.

4.Как избегать конфликтов.

Цель: Показать преимущества бесконфликтной жизни, отработать умения избегать конфликтов с другими людьми.

Методики

«Конфликтная ли вы личность?», «Эмиграция», игра «На пне в лесу», тест на конфликтность, дневник самонаблюдения.

5.От общения к взаимоотношению.

Цель: Развивать умения строить взаимоотношения на основе элементарных правил общения.

Методики

«Приятно ли со мною общаться», «Светский прием», «Ступени взаимопонимания», «Смотрю в себя», дневник самовоспитания.

IV. Человеческие потребности (1+1).

Содержание

Важные человеческие потребности: потребности в общении, в творчестве, в ощущении глубоких корней.

Практикум

1.Мои потребности и экология.

Цель: формирование экологически оправданных потребностей, знакомство со структурой основных человеческих потребностей.

Методики

«Мои потребности и окружающий мир», игровая методика «Цена и ценность», игра-индентификация «Моя волшебная земля», дневник самовоспитания.

V. Здоровье и укрепляющие его факторы (2+2).

Содержание

Здоровье – одна из важнейших  ценностей человека, залог его благополучия. Здоровье взрослого человека закладывается в детстве. Воспитание у учащихся привычки обращать внимание на свой организм, анализировать свое состояние и самочувствие. Группы здоровья. Влияние наследственности на здоровье.

Факторы здоровья: четкий и правильный распорядок дня, высокая двигательная активность  и достаточная физическая нагрузка, постоянное общение с природой. Использование благотворных ее факторов – свежего воздуха, воды, солнца.

Практикум

1.Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей.

Цель: Оценить состояние здоровья, используя субъективные и объективные показатели функционального состояния организма; на основании анализа результатов наблюдений выявить зависимость состояния здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня.

Методики

Самооценка психосоциальных условий жизни и режима дня за текущий день.

2. Мое здоровье и экология.

Цель: Осознание подростками влияния окружающей среды и привычек на здоровье.

Методики

Гигиенический анализ воды; режим вентиляции помещения; гигиеническая оценка книги; влияние выхлопных газов автомобилей на организм человека; влияние утомления на умственную деятельность и т.п.

VI. Факторы разрушающие здоровье (1+3).

Содержание

Гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, нарушение режима питания, нервные стрессы и др.

Практикум

1.Мое здоровье – основа моей жизни.

Цель: Помочь детям осознать, что здоровье зависит от образа жизни и от отсутствия вредных привычек.

Методики

Особенности питания; особенности двигательной активности; особенности режима дня, труда и отдыха; особенности эмоционального состояния; жизненная позиция; вредные привычки.

2.Как мое здоровье зависит от меня.

Цель: Показать роль личностных качеств в сохранении здоровья.

Методики

Анализ конкретных ситуаций.

3.Влияние динамики изменения собственного здоровья.

Цель: Определить, как изменилось состояние здоровья (из класса в класс) с возрастом, проанализировать факторы, вызвавшие изменения.

Методики

Анкетирование

VII. Особенности моего возраста (1+1).

Содержание

Отметить возрастные особенности учащихся восьмых классов (индивидуальные особенности). Значение социально-бытовых условий в формировании личности.

Практикум

1.Как я расту и взрослею.

Цель: обратить внимание детей на противоречие между социальным, физическим, психологическим, половым развитием, отметить психологические отличия юношей и девушек.

Методики

«Ответы на записи», «О чем молчат родители», «Портрет твоего идеала настоящего мужчины», «Портрет твоего идеала настоящей женщины», игра «На плоту».

VIII. Я учусь жить в гармонии с окружающей средой (1).

Содержание

Человечество – часть природы. Условия сохранения современной цивилизации, создание гармоний во взаимоотношениях человека и природы.

Практикум

1.Природа Земли и будущее человечества.

Цель: помочь детям осознать взаимосвязь состояния природы и будущего человечества.

IX. Обучение здоровью, формирование культуры здоровья (6).

Содержание

Профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта. Проблема избыточного веса.

БАДы; витаминные комплексы.  

Заболевания нервной системы.

Стресс и психосоматические заболевания, помощь самому себе.

Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Иммунитет и его укрепление.

Основы оздоровительной и лечебной физкультуры.

Практикум

1.Основы рационального питания. Нормы питания. БАДы и витамины.

Цель: сформировать у школьников представление об основах рационального сбалансированного питания.

Методики

Проект «Культура питания». Мини-сообщения «БАДы, а что это такое?», «Витаминки, витаминки, витамины…».

2.Миф или реальность, что все болезни от нервов.

Цель: развить знания учащихся о нервной системе и определить ее участие в различных заболеваниях.

Методики

Игра «В поликлинике», АКС.

3.Технологии оздоровления.

Цель: оздоровление собственного организма своими силами.

Методики

Тест «Угрожает ли вам нервный срыв», проект «Культура психического здоровья».

4.Сердце – главный рабочий орган человека.

Цель: познакомить учащихся с сердечно-сосудистыми заболеваниями и мерами их профилактики.

Методики

Технология эстетотерапии, арттерапии (оздоровление детей путем искусства).

5.Как  стать здоровым. Формирование правильной осанки и правильной походки.

Цель: определение правильной физической нагрузки; познакомить детей с защитными факторами организма, с иммунитетом.

Методики

Проект «Культура физического здоровья», кинезотерапия (оздоровление детей посредством различных движений).

X.Заключение (1).

Итоговая конференция «Я и здоровый образ жизни».

Литература

  1. Андреева Н.Д., Малиновская Н.В. Основы рационального питания. Нормы питания. – Биология в школе. – 2004. №7.
  2. Белецкая В.И., Громова З.П., Егорова Т.И. Школьная гигиена. М., 1998.
  3. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. – М.: АРКТ, 2005.
  4. Жданова Ю.В., Назаренко В.М. Формирование здорового образа жизни. – Биология в школе. – 2004. №2.
  5. Лагеркранц Х. Сигарета для младенца. – Известия. – 2002. № 33(66)
  6. Пивоварова Л.В., Корженевская Т.Г., Маркарова Е.Н., Гусев М.В. Биолого-экологическая программа «Эко-ключ.» - Биология в школе. – 2002. № 6.
  7. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под. общ. ред. Н.В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. (Учебное пособие).
  8. Шваб Д. Настольная книга для преподавателей биологии. – М., 1974.
  9. Шибкова Д.З., Карасева С.А. Валеологическое образование (из опыта работы образовательных учреждений  Центрального района)/Д.З. Шибкова,  С.А. Карасева – Челябинск: издательство ЧГТУ – 1998 – 9 с.
  10. Шибкова Д.З. Наука быть здоровым: Учебное пособие для учащихся. /Д.З.Шибкова. – Челябинск: Юж.- Урал. кн. изд-во, 1997. – 160 с. – (Практикум)

Приложение 1

Групповое дело «Предлагаю – выбираю»

 (по Т.Н. Гущиной)

Методика «Предложи помощь» учит в игровой форме умению слышать другого человека и воспринимать в едином ансамбле его слова, голос, интонацию, мимику, жесты и действие как выражение личностного «Я», вступающего с другим человеком в контакт.

В период повышенного интереса к рынку и финансовой стоимости жизни, когда понятие «предлагаю» наполнилось узкоматериальным содержанием, а слово «выбор» приобрело ограниченное «базарное» значение, необходимо ввести в сферу внимания детей духовный выбор как поведенческий акт и поведенческий акт как духовное взаимодействие.

Первоначальный вариант игры сообщает о личной жизненной проблеме, стоящей перед ним, а другие поочередно предлагают ему свою помощь. Надо выбрать один из вариантов предлагаемой помощи, подойти, протянув руку, и произнести: «Я вбираю твою помощь!».

По мере расширения практики игры она модифицируется, приобретает игровой азарт и мобильный характер, столь импонирующий подросткам: те, чью помощь выбирают, составляют группу для так называемой «суперигры», когда воспроизводится содержание, но «субъектом проблемы» выступает любой человек из зрителей. В третьем, завершающем, туре «суперсуперигры» претенденты на звание  «умеющего предложить помощь» ставятся в ситуацию реальной проблемы «здесь и сейчас», а предложение помощи и ее реализация должны произойти тут же на глазах у зрителей.

Группы «предлагающих помощь» сменяют друг друга. «Субъекты проблемы» пересаживаются на стул впереди, чтобы, оказавшись на первом стуле, сообщить о своей трудной проблеме.

Для детей, впервые играющих, заготавливаются на карточках проблем, например: «У меня пропала собака…», «Я не умею плавать…», «Я поссорилась с родителями…» и т.п. В дальнейшем надобность в таких карточках отпадает: «субъекты проблемы» самостоятельно формулируют проблему, реальную для дано личности либо придуманную.

Привлекательной стороной игры выступает отсутствие лица, стоящего над игрой и выдающего «сверху» свои судейские оценки. Здесь оценочные суждения производят сами играющие в момент выбора помощи. Чтобы сделать такой выбор игрокам необходимо быть предельно внимательными. Чтобы понять выбор и его оценить, зрители также поставлены в положение максимального внимания. Все присутствующие проигрывают мысленно индивидуальный выбор, упражняясь таким образом  в умениях: «слушая – слышать», «глядя – глядеть», «общаясь – воспринимать».

Существует множество вариаций игры «Предлагаю – выбираю»: помимо «помощи» дают совет относительно «поведения» («Я попал в ситуацию…»); предлагают род занятий («У меня появилось свободное время…») и т.д.

Игровая технология «Волшебное психологическое зеркало» (по Т.Н. Гущиной)

Цель: развивать способность к самоанализу, учить оценивать свои личностные качества.

Инструкция: «Приведенные в таблице качества можно отнести к себе, отразить отношение к этим качествам в одной из трех граф».

Таблица 2

Качества личности

Качества

Меня это радует

Мне это безразлично

Мне это неприятно

Я счастливый

У меня ничего не ладится

У меня все получается

Я тугодум

Я неуклюжий

Я зануда

Я неудачник

Я добросовестный

Я обманщик

Я фантазер

Я оптимист

Я надежный человек

Я раздражительный

Я умный

Я слабовольный

Я опрометчивый

Комментарий. Подростки выполняют упражнения лично для себя. При наличии доверительных отношений может быть организована беседа. Вопросы для беседы на усмотрение учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период

Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Выступление на педсовете,   пропоганда здорового образа жизни учащихся!...

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"...

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...