Главные вкладки

    Открытый урок по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.
    план-конспект урока биологии (7 класс) по теме

      Данный урок проведен в 7 классе в месячник естественно - математического цикла, проведенного в феврале в 2010г.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy__urok__po__biologii_promyslovye_ryby._7_klass..doc90.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                           

    Тема урока: «Промысловые  рыбы».

       Цели:  выделить особенности строения костных рыб, познакомиться с их отрядами: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные; дать понятие  о значении  рыбного промысла.

        Оборудование: компьютер, интерактивная  доска, мультимедийный  проектор.

    Ход урока

    I.Проверка знаний.

          - Ребята, какую  тему  мы  изучили  на  прошлом  уроке?  

    ( Класс  Рыбы. Подкласс  Хрящевые  рыбы.)

         - Сейчас  я  задам  вам  несколько  вопросов,  а  вы  постараетесь  на  них  правильно ответить.

              - Пока  мы  будем  беседовать, несколько учащихся выполнят  индивидуальную  работу  по  дидактическим  карточкам. (5 мин.)

    1. Фронтальный  опрос.

        1)Так какие же рыбы  называются  хрящевыми? ( Хрящевыми  

         называют рыб, у которых хрящевой  скелет.)

        2)Какие отряды  хрящевых  рыб  вам  известны? ( Отряды  Акулы,

        Скаты и  Химерообразные  или Химеры.)

        3)Назовите представителей  отряда  Акул ( Белая, сельдевая,

        полярная, тигровая, акула – молот.)

        4)Назовите  представителей  отряда  Скатов ( Хвостокол, орляк  

        пятнистый, манта, обыкновенный  электрический.)

        5)Назовите  представителей  химерообразных ( Химера  

        европейская  или  морская  кошка, носатые химеры.)

        6)Какие  признаки  объединяют  акул,  скатов,  

        химер? (Хрящевой  скелет, отсутствие  жаберных  крышек, с

        каждой  стороны  головы 5-7 жаберных  щелей  и  

        плавательного  пузыря  нет.)

        7)Как  размножаются  хрящевые  рыбы? (Они  живородящие.)

    2. Индивидуальный  опрос (работа  по карточкам  4 уч-ся осуществляется  во  время  фронтального  опроса).

    3. Тест «Рыбы»  (2 варианта).

    Ответы  к   тесту: I вариант                                 II вариант

    1. Б                                             1. А
    2. Б                                             2. А
    3. А,Б                                          3. А
    4. Б                                              4. Б
    5. А                                             5. А
    6. В                                              6. А
    7. А                                              7. А
    8. В                                               8. А
    9. А                                              9. Б

                                                 10. А                                            10. Б

                                                 11 . А                                            11. Б

    (Слайд  1.)

    Итог: - Итак, какие  же  основные  отличительные  черты  имеют  рыбы  класса  Хрящевые? (Хрящевой  скелет, отсутствуют  жаберные крышки, 5-7 жаберных  щелей, плавательного  пузыря  нет.)

    II.Изучение  нового  материала.

       -Ребята,  сегодня  на  уроке  мы  продолжаем  знакомиться  с  классом  рыб  и  приступаем  к  изучению  следующего  подкласса  рыб – Костные  рыбы. Познакомимся  с  представителями  отрядов  промысловых  рыб  подкласса  Костных  рыб. Тема  нашего  урока на  доске: Класс  Рыбы. Подкласс  Костные  рыбы.  Отряды  промысловых  рыб.

       - А  что  означает  слово  прмысел? (Добывание  чего -  нибудь, добыча, охота.)(Словарь!)

       - В нашем  случае  лов  рыбы.

       -Итак, словарь  для  нашего  урока. ( Показываю на  словарь.)

       -Ребята,  а  что  означает  слово  промысловые?

    (Те, которые являются  предметом  промысла.) (Обращаю  внимание  на  написание  этого  слова в  словаре.)

       

       - На  уроке  мы  попытаемся выделить  особенности  строения  костных  рыб, познакомимся  с   отрядами костных  промысловых рыб, выясним,  какие  из  них  являются  предметом  промысла.

      -Ребята,  как  вы  думаете,  каких  рыб  можно  назвать  костными?

    (Костные  рыбы – рыбы, имеющие костный  скелет.)(Словарь!)

      -Костные  рыбы – самая  многочисленная  и  разнообразная  группа  современных  рыб, которые  имеют  костный  скелет. ( Обращаю  внимание  на определение  на  доске.)

      - К концу урока  вы  должны  будете  ответить  на  такой  вопрос.

      - Каковы  причины  многообразия  костных  рыб? (На  доске.)

      - Рассмотрим  биологические  особенности  рыб  различных  отрядов.

      - Ребята  нам  приготовили  сообщения  об  отрядах  промысловых  рыб. Надо  внимательно  их  слушать,  потому   что  эта  информация  нужна  будет  для  заполнения  таблицы,  которая  перед  вами  на  партах. Называется  она  «Класс  Костные  рыбы». Мы  будем  ее  заполнять по  мере  изучения  каждого  отряда.

         

         (Слайд 2,3.)

         1.Отряд  Осетрообразные  - живые  ископаемые, уцелевшая  ветвь  древней  группы  костно - хрящевых  рыб. Мясо осетровых  ценится  за  прекрасные  вкусовые качества. Икра  осетровых – очень  ценный  питательный  продукт. Тело  этих  рыб  голое, с  пятью  рядами  костных  пластинок .  Скелет  хрящевой,  тела  позвонков  не  развиваются – по  этому  признаку  они  примитивнее  акул, - но  хорошо  развита  хорда. Сильно  развиты  накладные  кости  к  крышке  черепа.  Осетрообразные – это  морские  и  пресноводные  проходные  рыбы  северного полушария.

       - Ребята, а  каких  рыб  называют  пресноводными?

    (Рыб, обитающих  в  пресных  водах,  а  именно,  в  реках,  прудах  и  озерах.) (Словарь!)

       - Каких  рыб  называют  морскими? (Рыб, обитающих  в  морях  и  океанах.)

       - А  как  вы  думаете, что  значит   проходные  рыбы? ( Даю  понятие проходных  рыб.  Проходные  рыбы - это  значит,  что  для  размножения  они  перемещаются  из  морей  в  реки  и  наоборот.) (Словарь!)

       - А  как  называется  период  размножения  у  рыб?  (Нерест.) (Словарь!)

        (Слайд 4.)

      - Начнем  заполнять  таблицу  вместе  со  мной. Первый  отряд  Осетрообразные.

      - Что  мы  можем  записать  в  таблицу  из  того, что  только  - что услышали? ( Шакун  Ваня.)

      - Теперь  послушайте  сообщение об  осетровых, которое  подготовила  нам  Юрова  Настя.

          ( Самая  крупная  из  осетровых - белуга,   живущая  в  Каспийском и Черном  - достигает 8м  длины  и  11-12ц  массы.  До таких  размеров  доживают  белуги  к  столетнему  возрасту.

    Русский   осетр   достигает  длины   2 м  и  80 - 100 кг   массы,   водится   в      Каспийском,   Азовском,   Черном морях. Род осетров включаем 16 видом, у нас в стране встречается 8. Наиболее  известными  являются русский осетр  и  стерлядь. Все  они чрезвычайно ценные промысловые рыбы, но варварский вылов, загрязнение рек, плотины, перегородившие рыбе путь к нерестилищами,  привели к значительному снижению их численности.)

     

    (Слайд  5,6.)    

    2.Отряд Лососеобразные. (Словарь!)

        - Это морские, иногда глубоководные, но чаще всего проходные и пресноводные рыбы.

       - О  лососеобразных  нам  расскажет  …   (Семейство лососевых – проходные и пресноводные рыбы средних и крупных размеров. Тихоокеанские лососи:  кета, горбуша, чавыча, кижуч, нерка, сима – дают красную икру и прекрасное мясо. Все они идут в реки на нерест один раз в жизни. У атлантических лососей – семги и кумжи – брачный наряд не очень выражен. После нереста они не погибают и могут нереститься неоднократно. Семга нагуливается в северной части Атлантики, а на нерест идет в реки нашего Севера, реже в другие реки Европы до Португалии включительно. Кумжа легко переходит  к оседлой жизни в озерах и ручьях, становясь некрупной, яркоокрашенной форелью.)

         (Слайд  7.)

       - Заполняем  вместе  со  мной  следующий  отряд (комментирует с места 1 ученик).

      (Слайд  8,9.)

      3. Отряд  Сельдеобразные (Словарь!) имеет  большое  практическое  значение.  

       - Послушаем  о  Сельдеобразных (сообщение учащегося).

         (Типичный представитель –  атлантическая сельдь.  Нагуливается атлантическая сельдь в Норвежском, Баренцевом, Северном морях, питаясь планктоном и ракообразными, достигает 40 см в длину. Нерестилища с каменистым грунтом, от 100 до 250 м глубины. В  Атлантическом  океане обитает  атлантическая  сельдь, которая нерестится у самого берега, приклеивая икринки к водорослям. Широко распространены и активно промышляются более мелкие сельдевые:  европейские  шпроты (они же кильки)  и более крупные - сардинеллы. Не менее известно семейство анчоусов: японский  анчоус,  уловы которого исчисляются  миллионами тонн.)

      -  Заполните  Сельдеобразных  самостоятельно,  а  Юрова  Настя  комментирует  с  места.

      - О  следующем  отряде  промысловых  рыб  информацию  подготовила  Пожидаева  Люда.

       (Слайд 10,11.)

       (4. Отряд  Трескообразные (Словарь!) – отряд  лучеперых  рыб. Объединяет  12  семейств и  около 750  видов. Длина  от  15 см  до 1, 8 м. Единственный  пресноводный  вид – налим.  Морские  трескообразные  предпочитают  придонные  биотопы  холодных  и  умеренных  вод. Многие  ведут  стайный  образ  жизни.

    Один  из  самых  крупных  видов – атлантическая  треска,  которая  живет  до  30  лет, достигая  длины  1, 5 м и массы  более 40 кг.)

        - Также  заполните  самостоятельно (комментирует 1 ученик

        - Послушаем,  что  приготовил  нам  о  карпообразных … (сообщение ученика).

      (Слайд 12,13.)

       (5. Отряд Карпообразные (Словарь!) – в  подавляющем  большинстве это обитатели пресных вод. У карповых нет зубов на челюстях, но развиваются глоточные зубы на нижнеглоточных костях. Это мирные рыбы, питающие водной растительностью, моллюсками, насекомыми, червями. По этой причине у них нет желудка, а только длинный кишечник.

    Представители: сазан, лещ, карп.)

      -Заполните  самостоятельно  Карпообразных ( потом 1 ученик комментирует записанное)

        (Слайд 14,15.)

        6. Отряд Окунеобразные (Словарь!) - огромная  группа насчитывающая свыше 9тыс. видов большинство которых находится в стадии биологического  процветания.. Речной окунь-рыба средней величины до 40см  с полосатой окраской тела характерной  для хищников - засадчиков.

        - Об  Окунеобразных  нам  расскажут следующие ученики

    ( Судаки -  крупные   до 130 см длиной и массой до 20 кг ценные промысловые рыбы Европы и Северной Америки. Судака у нас специально разводят, это типичные  окуневидные.  Представители  других  отрядов  могут  сильно  отличаться. Таковы  колюшки  с  мощными  колючками  на  плавниках, нередко в  броне  из  костных  пластинок. Для  своих  икринок  они  строят  гнезда, охраняемые  самцом.)

       

        - Большое  значение  для  промысла  имеет  подотряд    скумбреевидных. (Словарь!)

     Сообщение учащегося:

    ( Наиболее  известны: скумбрии и  тунцы. Тунцы  могут  развивать  скорость  до  90  км/час,  при  плавании  их  температура  поднимается  на  несколько  градусов  выше  температуры  воды  в  тропиках.

         Камбала – ценная  промысловая  рыба. Самый  причудливый  представитель  отряда – луна – рыба. Это  малоподвижная  рыба  поверхностных  вод  тропических  морей. Она  может  быть  размером  свыше  3 м, массой  1000 кг. У  нее  не  развивается  задняя  часть  позвоночника  и хвост,  первого  спинного  и  брюшного  плавников  нет, плавает  она,  руля  вторым  спинным  и  анальным  плавниками. Она  является  самой  плодовитой  рыбой – выметывает  до  300  млн  икринок.) 

       - Вы  заметили,  что  колонку « представители»  мы  с  вами  не  заполнили. Вы  ее  заполните  дома.

       -Заполните  самостоятельно  как  и  Карпообразные.

       -Прочтет  то,  что  записал, Лунев  Юра.

       -Кто  не  согласен  с  ним?

    III.Закрепление  изученного.

       -После  заполнения  таблицы,  давайте  сделаем  вывод  об  основных  общих  особенностях. (Смотрим  по  таблице, что  у  всех  костный  скелет, наличие  жаберных  крышек, костная  чешуя, есть  плавательный  пузырь.)  

       -А какие  же  различия  есть  у  костных  рыб и  у  какого отряда  эти  различия? (И  только  у  осетрообразных  скелет  костно – хрящевой, имеется  только  5  рядов  костных  чешуй  на  теле.)

      - Сейчас  я  предлагаю  вам  загадки  о  костных  рыбах.  Но вам  не  только  надо  будет  отгадать  название  рыбы,  но  и  определить  принадлежность  ее  к тому  или  иному  отряду. В  этом  вам  тоже  поможет  таблица.

       2.Загадки.

    1)Название  какого европейского  города  надо  прочитать  справа  налево,  чтобы  получить  название  рыбы?(Милан -  налим.)

    - Вот,  ребята,  можете  записать название  этой рыбы  в  таблицу (в  колонку  «представители»).

     2)Драчун  и  забияка, живет  в  воде; когти  на  спине – и  щука  не  проглотит. (Ерш.)(Записывают  в  таблицу.)

      3)Он  в  самом  омуте  живет – хозяин  глубины. (Сом.)(Записывают  в  таблицу.)

     IV.Итог  урока.

       - С  каким  классом  рыб  вы  познакомились  на  уроке?( Костных.)

       - Почему  же  они  называются  промысловыми?( Потому  что  являются  объектом  промысла.)

       -Какие  же  отряды костных  промысловых  рыб  вы  запомнили?

       - Вернемся  к  вопросу, который  я  задала  вам  в  начале  урока. Каковы  же  причины  многообразия  костных  рыб? (Они  распространены  по  всему  земному  шару. У  них  различные  условия  жизни  и  за  счет  этого  они многообразнообразны.)

         - Почему  они  относятся  к  одному  классу? ( Потому  что  имеют  общие  черты  строения, а  именно  костный  скелет,  костную  чешую,  жаберные  крышки  и  плавательный  пузырь.)

         - Но с  нами  могут  поспорить  наши  гости. Ведь  все  эти  рыбы  очень  отличаются  по  окраске  тела.

       - Как  вы  думаете,  почему? ( Потому  что  они  живут  в  различных  климатических  поясах, в  различных  водоемах, т.е.  у  них  разные  условия  существования.)

     Оценивание  учащихся.

    V. Домашнее  задание: §23, заполнить  колонку  «представители»  в  таблице  и  устно подготовить  ответы  на  вопросы,  которые  у  вас  есть на  листочках.

     

    1. Какова  роль  рыб  в  природе?
    2. Какое  значение рыбы  имеют  в  жизни  и  хозяйственной  деятельности  человека?
    3. Как  вы  понимаете  выражение «чувствует  себя  как  рыба  в  воде»?

    - Спасибо  всем  за внимание!  Урок  окончен.  До свидания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дом и семья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». (Открытый урок в 5-м классе для участия в фестивале «Ура, урок!»

    Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и  преданного друга Муму.Задачи урока: ...

    Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.

    Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества  обученности по  остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...

    Открытый урок по теме "Рыбы" 7 класс

    План урока для обучающихся 7 класса по теме: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб». Цель урока: систематизировать знания о строении костных рыб в связи со средой обитания и выявит...

    Конспект открытого урока биологии в 7 классе по теме: «КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ»

    Рыбы -это позвоночные животные, обитающие в воде. Условия их обитания, состав пищи,конкуренты и враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведениирыб. Всего к...

    Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

    Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....