Тема "основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы"
план-конспект занятия (биология, 7 класс) по теме
Урок по формированию УУД (универсальных учебных действий)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по ФГОС, формирование УУД | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана»
Цель:1.Познакомить учащихся с особенностями строения и систематическими группами рыб.
2.Развивать умение самостоятельной работы с источниками информации.
Планируемые УУД
Личностные: осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира, формирования устойчивой мотивации к познавательной деятельности.
Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; овладение практическими умениями работы с учебником.
Познавательные:
Называть: представителей класса хрящевых и костных рыб; Сравнивать особенности строения рыб различных надотрядов. Называть: представителей промысловых рыб; рыб, разводимых в прудах, описывать их практическое значение. Характеризовать: роль промысловых рыб в жизни человека.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе); высказывать суждения, подтверждая их фактами
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная и работа в парах.
Оборудование для учителя:
презентация к уроку;
2)·компьютер, проектор.
Оборудование для учеников: - файловые папки с заданиями на столе у каждго ученика; учебник В.М. Константинов, В.С. Кучменко, В.Г. Бабенко «Биология. Животные» , М. изд-во «Вентана-Граф» 2009 г. 7 класс»
Ход урока.
№ Уэ | Учебный материал с указаниями | Рекомендации по выполнению заданий |
УЭ-0 | Цель:1. Определить особенности рыб разных классов надкласса Рыбы 2.Определить, какие рыбы относятся к промысловым и почему. 3.Определить, почему и как надо рыб охранять. | |
УЭ-1 | Цель:1. Определить особенности рыб разных классов надкласса Рыбы, класса Хрящевые рыбы. | 1.Используя текст §34, определить, какие классы выделяют в надклассе Рыбы и перепишите схему в тетрадь заполнить её. Надкласс Рыбы _______________ ____________ 2б 2.Запишите в тетрадь, какие рыбы относятся к классу Хрящевые рыбы. Сколько насчитывается видов? 2б 3.Обсудите в парах, почему Хрящевые рыбы получили такое название. 4.Запишите в тетрадь, какие имеются приспособления у акулы к водному образу жизни? 2 б 5.Запишите в тетрадь, чем скаты по внешнему виду отличаются от акул? 2 б 6.Обсудите в парах, особенности строения отдельных представителей класса Хрящевые рыбы. |
УЭ-2 | Цель:1а. Определить особенности рыб разных классов надкласса Рыбы, класса Костные рыбы. | 1.Используя текст §34, определить сколько видов костных рыб встречается, где они обитают? Обсудите в паре. 2.Перерисуйте схему в тетрадь и заполните её подкласс _____________ ____________ надотряд ____________ ____________ ____________ 5 б 3.Обсудите в паре, какие рыбы относятся к Костистым рыбам, какие у них появились приспособления к жизни в разных условиях их обитания? 4.Обсудите в паре, какие виды рыб относят к осетровых, и каковы у них особенности строения? 5.Почему, несмотря на то, что у осетровых хорда, их относят к Костистым рыбам? Ответ запишите в тетрадь. 2 б. 6.Запишите в тетрадь, почему Двоякодышащие получили такое название? Ответ запишите в тетрадь 2б 7.Обсудите в паре, особенности жизни рыбы латимерии. 8.Почему Кистепёрых рыб называют переходным звеном между рыбами и амфибиями? Ответ запишите в тетрадь 3б |
УЭ-3 | Цель:.Определить, какие рыбы относятся к промысловым и почему, почему и как их нужно охранять. | 1.Используя текст §35, обсудите в паре, почему рыболовство является одним из древнейших форм хозяйственной деятельности человека? 2.Используя текст §34, стр. 165, обсудите в паре, почему осетровые являются объектом промысла? 3.Используя текст §35 ,обсудите в паре, какие Лососевые рыбы являются объектов промысла и почему? 4.Используя текст §35 ,определите и запишите в тетрадь, чем по внешнему строению лососевые отличаются от других рыб? 1 б 5.Используя текст §35, обсудите в паре, какие рыбы отряда Карпообразные являются объектом промысла? 6.Используя текст §35, определите и запишите в тетрадь, что делают люди для сохранения и увеличения численности рыб 2 б. |
УЭ-4. | Закрепление полученных знаний | 1.Приспособления рыб к водной среде обитания: а)дышат при помощи жабр; б)имеют хорду; в)имеют головной и спинной мозг. 1б 2.К хрящевым рыбам относят. а) карпа; б)акулу; в)лосося; г)ската. 2б 3.Уплощнная форма тела придонных рыб свидетельствует о а)способе размножения; б)наличии у них скелета; в)приспособления к среде обитания; г) наличия у них покровительственной окраски. 1б 4.Крупной рыбой морей считают: а)китовую акулу; б)усатого кита; в)обыкновенного сома. 1Б 5.Какой вид акул НЕ опасен для человека? а)китовая; б)тигровая; в)тупорылая; г)большая белая. 1Б 6.Наиболее ценными рыбами считаются: а)карпообразные; б)осетровые; в)сельдевые 1б 7.Хорда в течение жизни сохраняется у: а)сельдеобразных; б)карпообразных; в)окунеобразных; г)осетрообразных. 1Б |
Подведение итогов | Оцените свою работу по следующей шкале оценок. «5»--29-27 баллов «4»---26-22 балла «3»---21-17 баллов «2»---меньше 17 баллов | |
Домашнее задание | Подготовиться к контрольной работе по разделу «Надкласс Рыбы» |
Рефлексия
Учитель: оцените своё состояние работы на уроке, используя сигнальные карточки.
«Светофор». Дети сигналят карточками:
Зелѐной – У меня не было затруднений
Жѐлтой - мне было трудно, но интересно;
Красной – Я сам не смог справиться с затруднением.
Модельный ответ.
УЭ-1 |
Костные Хрящевые 2.Акулы, скаты 4.Торпедовидная форма тела, острый нос, тёмный сверху и светлый снизу цвет тела. 5.Тела как бы сдавлено и сплющено в спинно-брюшном направлении. |
УЭ-2 | 2. Класс Костные рыбы лучепёрые лопастопёрые (подклассы) Костистые Двоякодышащие (надотряды) Кистепёрые 5. В их черепе есть плоские кости, на голове видны жаберные щели, на поверхности кожи заметны крупные костные жучки. 6. Могут дышать при помощи жабер, растворённым в воде кислородом и атмосферным воздухом, пользуясь лёгкими. 8.Сочетают в себе черты приспособлений к жизни в водоёме с чертами, позволившими приблизиться к суше (лёгкие, сквозные ноздри, мускулистые парные конечности-плавники) |
УЭ-3 | 4.Лососевых можно определить по жировому плавничку на спине. 6.Для разведения рыб создают прудовые хозяйства; проводят акклиматизацию рыб. |
УЭ-4 | 1.а 2.б,г 3.в 4.а 5.а 6.б 7.г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Омуль - промысловая рыба Байкала"
Материал данной презентации можно использовать на уроках "Байкаловедения" в 7 классах, а также применять на занятиях элективных курсов, например, таких как "Ихтиофауна Байкала". В презентации теоретич...
Конспект открытого урока- конференции по биологии "Промысловые рыбы" 7 класс
Открытый урок-конференция по биологии "Промысловые рыбы" в 7 классе проведен в месячник естественно-математического цикла. На данном уроке учащиеся пополнили свой запас знаний о промысловых рыбах, поз...
Открытый урок по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.
Данный урок проведен в 7 классе в месячник естественно - математического цикла, проведенного в феврале в 2010г....
Презентация к открытому уроку по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.
Данная презентация помогла учащимся лучше усвоить материал урока биологии по теме: "Промысловые рыбы"....
Донские промысловые рыбы.ПМ01 Продажа непродовольственных товаров
Данный урок рассчитан на уровень обучающихся в НПО, он используется в ПМ. 02 Продажа продовольственных товаров, для профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир. Вариативная ...
презентация "Промысловые рыбы" по теме урока "Промысловые рыбы. Их использование и охрана"
представлены фотографии и описание основных промысловых групп рыб, при изучении нового материала учащиеся заполняют таблицу...
Тема Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы и Костные рыбы. 5 урок
К разработке раздела Тема Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы и Костные рыбы. 5 урок...