Рабочая программа по биологии 11 класса на основе авторской программы В.В. Пасечника
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме

Гуменюк Ольга Васильевна

Рабочая программа по биологии 11 класса на основе авторской программы В.В. Пасечника. 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_11klass.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по биологии. 11 класс

Пояснительная записка.

  Тематическое планирование по программе Пасечника В.В.

Биология. Введение в общую биологию и экологию. 11 класс

(А.А.Каменский,  Е.В.Криксунов, В.В.Пасечник) М. Дрофа. 2008

1час в неделю (34 часа)

Планирование составлено по программе  автора В.В. Пасечника в соответствии с примерной рабочей программой, соответствует Федеральному Государственному образовательному стандарту, принятому в марте 2004 года и включает в себя минимум содержания среднего биологического образования.

Учебник:    А.А.Каменский,  Е.В.Криксунов, В.В.Пасечник: «Общая биология. 10-11 кл.» Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 20013 .

Курсом «Общая биология» завершается изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Он призван обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.

Изучение курса «Общая биология» в 11 классе базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком теоретическом уровне.

В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся.

Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако в их структуру и содержание внесены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что дает возможность раскрыть содержание на более высоком научном уровне и в то же время доступно для учащихся.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.

Практических работ – 3

По базисному плану на изучение биологии в 11 классе отводится 1 час (34 часа).

3. Цели изучения курса

     Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы  с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.
  • 9. Требования к уровню подготовки выпускников
  •           В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
  •           знать/понимать
  • * основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя; закономерностей изменчивости;
  • * строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • * сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • * вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • * биологическую терминологию и символику;
  • уметь
  • * объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единства живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние  мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • * решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • * описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • * выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; 
  • *  сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агросистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • * анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • * изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • * находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • * соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • * оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • * оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Тематическое планирование

урока

№ урока втеме

Наименование разделов и тем.

Всего часов

Теоретические

практические

Виды и формы учебной деятельности

Количество и темы контрольных работ

Раздел 1. Вид

20

История эволюционных идей

4

4

1

1

История эволюционных идей.Значение работ К.Линнея, Ж-Б.Ламарка

1

Узнают о состоянии и развитии биологических исследований; вклад К. Линнея, Ж.Б. Ламарка

2

2

Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина .

1

Знают основные этапы становления и развития эволюционной теории Ч. Дарвина и основные положения эволюционной теории.Умеют на примерах из жизни животных и растений привести доказательства эволюции

3

3

Ч. Дарвин и основные положения его теории.

1

Изучают основные положения теории Ч.Дарвина.

4

Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

4

Узнают о роли эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картин мира.

2

Современное эволюционное учение.

9

8

1

5

1

Вид. Критерии вида.

Л.р. Выявление изменчивости у особей одного вида.

Л.р. Описание особей вида по морфологическому критерию.

1

Знают определение биологического вида и его критерии. Умеют доказывать целостность вида, значение видового разнообразия в природе«Описание особей вида по морфологическому критерию»

6

2

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

1

Знают характеристику популяций, значение популяций для вида, структуру и свойство популяций. Умеют описать структуру 7популяции по ее критериям

7

3

Борьба за существование и её форм

1

Знают формы борьбы за существование. Умеют наблюдать проявления естественного отбора.

8

4

Естественный отбор и его формы. Л.р.Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

1

Знают о сущности и формах естественного отбора как движущей силе эволюции. Умеют привести примеры движущего и стабилизирующего отбора, уметь показать творческую роль естественного отбора

8

5

Изолирующие механизм видообразования.

1

Знают виды и значение изолирующих механизмов, основные формы видообразования. Показывают  значение различных механизмов изоляции в видообразовании

9

6

Видообразование

          1

Знают об изолирующих механизмах и видообразовании.

10

7

Макроэволюция и её доказательства.

           1

Знают отличительные особенности макроэволюции и ее доказательства.

Умеют приводить примеры переходных форм и их роли в эволюционном процессе

11

8

Система животных и растений – отображение эволюции

1

Знают основные систематические группы, используемые при классификации растений и животных. Умеют находить отображение эволюции в современной системе органического мира

12

9

Главнее направления эволюции органического мира.

1

Знают главные направления органической эволюции, их соотношение и роль в эволюционном процессе.

Умеют давать краткую характеристику основных типов эволюционных изменений, описывать их роль в видообразовании

13

3

Происхождение жизни на  Земле

3

2

1

14

1

Гипотезы  о происхождении жизни.

П.р. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

1

Знают основные гипотезы происхождения жизни, уметь выявлять их плюсы и минусы. Умеют  проследить путь зарождения и развития жизни на Земле. Умеют приводить доказательства происхождения жизни на Земле

15

2

Отличительные признаки живого.

1

Умеют находить отличительне признаки живого.

16

3

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

1

Могут проследить усложнение живых организмов на Земле.

4

Происхождение человека.

4

2

1

17

1

Доказательства родства человека с млекопитающими.

1

Знают систематическое положение человека в системе животного мира, отличия человека от животных; рассмотреть гипотезы происхождения человека. Умеют приводить доказательства происхождения человека от животных

18

2

Гипотезы происхождения человека.

 П.р. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

1

Знают  основные стадии эволюции человека, признаки и отличия каждой из эволюционных групп. Умеют показывать поэтапное развитие и совершенствование человека от парапитеков до человека разумного (изменение физиологических показателей, появление речи, пользование орудиями труда, огнем и пр.)

19

3

Эволюция человека.

1

Знают основные факторы эволюции человека: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.

Умеют покзывать роль биологических и социальных факторов в антропогенезе

20

4

Происхождение человеческих рас

1

Знают основные гипотезы и предположения о родине предков человека; знать основные отличительные черты представителей различных рас.

Показывать зависимость формирования отличительных признаков рас с условиями жизни

21

Раздел.2. Экосистемы

11

11

Экологические факторы

3

22

1

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

1

Знают адаптации организмов к условиям окружающей среды. Умеют выявлять действия местных факторов.

23

2

Биологические ритмы.

1

1

24

3

Межвидовые отношения .

1

1

Знают основные виды отношений между организмами: нейтральные, положительные, отрицательные, их разновидности и значение в жизни живых организмов. Умеют на примере показать типы взаимоотношений организмов между собой

Структура экосистем

4

4

25

1

Видовая и пространственная структура экосистем.

1

Знают структуру сообщества и значение в природе. Умеют показывать целостность и взаимосвязь между компонентами сообществ

26

2

Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

1

Знают основные правила построения экологических пирамид. Умеют показывать закономерности смены сукцессий на определенной территории, знают их виды и значение

27

3

Причины устойчивости и смен экосистем.

1

Знать основные демографическис показатели и их значение в жизни популяции.

Умеют приводить примеры pегуляторных  механизмов; знают причины колебаний численности и популяциях

28

4

Искусственные сообщества – агроэкосистем.

1

Знают основные методы, применяемые в селекции растений: гибридизация, отбор, полиплоиди- зация.

Умеют показвать значение закона гомологичных рядов наследственности и знания о центрах происхождения культурных растений в селекции

Биосфера – глобальная экосистема.

2

2

29

1

Биосфера – глобальная экосистема.

1

Знают основные этапы эволюции биосферы в хронологической последовательности. Умеют показывать взаимосвязь развития органического мира и эволюции биосферы

30

2

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

1

Биосфера и человек.

2

2

31

1

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения

1

 Знают основные типы загрязнителей и их влияние на живые организмы.

Умеют спрогнозировать последствия влияния загрязнителей на живые организмы, знать меры предотвращения загрязнений

32

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природе.

1

Знают основы рационального природопользования, примеры влияния человека на природу. Умеют приводить примеры рационального природопользования и роли человека в сохранении биоразнообразия планеты

33

Заключение

1

34

Контрольная работа.

1

35

Обобщающий урок

1

Итого

35

32

3

11. Критерии оценивания

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 

1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.