Нетрадиционные приемы в традиционном уроке.
статья по биологии по теме

Папуш Ольга Анатольевна

Данный материал содержит обобщение педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_papush_o.a.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

Папуш О.А., учитель биологии

ГБОУ СОШ № 47

имени Д.С. Лихачева

Нетрадиционные приемы в традиционном уроке.

Менять структуру современного урока, на мой взгляд,  нет смысла: классическая структура, применяемая десятилетиями, себя оправдала. Нужно менять подход к ученикам, так как изменилась психология детей. Прошли времена, когда ученики «смотрели в рот учителю». Современные учащиеся получают огромный поток информации, а что делать с ним и где его применить – не знают. В связи с этим усложнилась задача учителя, ему сложно удержать внимание учеников, если он работает по-старому. Поэтому возникает необходимость удивлять учеников. Дети по природе своей любопытны, и если уж их что-то заинтересовало, то они хотят знать истину, найти ответы на свои вопросы. Вот тут-то и необходимо применение новых методов и приемов обучения, которые помогут организовать продуктивную деятельность учащихся на протяжении урока. Именно на это ориентирует педагога ФГОС второго поколения, рассматривающий в качестве ведущего результата умение самостоятельно учиться.

Ученики в процессе обучения, безусловно,  учатся мыслить, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, общаясь с другими и принимая ответственные решения.

Например, при изучении нового материала по теме «Значение диких животных», очень эффективным для первичной систематизации информации является прием «Кластер».

В начале урока учащимся можно предложить составить кластер «Значение животных» по данному образцу. Обычно учащимся уже многое известно по этой теме и они без труда называют пищевое значение животных, вклад животных в распространении плодов и семян. Далее дается новый материал. Прослушав объяснение учителя, изучив учебный материал, учащиеся самостоятельно заканчивают заполнять кластер, таким образом, закрепляя новый материал.

Если класс слабо подготовлен, то задание можно изменить, предложив учащимся заполнить кластер после прочтения соответствующего параграфа учебника.

В конце занятия несколько учеников рассказывают о значении животных, опираясь на самостоятельно заполненный кластер, а остальные дополняют. Каждый ученик сам решает, вносить ли ему дополнения товарищей в свой кластер. Учитель оценивает лучшие работы.

Кластер помогает систематизировать информацию, фиксировать фрагменты новой информации, устанавливать логические связи между объектами и явлениями.

Активизировать самостоятельную познавательную деятельность учеников можно, используя прием «Отсроченной загадки». Я его часто применяю в 7-8 классах. Интрига сохраняется в течение всего занятия, что позволяет развивать регулятивные действия учащихся.

В начале урока учитель ставит перед учениками проблему.  Это может быть загадка, проблемный вопрос, интересный факт и просит высказать свои предположения (их можно записать на доске). Однако, ответить правильно учащиеся смогут, только изучив тему. Важно, чтобы загадка была жизненной, интересной для учащихся, затронула их.

Например, при изучении темы «Кожа – покровный орган человека», я привожу факт о «золотом мальчике» и прошу ребят высказать мнение о причинах гибели мальчика.

В Италии в 1646 году в роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шел «золотой мальчик». Тело его сплошь было покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провел всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер. Отчего умер мальчик?

После чего мы изучаем новую тему, обращая особое внимание на функции кожи.

В конце урока возвращаемся к вопросу, и проверяем правильность предположения учащихся.

При разработке урока я всегда учитываю подготовленность класса и личностные особенности учащихся. Если коллектив не является единым целым, то организую работу в группах. Очень продуктивным в этом случае является прием «Очевидное – невероятное». Например, при изучении темы «Движение крови по сосудам», класс делится на 3 группы. Каждой группе предлагается конверт с заданиями.

Задание состоит из нескольких противоречивых фактов, проанализировав которые учащиеся должны предложить пути решения проблемы.

Задание для группы 1. Проанализируйте предложенные факты и предложите пути решения проблемы.

  1. Жидкость не может двигаться вверх по сосуду без давления.
  2. Давление в венах 5-10мм. рт. ст., а в крупных венах даже отрицательное.
  3. Кровь в венах течет снизу вверх, преодолевая силу тяжести.

Задание для группы 2. Проанализируйте предложенные факты и предложите пути решения проблемы.

  1. Сердце сокращается ритмично, выбрасывая кровь отдельными порциями.
  2. Кровь движется в сосудах непрерывно и только в одном направлении.

Задание для группы 3. Проанализируйте предложенные факты и предложите пути решения проблемы.

  1. Кровь в сосудах течет очень быстро, за 0,5 мин совершает один полный оборот.
  2. Скорость движения крови максимальна в аорте и  минимальна в капиллярах.

Дети озвучивают свои предположения, после чего им дается текст и предлагается либо подтвердить свои предположения, либо опровергнуть.

Обычно к концу занятия ребята устают, а закреплять материал желательно ярко, интересно. Прием «Найди ошибку» позволяет это сделать. Учитель намеренно допускает ошибки в решении задачи, в учебном тексте, а учащимся необходимо найти ее и устранить. При этом учащиеся не только повторяют пройденный материал, но и применяют полученные знания.

При изучении темы «Растительные сообщества» можно использовать следующий текст:

«Мы долго смотрели на трехэтажный лес и удивлялись, как точно в нем все подогнано. В верхнем этаже – светолюбивый кедр. Лиственница и пихта ему расти не мешают, потому что кедр растет выше и быстрее своих соседей. Ниже этажом -  лиственница. Она теневыносливее кедра и прекрасно себя чувствует под его пологом. А пихта – теневыносливее лиственницы и отлично живет в полумраке»

В старших классах на этапе итогового обобщения полезно применить прием «Сводная таблица», который помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями, фактами, выявлять различия, сходства.

В 11 классе, при изучении темы «Экологические сообщества» я использую таблицу «Сравнение естественных и искусственных экосистем»

Биоценоз

Линия сравнения

Агроценоз

Видовое разнообразие

Компоненты

Действующий отбор

Источник энергии

Способность к саморегуляции

Устойчивость

Круговорот веществ

        После заполнения таблицы, можно провести обобщающую беседу, которая поможет определить уровень восприятия учебного материала.

        Буквально в любом классе с любым уровнем знаний в итоговой части можно воспользоваться приемом «Синквейн».

        Этот прием позволяет обобщить полученные знания на уроке, развивает творческие способности учеников. Писать синквейны можно индивидуально или в группах. Обычно ученики с удовольствием включаются в творческий процесс.

Биология.

Сложная, интересная.

Поучает, развивает, увлекает.

Она открывает тайны природы.

Природа.

Цветок.

Красивый, большой.

Растет, привлекает, опыляется.

Цветы дарят нам праздники.

Красота.

Карл Линней.

Великий, образованный.

Открывал, изучал, преподавал.

Человек, отдавший себя науке.

Систематика.

Биология.

Полезная, интересная.

Поучает, распространяет, экспериментирует.

Жизнь – ее основной интерес.

Наука.

Есть в моей копилке приемы, которые с одинаковым успехом можно применять как в начале урока (для активизации поиска правильного ответа), так и в конце занятия (для оценки знаний). Например, прием «Верные и неверные утверждения».

Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на знания или интуицию. Некоторые вопросы вызывают у них затруднение, так как детям не хватает знаний. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание в течение всего урока.

Этот прием я использую при изучении темы «Отряды Пресмыкающихся»

  1. Пресмыкающиеся – исключительно наземные животные.
  2. Змеи меняют кожу.
  3. Пресмыкающихся необходимо уничтожать, так как они нападают на человека.
  4. Змеи  - плотоядные животные.
  5. Раздвоенный язык пресмыкающихся служит для устрашения.
  6. Размножаются пресмыкающиеся, откладывая яйца.
  7. При погружении в воду у крокодила закрываются ноздри и слуховой проход.
  8. Все змеи ядовиты и опасны для человека.
  9. Пресмыкающиеся – это потомки динозавров.
  10. Кожа всех пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками.

Эти же вопросы, применяемые в конце занятия, позволяют оценить знания, полученные учащимися на уроке.

Каждый прием, который используется мною в работе, позволяет мне легко находить контакт с учениками, организовать их плодотворную деятельность на уроке, который становится более интересным, увлекательным. Я в постоянном поиске новых методов и приемов, так как жизнь не стоит на месте.

Безусловно, введение ФГОС нового поколения предполагает формирование у учащихся универсальных учебных действий, обеспечивающих самостоятельную способность ученика учиться. Методические приемы, поддерживающие познавательную мотивацию, развивающие познавательные способности позволяют придать традиционную уроку новое качество, изменить характер взаимоотношений учителя и учащихся, не изменяя классической структуры урока. А уж будет ли урок традиционным или наполненным современными идеями  зависит от творчества учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Использование нетрадиционных способов и приемов работы на уроке для повышения эффективности обучения английскому языку."

Презентация к материалу о нетрадиционных способах и приёмах работы на уроках английского языка....

Нетрадиционные приемы на уроках

Использование нетрадиционных приемов на уроках и внеклассных занятиях по литературе...

Традиционные и нетрадиционные приемы в работе с детьми с речевыми нарушениями

Разнообразие методов  в работе логопеда способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, стабилизируют внимание, сглаживают неврологическую симптоматику, создают  базу...

"Нетрадиционные приемы на уроках английского языка"

Данная статья была подготовлена мной для выступления на семинаре для учителей английского языка....

Использование нетрадиционных приемов и методов контроля знаний и умений учащихся на уроках географии, как залог активизации познавательной активности школьников

В данной работе приведены примеры нетрадиционных приемов и методов контроля знаний на уроках географиии. Материал будет полезен как для учителей-стажистов, так и молодых педагогов....

Традиционные и нетрадиционные формы работы на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Описан опыт рвботы на уроках математики в условиях реализации ФГОС...