Создание авторских учебно-методических комплектов
статья по биологии (10 класс) по теме

Сорокин Владимир Анатольевич

      Каждый учитель, проработав несколько лет в школе, имеет большой багаж различных учебно-методических материалов. Автор систематизировал свои материалы в виде учебно-методического комплекта. Создал свою технологию работы с этими УМК в старшей школе. В статье расказывается о разделах УМК и материалалов размещенных в них. Компановка материала дает учителю технологично подойти к подготовке уроков, позволяет хорошо отработать все учебные элементы тем и развить предметные и метопредметные компетенции.

       Электронный учебно-методический комплект построен на модульной основе, все его компоненты взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга,  имеют особую структуру: материалы – содержательные информационные файлы, вложены  в папки, которые находятся в определенной последовательности, позволяющей учителю быстро отыскать необходимую информацию. Цифровые ресурсы находятся на электронном, самоткрывающемся диске в системе AutoRun. Такая структура и пользовательский интерфейс УМК должны обеспечить эффективное изучение предметной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_avtorskikh_uchebno-metodicheskikh_komplektov.doc529.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание авторских учебно-методических комплектов

Сорокин Владимир Анатольевич, г. Томск, МБОУ Академический лицей,                    учитель биологии,

Учебно-методический комплект “Обмен веществ и энергии в клетке” направлен на изучение темы общей биологии в 10 классе. УМК позволяет  детально изучить тему курса, хорошо отработать все тематические учебные элементы, правильно выстроить учебный материал при изучении и обобщении, тщательно проверить уровень ключевых компетенций.

Составляющие компоненты УМК:

  1. Слово автора

          В этом разделе УМК перечислены папки с материалами, определена последовательность их расположения, даются методические рекомендации учителю по их использованию при самостоятельном конструировании учебных событий.

  1. Методические рекомендации учителю по поурочному планированию темы

В этом разделе УМК предлагается два варианта поурочного планирования учебного материала в зависимости от количества часов, отведенных на изучение курса. Если учебное учреждение не имеет профильную специализацию и основные курсы  изучаются в обычном учебном режиме - два часа в неделю, то учитель может воспользоваться первым вариантом поурочного планирования.

Когда учебное учреждение имеет небиологический профиль и курс биологии изучается по одному часу в неделю, то разумнее уплотнить их на одно полугодие по два часа в неделю и тогда можно воспользоваться вторым вариантом тематического планирования. (Предлагаемые методические рекомендации помогут учителю быстро и качественно подготовиться к уроку с учетом уровня подготовки своих учеников, используя ресурсы электронного продукта.)

  1. Вводная информация для обучающихся

Этот раздел УМК включает информацию: о требованиях государственной программы, с ключевыми вопросами темы; о предварительном планировании изучения темы; помещены вопросы семинарского обсуждения темы; информация о формах и приемах обобщения и контроля ключевых компетенций. (Эта информация выдается на листовках каждому обучающемуся, и он может планировать индивидуальную работу по данной теме.)

  1. Иллюстративно-демонстрационный материал

В этом разделе для наглядного сопровождения изложенного учебного материала размещена подборка обширного иллюстративно-демонстрационного материала – это видеофрагменты, анимационные фильмы, интерактивные схемы и рисунки, основная тематическая презентация.

Некоторые видео-, анимационные фильмы могут быть вмонтированы в основную тематическую презентацию или представлены отдельными файлами для демонстрации при изучении конкретного учебного элемента. (Иллюстративно-демонстрационный материал можно транслировать всему классу в учебном кабинете, если он оснащен компьютером и мультимедиапроектором, или  использовать для интерактивного изучения в компьютерном классе и дома).

  1. Опорный учебный материал

Данный раздел УМК включает подборку основного учебного материала, описание интересных фактов, сообщения о новых открытиях в данной области биологии. Этот раздел не заменяет школьный учебник, а только расширяет его. (Данный раздел интересен не только  начинающим педагогов, но и учителям со стажем: учителю не нужно каждый раз обращаться в сеть Интернет -  интересующий его материал всегда находится под рукой.)

  1. Структурирование материала темы

В этом разделе УМК представлен вариант систематизации материала темы в виде обобщающих схем, таблиц и рисунков. Структурированный материал может быть использован учащимися при самостоятельной работе на уроке или дома.  Такое представление материала помогает учителю и ученику выстроить учебный материал в логической последовательности, выделить основные учебные блоки, увидеть закономерности, создать свой опорный конспект  по теме.

  1. Материалы для практических работ

Для овладения ключевыми предметными компетенциями, обучающимися в этом разделе УМК размещен задачник с биохимическими задачами по синтезу иРНК, ДНК, первичной структуры белка и другие типы задач. Эти задачи позволяют сформировать навыки и умения, позволяющие проявить ключевые компетенции.

  1. Поурочные тестовые задания

В данной папке находятся тестовые задания для текущей проверки подготовленности  обучающихся к занятиям. К каждому уроку составляются несколько вариантов тестовых заданий для учащихся разной степени успеваемости, способностей, интереса к предмету, - в любом случае учитывающих необходимый минимум биологических знаний, требуемый государственным стандартом.  Тестовые задания объединены в варианты для проверки одного- двух учебных элементов. Каждый вариант проверочной работы состоит из 5-6 заданий, проверяющих знание и понимание текста учебника, умения анализировать и обобщать понятия, знание терминологии и фактологии, предлагаются проблемные вопросы и задания. Для выполнения всех заданий одного варианта, требуются не более 7 минут. (Автором подобраны 4-5 вариантов заданий к каждому уроку, учитель, используя эти варианты, проведет проверку выполнения домашнего задания быстро и дифференцированно.)

  1. Работа с терминами

Важным элементом изучения темы является работа с предметными терминами и понятиями. В этом разделе УМК  размещён глоссарий, в нем в алфавитном порядке помещены термины и понятия. Объем статьи позволяет сориентироваться в определении понятия или термина. Словарь позволяет учителю эффективно и продуктивно  сопровождать интеллектуальное развитие обучающихся или самому ученику самостоятельно организовать свою работу по собственной поисковой и творческой деятельности, ориентированной на расширение и углубление ключевых компетенций. Предлагаются некоторые формы и приемы по работе с изучением и проверкой терминологических знаний, так как, только постигая смысл терминов, и формулируя их определения, обучающиеся усваивают новые понятия. Применяя биологические термины при изложении учебного материала, грамотно прописывая их, обучающиеся показывают свою образованность и предметную компетентность.

  1.  Семинарские вопросы

В старших классах при изучении темы проводится семинарское занятие, это позволяет развивать устную речь обучающихся, дает возможность использовать монологическую речь, вести диалоги и обсуждать интересующие ученика вопросы, выявлять  пробелы в знаниях и ликвидировать их.  В этом разделе УМК находится материал для проведения таких занятий: определены цели и задачи, дается перечень вопросов для семинарского обсуждения, имеется список литературы для подготовки к семинару. В материалах этой папки находится небольшая презентация с основным наглядными материалами темы для визуальной поддержки выступления обучающихся. (Вопросы семинарского занятия готовят все учащиеся класса. В последнее время я предлагаю отдельным ученикам тематические краткосрочные проекты, которые они выбирают сами в начале изучения курса. Над проектами учащиеся работают персонально или в группах в ходе изучения данной темы и защищают их на этом же семинарском занятии. Примеры таких выполненных тематических проектов помещены в разделе “Творческие работы”).

10. Итоговый контроль темы в системе “Super test”

В этом разделе УМК помещен модуль с материалами для компьютерного тестирования в формате “Super test”. Этот формат позволяет достаточно быстро и объективно выяснить знания основных учебных элементов. В модуль включены: демоверсия, два контрольных текстовых варианта компьютерного тестирования.  Каждый вариант тестового контроля содержит двадцать закрытых тестовых заданий с одним вариантом ответа и десять тестовых заданий с кратким ответом. Такая компьютерная тестирующая система с одной стороны возможность самоконтроля для обучающегося, с другой – принимает на себя рутинную часть текущего или итогового контроля. (Автором создаётся демоверсия, которая предлагается обучающимся в начале изучения темы для того, чтобы “набить руку”.  Тематический итоговое тестирование выполняется всеми обучающимся на персональных компьютерах, если нет возможности одновременно работать каждому ученику  индивидуально, то класс разбивается на две рабочие группы:  одна из них работает с компьютерами, другая – выполняет задания по “Зачетным листам”, затем группы меняются. В тестирующем модуле предлагаются “бумажные” варианты этих тестовых заданий для работы без компьютеров.)

  1.  Итоговый контроль темы в системе “Зачетные листы”

Зачетные листы — это подбор заданий с компетентностным подходом, требующих определенных приемов работы: умение сравнивать биологические объекты и явления; умение давать полную характеристику биологическим объектам, явлениям, процессам; анализировать и обобщать изученный материал; решать задачи по молекулярной биологии; знать терминологию, достаточно глубоко  разбираться в материале. Зачетные листы включают задания: теоретического плана, требующего детального,  логически построенного ответа; закрытые тестовые задания с выбором одного или нескольких правильных ответов; определение биологических терминов и понятии; обоснование   правильности   или   неправильности научного   суждения; решение задач по молекулярной биологии, экологии, генетике, биохимии; заполнение по смыслу пробелов в фразах, объясняющих биологические процессы или явления.

Задания могут быть изменены или дополнены согласно степени сложности и многогранности изучаемого материала. В зачетных листах уместны различные схемы, таблицы, рисунки. Подбор заданий дифференцирован по уровню подготовки учащихся. Зачетные листы не повторяются, поэтому каждый учащийся в классе обеспечен индивидуальным контрольным комплектом. Зачетные листы являются проверочным материалом для подготовки к ЕГЭ по биологии. Для каждой темы разработаны 25 вариантов зачетных листов.

  1.  Подготовка к ЕГЭ

В этом разделе УМК помещены тематические задания, взятые из оригинальных билетов ЕГЭ. Эти задания показывают уровень государственных требований к знаниям, умениям и навыкам обучающихся. (Материалы раздела могут использоваться для составления текущего, тематического и итогового контроля и для подготовки обучающихся к ЕГЭ.)

  1.  Тестовые задания для отработки тематических компетенций

В этот раздел помещены задания для проверки ключевых предметных компетенций. (После завершения изучения темы всегда находятся обучающиеся, которые  хотели бы повысить свой итоговый балл, для этого учитель может использовать эти материалы.)

  1.  Творческие работы обучающихся по теме

При изучении любой предметной темы обучающиеся старших классов могут выполнять краткосрочные тематические проекты. Темы проектов предлагаются в начале полугодия, обучающиеся выбирают для изучения те темы, которые им интересны. Набирают обширный материал, оформляют рефераты, составляют тезисы. Защищают проект во время семинарского занятия обязательно с компьютерной поддержкой – презентацией, слайд-фильмом, мультимедиа-фильмом. В этом разделе УМК помещены творческие работы обучающихся.

Разработка учебно-методического обеспечения образовательной программы по общей биологии переросла в создание УМК по каждой теме этого курса. Накопленный методический и дидактический материал, выстроенный в логическую систему, стал основой авторских УМК. В последние годы мною созданы комплекты по всем темам общей биологии. Каждый УМК предназначен для помощи  учителю в планировании и изучении темы и ученику  в изучении и систематизации знаний, формировании практических навыков работы в предметной области, как в традиционной образовательной системе, так и в системе с использованием информационно-коммуникативных технологий.

УМК являются средством комплексного воздействия на обучающегося путем сочетания концептуальной, иллюстративной, справочной, тренажерной и контролирующей частей. Учебно-методический комплект сами по себе не решают педагогических задач. Обучающая функция УМК реализуется через педагогический сценарий, с помощью которого учитель выстраивает образовательную траекторию.

На УМК получены рецензии ведущих специалистов г. Томска. Рецензия Е.В. Пановой, доцента ТГПУ, к.п.н.

Электронные пособия

“Учебно-методические комплекты по биологии”

учителя биологии МОУ Академического лицея г. Томска

Владимира Анатольевича Сорокина

“Актуальность данных учебно-методических комплектов связана с объективными факторами, обусловленными реформированием современного общего образования. В.А. Сорокин разработал УМК, включающие в себя методические разработки, электронные мультимедийные образовательные ресурсы. Особенностью УМК по биологии является то, что они построены на модульной основе, все его компоненты взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга, есть специальная методика по работе с материалами. Именно с такими комплектами наше образование будет живым, развивающимся, интересным каждому ребенку. Предложенные УМК отвечают принципам наглядности и образности, четкости и структурированности, информативности и доступности. Внедрение в образовательную среду МОУ Академического лицея г. Томска данных УМК стимулирует заинтересованность обучающихся в получении и углублении знаний. Каждый ученик имеет возможность для самоконтроля за процессом усвоения учебного материала. Содержательная компонента УМК соответствует методике передачи больших информационных объемов, сложных по структуре и содержанию. Не станет открытием аксиоматичное утверждение, о том, что все, чему учат в школе, должно быть интересным и полезным учащимся, а это возможно только при условии, что учитель активно использует методы и приемы развивающего обучения, дидактические возможности компьютерного оборудования, цифровые образовательные ресурсы. УМК являются средством формирования индивидуальной учебной деятельности (индивидуальной образовательной траектории), инициативы, творчества, самосовершенствования, уникальности обучающегося.

 Электронные УМК содержат большой набор информационных и иллюстративных объектов по каждому вопросу. В качестве иллюстраций применяются рисунки, слайды, анимации, видеофрагменты в сопровождении звукового текста, слайд-шоу, галереи, объёмные модели, схемы и текстовые ресурсы. Наличие ссылок внутри объектов позволяет уточнять и детализировать вопросы каждой темы.

 Несомненным достоинством УМК можно считать красочность объектов, образность и логичность подобранных иллюстраций. Учебно-методические комплекты составлены таким образом, что позволяют применять самые различные методы и формы проведения урока. Это может быть как классический урок с демонстрацией иллюстраций на экране всему классу, так и нестандартные уроки, в том числе уроки-семинары и уроки-лекции, а также различные формы самостоятельной работы школьников. Материалы комплектов могут также служить источником тем для реферативных сообщений.

 Таким образом, предлагаемые учебно-методические комплекты по биологии предполагают комплексное использование как классических педагогических приёмов с учетом целей урока, его структуры и оптимальных методик проведения, так и новых методических подходов с применением современных информационных технологий и средств обучения. В этой связи внедрение данных комплектов в учебный процесс представляется весьма перспективным и целесообразным “.   

Использование электронных УМК в учебном процессе в такой системе позволяет мне получить лучший результат и сэкономить учебное время при непрофильном изучении предметной области и создать комфортные условия обучающимся. Материалы электронных комплектов дают возможность  учителю организовать индивидуальную учебную деятельность и формировать индивидуальную образовательную траекторию для учащихся, которые по уважительным причинам отстали от класса. Электронные пособия “Учебно-методические комплекты по биологии” внедрены автором в педагогическую практику в МОУ Академический лицей, МОУ Гуманитарный лицей, НОУ Лицей ТГУ.

Учащиеся отзываются о работе с материалами УМК так:

“Системный подход в преподавании наконец-то дал мне возможность разобраться в биологии и понимать ее, может быть даже увлечься ею…”

“Система работы с темой позволяет упорядочить изучение материала, планировать свое личное время…”

“Такая форма работы позволяет подготовиться к обучению в институте…”

“ Очень интересно смотреть демонстрационный материал, он яркий, красочный, усваивается гораздо легче, чем на слух, удобно наблюдать различные процессы, представленные в виде анимаций или кинофрагментов…”

“Презентации, используемые во время лекций, мне помогли разобраться со многими непонятными вопросами, т.к. информация предоставляется в наглядном и удобном для понимания виде…”

“Семинарские занятия дают мне возможность самому разобраться в материале,  а тематические проекты позволяют расширить и углубить один из изучаемых вопросов, “порывшись” в Интернете или научной литературе…”

“Выполнение компьютерного тестирования хотя и тяжело, но оценка работы справедлива…”

“Такой подход к изучению материала позволяет гораздо глубже изучить тему, дает возможность получить реальные знания…”

Анализируя качественную успеваемость учащихся по мере изучения учебных тем курса в такой системе УМК, где используются информационно-коммуникативные и другие образовательные технологии, позволяет увидеть её существенное улучшение и стабилизацию.

Видя эффективность УМК или их элементов, многие учителя области и города, побывав на моих образовательных мероприятиях, приобретают эти пособия для своей повседневной практики. Учителя  Бакчарского, Верхне-Кетского, Асиновского, Кожевниковского, Шегарского, Томского  районов и многие учителя г. Томска уже давно используют учебно-дидактические материалы из авторских УМК в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные тематические папки к интегрированным занятиям – новое в создании современного учебно-методического комплекса

Современные инновационные технологии – это новые способы и методы активного взаимодействия педагога и обучающихся, которые обеспечивают эффективное достижение результата педагогической деятельно...

Программа педагогического эксперимента в МБОУ средняя общеобразовательная школа №74 г.о. Самара «Новый методический подход в преподавании географии с использованием компьютерных технологий на основе учебно – методических комплектов «Сферы»

Программа педагогического   эксперимента в МБОУ средняя общеобразовательная школа №74 г.о. Самара «Новый методический подход в преподавании географии с использованием компьютерных технологий...

Авторское учебно-методическое пособие (по произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Данное  учебно - методическое пособие  предусмотрено для  работы  с учащимися  7 класса  по общеобразовательной  программе школы   по предмету...

Создание и пополнение учебно-методического комплекта к учебной дисциплине «Основы безопасности движения» детского творческого объединения «Зелёный свет» МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»

Создание и пополнение    учебно-методического комплекта  к учебной дисциплине «Основы безопасности движения» детского творческого объединения «Зелёный свет» МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Раду...

Создание и пополнение учебно-методического комплекта к учебной дисциплине «Основы безопасности движения» детского творческого объединения «Зелёный свет» МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»

Создание и пополнение    учебно-методического комплекта  к учебной дисциплине «Основы безопасности движения» детского творческого объединения «Зелёный свет» МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Раду...

Протокол Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты

Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты...

Авторское учебно-методическое пособие «Структурно-логические схемы на уроках географии» (на примере раздела «Население РФ», 8 класс)

Методическое пособие представляет собой дидактический материал – авторский аналог тетради с печатной основой, который содержит различные учебные задания, практические работы и позволяет педагогу...