Урок "Планета заболела"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Цибенкова Татьяна Петровна

Урок экологической направленности. На нем дети решают экологичяеские задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planeta_zabolela_6kl_2_var.docx32.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Планета заболела

Цели:

1) систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты; раскрыть некоторые экологические проблемы;

2) формирование представления о Земле как общечеловеческом доме;

3) показать важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды;

4) способствовать воспитанию ответственного отношения к природе; формирование экологической культуры;

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, глобус, информационные листы, таблица «Признаки грозной беды», экологический календарь.

                                                Ход урока.

1.Организационный момент. Звучит мелодия  песни «Звездная страна», на ее фоне  

 Улыбнитесь друг другу.

Я здоров и ты здоров,

Нам не надо докторов.

Презентация. 

СЛАЙД

держа в руке глобус, ученик рассказывает

Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.

Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы ни жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой одна семья.

СЛАЙД №

Звучит голос Земли:

- Мне радостно слышать вас и обидно .

Учитель:

- Ребята, нас услышала наша Земля, но что-то голос у неё грустный.  Давайте спросим у нее: что случилось?

Голос Земли:

Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива.  Я   могла радоваться. Я могла любить!  Я любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила природу, как заботливая мать любит своего ребенка.

Как я была прекрасна тогда!

Прошло время.

Появился на свет первый человек.  Он был частью природы.  Но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание доброго, но и на разрушение.  Человек стал начал порабощать меня, растения, животных.  Человек стал разрывать мои недра на куски. Он достает  мои внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами. Он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля? Неужели я создала и вскормила собственного губителя! Люди,у вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.

2.Сообщение темы и цели урока.

 Учитель

- Ребята, что же случилось с нашей планетой?  

(С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность).

СЛАЙД № 1

Тема нашего занятия, ребята, так и звучит "Планета  заболела".

 Скажите, как вы понимаете эти слова?

Д. Вырубаются леса, загрязняются моря и реки, гибнет много животных, растений.

Учитель Совершенно верно.

 Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы, наш урок будет в виде путешествия.

 СЛАЙД №

-  Сегодня мы решим вопросы:

1. Что угрожает нашей планете Земля?

2.Как помочь планете справиться с болезнью?

 Ребята, сегодня вы окажетесь в роли ученых - специалистов: ботаников, зоологов, географов, которые помогут выздороветь планете. Скажите, что изучают эти специалисты?

Представить команды.

Задания для групп.

1. Что угрожает "легким нашей планеты " - растениям.

2.  Каково состояние "братьев наших меньших" - животных.

3. Что угрожает" крови", т.е. почве, воде и воздуху.

(Учащиеся читают, затем от каждой группы выступает представитель с отчетом)

Выступают ботаники

- У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу: колокольчики, подснежники, ряд видов тюльпанов и пионов, зверобой.

Ветреница алтайская! Они уменьшают содержание пыли в воздухе в 3 раза, а газов и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов  растений. Да и площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 гектаров.

Выступают зоологи

Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби!

Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим - люди уничтожили их.

Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу - развлекается. Иногда слышишь: "Человек - царь природы!"

Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы?

Представить себе это невозможно... без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить.

Выступают географы

Без воды и не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях - добывает ток. И моет всех тоже вода. А ещё вода самая широкая и удобная дорога, по ней плывут суда и везут тяжелые грузы и пассажиров. Но почти вся вода содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению.

Пресных вод приходится очень мало.
Поэтому воду нужно беречь.
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь её и береги -
Мы ведь на планете не одни!

СЛАЙД № 2

 Назовем признаки грозной беды.

1. Вырубка лесов. Ботаники

2. Гибель животных. Зоологи

3. Загрязнение воды. Географы

4. Загрязнение воздуха.

5. Накопление мусора.

6. Отравление почвы.

Учитель

Кто виноват во всех причинах болезни планеты? (Человек)

 -  Болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека? Как же добиться  взаимности человека и его планеты?

- Я думаю, что нам следует прислушаться и придерживаться такого правила: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету."

- Я уверена, что первые три пункта этого правила вы выполняете.

Интересно, а как вы привести в порядок планету?

- Прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими.

- Вспомним правила здоровья.

Ответы детей.

- А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране?

(Заповедники, национальные парки, Красная книга)

Итак, товарищи ученые, отправляемся в путешествие.

СЛАЙД №3

 1. Станция "Лесная почта"

Задание 1: На лесной опушке вы увидели много грибов.

Задание 2:Вы набрели на земляничную поляну.

Задание 3:На поляне вы увидели красивые цветы.

Учитель включает аудиозапись «Звуки леса». Составление памятник.

Председатель о каждой команды зачитывают памятку.

Аудиозапись «Звуки леса»

ПАМЯТКА 1

Грибное лукошко

При сборе грибов нельзя

разрывать и _______ мох.

грибница,  оказывается под

лучами солнца, может засохнуть и

_____________. Ножку гриба нужно

_____________ ножом, или вывернуть

ее аккуратно, чтобы не повредить грибницу.

незнакомые грибы нельзя брать, среди них

могут оказаться __________________.

ПАМЯТКА 2

Корзинка с ягодами.

Собирать ягоды надо __________, не топтать и не переходить без необходимости с места на место. Ягоды брать надо только ___________;

Зеленые ягоды не вкусные, и их придется выбросить. Растения с корнем_____________ нельзя! Ягоды  не надо собирать все до одной – надо оставить __________________, которые ищут корм в природе.

ПАМЯТКА 3

Букет цветов.

Мы не против лесных цветов, стоящих в вазе. Но нужна мера в их сборе. В конце прогулки можно сорвать совсем немного цветов, которые только начинают распускаться, так как  распустившиеся цветы скоро ___________.

Но надо помнить: все меньше красивых цветов остается на наших______  и в ____________ из –за безумного сбора. Сорванные в букеты цветы быстро ___________. Старайтесь любоваться ими в природе.

Физкультминутка

Игра «Совушка»

Совушка- говорит: «День наступает, все оживает». Дети изображают  летающих птичек , жучков, бабочек. «Ночь»--дети замирают. аудиозапись «Утро в лесу»

СЛАЙД № 6

3. Станция " Красная книга" 

А сейчас мы отправимся в путешествие по Красной книге. 1948 был основан Международный союз охраны природы, который составил список, в который входили животные и растения, находившиеся на грани исчезновения. Этот список назвали Красной книгой. Почему это издание так назвали?

 Красный цвет – значит внимание: не губите эти растения, не убивайте этих животных!

Сообщения по группам

Г: Аисты- крупные птицы. Часто, они становились добычей охотников. Это привело к резкому их сокращению. Сейчас они взяты под охрану.

Слонов убивают из-за бивней. Было уничтожено несколько сотен тысяч слонов. Теперь охота на них ограничена, а в некоторых странах запрещена.

Белые медведи так же занесены в красную книгу. Варварская охота поставила этого хищника на грань вымирания. Принят закон запрещающий охоту на него.

Кувшинки всплывают на поверхность рано утром, а вечером они закрывают свои цветки и прячутся под водой. Это очень красивое растения с приятным запахом. Многие стремятся сорвать его цветы. Кувшинка занесена в красную книгу.

КРАСНАЯ КНИГА САМАРЫ

СЛАЙД № 8

5. Станция "Природные синоптики".

На заранее разрезанных листочках записаны приметы. Нужно их "собрать". За быстроту - 1балл, за правильность - 2 балла.

  • В январе/ к вечеру/ потеплело - к осадкам. (3 листка)
  • В феврале усилился ветер к вечеру - к осадкам.
  • В январе к вечеру усилился мороз - к ясной погоде.

 Еще

  А как же вы можите помочь природе сейчас?

6. Станция " Призыв к охране планеты".

Зоологи- не оставляйте мусор в лесу, не тревожьте гнезда птиц, не ломайте деревья и кустарники.

Биологи- Каждая сломанная веточка, пойманная бабочка –это ранка нанесенная природе. Ты нанесешь кто- то другой что будет с природой?

Географы- Находясь в лесу, не забывайте правила поведения в нем, что бы не навредить природе. Лес- наше богатство. Берегите его.

Зоологи -Ты пошел в гости к природе- не делай ничего, что счел бы неприличным делать в гостях.

 Биологи - Зачем бы ты не пришел в лес – собрать лукошко грибов или просто полюбоваться красотой ,-помни: ты в гостях . Ты в чужом доме , где много своих жильцов и правил . Выполняй эти правила!

  Географы- Люди Земли! Все мы обязаны жизнью нашей планете. Давайте стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась прекрасной, что бы цвели сады, пели птицы.

9.ИТОГ УРОКА

Если ты что-то взял у земли, отдай ей: посади дерево, покорми птиц, расчисти родник. А сейчас наша планета больна. Люди, живущие на Земле, не хозяева ее, а дети. И как дети заботятся о своей матери, так и жители Земли должны заботиться о своей планете.

Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет нашу природу
От коварного огня?

Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?

Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал?
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал?

На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил
Что костер не затушил?

Кто, гуляя на лугу,
Зря не топчет там траву,
Насекомых кто не лови
И цветы совсем не рвет?

Кто животных, птичек любит?
Кто кормушки мастерит
Кто природу охраняет?
За порядком кто следит?

Д: Не топтать и не рвать цветы, сажать цветы, не ловить бабочек.

(Встать в круг)

Слайд 7

У: Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной Земле, стонущей от боли, взывающей о помощи и , увы, остающейся по-детски беззащитной перед людьми. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «все мы пассажиры одного корабля по имени Земля». Наша жизнь и наше будущее зависят от каждого из нас.  

Ученики передают друг другу мяч-глобус и произносят свои пожелания. 

Тихо звучит музыка. Глобус

(зоологи)

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

Ишепчут мне материки:

-ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах , как слеза.

И тихо просят родники:

Ты береги нас , береги!

(географы)

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим- не солги!

Ты береги нас , береги!

 Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасной и родной.

И шепчут губы: »Сберегу,

Я сберегу вас, сберегу!»

(биологи разносят чай)

10.Домашнее задание. Составить памятку.

1.Если ты встретил на дороге птенца….

2.Если на твоем пути встретился муравейник

3.Если ты взял с собой спички..

4.Во время завтрака на лесной поляне..

5.При встрече в лесу детенышей зверей…

6.Птенец выпал из гнезда…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Планета заболела"

Презентация подготовлена для показа на внеклассном мероприятии по охране окружающего мира. Можно использовать как основу для беседы с детьми о причинах загрязнения окружающей среды и необходимости охр...

Планета заболела

Внеклассное мероприятие  "Планета заболела" ; 4 класс...

Урок "Если ты заболел" английский язык 7 класс

Класс: 7 класс, общеобразовательная школа. УМК: “Enjoy English 7”«Английский язык с удовольствием 7 класс» М.З.Биболетова, О.А.Денисенко, Н.Н.Трубанева.Издательство Титул ОАО «Московские учебники» 201...

Сюжетно-дидактическая игра " Как Анрюша заболел"

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В 1 МЛ. ГРУППЕ.  СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА« КАК АНДРЮША ЗАБОЛЕЛ»        Цель: познакомить с...

Почему заболела береза?

В данной разработке даны задания разного типа для проведения внеклассного мероприятия в 5 классе...

Осторожно, дети заболели!

Уважаемые родители 5 класса!...