Тема "Внешнее строение рыб"
презентация к уроку по биологии (7 класс) по теме

Тыквенко Наталья Вениаминовна

В данной презентации рассмотрены особенности внешнего строения рыб, связанная с жинью в воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tema_vneshnee_stroenie_ryby.ppt959.5 КБ
Office presentation icon Урок-презентация539.5 КБ
Файл Формирование УУД25.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тыквенко Наталья Вениаминовна Учитель географии и биологии Гляденской ООШ №11 Красноярский край

Слайд 5

Внешний вид и окраска рыбы 1.Обтекаемая форма тела Сжатое с боков. 2.Черепицеобразное расположение чешуи. 3.Скользкое на ощупь 4.Окраска: верх тёмный, низ светлый.

Слайд 6

Отделы тела рыбы. туловище голова ххвост хвост Границей между головой и туловищем считают задний край жаберных крышек. Граница между туловищем и хвостом на уровне анального отверстия.

Слайд 7

Кожные покровы рыбы 1.Снаружи кожа 2.В коже чешуя. (по чешуе определяют …) 3.В коже слизистые железы. 4.Боковая линия

Слайд 8

спинной Хвостовой анальный грудной брюшной

Слайд 9

Органы на голове 1.Рот –для захвата пищи 2.Ноздри-орган дыхания 3.Глаза-орган зрения. Глаза имеют роговицу и хрусталик. 4.Внутреннее ухо- орган слуха. 5.Орган равновесия

Слайд 10

1.Тело рыбы имеет следующие отделы тела: а. голова, туловище. в. голова, туловище, хвост. б. туловище. г. голова, шея, туловище, хвост 2.Какие структуры рыбы выделяют слизь, которая покрывает тело? а. чешуйки, б. кожные железы, в. лучи плавников. 3.Назовите участок тела рыбы, который имеет наиболее светлую окраску? а. спина, б. боковая сторона, в. брюхо. 4.К парным плавникам относятся: а. только грудные, б. только брюшные, в. грудные и брюшные 5.Орган чувств, характерный только для рыб. а. внутреннее, б. глаза, в. боковая линия, г. органы обоняния 6.Форма тела рыб: а. змеевидная, б. шарообразная, в. обтекаемая, г. напоминает стрелу 7.С помощью боковой линии рыба воспринимает: а. запах предметов, б. окраску предметов, в. направление и силу течения воды, г. звуковые сигналы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема «Внутреннее строение рыбы» Тыквенко Наталья Вениаминовна Учитель географии и биологии Гляденской ООШ №11 Красноярский край.

Слайд 2

Цель урока : раскрыть особенности внутреннего строения рыб в связи с жизнью в водной среде. Источники информации : 1.учебник В.М. Константинов, В.С. Кучменко, В.Г. Бабенко «Биология. Животные» , М. изд-во «Вентана-Граф» 2009 г. 2. http://900igr.net/fotografii/b http://zance.ru/docs/2800/inde… Оборудование : компьютер, проектор.

Слайд 3

|.Актуализация знаний. 1. Почему рыб относят к подтипу Черепные или Позвоночные? 2.Назовите, какие вы знаете системы органов?

Слайд 4

||. Изучение новых знаний Опорно-двигательная система . Какие кости образуют скелет рыбы? В тетради записать все части скелета.

Слайд 5

Плавательный пузырь 1.Какое значение имеет плавательный пузырь в жизни рыбы?

Слайд 6

Задание 1. Рассмотрите расположение внутренних органов в теле рыбы.

Слайд 7

Задание 2. Найдите жабры. Где они расположены. К какой системе органов они относятся?

Слайд 8

Строение жабер 1.Чем снаружи закрыты жабры? 2.Какое строение имеют жабры? 3.Каково значение жаберных лепестков и жаберных тычинок?

Слайд 9

Задание 3. Найдите желудок, кишечник, печень. Какую роль играет печень?

Слайд 10

Задание 4.Найдите сердце, какие органы относятся к кровеносной системе? Почему кровеносная система называется замкнутой?

Слайд 11

Кровеносная система 1.Сколько камерное сердце? 2.Назовите камеры (отделы)сердца 3.Откуда и куда идёт кровь в сердце? 4.Какая кровь проходит через сердце? 5.Сколько кругов кровообращения у рыб? 6.По спинной аорте кровь идёт ________________. 7.По брюшной аорте кровь идёт ____________

Слайд 12

Задание 5. Определите расположение почек. К какой системе органов они относятся

Слайд 13

Нервная система рыбы 1.Какими органами образована нервная система рыбы? 2. Какие отделы имеются в головном мозге? нервы

Слайд 14

|||. Этап закрепления знаний Вопросы на закрепление 2.Заполнить таблицу на стр. 160 учебника.

Слайд 15

Размножение рыб Самостоятельная работа по учебнику. Ответьте на следующие вопросы. 1)По способу рыбы ____________ 2) Органы размножения самок __________, самцов. 3)Оплодотворение __________ 4)Какие условия необходимы для развития икры? 5).Почему треска и сазан откладывают миллионы икринок, а колюшка и тиляпия –несколько десятков? 6).Миграции. Виды миграций.

Слайд 16

1.НЕРВНАЯ СИСТЕМА РЫБ: А. СОСТОИТ ИЗ ГОЛОВНОГО И СПИННОГО МОЗГА И ОТХОДЯЩИХ ОТ НИХ НЕРВОВ; Б. ОБРАЗОВАНА ГОЛОВНЫМ НЕРВНЫМ УЗЛОМ, ДВУМЯ НЕРВНЫМИ СТВОЛАМИ, СОЕДИНЁННЫМИ ПЕРЕМЫЧКАМИ. В. СОСТОИТ ИЗ ОКОЛОГЛОТОЧНОГО НЕРВНОГО КОЛЬЦА И БРЮШНОЙ НЕРВНОЙ ЦЕПОЧКИ; Г. ИМЕЕТ ВИД ТРУБКИ, В КОТОРОЙ НЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ГОЛОВНОЙ МОЗГ. 2. ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ ОБЪЁМА ПЛАВАТЕЛЬНОГО ПУЗЫРЯ ПЛОТНОСТЬ ТЕЛА РЫБЫ: А. НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ; Б. УВЕЛИЧИВАЕТСЯ; В. УМЕНЬШАЕТСЯ; 3.У РЫБ В БРЮШНОЙ АОРТЕ ТЕЧЁТ КРОВЬ: А. АРТЕРИАЛЬНАЯ; Б. ВЕНОЗНАЯ; В. СМЕШАННАЯ; Г. НАСЫЩЕННАЯ КИСЛОРОДОМ. 4.У РЫБ В СЕРДЦЕ ПОСТУПАЕТ КРОВЬ: А. ВЕНОЗНАЯ; Б. НАСЫЩЕННАЯ КИСЛОРОДОМ; В. АРТЕРИАЛЬНАЯ; Г. СМЕШАННАЯ. Тесты на закрепление

Слайд 17

1.Через органы выделения у рыб удаляются: А. питательные вещества; Б. непереваренные остатки пищи; В. вредные вещества, образующиеся в клетках тела. 2.Газообмен между кровью и внешней средой происходит: А.в жаберных артериях; Б. в жаберных венах; В.в жаберных капиллярах. 3. Число отделов головного мозга рыб равно : А. 4; Б. 3; В.5; Г.6. 4.Назовите структуру рыбы, которая располагается внутри позвоночного канала . А.Остаток хорды, Б. Хрящевая прослойка, В. Спинной мозг, Д. Нервы.

Слайд 18

5. Распределите органы выделения и пищеварения по системам органов: 1.Органы пищеварения 2.Органы выделения А. Ротовая полость; Б. Почки; В. Пищевод; Г. Мочеточники; Д. Мочевой пузырь; Е. Желудок; Ж. Печень; З. Поджелудочная железа. 6 . Закончить предложение : А. Сердце рыб состоит из двух камер: _________ и __________ Б.В сердце течёт кровь _________________________ В. Основным органом дыхания рыб являются ______________ 7. Установите соответствие : 1.Кости скелета 2.Отделы головного мозга 3.Органы кровеносной системы А. Спинная аорта, Б. рёбра, В. мозжечок, Г. Брюшная аорта, Д. череп, Е. передний мозг, Ж. позвоночник, З. Плавники, И. капилляры.



Предварительный просмотр:

Тема «Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана»

Цель:1.Познакомить учащихся с особенностями строения и систематическими группами рыб.

2.Развивать умение самостоятельной работы с источниками информации.

Планируемые УУД

Личностные: осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира, формирования устойчивой мотивации к познавательной деятельности.

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; овладение практическими умениями работы с учебником.

Познавательные:

Называть: представителей класса хрящевых и костных рыб; Сравнивать особенности строения рыб различных надотрядов. Называть: представителей промысловых рыб; рыб, разводимых в прудах, описывать их практическое значение. Характеризовать: роль промысловых рыб в жизни человека.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе); высказывать суждения, подтверждая их фактами

Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная и работа в парах.

Оборудование для учителя:

презентация к уроку;

2)·компьютер, проектор.

Оборудование для учеников: - файловые папки с заданиями на столе у каждго ученика; учебник В.М. Константинов, В.С. Кучменко, В.Г. Бабенко «Биология. Животные» , М. изд-во «Вентана-Граф» 2009 г. 7 класс»

Ход урока. 

Уэ

Учебный материал с указаниями

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ-0

Цель:1. Определить особенности рыб разных классов надкласса Рыбы

2.Определить, какие рыбы относятся к промысловым и почему.

3.Определить, почему и как надо рыб охранять.

УЭ-1

Цель:1. Определить особенности рыб разных классов надкласса Рыбы, класса Хрящевые рыбы.

1.Используя текст §34, определить, какие классы выделяют в надклассе Рыбы и перепишите схему в тетрадь заполнить её.           

               Надкласс Рыбы

_______________    ____________

2.Запишите в тетрадь, какие рыбы относятся к классу Хрящевые рыбы. Сколько насчитывается видов? 

3.Обсудите в парах, почему Хрящевые рыбы получили такое название.

4.Запишите в тетрадь, какие имеются приспособления у акулы к водному образу жизни? 2 б

5.Запишите в тетрадь, чем скаты по внешнему виду отличаются от акул? 2 б

6.Обсудите в парах, особенности строения отдельных представителей класса Хрящевые рыбы.

УЭ-2

Цель:1а. Определить особенности рыб разных классов надкласса Рыбы, класса Костные рыбы.

1.Используя текст §34, определить сколько видов костных рыб встречается, где они обитают? Обсудите в паре.

2.Перерисуйте схему в тетрадь и заполните её

                    Класс Костные рыбы

подкласс

                  _____________ ____________

надотряд

                    ____________ ____________

                                            ____________ 5 б

3.Обсудите в паре, какие рыбы относятся к Костистым рыбам, какие у них появились приспособления к жизни в разных условиях их обитания?

4.Обсудите в паре, какие виды рыб относят  к осетровых, и каковы у них особенности строения?

5.Почему, несмотря на то, что у осетровых хорда, их относят к Костистым рыбам? Ответ запишите в тетрадь. 2 б.

6.Запишите в тетрадь, почему Двоякодышащие получили такое название? Ответ запишите в тетрадь

7.Обсудите в паре, особенности жизни рыбы латимерии.

8.Почему Кистепёрых рыб называют переходным звеном между рыбами и амфибиями? Ответ запишите в тетрадь

УЭ-3

Цель:.Определить, какие рыбы относятся к промысловым и почему, почему и как их нужно охранять.

1.Используя текст §35, обсудите в паре, почему рыболовство является одним из древнейших форм хозяйственной деятельности человека?

2.Используя текст §34, стр. 165, обсудите в паре, почему осетровые являются объектом промысла?

3.Используя текст §35 ,обсудите в паре, какие Лососевые рыбы являются объектов промысла и почему?

4.Используя текст §35 ,определите и запишите в тетрадь, чем по внешнему строению лососевые отличаются от других рыб? 1 б

5.Используя текст §35, обсудите в паре, какие рыбы отряда Карпообразные являются объектом промысла?

6.Используя текст §35, определите и запишите в тетрадь, что делают люди для сохранения и увеличения численности рыб

2 б.

УЭ-4.

Закрепление полученных знаний

1.Приспособления рыб к водной среде обитания:

а)дышат при помощи жабр; б)имеют хорду;

в)имеют головной и спинной мозг.

2.К хрящевым рыбам относят.

а) карпа; б)акулу; в)лосося; г)ската.

3.Уплощнная форма тела придонных рыб свидетельствует о

а)способе размножения; б)наличии у них скелета;

в)приспособления к среде обитания;

г) наличия у них покровительственной окраски.

4.Крупной рыбой морей считают:

а)китовую акулу; б)усатого кита; в)обыкновенного сома.

5.Какой вид акул НЕ опасен для человека?

а)китовая; б)тигровая; в)тупорылая; г)большая белая.

6.Наиболее ценными рыбами считаются:

а)карпообразные; б)осетровые; в)сельдевые

7.Хорда в течение жизни сохраняется у:

а)сельдеобразных; б)карпообразных;

в)окунеобразных; г)осетрообразных. 1Б

Подведение итогов

Оцените свою работу по следующей шкале оценок.

«5»--29-27 баллов

«4»---26-22 балла

«---21-17 баллов

«2»---меньше 17 баллов

Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе по разделу «Надкласс Рыбы»

Рефлексия

Учитель: оцените своё состояние работы на уроке, используя сигнальные карточки.

«Светофор». Дети сигналят карточками:

Зелѐной – У меня не было затруднений

Жѐлтой - мне было трудно, но интересно;

Красной – Я сам не смог справиться с затруднением.

Модельный ответ.

УЭ-1

  1.            Надкласс Рыбы

              Костные           Хрящевые

2.Акулы, скаты

4.Торпедовидная форма тела, острый нос, тёмный сверху и светлый снизу цвет тела.

5.Тела как бы сдавлено и сплющено в спинно-брюшном направлении.

УЭ-2

2.                                            Класс Костные рыбы

                              лучепёрые                    лопастопёрые (подклассы)

                               Костистые                    Двоякодышащие (надотряды)

                                                                      Кистепёрые

5. В их черепе есть плоские кости, на голове видны жаберные щели, на поверхности кожи заметны крупные костные жучки.

6. Могут дышать при помощи жабер, растворённым в воде кислородом и атмосферным воздухом, пользуясь лёгкими.

8.Сочетают в себе черты приспособлений к жизни в водоёме с чертами, позволившими приблизиться к суше (лёгкие, сквозные ноздри, мускулистые парные конечности-плавники)

УЭ-3

4.Лососевых можно определить по жировому плавничку на спине.

6.Для разведения рыб создают прудовые хозяйства; проводят акклиматизацию рыб.

УЭ-4

1.а

2.б,г

3.в

4.а

5.а

6.б

7.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год)  1.Строение  вещества. Молекула. (Урок изучения...

Тест "Строение атома. Строение электронных оболочек атомов"

Ученикам: Выберите один правильный ответ. Обратите внимание вы должны уметь расписывать электронное строение атомов 20 первых элементов расположенных в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Удачи! Тест для 9 класса. ...

Строение атома. Периодический закон. Строение вещества

контрольная работа по теме: Строение атома.Периодический закон.Строение вещества....

Машиноведение 5 класс."Строение швейной машины Janome5522. Строение машинной иглы"

Презентация содержит материалдля изучения инструкции швейной машины  Janome5522, и строение машинной иглы....

строение пищеварительной системы.строение зубов. урок. биология 8 класс.

"Строение пищеварительной системы. Строение зубов ". Модульный урок....