Сотрудничество учителя и учащихся на разных этапах обучения биологии и химии, с применением приемов РКМЧП.
статья по биологии по теме

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья39 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество учителя и учащихся на разных этапах обучения биологии и химии, с применением приемов РКМЧП.

Модернизация отечественного образования основной своей целью ставит обеспечение качественного образования для каждого обучаемого согласно его интересам и способностям Сегодняшних учеников уже не устраивает роль пассивных слушателей на уроке, им не всегда интересно записывание под диктовку учителя и списывание готовых решений. А иногда  их мало интересуют готовые презентации на темы уроков. Но когда они сами непосредственно участвуют в изучении данной темы, это намного интереснее для них и запоминается лучше.

Моя цель на уроке вызвать у детей эмоциональный интерес, создать условия «учение с увлечением», раскрывающие творческие особенности учеников, а самое главное, чтобы

 успеха добился каждый ученик  в меру своих  способностей. Для этого использую приемы технологии РКМЧП

    Развитие критического мышления в ходе обучения подразумевает определенную структуру учебных занятий. В технологии «РКМЧП» она представлена: базовой учебной моделью: Вызов—Осмысление—Рефлексия.

    Вызов- это актуализация имеющихся у обучающихся знаний. Вызов подготавливает персональный отклик  на новую информацию.

    Осмысление-введение новой информации извлечение из нее множественных смыслов.

    Рефлексия- соединение новой информации со старыми знаниями, преобразовании суммированного знания в ходе творческой и индивидуальной работы.

    На стадии осмысления или извлечения новой информации применяю приемы, такие как, кластер, зигзаг, «З-Х-У».

 Формы работы: индивидуальная, кооперативно- групповая, индивидуально-групповая.

На стадии рефлексии использую приемы, синквейн- «5 строк», выражение собственного смысла через описание, действие и отношение.

Использование этих приемов помогают учителю и ученику сотрудничать, в работу вовлекаются  все ученики класса. С каждым уроком развивается самостоятельность учения, развиваются творческие способности детей, возрастает интерес к предмету. А главное  даже самый слабый  учащийся чувствует себя успешным.

Работая над данной технологией, я отмечаю положительные моменты:

  • повышение качества успеваемости по предмету
  • заинтересованность  учащихся  при выполнении творческих заданий
  • абсолютная успеваемость по предметам и  при сдаче экзаменов.

 .  

 Современное развитие общества требует совершенно нового человека.

Человека, способного поставить реальные  цели, наметить пути их решения

и  получить положительный,  ожидаемый результат. В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. Понимая необходимость в организации такой деятельности, я  стараюсь овладевать современными образовательными технологиями на курсах повышения квалификации, а так же  знакомлюсь с опытом других учителей.

Как, прежде всего, научить мыслить и работать самостоятельно учащихся?

В течение последних пяти  лет, я активно применяю на уроках приемы технологии РКМЧП.

 У учащихся формируются навыки отстаивать свою точку зрения, слушать других, убеждать, приходить к единому мнению. Возрастает познавательный интерес.                                  

 Вся получаемая на уроке информация рассматривается учащимися с разных сторон, извлекаются различные идеи, выясняются возможные последствия ее реализации, делаются выводы. А главное, учащиеся  самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы.

 Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Эта технология  является основой приемов технологии РКМЧП, которые я использую на уроках. Это такая форма общения, в которой ребенок чувствует себя не только как обучающийся, но и как самостоятельно действующая личность. Учитель и ученик вместе выясняют, устанавливают свойства, особенности того или иного предмета или явления, намечая пути решения задачи. Школьник  постоянно должен ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, что он должен высказывать, выдвигать предложения, делать выбор. Роль учителя направлять ,помогать ,контролировать ,слушать и оценивать .Первое время ,неукладовались в урок .так как долго составляли сиквейн, по изучаемому вопросу .Но постепенно время на уроке на уроке научились дозировать.

   Приемы технологии РКМЧП использую при объяснении новой темы и иногда при обобщении материала. Многие темы по биологии в 6,7классах и в 8,9классах по химии провожу, используя приемы кластера и написания синквейна. Для закрепления пройденного  материала и ввода в тему использую ИКТ.

  По биологии ,например такие темы как «Низшие и высшие растения»,» «Споровые растения»,»Покрытосеменные растения».В 9классе при изучении темы «Металлы» и  «Неметаллы», в 11классе при повторении и обобщении курса неорганической и органической химии.

 Приемы этой технологии реально работают, так дети перед уроком могут сказать «давайте порисуем и посочиняем сегодня».А бывает и наоборот, у них снижается активность работы и тогда использую другие виды деятельности, например ИКТ. Поэтому важно постоянное обновление методики занятий.

  Процесс обучения является в этом случае преобразующей деятельность не только для самого ученика, но и учителя, у которого поддерживается интерес к делу, появляются новые приемы работы. Используя приемы РКМЧП, я учитываю контингент учащихся(т.е.применяю дифференцированное обучение) и вношу свои коррективы в эти приемы .Так в последнее время ,кроме кластера использую опорную схему-конспект,в обучении детей с особыми образовательными потребностями.

   Одним из изучаемых мной вопросов по теме самообразования, это применение приемов технологии РКМЧП для детей с особыми образовательными потребностями.

 За время применения на уроках приемов этой технологии, я пришла к выводу, что

 Таким детям очень нравится выступать в роли экспертов, озвучивая изученный вопрос в групп, перед классом по опорной схеме. Они любят составлять схемы-рисунки.

А главное ,одобрение и поддержка со стороны учителя, и тогда даже самый слабый ученик преодолевает посильные для него трудности.

Смешанный состав учащихся, обмен информацией .деятельностью между сильными, средними учениками укрепляют межличностные отношения учащихся в группе .Эксперты групп меняются каждый урок, чтобы каждый почувствовал себя успешным уходил с урока с чувством удовлетворения и желанием учится.

Подводя итог, можно сделать вывод, что  приемы РКМЧП способствуют развитию ученика в соучастии его учебной деятельности с деятельностью учителя. Помогает, научить мыслить и работать самостоятельно.

 

 

Список литературы:

1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления: Материалы семинаров по проекту « Развитие критического мышления через чтение и письмо», 2000.

2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. - М.: «Просвещение», 2004, 173 с.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Альянс-Дельта, 2003. - 284 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках английского языка с целью повышения учебной мотивации, самореализации и самоопределения учащихся на начальном этапе обучения.

Знание иностранного языка в настоящее время стало очень актуальным. Особенно эффективно изучение иностранного языка на начальном этапе обучения. Дети младшего школьного возраста проявляют большой инте...

Особенности обучения чтению на разных этапах обучения

В работе рассмотрены основные виды чтения, их особенности, приведены упражнения для развития навыков разных типов чтения на разных этапах обучения, приведены основные требования при овладении различны...

Особенности обучения чтению на разных этапах обучения

В работе рассматриваются основные виды чтения, упражнения для развития разных типов чтения на всех этапах обучения....

Обучение учащихся на разных этапах обучения аргументированному высказыванию

Данная статья посвящена основным приёмам аргументирования и упражнениям по овладению этими приёмами, что способствует развитию умения говорить логично и убедительно.  Аргументированно высказывать...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ И ПРИОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РАЗНЫХ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ К АНСАМБЛЕВОЙ ФОРМЕ МУЗИЦИРОВАНИЯ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ И ПРИОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ  РАЗНЫХ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ К АНСАМБЛЕВОЙ  ФОРМЕ МУЗИЦИРОВАНИЯ...